На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 176 подписчиков

Свежие комментарии

  • Елена Баканова
    Здравствуйте, я тоже бы хотела сделать такой портрет. Можете и мне скинуть ссылкуБессмертный полк ...
  • Yvan
    Отлично! Спасибо!Исторические и ре...
  • Михаил Васильев
    У них то вымя, а у этой что?5 главных статуй ...

Самотечные переулки

В XVII-XVIII веках Самотекой называлась местность, охватывающая современные Самотечные площадь, улицу, 1-4-ый переулки и даже Цветной бульвар до Трубной площади. Река Неглинная на территории появившегося позднее Екатерининского парка сливалась с рекой Напрудной, образуя большой пруд; за плотиной последнего существовал проезд и начинался другой большой пруд, плотина которого размещалась у современной Самотечной площади. Выше по реке Неглинной, на месте современных Самотечных переулков, существовал ряд мелких «рыбных» прудов, принадлежащих патриарху, Воскресенскому и Иверскому монастырям и некоторым знатным боярам. Загородных дворов здесь в XVII веке почти не было.

При Елизавете Петровне, которая сильно боялась смерти и покойников, существовавший издревле Убогий дом по ее приказанию перенесли в соседнюю Марьину рощу, тогда действительно это была роща, что положило начало позднейшему Лазареву кладбищу. Убогими домами назывались места куда в Руси свозили тела умерших насильственной или скоропостижной смертью вне дома, семьи, а также безродных тюремных заключенных, странников, убогих. Основным же критерием для переселения на божедомное кладбище была смерть без причастия и покаяния.Церковь Жив. Троицы в Троицкой с смежными дворами (вид чрез Самотецкий пруд). 1844Самотечная улица как дорога и Троицкой черной слободы, лежавшей по обе стороны Самотецкого пруда у современной Самотечной площади, существовала уже в XVII веке, но не была застроена. Достаточно редкий снимок не существующего ныне Самотецкого пруда. Вообще, ландшафт фактически неузнаваем.
Дом справа в центре улицы можно узнать на фотоИнтересный вид на Троицкую слободу, Самотечный бульвар с большим количеством зелени и сквером на месте Самотечного пруда. На заднем плане храм Иоанна Воина. Церковь Иоанна Воина на Старой Божедомке. Разрушен был в 1930-е годы. На его месте построена гостиница ЦДСА (место, где стоял храм - во дворе гостиницы). Надо сказать, что недавно в Екатерининском парке не просто восстановили церковь, а открыли мемориальный комплекс: стелу А.В. Суворова, часовню Александра Невского и церковь Иоанна Воина.
Пруд был засыпан в 1879 году и на его месте разбили бульвар. Но уничтожение пруда не было единовременным, его засыпали по частям. На фотографии 30-х годов, он хорошо просматривается.

Внизу здания Самотечных бань. Еще одни были на углу 1-го Волконского переулка ближе к Самотечной площади. Сухарева башня еще не снесена.
Автор снимка: Лер Юрий Владимирович, фото из личного архива семьи.
Адрес точки съемки: Москва, 2-й Волконский переулок, дом 3. На этом месте сейчас Самотечный бульвар.

В XVIII веке на Самотеке появились огромные владения князя Волконского (на месте нынешних Волконских переулков), сенатора Нелидова, княгини Долгоруковой, князя Голицына и др. Но на Самотечную улицу выходили главным образом сады и огороды. На месте Самотечной площади был вал Земляного города со рвом.

Историческая застройка места зданиями началась в 1745-1751 годах, когда здесь появилась усадьба графа Владимира Семеновича Салтыкова (1705-1751), происходившего из  ярославской ветви старинного рода Салтыковых. А был сей граф московским вице-губернатором (1741-1751). Авторство усадьбы приписывается знаменитому московскому архитектору князю Дмитрию Васильевичу Ухтомскому, хотя никаких достоверных документов или проектов я не обнаружила, нет этого здания и в списке работ архитектора. Видимо авторство Ухтомскому приписали благодаря тому, что Салтыков способствовал открытию Архитектурной Школы Ухтомского, и то, что Дмитрий Васильевич в то время был главным архитектором Москвы. Тем не менее, было выстроено здание в модном тогда стиле зрелого барокко. Конечно, мы не знаем, как оно тогда выглядело. Нет даже картин.

