На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    Есть  люди  ,  совершенно  не  ревнивые  ,  не  брезгливые...Знаю  одного  такого  не  ревнивого  мужа  , который  *с...Писатели, которые...
  • Светлана Митленко
    К своему сожалению не видела его.Писатели, которые...
  • Nina Titova
    Есть спектакль "Лондонский треугольник" Герцен-Огарев-Тучкова.Писатели, которые...

Шедевры садово-паркового искусства... Висячий сад в Эрмитаже

Зимний дворец съел весь бюджет России. Не смотря на мольбы и приказы Елизаветы Петровны, Растрелли строительство не успел окончить, как ни старался. Пётр Фёдорович, как известно, не долго пожил во дворце – отправился по воле супруги своею навстречу со своею тётушкою. Во дворце 1500 комнат. И это было самое высокое гражданское здание столицы – достойно самой большой империи мира. Только через два года Екатерина Алексеевна перебралась во дворец – ждала, когда тень супруга перестанет “бродить” по залам дворца; многое перестроила. Апартаменты её располагались на втором этаже, окна её комнат, сильно перестроенные, и сейчас глядят над Комендантским подъездом…Висячий сад в Малом Эрмитаже.

Висячий сад. (1764-1766, арх. Юрий Фельтен и Ж-Б де Ламот). 
“Висячий сад Малого Эрмитажа имел вид продолговатого четвероугольника, около 25 сажен длины и 12 сажен ширины”
– из сочинения Михаила Ивановича Пыляева “Старый Петербург”.
В сущности Малый Эрмитаж и начался с Висячего сада, который в 1765 году построил архитектор Юрий Фельтен. Сначала это было двухэтажное строение, на первом этаже которого расположился дровяной склад, а на втором были высажены растения. В те годы внутренние сады, или вертограды, были популярны среди знати. Но, в отличие от других, сад Эрмитажа подогревали снизу. Между ним и манежем находился специальный этаж с шанцами — короткими столбиками, между которыми проходили каналы. По ним вверх поднимался нагретый воздух. Благодаря этому в саду всегда было теплее, растения зацветали раньше, чем во всем Петербурге, а листья с деревьев опадали позже.
Еще через год Екатерина распорядилась возвести здесь Южный павильон — покои для своего фаворита, графа Григория Орлова. Фасад Фаворитского корпуса, как его еще называли, выходил на Миллионную улицу. Сегодня здесь располагается Научная библиотека Государственного Эрмитажа.

Вдоль Висячего сада, на стенах галерей снизу доверху выставлены картины (266 картин в 1780 году) французских мастеров, в основном.Висячий сад Малого Эрмитажа.
На переднем плане видна крыша Южного павильона, выходящий на Дворцовую площадь. Павильон был спроектирован русским зодчим Юрием Михайловичем Фельтеном. На заднем плане - Северный или Ламотов павильон (по проекту француза де Ламота). За павильоном видна Нева. Висячий сад - между павильонами.Висячий сад в январе. И летомФлора. Скульптура на здании Малого Эрмитажа. Санкт-Петербург

В столовой Малого Эрмитажа слуги находились этажом ниже. Чудесный стол опускался на этот этаж, и гости наверху видели перед собой только пустую рампу. Чтобы не слишком долго любоваться этой рампой, применялись два стола. В то время как едят на одном, слуги внизу накры­вают второй, который должен сменить первый. Эти чудесные столы построили немецкие мастера Иоганн Цунфорт и Христофор Фрейтаг. Движение стола приводится с помощью колеса. Поскольку здесь не присутствуют слуги и можно есть “в одиночестве и по собственному разумению”, эта столовая воистину – “уединённое место”, “приют отшельника”, “эрмитаж!”. 

