На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Ну извините, Виктор Александров.Роскошь Питера
  • Светлана Митленко
    Творческий человек ведь не  только создает руками. А как например быть с композиторами? Как с писателями? Они же не р...Иллюзорные галакт...
  • Светлана Митленко
    Спасибо. Такие истории как раз и оживляют классиков, которые для нас лишь портреты и именаВеликие истории л...

Мечеть им. Ахмата Кадырова и кафе Элвиса Престли

Решила эти две достопримечательности объединить в одной теме, поскольку они располагаются возле одного небольшого городка Абу-Гош. В израильской арабской деревне Абу-Гош проживают около шести тысяч человек. Располагается она по пути из Тель-Авива в Иерусалим и туда частенько гиды завозят туристов.И хотя это считается арабской деревушкой, но на самом деле это не совсем так. Да, там проживают мусульмане, но совсем не арабы. В войну за Независимость Израиля в 1948 году "арабы" Абу-Гоша отказались воевать против молодой армии еврейского государства. В деревне на этот счет даже шутят, что мол, евреи этого не забыли и с тех пор постоянно отдают дань – массово посещают местные рестораны. Арабский хумус и блюда из баранины – самая популярная еда у коренных израильтян.Однако даже такая популярность долгие годы не позволяла местным жителям собрать достаточно денег на строительство большой мечети."В Абу-Гош была маленькая мечеть, в которой не помещались все желающие, - говорит Салим Джабер, до недавнего времени глава местного совета. – Несколько лет назад мы все же приняли решение построить большую мечеть".По словам Салима, землю под строительство деревня получила бесплатно от государства. На это не пришлось тратиться. Однако избежать проблем не удалось. Уже на первом этапе оказалось, что деньги закончились, в деревне не рассчитали траты."В 2011 году я встретился с представителями президента Кадырова и вскользь рассказал им, что жители деревни Абу-Гош являются потомками чеченцев, - вспоминает Салим. – Через некоторое время они, узнав, что мы испытываем финансовые проблемы при строительстве мечети, любезно согласились нам помочь".Дальнейшее, как говорят в деревне, было делом техники. В Абу-Гош стал наведываться "чеченский десант" из ближайшего окружения президента Кадырова. Заграничные гости в буквальном смысле лично контролировали каждый шаг при строительстве мечети.В итоге мечеть была построена уже к сентябрю прошлого года, однако официальное открытие несколько раз откладывалось. В деревне ждали главного гостя – президента Рамзана Кадырова.

С Кавказа на Ближний Восток, немного истории

Впервые значительные группы черкесов оказались на Ближнем Востоке в ХIII веке, когда египетский султан Калаун, сам черкес по происхождению, выкупил у татаро-монголов 12 тысяч пленников-адыгов и создал из них отборное войско. Черкесы — представители адыгского этноса, в состав которого также входят кабардинцы, убыхи, собственно адыгейцы, шапсуги, часть абхазов и некоторые другие народности*.

*В дальнейшем черкесские мамлюки (бурджиты, т.е. мамлюки "башни" или "цитадели") основали свою династию, султаны которой царствовали в Египетско-Сирийской державе XIV-XVI вв. После османского завоевания мамлюкские дома восстановили свою власть в османском Египте, удерживая ее вплоть до начала XIX в, а в Судане - до начала XX в.


Кавказская война 1817—1864 годов была одной из самых продолжительных и кровопролитных в истории человечества.

К неисчислимым жертвам той Кавказской войны следует отнести и тысячи беженцев. Некоторые из них оказались в той части Палестины, которая после воссоздания Государства Израиль в 1948 году вошла в его состав.
Оттоманская империя, долгое время владевшая огромными территориями, включая Балканы и Средний Восток, не очень доверяла местному населению — славянам в Болгарии и Сербии, а также арабам на Ближнем Востоке. Поэтому турки пытались заселить эти земли поселенцами с Кавказа, которых заставляли нести воинскую повинность. Заметим для справки, что в Турции проживает не менее трёх миллионов черкесов*, в Сирии и в Иордании — соответственно 80 и 120 тысяч. Однако турецкие власти не признают ни черкесскую, ни, к слову говоря, курдскую этнические общины. В Сирии отношение к черкесам лучше. До недавнего времени немало из них занимали высокие должности в армии и в органах безопасности этой страны. Особого отношения представители адыгского этноса заслужили в Иордании. Там черкесы — надёжнейший оплот Хашимитской династии, составляющие костяк личной гвардии короля.

