На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    А вот если бы вы ссылки еще в конце делали на 1, 2, 3 и т.д. часть было бы здорово...Страницы нашей ис...
  • Светлана Митленко
    Тыкать будете своей жене. И я Светлана, а не Светлан. Я же не обращаюсь к вам, как к Александре. Или с русским напряж..."Амбрелла" - смер...
  • александр муравьев
    Я сейчас уже ничему не удивлюсь. А под эту марку можно освободить кого угодно. Где ты видел чтобы у нас закон работал..."Амбрелла" - смер...

Некоторые факты о балах в царской России

Мать последнего русского императора Мария Фёдоровна Романова слыла отчаянной модницей и до последнего не желала отдавать семейные драгоценности молодой жене Николая Второго. А уж изысканные и дорогие наряды элегантной царицы – это настоящая сказка! Некоторые из них сохранились и доныне. А полюбоваться шикарным гардеробом можно, посетив экспозиции Государственного Эрмитажа.

При Александре III было положено начало традиции так называемых исторических балов. 25 января 1883 г. у младшего брата царя великого князя Владимира Александровича устроили первый из таких балов. В придворные костюмы XVII в. оделись хозяева бала – великий князь Владимир Александрович и его жена великая княгиня Мария Павловна. Следует отметить, что исторические костюмы – не импровизация портных «на тему». Созданию костюмов предшествовала серьезная работа в архивах Императорской академии художеств.
Для отделки костюмов из лучших тканей использовались золотые и серебряные нити, драгоценные камни и жемчуг, меха соболя и горностая. На балу присутствовали император Александр III с супругой. Императрица Мария Федоровна оделась в костюм русской царицы XVII в., состоящий из «парчовой ферязи, украшенной бриллиантами, изумрудами, рубинами, жемчугом и другими драгоценностями; парчовой шубки с золотыми цветами, отороченной соболиным мехом и с разрезными рукавами.
На голове Ее Величества была надета серебряная шапка-венец, отороченная соболем и украшенная большими брильянтами, изумрудами и крупным жемчугом, который в несколько ниток ниспадал с шапки на оплечье».

Во время ужина на этом балу исполнялись исключительно русские песни. Надо заметить, что подобный бал явился еще одним проявлением подчеркнутого национализма Александра III и его ближайших соратников.
В журнале «Всемирная иллюстрация» бал описывался следующим образом: «На бал было приглашено… до 250 знатных особ обоего пола… На парадной лестнице, на площадке и в дверях малой столовой стояла прислуга, одетая в живописные костюмы разных эпох, имеющие связь с русской историей: то был скифы, варяги, бермяты, стрельцы новгородские и московские… Вскоре гостиная и танцевальная зала наполнилась русскими боярами, боярынями и боярскими детьми обоего пола, воеводами, витязями, думными и посольскими дьяками, кравчими, окольничими, ловчими, рындами, конными и пешими жильцами (времен Иоанна IV)…». Примечательно, что если императрица Мария Федоровна позволила себе появиться в платье московской царицы XVII в., то император Александр III выступал этом балу в генеральском мундире.
Отметили необычный бал и мемуаристы. Так, А.А. Половцев записал в дневнике: «Бал у великого князя Владимира Александровича… в костюмах по преимуществу русских XVI столетия. Праздник удается в высшей степени, обилие и разнообразие ярких цветов оживляет залу в противоположность скучному фраку. На императрице верный исторический костюм, нарисованный кн. Григорием Гагариным. Богатство материи и камней чрезвычайное. Жена моя – в русском костюме XI столетия, дочь – в татарском уборе, а я в костюме, изображенном на известной гравюре, изображающий портрет стольника Потемкина, ездившего послом в Англию. Особенно выдаются костюмы Васильчакова, директора Эрмитажа и двух его дочерей… Все великие князья разодеты в богатейшие костюмы и уборы, вообще мужчины одеты с большею, чем дамы, историческою верностью. Государь уезжает вскоре после ужина, но императрица продолжает танцы до 4 1/2 утра»..."
Великий князь Владимир Александрович и его супруга Мария Павловна
"...В конце 1880-х гг. петербургскому бомонду запомнились так называемые цветные балы. Говоря о цветных балах, следует иметь в виду, что это достаточно давняя традиция. Так, в обычае были белые балы для молодых девушек, впервые выходящих в свет...Наряд девушки для первого бала был тоже строго регламентирован установленными в обществе правилами хорошего тона и подразумевал туалет "простой, воздушный, грациозный и белого цвета. Венок или букетик цветов в волосах и у корсажа совершенно достаточны для туалета молодой девушки. Медальон или крестик на тоненькой цепочке или черной бархатке дополняет наряд". В "Войне и мире" просто идеальная дебютантка Наташа Ростова
Платье Надежды Ламановой (модельер)

Были еще розовые балы для молодоженов.Платье Надежды Ламановой

Но в конце 1880-х гг. прошли два бала других «цветов». Они запомнились современникам.

