На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Как-то совершенно мимо меня пролетело его творчество, ни песен ни имени никогда не слышал. А то, что услышал сейчас, ...От одесского жули...
  • Александр Сысоев
    Светлана, полностью согласен: мне творчество Аркадия Северного совсем никак. Хотя я любил и люблю бардовские песни, н...От одесского жули...
  • Светлана Митленко
    Может Мурзилка? Или Костер. Еще Пионер был журнал.GIF-ки, которым б...

Как появились сразу 5 картин по одному сюжету

Этот сюжет дошел до нас из глубины веков. В 1433 году на свадьбе великого князя Василия Темного произошла некрасивая история, которая стала причиной долгой и кровопролитной войны между князьями. 

Конечно, как и любой конфликт, этот раздор был кому-то выгоден, историки называют сегодня несколько имен возможных «кукловодов», но формально ссора разгорелась из-за золотого пояса, который княгиня Софья Витовтовна прилюдно сорвала со своего племянника Василия Косого.История золотого пояса, украшенного камнями, интересна и сама по себе. Эта драгоценная вещь оказалась несчастливой. Сделана она была, скорее всего, для суздальского князя, и в 1367 году тот подарил пояс своему будущему зятю – московскому князю Дмитрию, которого позже назовут Донским. Однако на той свадьбе драгоценную реликвию выкрали. Надо сказать, что в те далекие времена пояс был не просто элементом одежды или украшением, он нес очень важную «информационную нагрузку», связанную с честью человека. Даже для женщины он значил много. Так, сегодня мы читаем в старинных сказках, как герой похищает у купающейся девушки не одежду или какую-нибудь интимную деталь туалета, а именно пояс, после чего красавица оказывается связана с похитителем некими узами и делает все, чтобы только вернуть себе этот символ девичьей чести.«Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс», 1861 год, К. Ф. Гун

А для мужчины, тем более князя, пояс и подавно был невероятно важен. Сегодня по значимости его можно сравнить скорее с регалиями, означающими властное право. Поэтому история украденного пояса на многие десятилетия была для московских князей позорной страницей, о которой предпочитали не вспоминать. Однако 65 лет спустя она получила продолжение. Через несколько промежуточных рук драгоценная реликвия оказалась у боярина Всеволожского. Его внучка была помолвлена с молодым Василием Косым, сыном звенигородского князя, и «добрый дедушка» сделал будущему родственнику этот двусмысленный и опасный подарок. Историки не исключают мысль, что он рассчитывал на скандал, дабы рассорить две княжеские ветви. Если так, то эта интрига удалась в полной мере. Василий Косой, ничего не подозревая о «позорном следе», надел пояс, собираясь на свадьбу своего двоюродного брата Василия II.Картина на тему скандальной свадьбы В. П. Верещагина, 1861 год

Начало XV века было временем борьбы за власть. Разгоралась она между потомками Дмитрия Донского. Малолетний Василий II, ставший московским князем при регентстве своей матери Софьи Витовтовны, полностью полагался на ее мнение. 8 февраля 1433 года 18-летний правитель играл свадьбу с боровской княжной Марией Ярославной (разумеется, невеста была выбрана властной матерью). Однако новобрачные в этой истории оказались далеко не главными действующими лицами.Софья Витовтовна и Василий Косой на картине Н. Д. Дмитриева-Оренбургского

В разгар веселья Софье Витовтовне нашептали, что кузен сына разгуливает в том самом поясе, который давным-давно был украден на свадьбе ее свекра Дмитрия Донского. Нашлись старожилы-свидетели, которые драгоценную реликвию 65 лет назад видели и теперь опознали. Разгневанная княгиня немедленно подошла к Василию, сорвала с него пояс и прилюдно обвинила в воровстве. Это оскорбление можно было приравнять, пожалуй, только к плевку в лицо. Разумеется, Василий Косой вместе с братом немедленно покинули Москву и уехали к отцу в Галич. По дороге они от обиды «пограбиша Ярославль и казны всех князей разграбиша». Дальше началась кровопролитная междоусобная война, и власть еще неоднократно переходила из одних рук в другие.

