На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 169 подписчиков

Свежие комментарии

  • Регина Толстоброва
    По 12 часов теперь работают. как это плохо женщине с детьми.Страницы нашей ис...
  • Yvan
    Как всегда интересно.И снова короткие ...
  • Run Николаева
    Фото Тима Флака очень хороши :) Но вот фото лошадей в упряжи-это не арабы и не андалузы.Сказочная красота...

Что можно успеть за 23 года. Русский живописец Федор Васильев

Как часто судьба бывает несправедлива и жестока к талантливым людям. Отмеряет им совсем короткую, наполненную страданиями и испытаниями, жизнь. И тем ничего не остается, как до изнеможения работать, чтобы успеть заявить о себе миру. В истории русской живописи таковым был художник Федор Васильев, жизнь которого сравнивают с падающей звездой, ярко вспыхнувшей на небосклоне и стремительно погасшей. Слава пришла к нему в 21, а в 23 его не стало.
Русский живописец Федор Васильев.

Да, жизненный путь художника был действительно очень короток, но несоизмеримо меньше отведено ему было на творчество - всего пять лет. Однако его творческое наследие, а написал Васильев около 100 изумительных пейзажей, до сих пор заставляет восхищаться его проникновенностью и глубиной. Художник сумел найти и воплотить в свои произведения пейзажного жанра собственное направление — лирико-поэтическое.И если бы не коварная судьба-злодейка, Федор Васильев, имея подлинный талант живописца, мог достичь недосягаемых вершин. Ибо за столь короткий срок, когда иные только постигают азы живописи, он успел написать произведения, вошедшие в золотой фонд российского искусства, оставив в нем после себя неизгладимый след. Искусствоведы предполагают, что проживи Васильев дольше отпущенных ему двадцати трех лет, имя Федора Александровича, несомненно, было бы в ряду самых знаменитых русских мастеров пейзажа. А некоторых из них он, со своим исключительным талантом, и вовсе мог бы и затмить.

Несколько страниц из биографии юного живописца

«Портрет художника Ф. А. Васильева». (1871 год). Автор: И. Н. Крамской.

Маленький Федя родился в 1850 году в небольшом городке Гатчина, что под Петербургом в семье мелкого чиновника Александра Васильева. А так как его родители были не венчаны, то он был внебрачным сыном и не имел права на отчество. Вскоре после рождения Фёдора родители будущего художника перебрались в Петербург и свой брак, наконец-то, узаконили, родили ещё двух «законных» сыновей. А Фёдор так до конца жизни и жил с правами и комплексами незаконнорожденного ребёнка. Этот факт всю жизнь будет угнетать художника.
Перед дождем. Автор: Федор Васильев.

Дар живописца у Федора проявился очень рано, еще малолетним пацаненком он со знанием дела перерисовывал картинки из журналов, которые ему нравились. А к десяти годам он довольно умело рисовал мелом и писал масляными красками. Имел мальчик наклонности и к музыке. Так, на бесплатное обучение в гимназию Федор попал благодаря своему звонкому детскому голосу. Мальчик превосходно пел в церковном хоре и так как денег на гимназию у семьи не было, он поощрен был бесплатным обучением.«Волжские лагуны». Автор: Федор Васильев.
Семья его очень бедствовала. Отец много пил, а то, что не пропивал - проигрывал в карты. Чтобы как-нибудь помочь матери, на каникулах за один рубль в месяц помогал почтальону разносить почту. Чуть позже 12-летний Федор устроился помощником писца в Адмиралтейство. А с 13-ти лет он нанимается работать на почтамт — разбирать корреспонденцию и выполнять другую мелкую работу. В 1865 году окончательно спившийся отец умер, и в 15 лет Федор становится главным кормильцем семьи.
«Вид на Волге. Барки». (1870 год). Автор: Федор Васильев.

Очень быстро осознав, что именно живопись его призвание, Федор начал посещать по вечерам классы Рисовальной школы при Обществе поощрения художеств и параллельно устраивается помощником к реставратору Соколову — одному из лучших в Петербурге. Целеустремлённость юного Васильева была феноменальна - он четко знал, чего хотел от жизни.