В конце 1880-х гг. петербургскому бомонду запомнились так называемые цветные балы. Говоря о цветных балах, следует иметь в виду, что это достаточно давняя традиция. Так, в обычае были белые балы для молодых девушек, впервые выходящих в свет, а также розовые балы для молодоженов. Но в конце 1880-х гг. прошли два бала других «цветов». И это не считая балов-маскарадов. Они запомнились современникам. Но информации, как таковой, особенно визуальной сохранилось не так много. Ну что есть...
Бальное платье Александры Федоровны 1900г

24 января 1888 г. в Зимнем дворце состоялся зеленый, или изумрудный, бал. Назван он так, потому что на нем доминировал зеленый цвет – цвет надежды. Зеленые изумруды женских украшений оттеняли бальные платья различных зеленых оттенков.
Бальное платье платье. Около 1845 г.                                                                        Бальное платье, 1899-1900 годыБальное платье изумрудного балаНадежда Ламанова

26 января 1889 г. в Аничковом дворце состоялся знаменитый черный бал. Всех приглашенных на бал попросили прийти в траурной одежде. Ну об этом я подробно рассказывала. Столь странная просьба была вызвана тем, что в своё время австрийский Двор организовал большие празднества во время траура при российском Дворе. При подготовке очередного бала в Аничковом дворце пришло известие о смерти австрийского эрцгерцога. Бал не отменили, но гостей попросили прийти в черных платьях. Дамам об изменении «сценария» бала было сообщено только 22 января: «Приезжает гофмаршал Оболенский и объявляет, что в четверг будут танцевать в Аничковом дворце в черных платьях…». Можно только представить, какой переполох поднялся в дамских будуарах после этого известия, как лихорадочно решалась «стратегическая задача» по кардинальному изменению образа. Впрочем, у светских дам, конечно, имелись траурные платья, но здесь ставилась иная задача – бальные платья должны были быть черного цвета. Кроме этого, следовало подобрать соответствующие аксессуары, хотя сияющие бриллианты смотрелись на фоне черных платьев особенно эффектно. Надо заметить, что в коллекции коронных бриллиантов у русских императриц хранилось богатое собрание «специальных» ювелирных изделий с черными камнями, которые одевали в дни дворцовых трауров или похорон.

Новость вызвала неудовольство у многих, причем даже у влиятельных особ, например обер-прокурор Священного синода К.П. Победоносцев назвал, «танцевание в черных платьях… кощунством». Однако императрица, почувствовав «вкус» необычной идеи, могла себе позволить пренебречь подобным мнением. Тем более, что это была ее изысканная месть.
Черный бал. Платье императрицы Марии Федоровны. Франция. 1880-е гг.Бальное платье Александры Федоровны

Конечно, портнихи, не разгибаясь, работали четыре дня, дамы из-за «форс-мажора» потратили много денег, но «стратегическая задача» успешно решилась, и на балу 26 января дамы блистали…
Шитье платьев в мастерской Чарльза Фредерика Уорта

Камердинер императрицы Марии Федоровны описывал дамские наряды следующим образом: «Серые вырезанные платья, черные веера, черные по локоть перчатки, черные башмачки». Во время бала исполнялась только венская музыка, в пику австрийскому Двору. Надо признать, что это была действительно изысканная месть, поскольку «никогда женщины не выглядели так привлекательно, как на этом балу, – в черных вечерних платьях, усыпанных бриллиантами!»

Один из участников черного бала, великий князь Константин Константинович Романов (поэт «К. Р.»), записал в дневнике: «Бал в Аничков ом 26 января 1886 г. был очень своеобразным, с дамами во всем черном. На них бриллианты сверкали еще ярче. Мне было не то весело, не то скучно».

Можно с уверенностью утверждать, что инициатором цветных балов была императрица Мария Федоровна.

Ну и, конечно, стоит упомянуть Грандиозный костюмированный бал, проведенный в Зимнем дворце в 1903 г., стал последним большим балом империи, запомнившимся современникам.Великий князь Александр Михайлович писал в «Воспоминаниях»: «22 января 1903 г. «весь» Петербург танцевал в Зимнем дворце. Я точно помню эту дату, так как это был последний большой придворный бал в истории империи»..." "На балу шло соревнование за первенство между великой княгиней Елизаветой Федоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой….Бал прошел с большим успехом и был повторен во всех деталях через неделю в доме богатейшего графа А.Д. Шереметева»..."Пожалуй, я упомяну еще два вечерних платьях жены Александра Третьего: черном, украшенном шелковым тюлем, и фиолетовом, с нежными палочками звенящего стекляруса.

