На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

История костюма. Вуаль

Вуали носили те, кто стеснялся своего лица, те, кто, наоборот, считал слишком большой привилегией для окружающих любоваться им, те, кто хотел подчеркнуть свое положение – семейное или социальное – или те, кому нужно было защититься от солнца или ветра. Ушла ли в прошлое вуаль? Ничего подобного: возникнув задолго до появления мусульманских или христианских традиций, она обещает пережить еще не один период истории человечества.

Кому приличествовало носить покрывало на голове в древности

Одежда, которая сама по себе в человеческом обществе использовалась не всегда – а кое-где и до сих пор не применяется, тем не менее, уже в древние времена стала выполнять не только практическую функцию – защищать от холода и осадков. Встречать по одежке люди научились уже очень давно. И первые упоминания об обязанности или о праве носить на голове накидки, закрывающие лицо, встречаются уже в ассирийских законах – то есть нормах более чем трехтысячелетней давности.Реконструкция, костюм знатной ассириянки; справа: костюм знатного ассирийца

Ассиро-вавилонские женщины носили простые прямые платья с длинными рукавами и маленькие шапочки без полей. У знатных женщин платья были длинные, облегающие фигуру. На голове лентой укрепляли покрывало, которое закрывало плечи и спину.
При этом «низшим» классам было запрещено покрывать голову – наказание за нарушение этого правило было суровым: если рабыню или представительницу древнейшей профессии «ловили» на ношении такой накидки – первой грозило отрезание ушей, вторую приговаривали к розгам и отправляли в рабство. То есть покрывало служило знаком отличия уважаемых и высокопоставленных ассирийских женщин.
Римлянки после замужества не выходили из дома с непокрытой головой. 
Похожий смысл такой кусок ткани, скрывающий женщину от посторонних глаз, имел и в Древней Греции – это была калиптра. Ее носили женщины в классический период, а вероятнее всего, и раньше. Да и в эпоху эллинизма считалось в порядке вещей, если гречанка закрывает на людях лицо и волосы. Римлянки должны были держать скрытыми от посторонних глаз свой дом и свои волосы – так проявлялось уважение к мужу как к главе семьи. Незамужние девушки голову не покрывали. На гетер также не распространялось это правило.

Первыми носить одежду, позволяющую скрывать лицо, начали именно христианки и иудейки. И если учесть, что ислам, христианство и иудаизм являются родственными монотеистическими («авраамическими») религиями, то наличие во всех этих религиозных конструктах тех или иных нормативных комплексов, регулирующих вопрос сокрытия или открытия лица и тела, не должно удивлять.


Монотеистические религии внесли в обычаи, связанные с одеждой, еще большую императивность: в иудаизме и христианстве, как и у зороастрийцев, ношение женщинами чадры воспринималось как символ скромности и благочестия. А позже эту традицию переняли и мусульмане. В период османского владычества правила насчет того, что женщины должны носить одежду, скрывающую все тело, волосы и лицо, стали особенно строгими.

Возникнув позже других, ислам перенял от христианства и иудаизма не только формат общения с Высшей Силой (Священная Книга, принцип кодификации и фиксации норм религиозных идеологии и обрядности), но и отношение к вопросу сокрытия лица и тела. В христианской традиции сокрытие лица, например, всегда было символом достоинства, целомудрия и девственности. Женщина средневековой Испании (XIV век) и жительница баскской провинции Бискайя (более поздний период Средневековья). 

Таким образом, говоря современным языком, «дресс-код», прежде всего для женщин, в его взаимосвязи с нормами благочестия и с требованием соблюдения «моральных норм», неразрывно связан с христианством, а сама эта тема веками звучала в церковных проповедях. Вопрос только, как разные религии эволюционировали на протяжении своей истории. Пережив влияние Реформации, демократизации, капитализма и Ренессанса, христианство в итоге утратило роль источника системной моральной нормативности, в первую очередь в области одежды.

В исламе полное закрытие лица не относится к обязательным предписаниям, а вот исламизм, окрепший в середине второй половине 20-го века в рамках «войн заместителей» между США и СССР (конфликт в Афганистане) сделал ставку на такого рода предписания как на инструмент достижения своих сиюминутных политических целей. При этом в странах исламской культуры, где делались попытки модернизационных рывков, везде делались и попытки обязательно законодательно отрегулировать требования к ношению женской одежды.  Слева: женщина, одежда которой закрывает все части тела. Марокко, Африка, начало ХХ века. Справа: девушка из Японии использует закрытый головной убор в качестве теплого предмета зимнего гардероба, начало ХХ века. Мавританские женщины (1530 год) в уличной одежде и так называемой накидке «тападо». Женщина-мавританка слева поднимает амалафу (белую мантию), открывая оба глаза, а христианка из Кастильи справа использует мантию, оставляя один глаз открытым. Никаб - предмет одежды мусульманок, закрывающий лицо - остается лишь прорезь для глаз. 

