На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Пожалуйста, Верочка.Гифки 81
  • Светлана Митленко
    А есть еще музеи в Переславле-Залесском. та вообще музеев тьма-тьмущая. И пластинок, и денег, и самоваров, и Дом Бере...Красоты и музеи П...
  • ВераВерная
    Какая прелесть! Спасибо!😻Гифки 81

Златоустовское оружие

А ведь наша страна в клятых 90-х едва не потеряло это искусство! Но обо все по порядку.

Редкое и самобытное искусство Златоустовской гравюры на стали использует чудесные свойства металла, которые выявляются путем специальной обработки. Применяемые для оформления чистое золото, серебро, никель придают гравюре неповторимую прелесть, изящество, красоту. Именно поэтому она пользуется большой популярностью как в России, так и в других странах.Златоустовская гравюра на стали родилась как искусство украшения холодного оружия. На первом месте стояло само оружие, его качество, а украшение служило для того, чтобы подчеркнуть достоинство и качество русского холодного оружия, ставило печать значительности, придавало блеск и праздничное звучание оружию, то есть с самого рождения прикладной характер. В начале XIX в. в уральском городе Златоусте было решено создать еще один центр по выпуску холодного оружия, так как уже имевшиеся не могли полностью удовлетворить потребности армии в нем. Наряду со строевым оружием в Златоусте стали выпускать украшенное оружие.Первый расцвет промысла пришелся на начало 19 века, через несколько лет после открытия железоделательной фабрики, и явился предпосылкой того, чтобы о Златоусте впервые заговорили как об одном из центров развития декоративно-прикладного искусства России.

До начала 19 века в России холодное оружие изготовляли отдельные мастера-самородки. Холодное украшенное оружие для царского двора, придворной и военной знати закупалось в крупнейших оружейных центрах Западной Европы: Золингене и Клингентале. Закупочные цены постоянно росли, из-за чего возникли экономические трудности, которые поставили Россию в зависимость от иностранцев. Александр 1 повелел сенату организовать свой отечественный центр по производству холодного и в том числе украшенного оружия. Для осуществления этой задачи как нельзя лучше подходил Уральский городок Златоуст, где имелась хорошая металлургическая база: на тот момент Златоустовский чугунолитейный и железоделательный завод выпускал высококачественный сортамент чугуна, железа и стали. Низкая себестоимость была обеспечена использованием труда крепостных и возможностью быстрой доставки продукции по густой сети окрестных судоходных рек.

Для организации производства холодного украшенного оружия Царское правительство пригласило специалистов-оружейников высокого класса из известных в то время на весь мир оружейных центров Германии - Золингена и Клингенталя. Среди них были хорошие знатоки обработки стали: литья, ковки и полировки клинков, выделки ножен, изготовления эфесов и художественной отделки оружия.
Оружейная фабрика 1914 год
Первыми художниками-оружейниками на Златоустовской оружейной фабрике были лучшие мастера Золингена - Вильгельм Николай (отец) и Вильгельм Людовиг (сын) Шафы, приехавшие в Россию в декабре 1815 года. До 1817 они были единственными мастерами вытравки и позолоты клинков на Златоустовской фабрике. Критики 19-20-х веков, исследовавшие развитие промысла, отмечают что Шафы обладали более искусством дизайна, нежели художественным. Они умело сочетали клинки с формой рукояти, оправы и ножны, но рисунок которым украшалось оружие был скован и сух и не воспринимался как единая цельная композиция.Оружейная фабрика 1915 год

В Златоустовском краеведческом музее хранится несколько клинков и сабель подписанных фамилией Шаф. Но с первого взгляда можно разглядеть, что изделия различны по стилю и авторскому почерку. Некоторое время на русском холодном оружии, сделанном из златоустовской стали и украшенном златоустовскими граверами, стоял автограф Шафов, как раскрученный бренд начала 19 века.Оружейная фабрика 1916 год

Златоустовские подмастерья немецких художников-оружейников быстро переняли мастерство изготовления гравюры и превзошли своих учителей и в технике исполнения и по разнообразию миниатюры. С 1818 года все оружие на фабрике украшали русские мастера, после того как с честью выдержали свой первый экзамен: В Петербург, в департамент Горных и соляных дел было отправлено девятнадцать клинков украшенных без всякой помощи со стороны Шафов. Эти изделия получили высочайшую оценку членов комиссии госприемки тех времен. Вскоре сами Шафы отметили, что на Златоустовской фабрике сложился свой стиль украшения клинков, не похожий на золингеновский. Через несколько лет они удалились из Златоуста, продолжив свой бизнес в Москве.Оружейная фабрика 1929 год Вид на Оружейное производство 1930 год

Самым выдающимся периодом в истории русского Золотого оружия стали годы Отечественной войны. Только за 1812 год его было выдано свыше 500 единиц. За подвиги, совершенные в ходе сражений, император Александр I пожаловал золотым "генеральским" оружием с бриллиантами Ермолова, Багратиона, Кутайсова, Давыдова, Милорадовича, Иловайского, Орлова-Денисова, Коновницына и многих других, в том числе и атамана Донского казачества Платова. Михаил Илларионович Кутузов был награжден золотой шпагой с лавровым венком из изумрудов. Шпагой с алмазными лаврами и надписью "За 20 января 1814 года" был награжден Барклай де Толли.