Да и владели Салтыковы усадьбой недолго. Сыну Алексею Владимировичу Салтыкову дворец был без надобности. Он использовался его как хозяйство для выращивания садовых культур с целью продажи. Газетная реклама того времени сообщала: 
«В доме Двора Ее Императорского Величества камер юнкера графа Алексея Володимеровича Салтыкова, состоящем в приходе Ионанна Воина, что на Убогом дому, желающие покупать априкосовые, миндальные, померанцевые, апельсиновые и прочие с плодами и без плодов оранжерейные деревья и разные цветы, да порцеленовый сервиз, все оное могут видеть в означенном доме, а о цене осведомиться у самого графа Салтыкова или у служителя Егора Желыбина».

И уже в 1777 году Алексей Владимирович Салтыков продает усадьбу государственной казне под инвалидный дом по уходу за неимущими бывшими офицерами российской армии, участниками екатерининских русско-турецких войн. В этот дом по Самотечной и соседней Делегатской (тогда – Божедомскому переулку) улицам ездило много знати, улица стала обстраиваться домами, пруд от Инвалидного дома к Самотецкому пруду был спущен, а последний к 1799 году получил прямоугольную форму, для чего со всех сторон был частично засыпан. Самотечные улица и площадь расширились за счет засыпанного пруда, на них появились дворы. На площади разместился двор известного воспитателя «архивных юношей», директора московского архива А.Ф. Малиновского. Тут же стоял «казенный питейные дом».

Река Неглинная стала вытекать не из середины пруда, а из его юго-восточного угла. Через реку на площади был перекинут деревянный мост. По современному Цветному бульвару прошел канал реки Неглинной, а на месте прежнего ее русла появились дворы с прудами, питаемыми родниками.

Позднее Инвалидный дом переехал в другое здание, а в этом в 1803 году по указу императора Александра I был открыт институт Благородных девиц под протекторатом вдовствующей императрицы Марии Федоровны (жены Павла I). Учебное заведение получило название «Училище ордена Святой Екатерины», а позднее Екатерининского института. Естественно, для новых нужд здание подвергается перестройке. Сначала проект перестройки зданий осуществляет архитектор Иван Дементьевич Жилярди, а потом - его сын Доменико Иванович Жилярди, который расширил основной дом, оформил по-новому фасад в модном тогда стиле ампир. Особую торжественность зданию придал масштабный десятиколонный портик тосканского ордера. Он привлекал к себе не меньше знати, чем Инвалидный дом. В пожар 1812 года все деревянные здания на Самотеке погорели. В 1816-1823 годах был снесен земляной вал и засыпан его ров. Самотечная площадь приобрела современные очертания. На месте сгоревших домов построили еще большее количество новых, но по-прежнему преимущественно деревянных в 1-2 этажа. В период с 1826 по 1827 гг. Доменико Жилярди совместно с Афанасием Григорьевым добавляют новые боковые корпуса, придав зданию П-образную форму (полукаре).

Екатерининское училище на Божедомке. Фото 1900-1903. Журнал Мир Искусства, 1904, №7.ЦДРА. Фото 2022.