*В Турции представлены все черкесские колена. Численность анатолийских (турецких) черкесов до сих пор является предметом споров. Экспертные оценки в основном колеблются (если отбросить крайности) между 6 и 8млн человек собственно черкесов, без учета численности иных северокавказских народов в Турции (абазин, абхазов, чеченцев, лезгин, аварцев, осетин, балкарцев, etc.). Для сравнения, в России черкесов ("адыгейцев", "кабардинцев", "черкесов" и "шапсугов") менее 0,8млн человек, в основном проживающих в черкесских анклавах Западного Кавказа. В Сирии сегодня около 110тыс черкесов (абадзехского, бжедугского и кабардинского колен) и около 10тыс человек из иных северокавказских народов (чеченцы, абхазы, балкарцы, осетины, народы Дагестана). В Иордании - около 100тыс черкесов (абадзехского, бжедугского, кабардинского и шапсугского колен) и почти 7тыс чеченцев. Есть также относительно крупные черкесские общины в Евросоюзе (прежде всего в Германии), в Египте, Ираке, Иране, Ливии и США.

В Израиле черкесы живут в Галилее, на севере Израиля, в двух сёлах: Кфар-Каме, основанном в 1876 году, и Рехании (1880). В небольшом селении Абу-Гош, по дороге на Иерусалим, проживают черкесы, большинство которых помнит свои корни.

Глава местного совета Абу-Гоша Салим Джабер инициировал приезд в Израиль заместителя министра по внешним связям, национальной политике, печати и информации Чеченской Республики (ЧР) Зелимхана Мусаева и главы администрации станицы Шелкозаводская Руслана Коканаева. Интересно, что Мусаев, историк по профессии, автор книги «Фрагменты истории в фольклоре и лексике чеченцев», разъясняя понятие «черкесы», вспомнил знаменитого английского поэта лорда Байрона, который писал: «Черкесами османы называют всех выходцев с Северного Кавказа». Последний посол Советского Союза в Израиле известный журналист-международник Александр Бовин (1930—2004) писал в своей книге «Пять лет среди евреев и мидовцев»: «Черкесами называют всех, кого царская власть выкинула с Кавказа в XIX веке».

Действительно, «черкес» для турок был таким же обобщённым понятием, как в петровской России «немец», под которым понимали не только собственно немцев, но и голландцев, датчан и шведов. И тем не менее, по мнению Мусаева, «на территории нынешней Иордании живут именно чеченцы, хотя они и считают себя черкесами».

Братья навек

Руслан Коканаев, много лет исследующий историю своего народа, нашёл много родственного между чеченцами и хазарами, многочисленным иудейским этносом, заселявшим в Средневековье территории, в состав которых входили Чечня и Дагестан. Показательно, что чеченский этнограф и лингвист Арби Вагалов и историк Ваха Бехчоев, изучавшие схожесть многих еврейских, точнее хазаро-ивритских, и чеченских слов, также пришли к выводу о родственности иудеев-хазар и чеченцев. Показательно, что само слово «хазария» существует и в одном из наречий чеченского языка. В переводе «хаз аре» означает «красивая страна» (буквально, «красивое поле»). Ещё дальше пошёл российский чечен­ский писатель Герман Садулаев, считающий, что многие чеченские тейпы (роды) происходят от иудеев-хазар и горских евреев.

В интервью израильской русскоязычной газете «Новости недели» Зелимхан Мусаев сказал: «Чеченцы в значительной степени повторили судьбу евреев. Они подвергались жестоким преследованиям, были рассеяны, стали изгнанниками. Как и евреи, многие из них уже освоились на новом месте и не хотят возвращаться на историческую родину».

