На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Как-то совершенно мимо меня пролетело его творчество, ни песен ни имени никогда не слышал. А то, что услышал сейчас, ...От одесского жули...
  • Александр Сысоев
    Светлана, полностью согласен: мне творчество Аркадия Северного совсем никак. Хотя я любил и люблю бардовские песни, н...От одесского жули...
  • Светлана Митленко
    Может Мурзилка? Или Костер. Еще Пионер был журнал.GIF-ки, которым б...

С кого лепили статуи на станции «Площадь Революции»

Одна из самых красивых станций московского метро - Площадь революции.
С кого лепили статуи на станции «Площадь Революции»Давайте посмотрим все известные истории о прообразах статуй, которые до блеска натирает несколько поколений.Заказ изготовить ансамбль бронзовых статуй сначала поступил архитектору Алексею Николаевичу Душкину, оформлявшему другие станции - «Кропоткинскую», «Маяковскую», «Новослободскую». Но скульптор, работавший с Душкиным, «завалил участок». Поэтому летом 1936 года к работе экстренно подключили Матвея Манизера, который к тому времени создал памятник Тарасу Шевченко в Харькове, несколько статуй Ленина и монумент в честь Чапаева в Самаре.В арочных проходах Манизер предложил установить статуи обычных советских людей, показав развитие СССР. «Создать ряд скульптур, объединенных темой: революция, Гражданская война и наше счастливое сегодня - что может быть увлекательнее?» - вспоминал потом Манизер.В ленинградской мастерской мастер из досок сделал макеты сводчатых арок и уже в них «вписывал» статуи. Забегая вперед, скажем: эту работу высоко оценил Сталин. Кстати, именно Манизера в 1953 году пригласили сделать слепок посмертной маски вождя...

Скульптуры для «Площади революции» лепились быстро и творчески — наброски эскизов он сделал в поезде по пути из Москвы в Ленинград — в скульптурной мастерской Академии художеств. Он отчетливо представлял процесс от создания эскиза до завершения работы — надо было воплотить историю революции в нескольких десятках персонажей. Отливали скульптуры из бронзы, скорее всего, в литейном цеху Академии художеств. Или, возможно, на заводе «Монументскульптура», который находился рядом с отцовской мастерской, на Песочной улице. И все-таки некоторых моделей, позировавших скульптору, удалось установить.

Сначала появились 80 гипсовых, а позже 76 бронзовых изваяний были водружены в арки «Площади Революции». Всего героев 20 – 18 дублируются по четыре раза, а двое – дважды. Но известны личности всего шести.

Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»Для этой скульптуры Манизеру позировал курсант Ленинградского военно-морского училища Олимпий Рудаков, который действительно был в составе экипажа линкора Балтийского флота «Марат», впоследствии сделал блестящую военную карьеру и даже прославился байкой про неудавшийся роман с английской королевой. У нас по этому поводу была тема:

Судьба прототипа скульптуры моряка со станции Площадь Революции

Но если коротко: в 1942 году он был помощником командира эсминца «Сокрушительный», который во время сильного шторма потерпел крушение. Руководство покинуло корабль не последним, поэтому Рудакова приговорили к смертной казни, но в последний момент наказание было заменено на 10-летнее заключение в трудовом лагере, а позже и пребыванием на фронте в штрафных частях – за него вступился сам вице-адмирал, знавший, что Рудаков стал прообразом известной скульптуры. После ранения судимость была снята, и к 1950-м он дослужился до командира крейсера «Свердлов», на котором и прибыл на военно-морской парад в честь коронации Елизаветы II. Там он с новоиспеченной королевой танцевал вальс и оживленно беседовал, что и стало причиной распространения душещипательной истории о несчастной любви королевы и простого русского моряка.


Студент

Прототипом фигуры студента был Аркадий Гидрат, родившийся в 1911 году и погибший на войне в 1941-м. В 1930-х он учился, а потом и преподавал в Государственном центральном институте физической культуры, был многократным чемпионом Москвы и СССР по прыжкам в высоту, вошел в число 50 лучших прыгунов за всю историю СССР. Скульптор увидел его фото в газете и пригласил попозировать. И в 1938 году в центральном зале станции появились сразу четыре одинаковые фигуры, которым позировал спортсмен.Его останки были найдены только в 2001 году, поэтому вместо могилы его родственники приезжали на «Площадь Революции» и оставляли цветы на скульптуре в седьмой арке.

