На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Вот именно. Я по Москве ахаю, ну так в Питере не меньше. И это я не беру еще жемчужины, которые идут отдельными темам...Некоторые музеи С...
  • Светлана Митленко
    Во-во!Писатели, которые...
  • Светлана Митленко
    Да уж. Жизнь такое может навертеть, что повести и романы побоку.Писатели, которые...

История 2-х знаменитых картин.

Сегодня мы познакомимся с историей 2-х знаменитых картин. Первая картина:

Карл Брюллов «Всадница», 1832 годПортрет исполнен художником в виде жанровой сцены. Молодая девушка, восседая на вороной лошади после утренней прогулки подъезжает к открытой террасе богатой виллы. Маленькая нарядно одетая девочка, выбежавшая из дома, чтобы встретить свою старшую подругу, восхищённо смотрит на неё, прижавшись к металлическим перилам террасы.

Мохнатый спаниель лает, кружась под ногами коня. Взволнованность сюжета усиливает пейзаж с накренившимися от ветра деревьями и тревожно бегущими по небу облаками.

Поводом для создания картины послужило знакомство художника с графиней Самойловой, воспитанниц которой и запечатлел Брюллов. Даже на ошейнике собаки художник изобразил фамилию Самойловых.Долгое время считалось, что на картине была написана сама Юлия Самойлова. Впоследствии искусствоведы пришли к выводу, что в качестве наездницы была изображена воспитанница Самойловой Джованнина, а моделью для маленькой девочки послужила Амацилия, дочь композитора Джованни Пачини и приёмная дочь Самойловой.

Полотно находилось в собрании Юлии Самойловой, и в течение почти сорока лет о нём практически ничего не было известно. В 1872 году, за три года до смерти разорившейся Самойловой, в Париже была организована распродажа её имущества. На аукционе «Всадница» была куплена одним из комиссионеров, затем полотно попало в Петербургское общество для заклада движимых имуществ, а оттуда в 1893 году его приобрёл Павел Третьяков.

Бытовая сцена соединена с парадным конным портретом. Автору удалось передать и великолепие черного скакуна, и ловкость прелестной амазонки, которая грациозно сумела остановить разгоряченного коня, и восторг маленькой девочки, прильнувшей к балконной решетке, и взволнованность лающей собачки, и даже возбужденное состояние природы: по наклонившимся стволам деревьев и бегущим по небу перистым облакам нетрудно определить надвигающуюся грозу.

Вороной конь, изображённый на картине, вызвал восхищение у посетителей выставки 1832 года. Один из рецензентов писал: «Хотя можно думать, что картина предназначена сохранить черты лиц двух девочек в столь юном их возрасте, когда они так часто изменяются, однако же лошадь, которая занимает большую часть пространства картины, почти исключительно приковывает к себе внимание зрителей, и, может быть, не дерзко было бы сказать, что живописец также предпочёл её всему остальному и сосредоточил в ней свои познания и старание».

Предполагают, что конь принадлежал к породе «орловская верховая», выведенной на конном заводе графа Алексея Орлова-Чесменского.

Вторая картина:

Н. П. Богданов-Бельский «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского», 1895 годБогданов-Бельский написал своё произведение, посвятив его Сергею Александровичу Рачинскому, который был учителем художника. Пожилой педагог и стал главным героем произведения, на котором он представлен в кругу своих учеников.Богданов-Бельский понимал героев своей картины, поскольку сам занимался устным счётом в этой школе. Ему выпала удача попасть в школу великого мастера и получить хорошее образование.

На картине мы видим сельскую школу XIX века, в которой учатся простые деревенский мальчишки. Идёт урок арифметики, на котором школьники решают сложный на первый взгляд пример. Заметно, что решение дается мальчикам непросто. Один ученик что-то шепчет на ухо преподавателю — возможно, он догадался, как сделать задание.

Есть несколько способов решения этого примера. Если вы умеете быстро возводить в квадрат, то задание не вызовет у вас трудностей. Пример будет выглядеть так: (100+121+144+169+196) разделить на 365. В итоге получается 730 : 365 = 2.Московский профессор бросил карьеру, приличную зарплату и жилье и уехал в деревню учить детей.
По мнению Рачинского, крестьяне должны уметь быстро считать в уме. Поэтому он уделял мало времени теории, а, в основном, развивал у детей навыки устного счёта. Он говорил: «В поле за карандашом и бумагой не побежишь, надо уметь считать в уме».Крестьянские дети научились быстро вычислять сколько нужно отмерить зерна или дать сдачи. Наиболее сложным способом вычисления для детей было возведение в квадрат, что мы и видим на картине.

Рачинский создал новаторскую систему образования, которая активно сочетала в себе и теорию, и практику. Дети обучались не только наукам, но и ремёслам. Уроки природоведения проводились в саду, в поле, на пасеке и даже в столярном цехе.

Также в школе был церковный хор и иконописная мастерская. Для крестьянских детей, приезжающих издалека, Рачинский выстроил интернат.

В эту школу смог попасть и бедный крестьянский мальчик Коля Богданов, в котором Рачинский увидел талант художника и помог ему развиться. Это оказало сильное влияние на творчество живописца, который впоследствии стал знаменитым передвижником Николаем Богдановым-Бельским. Он посвятил много полотен жизни крестьян, любимой школе и любимому учителю.

В 1867 году Сергей Александрович уехал в родную деревню Татево Тверской губернии.
Построил первую в России сельскую школу с общежитием для крестьянских детей. Сам стал директором и одновременно вел уроки математики.
Издавал «Татевский сборник» - альманах с произведениями Е. Баратынского, В. Жуковского, А. Фета, П. Вяземского. И сам писал талантливые статьи о литературе, живописи, музыке.
Сотрудничал с журналом «Сельская школа» и сочинил два возможных сюжета для опер Чайковского.
Сам написал для своей школы учебник по математике и другие методические пособия.
В школьной художественной мастерской Сергей Александрович занимался с детьми живописью, черчением и рисованием.
В 1891 году Академия наук избрала С.А.Рачинского своим Член-корреспондентом.
Константин Победоносцев, крупнейший политический деятель тех лет, писал о нём императору Александру III в 1883 году:
«Вы изволите припомнить, как несколько лет тому назад я докладывал Вам о Сергее Рачинском, почтенном человеке, который, оставив профессорство в Московском университете, уехал на житьё в своё имение, в самой отдалённой лесной глуши Бельского уезда Смоленской губернии, и живёт там безвыездно вот уже более 14 лет, работая с утра до ночи для пользы народной. Он вдохнул совсем новую жизнь в целое поколение крестьян… Стал поистине благодетелем местности, основав и ведёт, с помощью 4 священников, 5 народных школ, которые представляют теперь образец для всей земли. Это человек замечательный. Всё, что у него есть, и все средства своего имения он отдаёт до копейки на это дело, ограничив свои потребности до последней степени».

Картина дня

наверх