Петербург принято сравнивать с Венецией и Амстердамом.
Более сотни водных артерий — природных и рукотворных — сетью покрывают этот город. Когда-то первостроители рыли все новые каналы и протоки, чтобы осушить питерские болота, обеспечить новую столицу водой и удобными путями сообщения. А потом работы пошли вспять — лишние водные магистрали, наоборот, стали уничтожать.
Вспомнились стертые с карты, а подчас и из памяти реки и каналы Петербурга. Вот есть в славном городе Санкт-Петербург улица Введенский канал.улица Введенский канал
Так где же канал? Не просто так ведь улицу была так названа? Или чт-то напутали? Но - нет.Введенский канал в 1959 году
Введенский канал оказывается проходил между Фонтанкой и Обводным как раз на его берегах стартовала первая железная дорога в Российской империи.
1910 годА на этом фото внизу справа канала уже нет
Канал был прорыт в 1807—1810 по проекту, разработанному инженером Ф. И. Герардом в 1804. Вытекал из Обводного канала, проходил между бывшими казармами Егерского полка по левому берегу и Витебской железной дорогой по правому, затем пересекал Загородный проспект возле Витебского вокзала и впадал в Фонтанку возле Обуховского моста. Использовался в нуждах судоходства, водозабора, затем как сточный коллектор. Введенский канал прорыли в начале 1800-х годов, соединив набережную реки Фонтанки и набережную Обводного канала, попутно соорудив три моста - Егерский на пересечении с Обводным каналом, Введенский - на пересечении с Загородным проспектом и Александровский - на набережной Фонтанки. На фотографии запечатлён Витебский мост (канал тоже некоторое время назывался Витебским) у Загородного проспекта. Примечательно, что мост сохранялся ещё шесть лет после засыпки канала.
Теперь, конечно, ни одного из четырёх мостов не сохранилось, а Введенский канал стал улицей с оживлённым движением.
Канал не всегда назывался Введенским в честь собора лейб-гвардии Семеновского полка, Введенского собора, которвй располагался недалеко от Витебского вокзала. В различные периоды его именовали Соединительным, Новым и Семеновским. С 1836 по 1935 годы он получил название набережная Введенского канала, а затем — Витебского. Окончательный вариант появился только в конце 1980 года.Введенский канал, вид на Александровский мост в середине 1940-х годов
Пейзаж постепенно менялся - вдоль канала протянули Царскосельскую железнодорожную ветку, а в 1837 году построили Царскосельский (ныне - Витебский вокзал). Красивенько было. Улица тогда называлась набережной Введенского канала, в честь Введенского собора лейб-гвардии Семёновского полка, который располагался около Обводного канала.В 1933 в рамках борьбы с религиозным влиянием по решению Леноблисполкома Введенский собор снесли, а канал переименовали в Витебский.В таком наименовании он просуществовал около 30 лет, пока в начале 1960-х не начался процесс засыпки. Я долго пыталась понять причину такого странного решения, пока не наткнулась на воспоминания современников. Причина оказалась банальна и довольно пикантна - обмелевший канал, превращённый в сточный коллектор начал источать непередаваемый аромат на всю округу. По крайней мере, именно на такую версию я натыкалась чаще всего. Сохранилась фотография, где виден процесс заспыки.Засыпка Введенского канала, 1967 год. Фото из архива Виктора Гребнева
А вот так то же самое место выглядит спустя 54 года. Никакого намёка на то, что здесь был канал.
Когда смотришь на старые фотографии этой набережной - она кажется удивительно уютной и становится даже жалко, что её сейчас не существует. К сожалению, или к счастью, фотография не передаёт запахов и мы не можем оценить всю палитру чувств, которую дарило ленинградцам это чудное местечко.Набережная Введенского канала, 1930 год.Та же точка спустя 91 годНабережная Введенского канала, 1930 год. Во время наводнения
Другой сухой канал — Масляный — «течет» на Васильевском острове — между 23-й и Кожевенной линиями. В конце XVIII века его прорыли, чтобы защитить от пожара располагавшийся в тех краях Масляный буян — то есть склады с маслами. К началу XX века складов уже не осталось. И в 1920-е зарыли за ненадобностью и сам канал, а названия для образовавшейся улицы выдумывать не стали.
Фотографий исторических к сожалению не нашла.
В том районе я не была, но по фотографиям поняла, что это район складов, баз и промзон.
Скрин сделала из панорамного обзора
Свежие комментарии