На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 176 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Спасибо, Лана. А вот про котика ничего сказать не могу точноПрирода России 81
  • Lana_Borei Иванова
    Якутия потрясает! А котик на последнем фото - турецкий ангор?Природа России 81
  • Светлана Митленко
    🤣 классно выразилась: по касательной. Главное, что все в пределах нормы!Чудеса фрактально...

Переславль-Залесский. Горицкий Успенский мужской монастырь.

Горицкий Успенский мужской монастырь


Горицкий монастырь. Фото нач. ХХ века

Переславский музей-заповедник располагается в южной части города на горе в стенах бывшего Горицкого монастыря. Это крупнейший провинциальный музей России, основанный видным историком и краеведом М.И. Смирновым в 1919 году.  Посмотрим сначала на монастырь сверху. Эти снимки, которые я нашла в интернете,  сделаны с самолета.


Основу музейной коллекции составляют предметы старины и искусства, вывезенные в 1918 году с барских усадеб и закрывшихся тогда же переславских церквей и монастырей: старинная мебель, церковная утварь, предметы древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства.Вид на монастырь со стороны дороги у Плещеева озера.Горицкий Успенский мужской монастырь был основан при Иване Калите в 1362 году.12 июня 1722 года в пожаре погиб монастырский архив. К сожалению, исторические сведения об этом монастыре весьма кратки, отрывочны и неясны, так как архив монастыря не сохранился, и все сведения о нем получаются из разных побочных источников. Вот те сведения, какие имеются о монастыре.

Вскоре, после основания в нем был пострижен святой Дмитрий Прилуцкий, оставивший монастырь в 1371 году.
Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в богатой купеческой семье Покропаевых, в Переславле-Залесском (по другим сведениям, в деревне Веслево Переславском районе Ярославской области. В Успенском Горицком монастыре принял монашеский постриг. На берегу Плещеева озера основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.В 1354 году Димитрий впервые встретился с Преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Дмитрия Донского. Под влиянием Сергия Радонежского решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники отправились дальше.
Свое наиболее известное название монастырь получил от расположения на возвышенности – «горице». Вначале, конечно, были деревянные строения, но от древних деревянных построек не сохранилось ничего.

В 1382 г. войско Тохтамыша разрушило Переяславль-Залесский, а вместе с ним и Горицкий монастырь. Незадолго перед разорением сюда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского. Она и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом. В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392 г. восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.В XV веке в нем жил и был игуменом (с 1470 до 1500 год) святой Даниил, основавший, тут же в Переславле, Троицкий Данилов монастырь (в 1508 году), куда и перешел из Горицкого монастыря. Он прожил в Горицком монастыре с 1495 по 1525 гг.; сюда к нему стекалось множество паломников. Великий князь Василий III пригласил Даниила в крестные к своему сыну Ивану – будущему царю Ивану Грозному. Сам монастырь нередко посещали цари и их семьи, и в ризнице собралось немало царских даров.

Дальнейшая судьба Горицкого монастыря в XVI и XVII столетиях неизвестна. В 1744 г. он упразднен и отдан для помещения архиерейского дома вновь учрежденной Переяславской епархии.

За время пребывания в нем архиереев известны следующие постройки: Собор Успения Пресвятой Богородицы и Гефсимания, между 1753—1761 годом (в нем мы побываем в следующей теме); колокольня с церковью Богоявления 1768—1777 г. (тоже отдельная тема); в это же время (вместо древних) построена часть ограды и башни вновь; эти позднейшие части начинаются от колокольни, затем идут по северной стороне и частью по западной; архитектура их ясно отличается от древних, как видно в натуре.
С XVI века в монастыре значатся каменные постройки, что указывает на его богатство. В XVII веке в монастырском владении были очень большие земли и около 5000 крестьян.