Висячий сад, устроенный во втором уровне Малого Эрмитажа, можно назвать одной из затей, свойственных придворному быту Екатерининской эпохи. Висячий сад делали “под императрицу”, как и всё остальное, то главный распорядитель работ Ив. Ив. Бецкой распорядился сделать деревянный макет сада. На двух подводах макет отправили в Москву для осмотра его государыней. Екатерина Алексеевна макет осмотрела, его одобрила, и дозволила начать строительство (1764). К 1767 году садик вчерне был готов, и в 1768 году закрыли его с двух сторон каменными галереями. Так появился знаменитый Висячий садик Малого Эрмитажа. Т. к. на сводах первого этажа высаживали теплолюбивые растения прямо в грунт, то в сводах устроили каналы, по которым шёл тёплый воздух, подогревая грунт.Малый Эрмитаж. Вид на Ламотов павильон (на заднем плане) и Висячий сад. Гравюра Николая Саблина. 1773 год.В 7 часов вечера февраля месяца 1769 года их величество устроила демонстрацию своего Малого Эрмитажа. Среди приглашённых были английский посол с супругою.

В саду рядами росли деревья, подстриженные в форме пирамид. Миртовые и лавровые кусты на зиму убирались в оранжерею. И мраморные тела античных статуй глядели сквозь деревья…
Малый Эрмитаж на долгие годы стал для императрицы центром изящного досуга: здесь имелись такие дворцовые забавы, как подъёмные столы (см. выше), в садике росли диковинные растения, в клетках пели соловьи; малиновки, канарейки и чижики порхали, в клетках, разумеется, золотые рыбки носились в маленьком бассейне, под ногами гостей могли пробежать шустрые лесные зверушки. Придворный камерный оркестр услаждал слух приглашённых утончёнными музыкальными композициями. Музыка казалась императрице просто шумом, не могла она отличить Моцарта от Глюка. Екатерина Алексеевна в 1787 году. Работа художника Михайлы Шибанова, из крепостных (отчество и год рождения не известны).

В 18-00 начинается собра­ние в Эрмитаже: или театр, или бал, или тихий вечер в том же Эрмитаже – беседа за картами, бостон или макао, с кружкОм доверенных лиц – “весёлых, забавных людей” – иногда собрание сие соединялось с работой, опять же. Тогда в Эрмитаж приглашали посла того или иного европейского государства. В част­ных беседах с иностран­ными дипломатами за игрою в бостон или макао, Безбородко Александр Андреевич, а то и сам Светлейший разъясняли политику прави­тельства; как бы невзначай проговорившись, светлейший и государыня, беседуя в присутствии посла, произносили слово, а то и фразу, из которой посол делал нужный  для России вывод; не­официально выдвигались те или иные предложения, дабы потом внимательно изучить реакцию европейских дер­жав.
В 22-00 отбой. Государыня удалялась, ведя за руку фаворита. На ломберном столе она оставляла пригоршню мелких алмазов, которую беззастенчиво унесут игроки. В спальне фаворит делал своё дело и удалялся в свои апартаменты, а то и возвращался к гостям. Екатерина Алексеевна тотчас засыпала здоровым, немецким сном. Утром подруга государыни Перекусихина Марья Саввишна спрашивала: “Как почивали, матушка?” В ответ вежливо звучало: “Такой приятной ночи давно не проводила”. 
На безумную любовь Екатерина Алексеевна не была способна - слишком рациональна была государыня. Она лишь всю жизнь ждала, мечтала о таковой. Екатерина Алексеевна в 1794 году. Работа Боровиковского В. Л.