В 1818 году, когда была образована перед зданием Екатерининского института Екатерининская площадь (современная Суворовская площадь) у слияния рек Неглинной и Напрудной разбили Екатерининский прак, доходивший на юге до Самотецкого пруда. В 1850 году с восточной стороны пруда уже существовал Самотецкий проезд, упиравшийся на севере тупиком в Екатерининский парк. На проезд выходила Троицкая улица и два Троицких переулка. Застроен он был маленькими, преимущественно деревянными, домами. В конце 1860-х годов Екатерининский институт начал сдавать в аренду бывшие огородные земли севернее пруда. Из-за этого образовалась система мелких участков, и для подъезда к ним проложили Большую и Малую Екатерининские улицы. Сам парк сильно уменьшился. Застройка XX века изменила окрестности: жилые дома, Театр Красной Армии, Олимпийский проспект и спорткомплекс «Олимпийский», Музей Вооруженных Сил...
А Екатерининский парк сохранил историческую планировку — прямые аллеи с диагональными пересечениями. При этом там можно увидеть как молодые посадки, так и деревья возрастом более 100 лет, 3 пруда, декоративное русло речки Синички, оранжерею, розарий, скульптуру «К звездам» 1958 года работы Г. Постникова.
Говорят, что... ...в старой ротонде в Екатерининском парке Екатерина II любила пить чай с графом Салтыковым, а в находившейся неподалеку оранжерее выращивали лимоны к их чаепитию. Ротонду императрица восстановили по старинным чертежам. И хоть он не имеет прямого отношения к Самотечным переулкам, но все-таки имеет единое пространство, поэтому рассказала вкратце и о парке

Немного фотоУ пруда были срезаны острые углы, и он получил почти овальную форму. Реки Неглинная и Напрудная в Екатерининском парке были спрятаны в подземные трубы. В 1879 году Самотецкий пруд был почти целиком спущен и засыпан, а на его месте разбит Самотецкий сквер. Были спущены и прочие пруды реки Неглинной до самых ее истоков, а на их месте появились 1-4й Самотечные переулки и Новосущевская улица. Из прудов рек Напрудной оставили лишь те, что находились в парке Екатерининского института. Остальные спустили, засыпали, и на их месте прошли Большая и Малая Екатерининские улицы. 

Фотопроект «Город на память». Самотёчные переулки

Четыре Самотёчных, а также Никоновский и 2-й Щемиловский переулки, сформировали несколько кварталов, которые представляют собой уголок советской Москвы, где дореволюционные доходные дома соседствуют с типовыми 14-этажными «башнями Вулыха», где нашлось место и конструктивизму Лазаря Лисицкого, и сталинскому ампиру.1-й Самотёчный переулок, 9с1 - доходный дом (1906, архитектор Николай Жерихов) в советские годы использовался как коммунальное жильё. Со временем жильцов расселили из обветшавшего дома, здание занял Метрострой, а со двора уходил в московские недра шахтный ствол № 906, использовавшийся при строительстве тоннелей Серпуховско-Тимирязевской и Люблинско-Дмитровской линий. В 2012 году решением Правительства Москвы дом передали Музею ГУЛАГа. Его главный фасад восстановлен в историческом виде, остальные стены облицованы медью. Подворотня в центральной части здания была заложена и превратилась в главный вход в музей, внутреннее пространство перепланировано для размещения выставочных залов и служебных помещений с сохранением старой кирпичной кладки.В 2021 году ведутся работы по благоустройству дворовой территории. На заднем плане - типовое здание поликлиники (1974), которое некоторое время пустовало, а сейчас в нём оборудован Детский консультативно-диагностический центр НМХЦ имени Пирогова, оснащённый самым современным оборудованием.
Рядом с музеем оштукатуренная и на первый взгляд однотонная стена.
Но нет, это работа Зума в оригинальной технике.
А в сухую погоду портреты еле угадываются.
 1-й Самотёчный переулок, 16 - доходный дом (1917)1-й Самотёчный переулок, 15с1 - доходный дом (1907)