Черное платье с высоким белоснежным воротничком, напоминающее одеяние доброй феи из детской сказки про Золушку, - настоящее произведение искусства. Шелковый тюль цвета ночи поддается любой, самой сложной драпировке. Но выглядит при этом легко, воздушно, невесомо.Какая удивительная красота! Лиф образован двумя слоями ткани. Нижний сшит из белого текстиля, шелкового муслина. А для верхнего мастерицы использовали тот самый шелковый тюль черного цвета. Белоснежно-серебристые кружева образуют великолепную линию декольте и устремляются вверх, создавая широкий воротничок-стойку. Конечно, лиф и воротник переливаются – засчет прекрасной россыпи серебристых страз.Такой вид воротничка относит нас к эпохе известных итальянских правителей, а потому называется «медичи». Нежнейшие, воздушные рукава тоже имеют такую интересную «острую» форму. Нижний слой – муслиновый, а верхний, как и лиф, из черного тюля. На краешках рукавов примостились подвески, черные нити кистей из сияющего бисера.Представляю, как потрясающе выглядела Мария Фёдоровна на балу в черном сияющем наряде, легком, словно веяние ветерка! Ее тонкую талию подчеркивал черный атласный поясок, сзади украшенный пряжкой из крупных бусин. Верхняя часть вечернего наряда сплошь усеяна ручной вышивкой.

Сколько же кропотливой работы, даже представить сложно! Море блесток, миниатюрных пайеток создают вертикальные дорожки, убегающие вверх. Рукава же сделаны по-другому: здесь полосы вышивки расположены горизонтально. Смотрится очень красиво, согласитесь!Длинная юбка ниспадает к полу, а подол ее венчают довольно крупные цветы, созданные из блестящих светлых страз. На правом плече мы видим еще одно украшение – нити черных бус, прикрепленных к лифу и ниспадающих на полотно пышной юбки. Искусная вышивка на великолепной юбке напоминает мне частый летний дождь. Вот упало всего лишь несколько капель. Но вдруг мириады частиц воды застучали по земле, и их уже великое множество. Так и строчки вышивки становятся все чаще и чаще. На краю подола нас ждет уже настоящий бурный водопад.Верхняя невесомая юбка, которую называли «туникой», собрана в еле заметные складки с левой стороны. Их закрепили напоминающим небольшую брошку украшением из черных бусин. Черная, томная, аристократичная текстильная красота, которой можно любоваться бесконечно. Да, чуть не забыла: Мария Фёдоровна заказала эту роскошь у французских модельеров, примерно в 1909-1911-х годах.Да и второе, фиолетовое вечернее платье, искусно отделанное ниточками стекляруса, – дело рук кутюрье Чарльза Ворта, англичанина, который основал французский модный дом. Его творения относились к изделиям от кутюр, а потому доступны были далеко не каждой даме. Шить для самой русской императрицы – что может быть престижнее!Фиолетовый наряд появился на свет уже после кончины самого Ворта, в 1900-м году. Дело отца возглавил не менее талантливый сын, Жан Филипп. А брат Гастон стал его верным помощником. Взгляните, какое изящное платье с высоким кружевным воротничком и легким, благородным жабо.Как прекрасно переливается шелковый бархат, наверняка ткань чудесно садится по фигуре! Воздушный тюль поражает эффектом «амбре» - цвет неуловимо меняется от белого к нежно-сиреневому и темно-фиолетовому. И, конечно же, ручная вышивка сверкающим стеклярусом.Что и говорить, у Марии Фёдоровны был отменный вкус. Да и выглядела она всегда потрясающе молодо. Кстати, сзади платье украшено подобием шлейфа. Модельер придумал для необычной модели широкую вставку из такого же тюля. Снизу полоса расшита уже знакомым нам стеклярусом.Для того чтобы заказать фееричные наряды у самого Ворта, аристократки оставляли свои заявки на много месяцев вперед. Да-да, очередь была неимоверная. А вот носить туалеты, которые считались последним писком моды, в те времена считалось неприличным. По крайней мере, для особ королевских кровей. Знатные модницы должны были выждать какой-то период, прежде чем приглянувшаяся модель платья перестанет мелькать у всех перед глазами. И только после этого вип-персоны могли примерить любимый фасончик.

При подготовке текста был использован в том числе и материал из книги Игоря Зимина "Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX – начало XX в."

Картина дня

наверх