На привокзальной площади Златоуста установлен памятник Ивану Бушуеву - одному из первых, одному из лучших граверов оружейной фабрики. О жизни этого художника известно мало, даже дату смерти историки установили по последним работам, датированным 1833 годом. Но его дела навечно вписаны в историю развития промысла. Иван и Ефим Бушуевы вместе с группой подростков братьями Тележниковыми и Лепешковыми и Иваном Бояршиновым пришли к Шафам обучаться ремеслу. Прежде эти ребята обучались в заводской школе рисунку и живописи, а свои навыки они совершенствовали в заводской чертежне. Поэтому, в течение короткого времени, они подняли искусство украшения оружия на такую высоту, на которую больше не взлетала Златоустовская гравюра на стали с середины 19 века до конца 20 - начала 21 столетия. Русские граверы усовершенствовали технологический процесс привезенный из Германии и мастерски им овладели. В отличие от Шафов, которые гравировали небольшую поверхность клинка, И. Бушуев стал использовать всю плоскость для нанесения сложной и насыщенной орнаментальной композиции. Позже Бушуев и его товарищи ввели в арсенал украшений сложные сюжетные композиции, миниатюры на темы русской истории. Бушуев нашел ту грань, которая позволяет считать его работы шедеврами. Горожане назвали его Иванко-Крылатко за легкость и изящество украшения стальных изделий.

Заботу о граверах и художественном промысле взял на себя Павел Петрович Аносов. Имеено ему принадлежит разгадка секрета дамасской стал. Он поправу считается изобретателем златоустовского булата. В начале 1810-х он строил Златоустовскую оружейную фабрику, одно время является её директором, а позже - управляющим Златоустовским горным округом. Павел Петрович Аносов добился общественных заказов на изготовление украшенного оружия. При нём был расширен ассортимент выпускаемой продукции. Мировую известность Златоустовская гравюра на стали получила в 1829 и последующие годы, став постоянным участником промышленных выставок.
Традиции мастеров прошлого продолжают возраждать и преумножать мастера наших дней. Сегодня в Златоусте насчитывается около 60 производственных предприятий развивающих этот уникальный промысел. Для объединения общих усилий по продвижению торгового бренда златоустовской гравюры и украшенного оружия по инициативе Губернатора Челябинской области была создана организация "Гильдия мастеров Златоуста", куда добровольно вошли ряд предприятий занимающихся художественным промыслом украшенного оружия и златоустовской гравюры на стали.
"Гильдия мастеров Златоуста" - постоянный участник выставок на Российском и международном уровне. Участники гильдии - победители и лауреаты многочисленных конкурсов художественых промыслов в России и за рубежом. Ножи и кортики, мечи и палаши, сабли и мачете - вот тот далеко неполный ассортиментный ряд выпускаемой сегодня мастерами-оружейниками Златоуста продукции, постоянно пользующийся спросом и слагающий славу городу мастеров - Златоусту.

В начале 20 века ассортимент был расширен чрезвычайно. Кроме боевых клинков здесь выпускали гражданское форменное оружие.Нож "Уральский пейзаж"Кинжал "Воевода"Кинжал "Янычар"Кинжал "Зимняя русская охота"Меч-акинак «Скифы»Кортик адмиральский "Великая Северная экспедиция"Кинжал «Хозяин Уссурийской тайги»Нож «Бойцы с террором»Теперь немного образцов, в том числе и из музея

Легендарный создатель уникальной техники златоустовской гравюры Иван Бушуев, воспетый Павлом Бажовым Иванко-Крылатко, прожил обидно короткую жизнь. В начале ХIХ века на фабрике были очень вредные условия труда. Золочение на клинки наносилось амальгамным способом с помощью ртути. Вместе с золотом ртуть наносилась на клинок, после чего изделие нагревалось в специальных печах. При нагревании ртуть испарялась, а золото очень крепко приставало к металлу. Процесс назывался «позолота через огонь». Понятно, что ядовитые ртутные испарения поглощались мастерами, что приводило к трагическим последствиям.

Сегодня золочение наносится с помощью тока гальваническим способом. А у художников просторные, светлые, оборудованные места для творчества. Правда, можно уловить запах битумного лака – основного рабочего материала мастеров. В несколько этапов, специалисты называют их «разделка», лаком наносится на изделие рисунок и шаг за шагом идет «разделка» сначала в никель, потом в золото, серебро, после чего изделие попадает в селитровую печь. Этот этап дает знаменитую синеву, так отличающую златоустовскую гравюру. Впрочем, этим технологическим процессом не исчерпываются приемы, с помощью которых златоустовцы создают свои шедевры. Они хранят еще много секретов своего мастерства.