Смотрите старые фотографии: 1-й Самотёчный переулок. 1980 год: https://pastvu.com/p/24343
1-й Самотечный переулок, д.18/1. Жилой дом 1917 года постройки. На 19 квартир. Конечно, лифт уже современной пристройки.
Рядом с ним 1-й Самотёчный переулок, 18 - доходный дом (конец XIX века)2-й Самотёчный переулок, 7 - реконструированный доходный дом (1905)1-й Самотёчный переулок, 17 - типография журнала «Огонёк» (1932, архитектор Лазарь Лисицкий). Задуманный Лисицким архитектурный ансамбль должен был состоять из двух редакционных корпусов, трансформаторной подстанции, котельной, гаража и печатного цеха, но по каким-то причинам проект был урезан. После ареста главного редактора «Огонька» Михаила Кольцова полиграфический комплекс передали на баланс Народного комиссариата внутренних дел. Фотоснимков действующей типографии не сохранилось, а в постсоветское время здания оказались заброшены и в наши дни реконструированы. Сейчас оригинальный замысел архитектора скрыт за разросшимися деревьями и глухими заборами.Дом 17 - единственный воплощённый архитектурный проект Лазаря Марковича Лисицкого, больше известного под псевдонимом Эль Лисицкий – здание типографии журнала «Огонёк».

Эль Лисицкий – один из выдающихся мастеров советского авангарда, архитектор, художник-график, автор целого ряда агитационных плакатов и фото-коллажей. Известен проектом так называемых «горизонтальных небоскрёбов», напоминавших своим видом боевые машины марсиан из «Войны миров» Герберта Уэльса, но только не на трёх, а на двух «ногах». Установить их предполагалось на перекрёстках московских бульваров. Этот проект так и остался на бумаге.
Заказ на выполнение проекта типографии поступил Эль Лисицкому по почте: «Архитектору Лазарю Марковичу Лисицкому. Стромынка, 23, кв. 5. Правление акционерного издательского общества «Огонек» предлагает Вам разработать архитектурный эскизный проект на типографский корпус издательства… согласно приложенному генеральному плану и нашей производственной программе. Перед разработкой окончательного варианта Вам надлежит исполнить генеральный план застройки, планы этажей, разрезы, фасады и надлежит эскизы согласовать с правлением «Огонька». За принятый правлением разработанный Вами проект правление «Огонька» уплачивает Вам 1500 рублей. Срок выполнения проекта - 6 недель от сего числа». Письмо было датировано 2 марта 1930 года.
В 1932 году здание типографии, напоминающее в плане всё тот же «горизонтальный небоскрёб», но положенный на бок, было построено. Характерной чертой этого интереснейшего образца советского конструктивизма является сочетание сплошного вертикального остекления, больших прямоугольных и маленьких круглых окон-иллюминаторов. Наиболее эффектный вид на постройку открывается из Миусского детского парка № 2 (входы в парк из 2-го Щемиловского переулка и с Делегатской улицы).
 Вскоре после ареста главного редактора журнала «Огонёк» М.Е. Кольцова в 1938 году здание типографии было передано в ведение НКВД. В 2007 году уникальный памятник получил статус объекта культурного наследия, но после пожара, случившегося 13 октября 2008 года, в декабре 2009 году таинственным и непонятным образом из списка памятников, подлежащих государственной охране, был исключён. В связи с возмущением общественности и целым рядом писем на имя руководства ФСБ РФ типографии Эль Лисицкого был возвращён охранный статус. В настоящее время здание - объект культурного наследия регионального значения. С 2012 года ведутся ремонтно-восстановительные работы с приспособлением памятника к устройству гостиничного комплекса. (Алексей Дедушкин, сайт "Узнай Москву)
Дом 17а. Прекрасный образец перехода конструктивизма в сталинский ампир.