Сали Джабер, по сути, мэр Абу-Гоша, — личность весьма уважаемая и авторитетная как в Израиле, так и в соседних арабских странах. Он считает, что израильская черкесская община может сыграть важную роль в сближении евреев и арабов.

На сегодняшний день израильским гражданством обладают более четырёх тысяч черкесов. Об этом пишет издающаяся здесь «Кавказская газета», которая является общественным рупором кавказских, или, точнее говоря, горских евреев. Эта этническая ветвь евреев веками жила бок о бок с народами Кавказа обычно в одних и тех же городах и сёлах. Горских евреев иногда путают с грузин­скими, которые в языковом и этническом плане представляют другую группу еврейского народа.

В войне за независимость Израиля черкесы встали под израильские флаги. Тогда, в 1948 году, 650 тысяч евреев противостояли 30 миллионам арабов, и израильские черкесы приняли сторону евреев. В тот момент подобный выбор равнялся самоубийству. Но это было честное и искреннее решение. По вероисповеданию черкесы — мусульмане-сунниты, и в первые годы существования Израиля на действительную военную службу шли только добровольцы.

В 1957-м лидеры черкесской общины обратились к правительству Израиля с просьбой разрешить служить черкесской молодёжи в ЦАХАЛ на общих основаниях. Такое разрешение было получено. Самой талантливой израильской разведчицей в палестинской среде считается черкешенка, уроженка Иордании, Амина аль-Муфти, врач по профессии, выпускница Венского университета. Эта девушка, получившая европейское образование, сама предложила свои услуги МОССАДу (израильской внешней разведке). Поступавшая от неё информация позволила не только предотвратить десятки терактов, но и скоординировать антитеррористическую деятельность израильских спецслужб.

Палестинская контрразведка, увы, смогла разоблачить и арестовать Амину. В Бейруте её подвергали пыткам. Однако израильтяне в результате трудных переговоров обменяли своего ценного агента, оказавшегося в руках врагов, на несколько десятков палестинских боевиков.

Израильские черкесы в основном занимаются сельским хозяйством. Традиционно они считаются отличными солдатами. В Израиле черкесы служат в основном в пограничных войсках и в службах безопасности.

Почему израильские черкесы прекрасно уживаются и с евреями, и с арабами? Вопрос непростой, если учесть, что израильско-арабский конфликт нередко рассматривается с позиции противостояния иудеохристианского и мусульманского миров.

По мнению Ахмада Пери, израильского черкеса, дослужившегося до генеральского звания, «ближневосточное противостояние неверно трактовать с религиозных позиций». «Просто два народа претендуют на одну землю, — говорит Пери. — Если бы мы, черкесы, такие же мусульмане, как арабы, попытались создать на этой земле независимую Черкесию или Адыгею, нас немедленно посчитали бы своими врагами как арабы, так и евреи». Генерал Пери убеждён, что арабы и евреи уважают черкесов, которые весьма законопослушны и требуют такого же законопослушания от других.

Черкесские сёла в Израиле благоустроенны, к ним подведены отличные дороги. Мечети построены на турецкий манер и украшены чёрно-белыми плитками. Любопытно, что имам мечети в Кфар-Каме* — подполковник ЦАХАЛ в запасе. У жителей черкесских селений просторные дома, школы и больницы оборудованы не хуже тель-авивских, фото смотрите выше. Однако они не вошли в туристские маршруты. И понятно почему — не в традиции горцев выставлять свою жизнь напоказ.

*Кфар-Кама - моноэтнический черкесский городок, в котором проживают черкесы шапсугского колена. В Рихании проживает смешанное население, ядром которого являются черкесы абадзехского колена. Черкесы Кфар-Камы и Рихании, являющиеся потомками изгнанников времен Кавказской войны, долгое время не признавали за "своих" черкесов Абу-Гоша, которые, по легенде, суть потомки черкесских мамлюков. После недавнего установления контактов с Чечней абу-гошцы, до того настаивавшие на своих черкесских корнях, объявили себя чеченцами.