В 16 лет Васильев знакомится с известными русскими художниками — Иваном Шишкиным и Иваном Крамским. Шишкин в скором времени женится на сестре Васильева - Евгении, а Крамской останется на всю жизнь его близким и верным другом, невзирая на разницу в возрасте. Крамской, вспоминаю о своём молодом друге, будет всегда говорить, что творчество Васильева оказала сильнейшее влияние на всё творчество его, Крамского.

Ах, Васильев! Это, батюшки, такой феномен, какого еще не было на земле!.. Я такой одарённой натуры еще не встречал!

И.Н. Крамской

А еще юному художнику посчастливилось попасть под опеку к графу Павлу Сергеевичу Строганову — крупному меценату, играющему в художественной жизни столицы значительную роль. Именно он стал первым покупателем картин, а со временем и опекуном 17-летнего самородка. Строганов снабжал его материалами для работы, предоставлял в полное распоряжение коляску для выездов на пленэр и приглашал подолгу гостить в своих имениях в провинциях России и Малороссии.

Благодаря графу, Васильев приобретёт и светский лоск, и манеры аристократа. «Он, этот мещанин по происхождению, держал себя всегда и всюду так, что не знающие его полагали, что он, по крайней мере, граф по крови», - из воспоминаний Крамского.Автор: Федор Васильев.Автор: Федор Васильев.
Попытается Васильев завести дружбу и с 26-летним Ильей Репиным. Хотя тот сторонился молодого самоуверенного юнца и безмерно удивлялся, глядя на него: "...нахален, насмешлив, самоуверен. Откуда только такие берутся?! ... ведь говорят, он беден, этот Васильев, а вечно надушен, идеально подстрижен и одет как самый заправский франт — в цилиндре, дорогом сюртуке, лайковых перчатках. Нигде толком не учился — а вот уже бранит почем зря Академию и её порядки, говорит, они нелепы, смешны и уж лет тридцать как устарели. Языков не знает и за границею не бывал — а так кстати умеет вклеить в разговор французское или немецкое смешное словечко или латинский учёный термин, что просто диву даёшься. И музыке, сам рассказывает, специально не обучался, инструмента дома не имеет — а сядет за рояль, да и сыграет что-нибудь из Бетховена. Удивительный субъект! "«Перед грозой». (1869 год). Автор: Федор Васильев.

Я зашёл от света, чтобы видеть картинки, и онемел, – картинки меня ошарашили… Я удивился до полной сконфуженности… Скажи, ради бога, да где же ты так преуспел? – лепечу я. – Неужели это ты сам написал?! Ну, не ожидал я!.. Небо-то, небо… Как же это? Неужели это без натуры?.. Я никогда еще не видывал так дивно вылепленных облаков, и как они освещены!!!

И.Е. Репин

А под видом этой напускной развязности и франтовства Федор Васильев стремится вырваться из обречённого и замкнутого жизненного круга, к которому был приговорён самим фактом своего рождения. Всю свою короткую, но насыщенную событиями жизнь художник будет отчаянно бороться с комплексом, связанным с его происхождением.После грозы. Автор: Федор Васильев.

Что же касается Шишкина, уже академика живописи на момент знакомства с Васильевым, то он, Шишкин, очень быстро признал молодого художника равным себе и в 1867 году оба живописца отправились в совместную творческую поездку на Валаам (на картине Шишкина «У церковной ограды. Валаам», можно разглядеть раскинувшегося на траве беззаботного и счастливого Феди Васильева).

После возвращения с Валаама Иван Шишкин спешно отправился в Елабугу, где просил у своего благословения на брак с Евгенией Васильевой – сестрой Фёдора.

А Васильев, после возвращения с Валаама, представил на выставке «Общества поощрения художеств» картину «На острове Валааме. Камни» — картина чрезвычайно понравилась меценату и попечителю «Общества» Павлу Сергеевичу Строганову.