Угловой производственный корпус типографии акционерного общества «Огонек», по проекту Лисицкого выходивший на 1-ый Самотечный и 2-ой Щемиловский переулки, осуществлен не был. На его месте для работников Журнально-газетного объединения (ЖУРГАЗа) – журналистов, редакторов и работников типографии был построен жилой дом. Его спроектировали архитекторы М.О. Барщ и Г.А. Зундблат. Напомним, что первый из них был автором московского Планетария - шедевра архитектуры авангарда 1920-х годов, а второй - создателем целого ряда замечательных жилых зданий.
Этот пятиэтажный жилой дом примечателен не только потому, что в нем жили Михаил Кольцов и деятели Коминтерна. Его архитектура отражает типичную тенденцию начала 1930-х годов, когда простой по геометрии объем (в духе архитектуры авангарда 1920-х), с прекрасно спланированными светлыми квартирами украшался элегантным упрощенным декором, еще не перешедшим в пышные формы неоклассики 1930-х годов. Лоджии здесь украшены коринфскими колоннами (небольшого масштаба, ещё не спорящего с плоскостью стен), простенки между ними сделаны вогнутыми. Фасад отделан горизонтальными тягами, а деревянный карниз снизу расписан.
Дом ЖУРГАЗа представляет собой уникальный по сохранности пример, где обобщенная форма и декор не соперничают друг с другом. Поразительна сохранность интерьеров в подъездах, в этом явная заслуга жильцов. Здесь сохранились кафельные и наливные полы с декоративными вставками на лестничных площадках, лестницы с оригинальными и ограждениями, кессонированные потолки лестничных холлов.
Дом состоит из удобных квартир, занимающих всю ширину корпуса (двухсторонних, со сквозным проветриванием), оборудованных лоджиями и балконами. Едва ли не каждая из них - своего рода музей (здесь живут многие потомки советских издателей и другие представители московской культурной элиты).В одной из квартир жил Михаил Кольцов, другие ордера получили известные советские журналисты и издатели, а также иностранные журналисты, сотрудники Коминтерна. Раньше в нижних этажах размещалось общежитие для коминтерновцев, в основном немцев, бежавших из Германии после прихода к власти нацистов. Семья Кольцова усыновила немецкого сироту Губерта, героя прогремевшей по всему СССР книги «Губерт в стране чудес», написанной гражданской женой Кольцова немкой Марией Остен.
В 1938 году Кольцов был арестован, а вместе с ним и многие члены Коминтерна. Губерт, немецкий мальчик, усыновленный семьей, попал в интернат. Однако часть семей жильцов дома живет в нем до сих пор. (Николай Васильев, сайт "Узнай Москву")Краснопролетарская улица, 16. Типография «Товарищества Ивана Кушнерёва и Ко» (1912, архитектор Флегонт Воскресенский). Разрешение на строительство первых типографских корпусов было получено в 1888 году, позднее производственный комплекс расширялся, некоторые строения пошли под снос, некоторые реконструировались и до наших дней сохранилась версия 1912 года. После Октябрьской революции большевики национализировали полиграфический комплекс и переименовали в «Типографию № 20 Мосполиграфа», которой в 1922 году было присвоено название «Красный пролетарий». В постсоветские годы вся московская полиграфия переживала не лучшие времена и сейчас в корпусах исторической типографии обосновался бизнес-центр «Новослободский».

Типография Ивана Кушнерёва. 1884 год: https://pastvu.com/p/280122-й Щемиловский переулок, 6 - доходный дом (1903)
А это дом на углу 1-го Самотёчного и 1-го Щемиловского переулков. Здесь уже сталинский ампир во всей своей красе.

2-й Щемиловский переулок, 14 - жилой дом (1948, архитекторы В.Беккер и В.Сергеев)

Новый жилой дом по 2-му Щемиловскому переулку. 1948 год: https://pastvu.com/p/6973182-й Щемиловский переулок. Переезд в новые квартиры. 1950-1953 гг.: https://pastvu.com/p/520492-й Щемиловский переулок, 16-20 - жилой дом (1959)Антропов пруд (Селезнёвский, Антропова яма) - последний из нескольких прудов-копаней, в которых в старину разводили рыбу, он назван по имени землевладельца. Работы по осушению водной системы, связанной с рекой Неглинкой, проводились в первые годы советской власти. На Самотёке много тополей и акватория пруда в июне засыпана пухом.3-й Самотёчный переулок, 14с1 - школьное здание (1936), одно из немногих довоенных, сохранившихся в Москве.До революции этот участок занимал сад «Эрмитаж», а примерно на месте школы тогда находился летний театр «Антей».   Скорее всего сам Шехтель за столом и сидит.