Нынешнее поколение израильских черкесов после падения «железного занавеса» получило возможность поддерживать связь со своими соплеменниками на Северном Кавказе. В школах Рехании и Кфар-Камы в обязательном порядке изучается родной язык. «Уашьхьэ Мафэ», адыгский (черкесский) национальный ансамбль Кфар-Камы под руководством майора ЦАХАЛ в отставке Шаки Хона, распевает не только израильскую «Ха-Тикву» («Надежду»), но и гимн Карачаево-Черкесии, который начинается такими строками:

Древней Родиной горжусь я!
Вечен свет снегов Эльбруса
И свята Кубани чистая струя!

Как черкесы относятся к своей исторической родине, которая сейчас часть России? По-разному. Не обходится и без политических демонстраций и заявлений. Так, в мае 2010 года Форум молодых израильских черкесов провёл в Хайфе, «северной столице» еврейского государства, демонстрацию у российского консульства с требованием «возврата черкесскому народу захваченных земель». А глава Черкесского конгресса Израиля Аднан Оркиж, посетив Тбилиси, призвал парламент Грузии «признать геноцид черкесского народа, осуществлённый в ходе Кавказской войны».

После распада СССР среди израильских черкесов появилось желание вернуться на историческую родину. Но за последние десять лет уехало только четверо. Гархард считает, что одна из причин такого незначительного числа «возвращенцев» кроется в нежелании российских властей поощрять зарубежных черкесов к расселению на Кавказе. Получить российское гражданство сегодня очень непросто. Тем не менее не эта причина главная.

Уровень жизни израильских черкесов очень высок. Черкесы, переехавшие в Россию, сознательно пошли на снижение своего жизненного уровня. Однако, несомненно, эти люди обладали высоким национальным самосознанием. Нередки случаи, когда черкесские холостые парни едут в Черкесию, Чечню, Ингушетию или Адыгею, находят там невест, женятся и возвращаются в Израиль.

И всё-таки желание жить на исторической родине для многих остаётся заветной мечтой. «Если бы согласились моя жена и дети, — сказал Аднан Гархард, — я бы вернулся на историческую родину даже не сегодня, а вчера».

Если послушать мэра Абу-Гош Салима Джабера, все складывается предельно просто: «Мы — не евреи, не арабы, не христиане и не бедуины. Мы — что-то среднее. Вообще, мы пришли с Кавказских гор». А поточнее? Мэр забыл названия деревень, где жили предки его подопечных. Не мудрено, ведь все это случилось более 500 лет назад!

Как бы то ни было, в одном Салем Джабер абсолютно уверен: 7 500 жителей этой необычной израильской деревни — настоящие израильские «чеченцы». А не потомки черкесских мамелюков (в Израиле их насчитывается примерно 4 000), как утверждает историк Бен-Дов. Все жители Абу-Гош - мусульмане, которые принадлежат к одному из четырех кланов: Джабер, Отман, Абед-Рахман и Ибрагим.

Кроме того, Абу-Гош отличает и традиционно нейтральная позиция: во время войны 1948-1949 годов местные жители не поддержали ни один из лагерей. Сейчас же в деревне проживают около 80 еврейских семей. «Мы всегда ставили на первое место мир и добрососедские отношения», — с явным удовольствием заявляет мэр. Он не скрывает радости по поводу того, что тысячи евреев из расположенного неподалеку Иерусалима заполняют рестораны Абу-Гош по субботам, в день шаббата.

Когда мы говорим Салиму Джаберу, что эти чеченские корни были чудесным образом раскрыты два с половиной года назад, когда специальный представитель главы Чечни Рамзана Кадырова Юрий Мелец официально подтвердил ему, что жители Абу-Гош — выходцы с Кавказа, он дает такой ответ: «Мы всегда это знали, но у нас уже давно не осталось связей с нашей далекой родиной. А сегодня у нас их целых две: Чечня и Израиль».

Что бы ни говорили недовольные личности, которые считают, что жители Абу-Гош сорвали банк, «воссоединение» прошло очень тепло, а Чечня не замедлила показать свою щедрость. Спустя два месяца после встречи в деревне появились министры туризма, спорта и науки Чечни. В ноябре 2011 года состоялся ответный визит: Салим Джабер и его двоюродный брат Исса с супругами побывали в Грозном и Москве, где им был оказан королевский прием.