Васильев, будучи практически самоучкой, работал очень много, при этом спал мало. За незаурядный талант был признан любителями искусства сразу же, и его живопись мгновенно раскупалась. Он за пару лет стал любимцем аристократов и богемы Санкт-Петербурга. Безмерно удивляло его современников то, как много картин при таком активном образе жизни он сумел создать и как далеко продвинуться, при том при всем еще и успевать повсюду: в театр, на бал, на каток, где был постоянным посетителем.«Оттепель». (1871 год). Автор: Федор Васильев.
В 1871-м году на конкурсе Общества поощрения художников Васильев со своим полотном «Оттепель» обскакал самого Алексея Саврасова. Работа, получив первую премию, имела феноменальный успех. А копию с этого произведения для себя заказал сам наследник престола, будущий император Александр III.

А год спустя Академия художеств отправляет «Оттепель» на Всемирную выставку в Лондон — и там доморощенного живописца снова ждет ошеломительный успех и слава.

Мы желали бы, чтобы г. Васильев приехал к нам в Лондон и написал бы наши лондонские улицы во время быстрой оттепели… Не он ли настояний артист для этой задачи!Летний жаркий день. (1869 год). Автор: Федор Васильев.
В 21 год - такой триумф! Многим казалось, что очень ранний и незаслуженный, но лишь самые близкие друзья и родные знали, как упорно шел к своей цели Федор, не отступая ни на шаг, какой ценой ему это все далось.

Однажды бесшабашность Васильева сыграла с ним злую шутку. Катаясь на катке, разгоряченный юноша наелся снега. И этот необдуманный поступок обернулся для художника вначале лихорадкой, а позже врачи начали высказывать свое подозрение на чахотку. А когда диагноз подтвердился - настоятельно начали рекомендовать, чтобы молодой человек немедля покинул Петербург и перебрался на юг, к солнцу.Автор: Федор Васильев.
Однако Васильев отнесся к настоятельным рекомендациям докторов и мольбам матери по-детски легкомысленно. Немного оправившись от болезни, он отправляется с другом в Финляндию «перекрикивать Иматру» — в то время было такое популярное развлечение у молодежи. Став по обе стороны у обледеневшего подножия водопада, молодые люди азартно перекликались до хрипоты и боли в связках, пытаясь перекричать грохочущую Иматру. Эта поездка для художника оказалась роковой. По приезду ему стало совсем худо и доктора подтвердили диагноз: туберкулёз горла. И Васильев немедля выезжает в Крым с матерью и меньшим братом Романом. Тополя. (1870год). Автор: Федор Васильев.
Яркий солнечный Крым совершенно не понравился художнику, он тосковал по дорогому сердцу городу и его скупой природе. Некоторое время он даже писал по памяти пейзажи северной России. Но свыкнувшись, начал выходить на пленэр и писать удивительную природу полуострова.

Удивительное дело, но именно такие же чувства испытает и Левитан в Крыму – тоска по средней полосе России. У Васильева тоска была ужасной – он скучал по лесам и рекам средней полосы, по степям и болотам. Скучал, понимая, что может так статься и он этой красоты уже не увидит. Никогда!

И теперь писал Крамскому:

О болото, болото! Если б Вы знали, как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия. Ну, ежели опять не удастся мне дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра? Ведь у меня возьмут всё, если возьмут это. Ведь я, как художник, потеряю больше половины!

В последний год жизни, предчувствуя близкий конец, начинает работать много и безудержно. Васильев почти перестает спать ночами, забываясь в работе, она одна помогает не думать о смерти. В то, что живописец выздоровеет, не верит уже никто и он сам, в том числе.

В свою первую «крымскую зиму» Фёдор Александрович написал «Мокрый луг» — крымская картина совсем не про крымскую природу. Луг был написан по памяти, от тоски. Эту картину Васильев, с огромным волнением, отправил в Петербург своему другу Ивану Крамскому.«Мокрый луг». (1872 год). Автор: Федор Васильев. /Самая знаменитая картина художника/.