Во второй половине XVII века с юга и юго-запада монастырь был обнесен новой каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, палатой привратника.Смотрим карту. Древнейшими постройками монастыря, несомненно существовавшими в XVII веке, остаются только двое ворот, из коих одни «Святые»; южная ограда с одной башней и, можно прибавить, еще церковь Всех Святых (почти утратившая древний вид вследствие позднейших пристроек).   Во второй половине XVII века с юга и юго-запада монастырь был обнесен новой каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, палатой привратника. «Святые Ворота» с церковью святого Николая представляют один из выдающихся образцов древнерусской архитектуры и потому неоднократно изображались и описывались в различных изданиях; из них наиболее ценными представляются чертежи, помещенные в издании Ф. Рихтера, где можно видеть все подробности обработки. Год построения «Ворот» неизвестен, но указывается многими исследователями в периоде XVII века.Святые врата с надвратной Никольской церковью – образец соединения двух соседствующих по времени стилей: узорочья и московского барокко. Нижний ярус с широкой проездной аркой был выстроен в середине XVII века и богато декорирован деталями из фигурного кирпича. Верхняя часть с церковью надстроена позже, в конце XVII века, и ее убранство близко к московскому барокко, получившему в то время большую популярность. На массивном четверике с четырехскатной кровлей стоят два маленьких убывающих восьмерика, поддерживающих небольшую главку. По бокам церковь охвачена галереей, идущей по границам нижнего яруса ворот. Зрительно они составляют с палатой привратникаХVII века единое целое. Святые ворота были построены в середине ХVII века и отличаются богатым узорочьем декоративной отделки. Над воротами возвышается Никольская надвратная церковь конца ХVII века. По убранству она резко отличается от Святых ворот и палаты привратника. Никольская надвратная церковь имеет ярусное завершение и восьмигранное окно на южном фасаде.Палаты превратника представляют собой небольшое здание с красивым декором. К числу основных украшений этой постройки относятся сложные по форме наличники, балясины, полуколонки. Наиболее ярко декорированы верхняя половина стен палаты и ее углы. Вот эти ворота, снятые с колокольни.


    Подлинным шедевром зодчества XVII века считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене. Они невысокие и исполняли скорее хозяйственную функцию, но их нарядное убранство непременно притягивает к себе внимание, выделяет их на фоне почти гладких, лишенных декора стен. В нижней части ворот располагаются четыре круглых столба, поддерживающих стену. Стена украшена разнообразными архитектурными деталями.  Над массивными арками по бокам от ворот сверху помещены изящные фигурки двух коней, поднявшихся на дыбы. Верхняя массивная надстройка сооружена во второй половине XIX века. Проездные ворота невелики по своим размерам.

При входе на территорию Горицкого Успенского монастыря гостей встречает часовня ХIХ века, перевезенная из деревни Старово Переславского уезда Владимирской губернии. Такие часовни, как правило, строились на окраинах деревень и сел, а также рядом с проезжими дорогами. Эта часовня представляет собой пятиглавую постройку серого цвета. Она имеет крылечко с резными столбами. Сейчас в ней располагается касса музея.В 1744 г. была образована Переславская епархия. В Горицком монастыре было решено разместить резиденцию архиепископа. Решили выстроить новый, более грандиозный по своему размаху комплекс, состоящий из Успенского собора, примыкающей к нему с запада Гефсиманией (постройкой, связанной с ландшафтом и символизирующей евангельские события) и трапезной с храмом Всех Святых.Трапезная палата с Всехсвятской церковью была построена, судя по убранству, в последние десятилетия XVII века. Высоко поднимающийся над стенами монастыря бесстолпный четверик церкви увенчан пятью главками на тонких узорчатых барабанах. Под карнизом проведен широкий фриз с ложными закомарами. Окна храма, апсид и трапезной палаты обрамлены фигурными наличниками. Построенное в XVII веке здание значительно реконструировалось в XVIII и XIX веках. Апсиды были скрыты кирпичной стеной XVIII века, многие наличники стесаны. Хотя бы отчасти их восстановили только при реставрации 1970-х гг. Силуэт высокой Всехсвятской церкви с трапезной палатой выразителен.К Всехсвятской церкви примыкает трапезная палата. Окна трапезной палаты также обрамлены фигурными наличниками.   В настоящее время в здании Всехсвятской церкви с трапезной палатой размещаются экспозиции музея  и хранилище. Ниже фото с колокольни.Масштабное строительство в монастыре было приостановлено сначала после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель в 1764 г., а окончательно застопорилось, когда упразднили Переславскую епархию, просуществовавшую всего 44 года – до 1788 г. Недостроенную Гефсиманию сначала просто забросили, а потом, в 1881 г., и вовсе разобрали.

Часть колоколов увезли в Петербург на колокольню Петропавловской крепости, а богатую ризницу отправили в Москву. Чтобы поддержать угасающую жизнь в Горицах, городские власти разместили в опустевших зданиях различные учреждения - суд, казначейство, магистрат. Но переславцы недовольны - из города до Гориц не близко (2-3 км.), дорога неважная, да еще и в горку подниматься надо. После неоднократных просьб горожан эти учреждения перенесли обратно в город.
Около века монастырь был заброшен и постепенно разрушался. В конце XIX века (1881г.) к трапезной палате с запада было пристроено здание духовного училища с квартирами для преподавателей. Для строительства нового здания и была разобрана недостроенная и обветшавшая Гефсимания. Классы и комнаты для учеников устроили в трапезной.