Президент Кадыров (его фотографии украшают стены кабинета мэра Абу-Гош) раскрыл объятия... и кошелек. «Они спросили нас, что нам нужно», — рассказывает Джабер. Первый чек на 2 миллиона долларов пойдет на финансирование новой мечети, тогда как еще миллион послужит для того, чтобы проложить к ней дорогу (ее уже окрестили «дорога Кадырова»). Строительные работы идут полным ходом. С двух сторон от массивного здания общей площадью в 2 400 квадратных метров, как и на въезде на «дорогу Кадырова», стоят две башенки в чеченском стиле. Вот теперь я и покажу эту самую мечеть, которую построили в честь отца Кадырова.
Видите четыре башни? Вот это и есть та самая мечеть.
На это самое «дальше» у чеченского правительства есть свои планы: оно хочет уговорить как можно больше мужчин из Абу-Гош переехать в Чечню. Дело в том, что две войны, которые развернулись в республике с 1994 по 2004 год, привели к огромному демографическому дисбалансу. «Там на одного мужчину приходится семь женщин, и поэтому у мужчины может быть четыре жены», — объясняем Салим Джабер.
Вид с минарета на противоположные минареты.
Вид на городок. Крутая лестница в минарете. Подсмотренное через окно внутреннее пространство мечети.

Таким образом, неоспоримый лидера Чечни Рамзан Кадыров сделал свое предложение: жители Абу-Гош получат работу, жилье и, разумеется, несколько жен, если согласятся вернуться на историческую родину. Салим Джабер подтвердил эти условия сделки, отметив возможность того, что чеченские женщины смогут приехать в Израиль в поисках мужа.Переходим ко второй достопримечательности. Одна из оригинальных и главное не древних достопримечательностей Израиля –кафе «Элвис», находящееся в деревне Абу-Гош,  по дороге в Иерусалим. Саму деревню у дороги в Иерусалим основала более двух веков назад арабская семья Абу Гош. Жители деревни занимались грабежом паломников. Турецкая администрация Палестины всеми силами боролась с “романтиками с большой дороги”, пока не решила, что лучше этих разбойников взять на службу – брать пошлину с паломников. Грабежи прекратились, а жители деревни стали следить за безопасностью дорог. В 19 веке в деревне поселились и черкесы, переселившиеся с Северного Кавказа во времена русско-турецких войн. Правда, сейчас потомки тех переселенцев говорят больше по-арабски.Как следует из названия   оно посвящено Элвису Пресли. Сам Элвис никогда в Израиле не был, что не помещало хозяину этого заведения его большому поклоннику, создать из обычного бара по-настоящему стильное местечко.На расписанных стенах король рок-н-рола играет роль бармена в тёплой компании звёзд Голливуда тех времён. Колонны и панно в кафе «Элвис» украшены фотографиями, а по краям стоят его скульптуры высотой в человеческий рост. Играет заводной рок-н-рол. В целом атмосфера очень живая, весёлая, зажигательная и приятная.Здесь можно заказать чашку эспрессо в фирменной сувенирной кружке, на которой, разумеется, изображён Элвис, всего за 15 шекелей. Кружка, разумеется, остаётся у вас. Конечно же, по желанию ( если у вас этих кружек видимо не-видимо ) кофе нальют в обычный стаканчик.

В кафе «Элвис» можно купить и другие сувениры как связанные с Элвисом, так и обычные. Порадуют и две огромные скульптуры у входа в  кафе, с которыми с удовольствием фотографируются все желающие.В центре есть кафе, в котором можно посидеть за столиком с Пресли, выпить кофе с булочкой за 25 шекелей из кружки с портретом Элвиса (потом тебе эту кружку вымоют и подарят на память).

Для фанатов Элвиса Пресли здесь сувенирный рай. Чего только здесь нет! Футболки, пакеты, бейсболки, сумки, плакаты с изображением Элвиса Прели. Есть даже вино в бутылка с его портретом. И, конечно, постоянно звучать песни в исполнении Пресли.

Картина дня

наверх