Синявинские высоты - страшное место. К началу осени 1941 года Ленинград оказался в кольце. Единственный способ доставлять в город продукты - по Ладожскому озеру. Контроль над Синявинскими высотами позволял бы немцам взять город в полную блокаду. Поэтому за это «бутылочное горлышко» шириной 10 - 12 километров стояли насмерть. За три года боев тут погибло около 350 тысяч советских солдат! Настоящий ад. Сохранились фото этих мест в часы передышек, сделанные военными корреспондентами: вместо леса - взбитая воронками земля с голыми деревьями, всюду солдатские тела.И именно здесь, на Синявинских высотах, в конце сентября 41-го младший лейтенант Аркадий Гидрат вел в бой роту курсантов.

Его останки нашли осенью 2000 года. Поисковик из Смоленска Вячеслав Прохоренко наткнулся на заросшую травой стрелковую ячейку - вырытый наскоро неглубокий окоп.

- И вот там лежали останки двух солдатиков, - рассказывает Прохоренко. - У одного из них в кармане шинели лежали часы и медальон. Медальон раскололся, извлекать ветхую бумажку нужно было очень аккуратно. Мы в лагере с ребятами этот клочок минут сорок доставали.

Вот как вспоминает он о той драгоценной находке: «Бумажка тонкая-тонкая, буквы еле видны. Оставлять до утра было нельзя. Буквы бы расплылись, а бумага бы засохла и рассыпалась. Собрали фонари со всех отрядов и решили разворачивать записку в темноте. Четыре часа в напряженной тишине при свете фонариков, в дрожащих от усталости руках, удается развернуть записку и прочесть: «Гидрат Аркадий Антонович, город Гусь-Хрустальный, посёлок Красный». А еще в конце Аркадий дописал: «Живи счастливо!».Фото: Александр РОГОЗА

- Видимо, Аркадий Гидрат в том бою был смертельно ранен. Он знал, что умирает. Поэтому в своей последней записке написал жене: «Живи счастливо!», - говорит Вячеслав Прохоренко.

Аркадий Гидрат (справа)


Матрос с наганом

Для этой скульптуры позировал кадет Ленинградского Краснознаменного высшего военно-морского училища Алексей Никитенко. Скульптор сам пришел в учебное заведение в поисках матроса и выбрал фактурного парня. Курсант, перемотанный пулеметными лентами и с наганом, приходил позировать около полугода по четыре часа каждый день. Как оказалось, Манизер запечатлел будущего героя. Во время русско-японской войны он был командиром крупного военного корабля, а позже дослужился до капитана первого ранга.

Подтверждается это в мемуарах корреспондента газеты «Красный флот» Владимира Рудного:

«Никитенко рассказал, как он "попал в герои гражданской войны". В 1937 году в Военно-морское училище имени Фрунзе обратился скульптор Манизер с просьбой подобрать ему натурщика для работы над фигурой матроса гражданской войны по заказу московского метрополитена. Начальник посоветовал скульптору провести день в вестибюле училища и самому выбрать подходящего курсанта. Он и выбрал Никитенко.

— Я и знать не знал. Вызвали и приказали: отправиться в Академию художеств в распоряжение товарища Манизера.

— И надолго?

— На полгода. Каждый день по четыре часа. Опоясанный пулеметными лентами, с наганом в руке, стоял так, как на этой фотографии. Жаль, не видел скульптуру в метрополитене! Кончил училище, так и не был в Москве».