В 1904 году внутренность монастыря представляла грустную картину запустения: громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом; в одной стороне стоят две церкви и несколько незначительных новых построек, затерявшихся среди громадного пустыря; ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены.Училище просуществовало до 1918 г., а в 1919 году был открыт Переславль-Залесский краеведческий музей - один из первых музеев России, созданных в молодом Советском государстве, который существует и доныне. Об этом свидетельствует старая мемориальная доска и надпись над входом. Сейчас там находится картинная галерея. Это и предохранило комплекс монастыря от полного уничтожения. И это к счастью.Руководителем музея стал Михаил Иванович Смирнов (1868-1949), проработавший здесь вплоть до своего ареста в 1930г. М.И.Смирнов – автор очень интересной монографии по истории Переславля-Залесского, издание которой ему не суждено было увидеть. Вернувшись из ссылки, Смирнов работал в Загорске (Сергиевом Посаде).  Пройдя меж храмами, мы очутились перед северной монастырской стеной. Стены монастыря строились в ХVII и в ХVIII веках. Более старые стены имеют три ряда бойниц – верхние, нижние и наклонные. У стен, сооруженных в ХVIII веке (например, у северной стены), нижние бойницы отсутствуют.    Башни также были возведены в ХVII–ХVIII веках. Они подразделяются на:
- северо-восточную (ХVIII века);
- северо-западную (ХVIII века);
- юго-западную (ХVII века).
    Северные башни заканчиваются куполами с барабанами и шпилями.   Юго-западная башня представляет собой высокий восьмигранник с несколькими рядами бойниц. Она скромно украшена декоративными элементами и увенчана шатром.Стены достраивались в XVIII веке. Тогда оборонительного значения новая стена уже не имела, поэтому ее высота значительно меньше, чем обычно бывает в древних крепостях. Бойницы в них сделаны также скорее с декоративной целью – нижних нет вовсе, кое-где нет и верхних. Башни северной стороны стен монастыря украшены с большим искусством: явно мастера заботились о внешнем виде стен и башен больше, нежели чем об обороне.Вообще Горицкий "кремль" - поздний по архитектуре и, скорее, декоративный, чем боевой. В периметр стен XVIII века вошли отдельные фрагменты XVII-го, в том числе юго-западная башня с бойницами. Другие башенки, с куполочками и флюгерками, даже и не пытаются походить на крепостные.

В XIX веке в северной стене была устроена невысокая звонница, устроенная в северной стене Горицкого Успенского монастыря, с которой открывается великолепный вид на Плещеево озеро. Внутри самой звонницы вид хуже – она вся разрисована наименее культурными посетителями музея. В 1887г. башни сильно повредил ураган, нанесший огромный урон монастырю, стоящему на открытом возвышенном месте. Долгое время башни стояли без кровель, рушились. Только в 1950-1960 гг. они были отреставрированы и приведены в теперешний вид.Зато именно отсюда, с доступной для туристов северной стены, открывается самая роскошная панорама почти всего Переславля-Залесского!Вид звонницы с наружной стороны.

Рядом с часовней из деревни Старово на территории Горицкого Успенского монастыря в 1963 году был установлен бюст основателя Переславля-Залесского – Юрия Долгорукого (скульптор – С. М. Орлов).
    За бюстом Ю. Долгорукого произрастает фруктовый сад, высаженный в 1925 году сотрудниками музея. В центре фруктового сада находится пруд. Он был образован в ХVIII веке «для предосторожности от пожарных случаев», хотя экскурсоводы рассказывают, что он построен точно по размерам «Ноева ковчега». Пруд заполнялся водой искусственно, по трубам, проведенным от соседнего пруда у стен монастыря. Берега пруда были укреплены бревнами.
В 1960-х гг. сюда же были перевезены две деревянных часовни – из деревень Фонинское и Старово Переславского района. Такие часовни были «обыденными», то есть чаще всего сооружались за один день силами крестьян или странствующих плотников на деньги, собранные «миром». Внутри часовни из деревни Фонинское видны деревянные фигуры Христа и святых, выполненные с большим искусством.Сейчас в Горицком монастыре Переславля по-прежнему остается музей. Зимой Успенский собор закрыт для осмотра в целях сохранности интерьеров; нет в зимнее время входа и на колокольню.Перед самим монастырем есть еще музей Александра Невского. Он небольшой и сделан недавно.Покажу еще панораму перед входом в Горницкий комплекс.Ну и наполедок

Картина дня

наверх