На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

«Последний день Помпеи» Брюллова

Карл Брюллов так увлёкся трагедией города, уничтоженного Везувием, что лично участвовал в раскопках Помпеи, а позже тщательно работал над картиной: вместо трёх лет, указанных в заказе юного мецената Анатолия Демидова, художник писал картину целых шесть лет. В Помпеи Брюллов попал в 1827 году вместе с графиней Марией Григорьевной Разумовской. Она стала первой заказчицей картины. Однако права на картины выкупает шестнадцатилетний Анатолий Николаевич Демидов, владелец уральских горнорудных заводов, богач и меценат. Чистого годового дохода он имел два миллиона рублей. Николай Демидов, отец, недавно скончавшийся, был русским посланником и спонсировал во Флоренции раскопки в Форуме и Капитолии. Демидов в дальнейшем подарит картину Николаю Первому, а тот передарит Академии Художеств, откуда она и попадет в Русский музей. Демидов подписал с Брюлловым контракт на определенный срок и пытался подогнать художника, однако тот задумал грандиозный замысел и в общей сложности работа над картиной заняла 6 лет. Брюллову пришло в голову нарисовать такой необычный сюжет после посещения раскопок Помпеи. Для Брюллова это был еще и личный вызов – итальянские художники считали его незначительным автором небольших сюжетных картин («маленький русский пишет маленькие картины»). Ну что ж, свою долю успеха и уважения он получил сполна – толпы людей в Риме, сверхпопулярная выставка в Милане, большая золотая медаль Парижского салона, признание в России и вишенка на торте - прозвище «Великий Карл».

Карл Брюллов – «Последний день Помпеи», 1833

На создание картины ушло целых 6 лет, с 1827 до 1833. Однако непосредственно написание картины заняло 11 месяцев, остальное время художник готовил эскизы и дорабатывал идеи.Картина поражает масштабом. Даже просто своей величиной – 4,56 на 6,51 метра, это вам не шутки, а очень даже уютная студия.

Полотно уникально для того времени – Брюллов использует черты, характерные и для классицизма, и для романтизма. Сюжет из античности и рельефные тела – это явный классицизм. Но на фоне катастрофы мы видим личные истории жителей, большое количество живых и волнующих цветов, обилие эмоций героев картины – это явный романтизм. Брюллов ярко продемонстрировал очевидный переход живописи в новый век, но при этом он уважает традиции.

Вся хаотичная на первый взгляд композиция строится в лучших традициях классицизма - отдельные эпизоды по треугольникам. Можете отследить группы героев и мысленно провести линии вокруг них - получится именно эти геометрические фигуры)

Брюллов лично изучал останки погибших. И часть героев он нашёл именно в Помпеях. Например, погибшую женщину, обнимавшую двух дочерей.Мать успокаивает своих дочерей. Еще одна маленькая деталь от художника: во время извержения многие птицы умирали прямо на лету. Как, например, щегол на картине, он в правой части:На одной из улиц было найдено колесо от повозки и драгоценности вокруг. Так в сюжете художника появился эпизод гибели богатой помпеянки. В центре картины лежит полуобнаженная молодая женщина, которую пытается привести в чувство ребенок (символ падения старого мира и зарождения нового) – это противопоставление жизни и смерти в лучших традициях романтизма.Тут у нас колесо колесницы, из которой выпала богатая аристократка, разбросанное золото и бедный ребенок:И вот та самая колесница:На картине изображены языческий священник (в белом, несет свои золотые атрибуты культа) и христианский (слева в красном). Искусствоведы видят в этом  некоторое противопоставление – языческий служитель культа прикрывается, бежит и старается спасти свое богатство, тогда как христианин  смотрит в лицо трагедии. Правда, тут художник допустил неточность - нательных крестиков в 79 году н.э. еще не существовало.Если хорошо присмотреться, можно увидеть культовые атрибуты и у христианского священника. Укутанные в полотно, потир и кадило. Взгляд языческого тоже обращён в сторону разворачивающейся катастрофы, поэтому сложно говорить о каком-то явном противопоставлении. Разве что еще обратить внимание как падает свет. И то, что атрибуты не столько богаты, чисто золотые. Может поэтому он кажется намного скромнее. У них даже позы и одежды похожи, просто с разных сторон. Это скорее не противопоставление, а наоборот посыл, что все религии одинаковы, или все равны перед катастрофой.