Сначала головной платок, чадра, никаб и так далее были элементом комплекса вопросов морального и религиозного характера, инструментом нормативного регулирования формата присутствия сексуальности в общественной жизни. Сегодня вокруг этого куска ткани разгораются уже чисто политические дебаты. Но нас интересует не это.

Кого и от чего могла защищать вуаль

Хашим ибн Хаким, прозванный Аль-Муканна, то есть «закрытый покрывалом», был одним из самых известных в истории персонажей, скрывавших лицо от окружающих. Муканна родился в VIII веке в городе Мерве (территория современного Туркменистана). Он был организатором восстания против династии Омейядов, называл себя воплощением бога и объяснял свое покрывало тем, что сияние его лица не может вынести ни один простой смертный. Злые языки, правда, утверждали, будто за этой зеленой шелковой тканью Муканна скрывает какие-то ужасные физические недостатки, но это осталось неподтвержденным.Традиционный головной убор туарегов - тагельмуст.
То, что чадру, предшественницу вуали, носили прежде всего женщины аристократических семейств, а крестьянкам и служанкам либо дозволялось, либо вообще предписывалось не покрывать голову, объяснимо и с практической стороны: в чадре работать в полях затруднительно. А вот для жителей африканской пустыни, наоборот, ткани, повязанные вокруг головы и лица, была спасением. Туареги, племена сонгай, хауса и другие народы Сахары издавна носили такую чадру, повязывая ее так, чтобы защититься от ветра и песка.

На древних африканских наскальных рисунках обнаружены изображения человеческих лиц с одними только глазами, без носа и лица – то есть обычай носить такие покрывала, вероятно, намного старше, чем мировые религии и даже первые своды законов. Для туарегов ношение тагельмуста – так называется головной убор, сочетающий в себе свойства тюрбана и вуали, - считается признаком мужественности. Появление же с открытым лицом признается неприличным. К женщинам, впрочем, все это не относится – только мужчины-туареги закрывают тканью лица.

Понятно, что в средневековой Европе никаких послаблений относительно женской одежды не было – волосы покрывали чадрой, потом носили чепцы и капюшоны. А вот начиная с XV века покрывало-вуаль становится уже скорее модным аксессуаром, чем обязательным к ношению элементом гардероба приличной христианки. Очень популярны вуали были при бургундском дворе – женщины прикрепляли их на геннин – конусообразный головной убор.Европейские головные уборы в XV веке.

Не думайте, что на Руси было что-то иное. Опростоволоситься (устар.) – снять с себя головной убор; остаться с непокрытой головой; в русском крестьянском быту женщине снять с себя публично головной убор считалось неприличным. Ведь немного больше века тому назад по всей России для женщины считалось неприличным показывать волосы из-под головного убора или платка.На Руси покрытая голова была очень важна для женщины, поэтому ношение платка связано с целой традицией. Повязывать платок можно «по-бабьи», «по-купечески» и «по-дворянски». На Руси уществовала традиция “развязывание ума", когда маленькой девочке дарили юбку и платок. Носить его до определенного возраста было не обязательно, но первый свой платочек из рук отца девочка уже получала. В старину платок был самым желанным подарком.Северная Россия, Тверская губерния

Сейчас многие православные, да и просто народные традиции утеряны и уже не все помнят, что, например, платок в храм надевали только замужние женщины…История платка в Древней Руси начинается примерно в 12 веке: тогда женщины носили «убрус». Его делали из различных материалов: для бедных из шерсти,для более состоятельных из шелка и украшали камнями, золотой и серебряной нитью, речным жемчугом, вышивкой. Платок служил защитой от сурового климата, поэтому его носили поверх головного убора. Головной убор на Руси был не только защитой от солнца, холода и всего остального, но и служил индикатором статуса. Незамужние девицы могли  ходить с непокрытой головой или же с головным убором, оставлявшим открытой макушку (порой, даже в церкви). Поскольку все у девушки было скрыто многослойной одеждой, открытая «макушка» была призвана подчеркнуть ее красоту, на радость добрым молодцам. После того как девица выходила замуж, голову покрывали женским убором. В X-XI веке убор замужней женщины назывался «повойником», напоминал головное полотенце. В  XV-XVI вв. женщины стали носить «убрус» — вышитое белое или красное полотно, концы которого богато украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и спину. Привычка носить платок появилась в наших широтах одновременно с принятием православной веры. Согласно религиозным заветам, женщине полагалось беречь чистоту, быть скромной и добродетельной. Своеобразным знаком, отличающим благочестивых женщин, служил платок. Интересно! Платок на голове незамужней девушки говорил о ее непорочности, чистоте духа и помыслов. После замужества покрытие головы олицетворяло покорность супругу, честность, верность. При этом платки эти различались формой и цветом, способом, каким их повязывали. Это было своего рода дифференциацией женщин по статусу «замужем/не замужем», какой теперь служит кольцо. Но женщина осталась женщиной и платки, как и остальные головные уборы старались украсить. Хотя о самих платках стоит поговорить, видимо, отдельно. Тут же тема о вуалях.