Школьницы с глобусом

Эта скульптура скопирована с фотографии из газеты «Пионерская правда» 1940-го года – тогда происходила замена гипсовых статуй на бронзовые, в процессе которой некоторые из них были изменены и доработаны. Одна из героинь снимка Нина Павлова утверждает, что оно было сделано в московской школе № 91 на Большой Молчановке во время собрания, посвященного арктическому дрейфу парохода «Георгий Седов». Именно на место дрейфа она указывала на глобусе. С автором скульптуры ни Нина, ни вторая девочка, Юнесса Лещинская, никогда не встречались. Чтобы скульптуру было проще вписать в нишу, Менизер сделал девочку левшой, хотя на оригинальном фото она указывает на глобус правой рукой. О жизни героини известно немного – она стала инженером в области радиационной химии и работала в закрытых институтах.


Спортсменка-дискоболка

В 2008 году в СМИ распространилась версия о якобы опознавшем родственницу племяннике прототипа этой скульптуры Валентине Курбатове. Его тетя Тамара Курбатова родилась в 1906 году в Пензе, после революции вместе с родителями переехала в Москву, где в 1930-е регулярно подрабатывала натурщицей в студии Манизера. Кроме того, Курбатова работала тапершей, танцевала в балетной труппе, снималась в массовке фильма «Яков Свердлов», постоянно не работала, зато удачно вышла замуж за театрального критика Леонида Кольберта-Нежданова. Племянник утверждает, что Валентина не знала о том, что стала «частью метрополитена», так как скульптор воссоздал ее по старым эскизам, а сама она предпочитала подземке трамваи и автобусы.


Пограничник с собакой

Существует версия, что прототипом этой скульптуры стал известный в советские времена пограничник Никита Карацупа и его собака Индус. В середине 1930-х его уже прославляли за военные подвиги, и скульптор мог скопировать его с одного из многочисленных фото в газетах. Сам Карацупа ни в своей книге «Записки пограничника», ни в интервью о скульптуре не говорит, но на фотографиях его профиль все же очень подозрительно напоминает бронзового часового.

Вся жизнь бойца связана с собаками, их воспитанием. И в Казахстане, где беспризорничал, и на Дальнем Востоке, где служил с 1932 года в погранвойсках. За длительное время службы на счету Карацупы и Индуса около пятисот задержанных и уничтоженных нарушителей. У Никиты Федоровича было пять собак, каждую из которых он называл Индусом, как и первого своего пса. Все его четвероногие друзья-напарники, так или иначе гибли при задержании нарушителей границ. Книги по служебному собаководству, впоследствии написанные пограничником, по праву считаются одними из лучших.

Существуют много мифов о подземке. В том числе и что бронзовые статуи спрятали в Азии.
Якобы в 1941 году подземные экспонаты вывезли в эвакуацию в Среднюю Азию вместе с сокровищами Третьяковки и Ленинки. Это тоже выдумка. Она хорошо работает на славу скульптора — мол, статуи очень сильно ценили. Но на самом деле скульптуры пережили войну на своих местах. Если бы огромные, литые, а не полые внутри, статуи отдирали от постаментов, остались бы грубые сколы. «Отец никогда не говорил об этом, а он во время войны работал в Москве и наверняка слышал бы о такой акции, - подчеркивает Гуго Манизер, сын скульптора. - В 1943 году я видел фигуры на станции».
Согласно еще одной легенде, прежде чем лепить скульптуры и отливать их из бронзы, Манизер изготовил гипсовые копии статуй в натуральную величину. Которые доставили в Москву из Ленинграда для примерки. Такого не было. Был утвержденный проект, работы отлили в мастерской — есть даже фотографии. Макеты арок Манизер сделал из досок — туда и вписал фигуры.

КСТАТИ
Уже после 40-х годов были изготовлены дополнительные комплекты оружия для памятников. Потому что Манизер не мог предположить, что кому-либо придет в голову украсть наган или гранату. А такое бывало. «Это уму непостижимые вещи! У памятника Репину на Болотной площади, который лепил мой отец, несколько раз откручивали кисти рук. А у Чапаева, установленного в Самаре, пулемет увели. Кому это может быть нужно?», - сокрушается Гуго Манизер.

http://www.timeout.ru/msk/feature/455937

https://www.kp.ru/daily/26316/3195397/

https://www.kp.ru/daily/26550.7/3566344/

http://www.fresher.ru/2017/06/12/sudby-lyudej-stavshix-proto...

http://nathoncharova.livejournal.com/9821620.html

Картина дня

наверх