Существует версия, что вся эта история с поясом даже была подстроена самой Софьей Витовтовной. Звенигородские князья были у нее тогда «как кость в горле», а влиятельный московский боярин Всеволож как раз собирался с ними породнится. Разразившийся скандал позорил всех ее политических противников сразу. Точных данных о «подводных течениях» и скрытых интригах близ московского княжеского престола у историков нет, поэтому сегодня можно только гадать, что именно послужило истинной причиной такого яркого эпизода. Война, одним из поводов к которой послужила история с поясом, не закончилась…
«Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс», П. Чистяков, 1861 год. Русский музей

В 1861 году в Академии художеств именно этот исторический сюжет выбрали в качестве темы для выпускных экзаменов. В результате появились пять прекрасных картин на одну тему, да к тому же датированные одним и тем же годом. Их авторами стали молодые художники: П. П. Чистяков, В. П. Верещагин, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, К. Ф. Гун и К. Б. Вениг (победителем конкурса был объявлен Чистяков). Картину Венига не нашла, так же как и не выяснила ее судьбу. Все полотна решены примерно в одном ключе – на заднем плане присутствуют новобрачные, у разгневанной княгини в руках сорванный пояс, опозоренный Василий Косой и многочисленные гости застыли в ужасе (разумеется, все художники отобразили самый драматический момент этой истории). Так одна из самых знаменитых исторических провокаций стала популярным живописным сюжетом.

РНемного об участи участников действа.Фрагмент картины П. Чистяков, 1861 год. Василий Косой.

После смерти отца Василий Косой объявил себя новым великим князем, но не получил поддержки собственных братьев, признавших Василия Васильевича. Однако он не уступил и продолжил соперничество, в ходе которого попал в плен и был ослеплен.
Умер, вероятно, в 1448 году. По всей видимости, в заточении.
Еще один вопрос, на который при множестве трактовок так и не нашла для себя ответа, - почему вдруг ослепление, столь популярное в Византии, но редкое для Руси (хотя невозможно не вспомнить истории. Василько Ростиславовича Теребовольского)… Страшное наказание, обрекающее человека на вечное пребывание человека во тьме и невозможность увидеть Божьего света… Средневекового человека с его определенными представлениями.
И почему эта идея родилась в голове Василия II? Не простил подстрекательства на собственную жизнь?Фрагмент картины П. Чистяков, 1861 год. Дмитрий Шемяка.

После смерти брата продолжил войну с Василием, шедшую с переменным успехом. Не стоит забывать, что Василий умел находить поддержку у ордынских ханов.
В 1446 году ему удалось захватил Василия в плен, которого приказал ослепить  (в отместку за старшего брата?). Умер в Новгороде в 1453 году. Популярна версия об отравлении, к которой пришла и археологическая экспедиция Янина.Фрагмент картины П. Чистяков, 1861 год. Василий II.

Вопреки всему сумел после длительной борьбы сохранить за собой Москву и великое княжение. Сам ли или с помощью талантливого окружения – другой вопрос. В историю вошел под прозвищем «Темный». Существует даже целая летописная повесть о его ослеплении. Причастными к сему печальному событию помимо Дмитрия Шемяки считаются также князья Иван Можайский и Борис Тверской… Среди претензий к нему была и «любовь к татарам».
Без зрения он прожил еще 16 лет.Фрагмент картины П. Чистяков, 1861 год. Софья Витовна

Мать Василия Темного по своему характеру принадлежала к числу таких женщин, как боярыня Морозова и царевна Софья.
Одна из немногих женщин допетровской Руси, принимавшая активное участие в государственных делах. Ее брак с Василием в первую очередь был заключен угоду политическим интересам. Был ли он счастливым, судить мы не можем. Не все дети в их браке выжили.
Сто лет спустя Сигизмунд Герберштейн передавал, что Василий Дмитриевич не любил своего единственного сына Василия, так как подозревал в свою жену прелюбодеянии, от которой тот и родился, поэтому, умирая, оставил великое княжение сыну, а своему брату Юрию.
Подтверждений этому у нас нет, но попадались мне и предположения, что Софья могла уничтожить завещание мужа, вредившего его сыну.
Она прилагала все усилия в борьбе за власть для своего сына, и эти усилия увенчались успехом. Именно ее подозревают в отравлении Юрия Дмитриевича и Дмитрия Шемяки, во время победы которого ей пришлось пережить ссылку сначала в Чухлому, а затем в Каргополь.
Умерла Софья Витовтовна в 1453 году в возрасте 82-х лет.
Не ей ли если не всем, то очень многим обязан сын?
Такая женщина могла позволить себе сорвать пояс с сына противника.

https://www.liveinternet.ru/community/1726655/post99263653/

https://kulturologia.ru/blogs/260520/46521/

Картина дня

наверх