На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 181 подписчик

Свежие комментарии

Улицы 2-х каналов Питера без каналов

Петербург принято сравнивать с Венецией и Амстердамом. 
Более сотни водных артерий — природных и рукотворных — сетью покрывают этот город. Когда-то первостроители рыли все новые каналы и протоки, чтобы осушить питерские болота, обеспечить новую столицу водой и удобными путями сообщения. А потом работы пошли вспять — лишние водные магистрали, наоборот, стали уничтожать.

Вспомнились стертые с карты, а подчас и из памяти реки и каналы Петербурга. Вот есть в славном городе Санкт-Петербург улица Введенский канал.улица Введенский каналулица Введенский канал

Так где же канал? Не просто так ведь улицу была так названа? Или чт-то напутали? Но - нет.Введенский канал в 1959 годуВведенский канал в 1959 году

Введенский канал оказывается проходил между Фонтанкой и Обводным как раз на его берегах стартовала первая железная дорога в Российской империи.
1910 годА на этом фото внизу справа канала уже нет

Канал был прорыт в 1807—1810 по проекту, разработанному инженером Ф. И. Герардом в 1804. Вытекал из Обводного канала, проходил между бывшими казармами Егерского полка по левому берегу и Витебской железной дорогой по правому, затем пересекал Загородный проспект возле Витебского вокзала и впадал в Фонтанку возле Обуховского моста. Использовался в нуждах судоходства, водозабора, затем как сточный коллектор. Введенский канал прорыли в начале 1800-х годов, соединив набережную реки Фонтанки и набережную Обводного канала, попутно соорудив три моста - Егерский на пересечении с Обводным каналом, Введенский - на пересечении с Загородным проспектом и Александровский - на набережной Фонтанки. На фотографии запечатлён Витебский мост (канал тоже некоторое время назывался Витебским) у Загородного проспекта. Примечательно, что мост сохранялся ещё шесть лет после засыпки канала.

Теперь, конечно, ни одного из четырёх мостов не сохранилось, а Введенский канал стал улицей с оживлённым движением.

Канал не всегда назывался Введенским в честь собора лейб-гвардии Семеновского полка, Введенского собора, которвй располагался недалеко от Витебского вокзала. В различные периоды его именовали Соединительным, Новым и Семеновским. С 1836 по 1935 годы он получил название набережная Введенского канала, а затем — Витебского. Окончательный вариант появился только в конце 1980 года.Введенский канал, вид на Александровский мост в середине 1940-х годовВведенский канал, вид на Александровский мост в середине 1940-х годов

вид на то же самое место в 2021 году
Вид на то же самое место в 2021 году

Пейзаж постепенно менялся - вдоль канала протянули Царскосельскую железнодорожную ветку, а в 1837 году построили Царскосельский (ныне - Витебский вокзал). Красивенько было. Улица тогда называлась набережной Введенского канала, в честь Введенского собора лейб-гвардии Семёновского полка, который располагался около Обводного канала.История с душком: в Петербурге есть улица Введенский канал, но никакого канала там нет. Куда он делся и при чём тут его запах?В 1933 в рамках борьбы с религиозным влиянием по решению Леноблисполкома Введенский собор снесли, а канал переименовали в Витебский.В таком наименовании он просуществовал около 30 лет, пока в начале 1960-х не начался процесс засыпки. Я долго пыталась понять причину такого странного решения, пока не наткнулась на воспоминания современников. Причина оказалась банальна и довольно пикантна - обмелевший канал, превращённый в сточный коллектор начал источать непередаваемый аромат на всю округу. По крайней мере, именно на такую версию я натыкалась чаще всего. Сохранилась фотография, где виден процесс заспыки.Засыпка Введенского канала, 1967 год. Фото из архива Виктора ГребневаЗасыпка Введенского канала, 1967 год. Фото из архива Виктора Гребнева

А вот так то же самое место выглядит спустя 54 года. Никакого намёка на то, что здесь был канал.История с душком: в Петербурге есть улица Введенский канал, но никакого канала там нет. Куда он делся и при чём тут его запах?

Когда смотришь на старые фотографии этой набережной - она кажется удивительно уютной и становится даже жалко, что её сейчас не существует. К сожалению, или к счастью, фотография не передаёт запахов и мы не можем оценить всю палитру чувств, которую дарило ленинградцам это чудное местечко.набережная Введенского канала, 1930 год. Набережная Введенского канала, 1930 год.Та же точка спустя 91 годНабережная Введенского канала, 1930 год. Во время наводнения

В течение порядка пяти лет засыпали разные участки Витебского канала, пока от него ничего, кроме названия и не осталось. После чего получившуюся улицу заасфальтировали, а в конце 1980 года вернули ей историческое название и она снова стала Введенским каналом, чем вызывает порядочное недоумение у людей вроде меня, которые безуспешно пытаются найти здесь хоть что-то, похожее на воду.
Введенский канал, 1927 год. Автор фото - Леонид АндреевскийВведенский канал, 1927 год. Автор фото - Леонид Андреевский

Другой сухой канал — Масляный — «течет» на Васильевском острове — между 23-й и Кожевенной линиями. В конце XVIII века его прорыли, чтобы защитить от пожара располагавшийся в тех краях Масляный буян — то есть склады с маслами. К началу XX века складов уже не осталось. И в 1920-е зарыли за ненадобностью и сам канал, а названия для образовавшейся улицы выдумывать не стали.
Фотографий исторических к сожалению не нашла.
В том районе я не была, но по фотографиям поняла, что это район складов, баз и промзон.
Скрин сделала из панорамного обзора
85 (700x393, 374Kb)
86 (700x314, 156Kb)

Картина дня

наверх