Встаёт государыня в 06-00. Умывается холодной водой, выпивает чашечку крепкого кофе с сухариками и начинает работать. Кофе матушка пила такой крепкий, что слуги после неё ещё дважды заваривали остатки кофейной гущи и пили.
До 09-00, надев “снаряд”, очки, работала с документами, от­вечала на письма. В 09-00 возвращалась в спальню и принимала докладчиков (например, сухонький, маленький, юркий, двужильный старичок, однако, обладавший басом, великий наш полководец, сначала клал три земных поклона перед образами, затем – один ей. “Помилуй, Александр Васильевич, да что же ты это делаешь?”, - усаживает она его за столик из карельской берёзы; сама тоже сидит за таким же столиком. “После Бога ты, матушка – одна здесь моя надёжа”, - государыня едва сдерживает улыбку).
В 12-00 слушание докладов заканчивается – начинается, в Малом кабинете, укладка волос и общение с внуками – великие князья Александр и Константин поздравляют бабушку с добрым новым днём. Фрейлины накладывают на волосы чепчик…
До 14-00 чтение книг, сочинение пиес и пр. Обед в 14-00. В 18-00 начинается собра­ние в Эрмитаже… По 9 часов в сутки государыня работала с документами, работала, даже болея. “Праздность влечёт за собою скуку. А оттуда часто рождается дурное расположение духа… Только день, наполненный заботами, избавит вас от ощущения пустоты…”. (Вельможи, вызванные Павлом Петровичем во дворец, должны были пройти мимо кровати, на которой без сознания, тяжело дыша, лежала императрица. Все они проходили в кабинет, не глядя на императрицу. Только одна Перекусихина Марья Саввишна, 1739-1824, пожилая седая женщина была рядом с нею. Отирала платком пот со лба подруги).Впрочем, вернемся к Висячему саду. Он непосредственно примыкает к Ламотову (по фамилии архитектора – Ж-Б де Ламота) павильону, поэтому он уже изначально составляет часть архитектурной композиции. Своим фасадом Ламотов павильон выходит на Неву, на север, поэтому его ещё называют Северным павильоном. Южный павильон, выходящий на Дворцовую площадь, построен по проекту Юрия Матвеевича Фельтена. Павильон этот ранее был жилым, и оформлен скромнее Ламотового. Висячий сад тянулся между этими павильонами Малого Эрмитажа (1764-1775), и между двумя картинными галереями. По западной галерее через Аполлонову залу, названа по одноименной статуе античного бога эллинов, можно было пройти в Зимний дворец.
В 1769 году по проекту Жан-Батиста-Мишеля Валлена-Деламота достроили Северный павильон с окнами на Неву. Вскоре Екатерина II повелела возвести «музеум» — закрыть боковые части сада длинными галереями. Здесь она планировала разместить свою коллекцию картин. Таким образом Висячий сад оказался с четырех сторон окружен дворцовыми постройками. Переброшенный через двор застеклённый переход, позже получил название Экскурсионный мостик, и был построен только в 1932 году.Висячий сад в августе 2018 года.Вид из окна павильона с часами "Павлин".

В Восточной галерее Висячего сада имелся пандус, построенный зодчим Старовым Иваном Егорьевичем специально для Екатерины Алексеевны: C возрастом государыня набрала вес, огрузнела, ноги распухли – слуги перемещали её на кресле-каталке. После кончины государыни надобность в пандусе отпала, и в нач. XIX века архитектор Джакомо Кваренги разобрал его.
В 1839 году из-за обильных осадков вода подмыла перекрытия, и в нижнем ярусе Малого Эрмитажа в кладовых обрушился свод. Поэтому в 1840-х годах Висячий сад реконструировали по проекту архитектора Василия Стасова, чуть позже — Андрея Штакеншнейдера. Именно его планировку можно увидеть в открытой части сада в наши дни. Сегодня в сад туристов не пускают, но его можно рассмотреть из окон прилегающих залов и галерей.

С 1844 года в южном отсеке Восточной галереи находились станки Петра Первого, а в Северном – собрание драгоценных камней. Для самой большой ценности, часов “Павлин”, архитектор Стасов Василий Петрович отвёл небольшую комнату – сейчас часы находятся в Павильонной зале, из окон которой можно любоваться Висячим садом.Стасов В. П. построил новые голубятни, партерные насаждения особой формы. В начале 1840-х Стасов применил свинцовую гидроизоляцию, которая служила до 2011 года. Э. П. Гау. 1875 год.