На полотно попал и один из известных очевидцев катастрофы - Плиний, который подробно описал события того дня историку Тациту. И, хотя наш везучий паренек на самом деле находился на безопасном расстоянии во время извержения Везувия, Брюллов для драматичного эффекта поставил его в эпицентр событий. На картине описывается известный эпизод - мать Плиния просит бросить ее, так как она обуза и с ней он не сможет убежать от кары природы. Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Сохранилось два письма, написанных им историку Тациту, в которых он рассказывает о гибели своего дяди Плиния Старшего, известного естествоиспытателя, и собственных злоключениях.
Гаю Плинию было всего 17 лет, в момент катастрофы он изучал историю Тита Ливия, чтобы написать сочинение, и поэтому отказался отправиться со своим дядей смотреть на извержение вулкана. Плиний Старший был тогда адмиралом местного флота, должность, которую он получил за свои научные заслуги была легкой. Любопытство его сгубило, кроме того некая Рекцина прислала ему письмо с просьбой о помощи, из её виллы спастись можно было только морем. Плиний проплыл мимо Геркуланума, людей на берегу в тот момент можно было еще спасти, но он стремился скорее увидеть извержение во всей красе. Затем корабли в дыму с трудом нашли дорогу до Стабии, там Плиний переночевал, но на следующий день погиб, надышавшись отравленного серой воздуха.
Гай Плиний, оставшийся в Мизене, я 30 километрах от Помпей, был вынужден спасаться бегством, поскольку бедствие дошло и до них с матерью.

А на картине сын не согласен и старается силой и словами уговорить ее продолжить бежать с ним.Слева от них другие сынки несут своего батю подальше от лавы и разрушений. И обратите внимание на интересный контраст: мощный и жилистый воин сопоставляется юному и нежному юноше.

Справа от двух семей происходит уже совсем драма - новоиспеченный муж держит свою умершую жену. О недавнем бракосочетании говорит свадебный венок на голове погибшей девушки.

Две семьи и неудавшаяся новая семья:Еще одна интересная группа персонажей у нас в левой части картины.

Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Во время раскопок особенно трогают пары, обнявшиеся перед смертью, дети вместе с родителями.Одни персонажи поняли, что здание рушится и хотят поскорее его покинуть. Но на пути они сталкиваются с другими людьми - они видят невозможность выжить на улице и бегут спасаться в здание.Самый забавный персонаж тут - корыстный мужик, собирающий монетки. Даже в момент глобальной катастрофы он гонится за наживой.Автор картины не мог так просто оставаться в стороне от своего детища. Художник с ящиком красок на голове - автопортрет Брюллова, переживающего трагедию вместе со своими персонажами.

Столпотворение у входа, подбирание монет и голова художника под ящиком с красками:

Еще небольшая деталь - вы заметили, как многие девушки похожи друг на друга? Все дело не в плохой фантазии автора, так он изображал свою любовь и музу, Юлию Самойлову.

Вместе с Юлией художник бродил по разрушенным Помпеям, их роман длился 16 лет с перерывами, в перерывы они обычно женились на ком-нибудь и разводились. В дальнейшем я поставлю эту историю любви. На картине можно насчитать целых пять Юль:Брюллов очень круто играет с цветом. По сути, всю картину освещают только молнии и вулканическая лава. И это задает драматичный тон событиям. Помимо этого, удачное решение с освещением картины дает ей движения и даже некоторую скульптурность.

Безусловно, разрушения и изображение стихии театральны. Однако многие вулканологи отмечают достоверность событий на картине и дают землетрясению 8 баллов по мощности.

Разрушения на заднем плане картины:Картина получала хвалебные отзывы от многих известных людей того времени: Иванов (автор «Явление Христа народу»), Гоголь, Лермонтов, Вальтер Скотт и другие поражались шедевру Брюллова.

В 1834 году состоялась «презентация» картины в Петербурге. Поэт Евгений Боратынский написал строки: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем!» Картина поразила Пушкина и Гоголя. Гоголь ухватил в своей вдохновенной статье, посвященной картине, секрет её популярности : «Его произведения первые, которых могут понимать (хотя неодинаково) и художник, имеющий высшее развитие вкуса, и не знающий, что такое художество». И впрямь, гениальное произведение понятно всем, и в тоже время человек более развитый откроет в нем еще иные плоскости другого уровня.
Пушкин написал стихи и даже набросал на полях эскизно часть композиции картины.
В Санкт-Петербурге показывали картину всем желающим, но младший брат Брюллова был при смерти и не мог сам воочию увидеть. Тогда его друзья отнесли к картине, чтобы он мог оценить работу своего брата.

Черновик Александра Пушкина с рисунком:

Ну и закончу пост словами великого классика:

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

https://pikabu.ru/story/posledniy_den_pompei_bryullova_ili_l... 

https://lera-komor.livejournal.com/1294752.html

Картина дня

наверх