А в нашей стране хиджаб носили и татарки еще два века назад. Особо ценились роскошно расписанные покрывала. В сборнике «Народы России» 1878 года, изданном в Санкт-Петербурге, наряд татарок описывался так:

«На голову бедныя повивают узорчатыя по концам полотенца, а богатыя надевают шелковыя, в виде повязки, с дорогою бахромою, позументами и драгоценными камнями, или же бархатныя шапочки, отороченныя соболем. Сверх всего они покрываются длинным вуалем из тюля… Поверх рубашки, как и мужчины, татарки носят два камзола, из коих нижний, зилян, без рукавов, из шелковой материи, обшитый по краям галуном и с карманом на боку. Верхний камзол делается из парчи, с очень длинными рукавами. Вместо камзола теперь, впрочем, чаще носят просто халат из парчи, шелковой материи или из китайки с длинными съуживающимися к концам рукавами, халат этот накидывается на голову и служит, таким образом, вместо чадры».Татарская национальная одежда

Мода на вуали

Позже, в период барокко и тем более рококо, лица не скрывали, а потому вуали носили редко. Не забывали их, правда, в те моменты, когда требовалось сохранить инкогнито – при посещении любовника, например, или для еще каких темных дел – тут уж в помощь воображению призываются многочисленные романы Дюма-отца. В южных католических Италии и Испании женщины продолжали благочестиво прикрывать волосы и носили черную кружевную мантилью – это еще одна «родственница» чадры. Сейчас мантильи носят разве что во время праздников, в том числе религиозных.Мантильи, как и другие накидки-вуали, носят и представительницы самого высшего общества.
Конец XIX века стал временем триумфального возвращения вуалей в женский гардероб горожанок. Носили их много – обычно в виде прикрепленного к шляпке небольшого фрагмента сетчатой ткани – на все лицо или на пол-лица. С началом Первой мировой войны этим веяниям пришел конец. А снова вуали обрели популярность в шестидесятые, став на некоторое время настоящим писком моды.Икона стиля Жаклин Кеннеди рядом с Робертом Кеннеди (слева) и Эдвардом Кеннеди (справа) на похоронах своего мужа, президента США Джона Ф. Кеннеди, убитого 22 ноября 1963 г. 

Что же до исламского мира, на протяжении XX века обычай носить чадру и другие скрывающие волосы и лицо предметы одежды, казалось, терял прежнюю устойчивость, но в последние десятилетия покрывала вновь стали непременной составляющей гардероба мусульманской женщины. Часто чадру носят вместе с никабом, который закрывает лицо, оставляя лишь прорези для глаз.Интерес к вуалям подогревали и звезды - Мэрилин Монро.Марлен Дитрих Джин ХарлоуСофи Лорен и др.
Вуаль по-прежнему не сдает позиций в свадебной моде – это традиционное украшение сначала древнеримской, а потом христианской невесты остается актуальным и в новейшие времена. Веками в Европе носили черные траурные вуали во время похорон и в первый период после них. А кружевные накидки и сейчас положено надевать в некоторых католических храмах, как в прежние времена. Вуали часто украшают шляпки тех аристократок, что принимают участие в торжественных мероприятиях высокого уровня, например, на скачках в Аскоте, где без головного убора нельзя появиться ни даме, ни джентльмену.

https://kulturologia.ru/blogs/131121/51688/

https://realnoevremya.ru/articles/190329-istoriya-hidzhaba-i...

https://antiobscurantism.jimdofree.com/%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1...

https://www.swissinfo.ch/rus/%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%...

https://hmong.ru/wiki/Veil

https://islam.ru/content/analitics/30457

Картина дня

наверх