В 1850 г. Висячий сад Малого Эрмитажа времён Екатерины Второй превратили в зимний сад. Садовники рассадили розы и сирень; расставили среди зелени скульптуры – аллегорические фигуры детей, исполненные ваятелем Эггерсом (Африка) и Цвенгофом (Америка и Азия), а итальянцу Торетти принадлежат Скульптура и Живопись. Тарсии принадлежит “Диана с мальчиками”, Аполлон, Венера и Юнона. Все фигуры в саду — точные копии произведений, оригиналы хранятся в запасниках Эрмитажа.
Висячий сад Малого Эрмитажа.
По задумке Штакеншнейдера пространство предваряла закрытая оранжерея — Зимний сад. До наших дней он не сохранился, но сотрудники музея восстановили его границы. Из окон Северного павильона в саду можно увидеть низкий парапет — именно здесь находилась стена, которая отделяла Зимний сад от открытого. На основание парапета нанесена гравировка, по которой понятно, где располагались несущие колонны и окна, а на одной из стен под защитным стеклом открыта историческая кирпичная кладка.

В 1939 году по распоряжению главного архитектора Эрмитажа, А. В. Сивкова, Висячему саду вновь придали вид, который задумал и воплотил в жизнь архитектор Стасов. Сегодня об оранжерее 1850-х годов напоминает мраморный фонтан у входа (итальянский скульптор Феличе де Фово).Фото рисунков Веры Милютиной. Висячий сад в 1942 году.
Огородничать той весной (в 1942 году) принялся весь Ленинград. В огороды были превращены сады, скверы, бульвары. Грядками покрылись и Марсово поле, и Летний сад, и газоны вокруг памятников, и пустыри между разбомбленными домами. А эрмитажники свой огород разбили высоко над землей, на втором этаже, в эрмитажном Висячем саду. Сирень в последний раз отцвела в Висячем саду прошлым летом (в 1941 году), розы отцвели осенью. Пришла новая весна, кусты сирени опять зазеленели, но расцвести им не пришлось. 
Мы вырывали кусты сирени и жимолости вместе с корнями, чтобы увеличить площадь под наш огород,- вспоминает О. Э. Михайлова.
- Все дни, пока мы копали и разбивали огородные грядки, выдернутые кусты стояли тут же, у стен, с кусками земли на корнях, медленно увядая. В эту блокадную весну мы видели много смертей. Тяжело умирала и эрмитажная сирень
.
Цветники в саду тоже восстановлены по рисункам архитектора Андрея Штакеншнейдера. Они выполнены в викторианском стиле: здесь можно увидеть и симметричные ряды растений, и хаотичные группы. В саду высажены те же цветы, что и в середине XIX века. Сегодня они кажутся обычными, но для позапрошлого столетия это были новые, модные сорта: фритиллярии, розы, туи, дерен, жимолость, лапчатка и удивительная для середины XIX века белая сирень. Украшать шляпки веточкой белой сирени могли только очень состоятельные дамы: многим эти цветы были не по карману. Некоторые садовники шли на хитрость и помещали сирень в подвал: из-за недостатка света цветки получились бледные, почти белые.Висячий сад
В наши дни цветущие растения здесь высаживают два раза в год: в начале лета — розы сортов Эрмитаж и Эден Роуз, а осенью — тюльпаны Эрмитаж и фритиллярию Аврора.
В саду можно увидеть четыре голубятни, все они восстановлены по рисункам архитектора Людвига Шарлеманя. Домики закрыты сеткой, чтобы птицы не могли здесь селиться. Однако, несмотря на старания служителей музея, в саду часто бывают вороны. Они носят свои сверкающие находки и угощения горожан в исторический фонтан Фелиции де Фаво, из-за чего его приходится чистить каждую неделю.

Картина дня

наверх