«Мокрый луг» выставили на конкурс, Он написал работу в Крыму, будучи уже больным, по памяти, но первое место получил «Сосновый бор» Ивана Шишкина. А за картину Васильева началась почти война. Война между великим князем Николаем Константиновичем и Третьяковым. Последний надеялся, что Васильев отдаст ему картину в счёт долга. Нуждающийся художник этому воспротивился. Однако, картина досталась Третьякову. Перебил ценой. За тысячу рублей. Цена немалая. Впрочем, Васильев к этому времени был должен меценату что-то около этой суммы и картина «ушла» в Третьяковскую галерею. В счёт долга. Ожидаемых денег Васильев так и не получил.Прибой волн. (1873 год). Автор: Федор Васильев.
Бывали периоды, когда врачи ограничивали художника в передвижениях. Ему не разрешали не то, что выходить из дому, а даже переходить из одной комнаты в другую. А последних полгода жизни врачи запретили Федору Александровичу даже говорить, чтобы не утруждать горло. Он вынужден был общаться при помощи «разговорных тетрадей».

Иногда в гости к Васильеву приезжают друзья, чаще он получает письма… Художник, как и прежде, мечтает «побродяжить» по просторам России с Репиным и Шишкиным, надышаться вольным ветром степей, запахом полевых цветов, войти в призрачный рассветный туман над рекой… Однажды, в долгую бессонную ночь, он вдруг явственно увидел картину «Христос в пустыне», к написанию которой только-только приступил Крамской…

Больного художника навестил Айвазовский «со свитой», как иронизировал Васильев. Зачем пришёл? Как потом писал в своём письме Крамскому художник:

…Осчастливил своим посещением г. Айвазовский, и сообщил между другими хорошими советами, рецепт краскам, с помощью коих наилучшим манером можно изобразить Чёрное море.

В марте 1873 года художник закончил картину «В крымских горах». Это была последняя работа, которую Васильев представил на конкурс в «Общество поощрения художников».

Картина получила первую премию и у больного художника появился шанс на выздоровление. Васильев пишет в Академию прошение о присвоении ему звания художника 1-й степени без экзамена по научному курсу на основании уже написанных работ. Звание художника 1-й степени решало для Васильева несколько серьёзных проблем:

  • он жил в Крыму по просроченному паспорту, выданному на фамилию Васильев (художник не имел права на эту фамилию, как незаконнорождённый). Звание могло решить проблему и с документами, и с фамилией;
  • художник 1-й степени имел право на бесплатное лечение за границей.

Чиновники Академии долго думали и, наконец-то, прислали ответ – в просьбе отказать, но учитывая былые заслуги присвоить звание «почётного вольного общника».

Уже после похорон художника, его несчастная мать рассказывала Крамскому, как прочитав письмо её сын очень долго стоял обескураженный посреди комнаты, а потом сказал обречённо «всё кончено», лёг в постель и уже не встал. 24 сентября 1873 года великого русского пейзажиста не стало. Похоронили Васильева в Ялте на Поликуровском кладбище.

«В Крымских горах». (1873 год). /Последняя работа мастера/. Автор: Федор Васильев.

Товарищи художника устроили его посмертную выставку в Петербурге. Удивительным было то, что все готовящиеся к экспозиции работы, включая альбомы с эскизами и зарисовками, были раскуплены еще до ее официального открытия. Лишь только Павел Третьяков приобрел для своей галереи сразу 18 полотен. А императрица Мария Александровна приобрела несколько альбомов. Даже незаконченные полотна были раскуплены.Автор: Федор Васильев.
По истине был невероятно талантливым художником, и по мнению многих современников и исследователей, он мог бы совершить громадный переворот во всей пейзажной живописи, если бы не ранняя смерть. Картины художника:Берег Волги после грозыБлиз Красного селаБолото в лесу. ОсеньВ Крыму. После дождяВ церковной ограде. ВалаамВечер в КрымуВозвращение стадаДеревняЗаброшенная мельницаКрымские горы зимойНа острове Валаам. Камни На реке. Ветренный день Перед грозойПосле дождя. ПроселокПосле дождяРассветУтро

https://kulturologia.ru/blogs/230719/43721/?fbclid=IwAR3snKa...

https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhi...

Картина дня

наверх