Старинные столовые приборы и посуда, трости горных инженеров, подсвечники, портсигары и пудреницы ХIХ века, рамки для фотографий и держатели календарей из века ХХ, современные иконы и панно-молитвы. И, конечно, оружие. Продолжая традиции предков, сегодня фабрика выпускает полторы сотни наименований холодного и украшенного оружия, в том числе шашки и кортики, кинжалы и палаши, мачете и ножи. Перечислять и описывать каждое изделие смысла мало. Здесь на сто процентов работает поговорка «лучше один раз увидеть…». Такая возможность есть у любого желающего.
Во время Великой Отечественной войны восхищение немецкого противника вызывал НР-40, нож разведчика, который гитлеровцы прозвали «черный нож». Ручка и ножны ножа были покрыты черным лаком, а вороненый клинок не давал отблеска. 1 миллион таких армейских ножей изготовили златоустовские мастера. Уходя в 43-м на фронт, каждый боец Уральского добровольческого танкового корпуса получил НР-40 в подарок. Я об этом ставила тему. (К слову, он по сей день изготавливается на фабрике и пользуется спросом у знатоков холодного оружия).

Все участники Парада Победы на Красной площади в 1945-м, включая принимавшего парад маршала Советского Союза Георгия Жукова, были вооружены златоустовским холодным оружием. В своих коллекциях его имеют Эрмитаж и Оружейная палата Кремля, Военно-Исторический музей в Праге и Музей истории в Берлине.

Конец холодной войны ознаменовался подарком Рональду Рейгану от Михаила Горбачева – лидер Советского Союза преподнес 40-му президенту США златоустовское декоративное панно. Еще один мирный подарок хранится у королевы Великобритании – блюдо «Соцветие», изготовленное уральскими мастерами, подарила советская делегация матери Елизаветы II Елизавете Боуз-Лайон. Несгибаемый борец за свободу Фидель Кастро получил в подарок шпагу, изготовленную златоустовцами.

Сотни лет мастера оружейной фабрики изготавливали произведения искусства, способные стать гордостью российской и советской армии, достойным подарком и императорским особам, и пламенный вождям революции. А потом пришли 90-е годы ХХ века, и фабрика оказалась банкротом…

Алхимия чувства долга

Лето 2015-го. По коридорам старинного здания первой половины ХIХ века с его толстенными кирпичными стенами, арочными оконными сводами, чугунными лестничными пролетами мы идем с нынешним руководителем фабрики, меценатом и почетным гражданином Златоуста Валерием ТОМЕЯ.

– Валерий Александрович, было реально, что уникальное производство, гордость не только края, но страны, могло умереть?
– Легко могло умереть. Как умирает много производств. Старинных, интересных. На этом месте запросто мог быть еще один торговый центр. Когда мы пришли сюда, здесь не было ни тепла, ни света. Долги по заработной плате на то время составляли порядка трех миллионов рублей.

– И надо было вам взваливать на себя эту разруху?
– Знаете, я не считаю себя идеальным, но у меня есть свои понятия о долге. Я родился в этом городе. Я его люблю и считаю, что он заслуживает большего. В моногородах было много закрытых предприятий, которые еще с демидовских времен работали. Это великий пласт нашей истории, который можно развить в музей. Златоустовская оружейная фабрика – уникальное предприятие, богатое разными загадочными вещами, – Валерий Александрович заметно вдохновляется, когда начинает рассказывать о фабрике, своем «бриллианте», который до сих пор находится в стадии огранки. – Крупица за крупицей собираю историю фабрики, легенды. Одна из них связана с Павлом Петровичем Аносовым, отцом русского булата, который долгие годы возглавлял оружейную фабрику. Он по праву считается великим металлургом. А, по-моему мнению, сам он больше видел себя алхимиком, и исследования его основаны на алхимических опытах. Так вот существует легенда, что где-то на фабрике до сих пор не найденной остается алхимическая лаборатория Аносова.

Сегодня на фабрике продолжается реконструкция, рабочие время от времени открывают помещения, не обозначенные ни на одном плане. Еще не до конца изучены подземные ходы, ведущие от фабрики. Как знать, может, в ближайшем будущем подтвердится еще одна легенда о якобы спрятанном в здешних местах золоте Колчака.
Златоустовская фабрика холодного оружия «стоит на высокой степени совершенства» – так писал директор лондонского королевского музея Мурчисон, посетивший Златоуст в 1841 году. Еще один британец, разведчик и большой знаток оружия капитан Джеймс Аббот признавал: «Довольно сомнительно, найдется ли хотя бы одна фабрика в целом мире, которая выдержала бы состязание со Златоустовскою в выделке оружия». За 200 лет существования фабрики таких восторженных отзывов набралось не на один десяток страниц. Таланты предков дали нам весомый повод для гордости.
К 200-летию Златоустовской оружейной фабрики была выпущена почтовая марка. Кинжал, изображенный на ней, сейчас хранится в кабинете генерального директора фабрики Валерия Александровича Томея. Не единожды находились желающие его приобрести. В последний раз за кинжал предлагали пять миллионов рублей. Конечно, Томея отказал. Со своим прямо-таки обостренным чувством преданности малой родине, Валерий Александрович убежден, что это долг его – возрождать и хранить славу мастеров чудесного города, носящего имя святого Иоанна Златоуста.

Картина дня

наверх