Театр "Антей" в саду "Эрмитаж" на Божедомке (арх. Ф. Шехтель, 1886 г.; "помпейский" стиль). Известный актёр и антрепренер Михаил Лентовский арендовал сад и построил несколько новых зданий, в театре «Антей» с успехом шли спектакли «Дикарка», «Дама с камелиями», «Летучая мышь», «Дети капитана Гранта», «Женитьба Белугина», впрочем, расходы на различные театральные проекты разорили Лентовского и он был вынужден расстаться с «Эрмитажем».Театр «Антей». 1886-1888 гг.
Практически полностью забытый театр "Антей" - детище знаменитого "мага и чародея" М. В. Лентовского - в увеселительном саду "Эрмитаж" на Божедомке (не путать с нынешним, в Каретном Ряду) в своё время побил сразу два театральных рекорда: в феерии «Путешествие на Луну» принимали участие 467 человек (кстати, стоимость постановки тоже поражала - 54 тыс. руб. За эти деньги можно было каменный двухэтажный домик в центре Москвы прикупить), а в спектакле К. А. Тарновского «Нена-Саиб» на сцене театра «Антей» появился корабль в натуральную величину, управляемый настоящими матросами.

Адрес точки съемки: 3-й Самотёчный переулок
3-й Самотёчный, д. 3. Не знаю, что за здание, а вот Викимапия врёт, что это усадьба Стрешневых-Остерманов. Причём явно врёт!3-й Самотёчный переулок, 14с4 - строение 1936 года
3-й Самотёчный переулок, 19 и 21 - жилые дома серии «башня Вулыха» (1974, 1972)

3-й Самотёчный переулок. 1977 год: https://pastvu.com/p/274099Самотёчная улица, 17с1 - тяговая подстанция Т-19 "Новослободская" кольцевой линии метрополитена. Здание типовое, таких ещё 5 в Москве. Тяговая подстанция метрополитена (1952) стала одной из шести подстанций, обеспечивающих работу Кольцевой линии, и является красивым образцом советской индустриальной архитектуры.4-й Самотёчный переулок, д. 9. Судя по архитектуре, дом 1920-х годов постройки. Либо дореволюционное производственное здание. Клейм на кирпичах не найдено. На торце дома мурал с портретом Варлама Шаламова с цитатой из его книги.4-й Самотёчный переулок, 9 - дореволюционное строение, в советское время в нём находилась полиграфическая мастерская «Союзпечати».3-й Самотёчный переулок, 13 - жилой дом (2006) построен на месте довоенной четырёхэтажки.

3-й Самотёчный переулок. 1998-1999 гг.: https://pastvu.com/p/243313-й Самотёчный переулок, 12 - дореволюционный доходный дом3-й Самотёчный переулок, 10 - доходный дом (1906) и 3-й Самотёчный переулок, 8 - реконструированный доходный дом3-й Самотёчный переулок, 9 - реконструированный доходный дом (1917)3-й Самотёчный переулок, 3 - доходный дом XIX века в первые десятилетия советской власти был заселён беженцами-ассирийцами, эмигрировавшими в Россию из Османской империи из-за геноцица во время Первой Мировой войны. Возможно, в этой диаспоре жил и персонаж песни Юрия Визбора «Волейбол на Сретенке» «нахал и скандалист, сын ассирийца, ассириец Лев Уран». В наши дни в реконструированном ассирийском доме располагается офис «Единой России».2-й Самотёчный переулок, 1с11-й Самотёчный переулок, 2с1 - жилой дом (1979). Круг замкнулся и мы снова оказываемся в начале 1-го Самотёчного переулка.

https://evgechesnokov.livejournal.com/195603.html
https://rblogger.ru/2021/06/16/gorod-na-pamyat-662-samotyoch...
https://dmitry-sasin.livejournal.com/136531.html
http://tehne.com/event/arhivsyachina/moskva-snimki-s-vidov-m...
 https://liveinmsk.ru/places/parki-i-usadby/ekaterininskii-park

Картина дня

наверх