На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Александров
    Дорогая Света! То, «что Вы никогда и в глаза не видели самолетов, зданий и взлетных полос» — это не моё личное умозак...Прогулки по Санкт...
  • Регина Толстоброва
    Огромное спасибо за такой прекрасный материал о наших воинах!Территория Героев...
  • Yvan
    Согласен, лихо сюжет закручен.Великие истории л...

Лики славянских богов. Бог Хорс и богиня Дивия

Сегодня посмотрим 2-х божественных сущностей: Бога Хорса и богиню Дивию. Хорс — славянский Бог Солнечного ДискаКартина Игоря Ожиганова

Хорс (Хоре, Корс, Хорос) – славянский Бог Солнечного Диска. Важно не путать Хорса с другими солнечными Богами: Колядой, Ярило, Купало и Авсенем – эти Боги представляют солнце в разные времена года. Хорс же у славян почитался управителем колесницы, которая везет по небу солнечный диск. С именем Хорса связывают слово хоровод, ведь этот танец напоминает движение солнца по небу.

Упоминания о Боге Хорсе 

Упоминания Хорса встречается в летописях. Кумир Хорса был установлен на капище князя Владимира рядом с Перуном, Макошь, Даждьбогом, Стрибогом и Семарглом. Сохранились и другие письменные источники, в которых упоминается капище, на котором установлен кумир Хорса.Картина Н. Рериха Капище

Бог Хорс упоминается в «Повести временных лет» и «Слово о полку Игореве». В обоих вариантах есть четкое упоминание о том, что кумир бога стоит в Киеве. Так же из первого источника ясно следует, что Хорс входил в число божеств покровителей княжеского дома. В документе описано место кумира и как он выглядит.

В «Слове о полку Игорее», рассказывается, что Всеслав Брячиславич, якобы обернувшись волком, проделал путь от самого Киева до Тмутаракани, за ночь, до того, как свой путь начал Хорс. Интерпретации и переводы данного отрывка из трактата весьма спорны и расходятся. Кто-то из исследователей предполагает, что в первоисточнике речь идёт о городе Херсоне, или Корсуне.

Упоминания о боге Хорсе можно встретить и в других источниках. Например, «О идолах Владимировых», «Слове некоего Христолюбца», «Память и похвала Владимиру» и многое другое.

Большинство учёных склоняется к мнению, что  Хорс имеет иранское происхождение и инороден славянскому миру , однако при этом он был включён в пантеон , созданный князем Владимиром. Возникает вопрос , а был ли Хорс чужеродным богом или являлся древним славянским божеством , родным и близким русскому человеку? Споры учёных мужей продолжаются до сих пор , но однозначного ответа на этот вопрос пока нет.

В Лаврентьевской летописи, содержащей вторую редакцию « Повести временных лет», в записи от 980 года , говорящей о начале правления князя Владимира Святославича, книжник пишет : «И нача княжити Володимеръ въ Киев единъ и постави кумиры на холму внъ двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а усъ златъ, и Хърса Дажьбога, и Стрибога , и Симарьгла и Мокошь». Интересный момент— имена Хорса и Дажьбога в тексте не разделены союзом и , по мнению многих учёных, это доказывает , что Хорс и Дажьбог имена одного и того же солярного божества.  В Ипатьевской же летописи, второй по древности после Лаврентьевской, между именами Хорса и Дажьбога переписчик поставил союз «и», однозначно разделив два имени . На основании этих разночтений в учебном мире разгорелся спор можно ли считать Дажьбога и Хорса одним богом ,для обозначения которого использованы разные эпитеты , либо это два разных солярных божества Владимирова пантеона, кумиры которых помещались рядом. Эта тема в учёных кругах до сих пор считается открытой к обсуждению. 

Из записей немецкого путешественника Вундерера сделанных в 1589-1590 годах во время его посещения Руси четко следует, что славянский бог Хорс крайне почитался во многих крупных городищах. Его кумир был установлен в Пскове. Согласно описаниям исследователя, в руках божества был огненный луч и меч.

Своим покровителем считали бога Хорса все крестьяне и земледельцы – они возносили ему молитвы, чтобы озимые посевы пережили холодное время и по весне дали крепкие и здоровые всходы.

Славяне верили, что Хорс благоволит к людям, находящимся в браке, верным супругам и всем, кто превыше всего хранит семейные отношения и домашний очаг.

Еще своим покровителем солнечного бога считали те, кто родился в начале июня, с 1 по 9 число.

Сила и влияние

Бог Хорс обладал разносторонними силами. Он не только восходил на небо, ему починялись различные силы природы. Своим велением Хорс бог славян мог утихомирить бурю, превратить метель в мягкий снегопад.

Славянский бог Хорс относится с солярным божествам. Но в его власти были небесные ветра и кучевые тяжелые тучи. Он приносил не только погожие солнечные деньки. Благодаря велению Хорса мягкий снег покрывал озимые, защищая их от вымерзания. Именно поэтому его считали покровителем озимой пшеницы и защитником урожая. Подобное отношение частично причисляло Хорса к пантеону богов плодородия.

Хорс в пантеоне славянских Богов

Славянский Бог Хорс создан Родом, Творцом славянского мира. Бог Хорс создан одновременно с его сестрой Дивией, Богиней Луны. Так брат и сестра сменяют друг друга на небе и редко видятся.

Бог Хорс женат на Заре-Зарянице. У Хорса и Зари-Заряницы есть двое детей: дочь Радуница и сын Денница.

Легенды и мифы о славянском Боге Хорсе

Славянские мифы рассказывают, что однажды Денница, сын Хорса захотел сам управлять колесницей, которая везет по небу солнечный диск. Хорс отговаривал сына, но не смог отказать ему в просьбе, только предупредил, что звездная дорога нелегка. Денница сел в колесницу с огненными конями, и те быстро почувствовали неумелого возницу. Кони понесли колесницу мимо звездной дороги, сжигая всё вокруг, а сам Денница упал на землю и разбился. Не правда ли напоминает древнегреческую легенду о Фаэтоне?
Однажды Хорс катился по небу и посмотрев на землю, увидал купающихся Зарю-Зареницу со своими сестрами Полуденницей, Вечеркою, Ночью-Купальницей. Хорс полюбил Зарю-Зареницу и намерился взять ее в жены. На их свадьбе были все ясуни-небожители. Прибыли и дочери Лады: златовласая Жива – богиня жизни, чернявая Марена – богиня смерти, белокурая Леля – богиня любви. Они одарили невесту золотым платком, которым озарялось все поднебесье поутру. А Хорсу в дар поднесли чашу живой воды — кто пьет из нее, тот никогда не умрет.

Каждое утро Заря-зареница разворачивала свой платок, от него по всему небу разливалось сияние, и потому гасли звезды, затмеваемые Зарей-зареницей. От звезд узнал о красе Зари-Зареницы ясный Месяц. Он был холост и потому решил украсть у Хорса его жену. Помог ему в этом Китоврас, он сотворил летучий корабль, чудно его разукрасил и посадил на нем прекрасный сад. Он приплыл на нем к острову Радости и зазвал Зарю на этот волшебный корабль. Китоврас задарил Зарю подарками, заговорил байками и  увез к Месяцу.

Узнав об этом, Хорс бросился в погоню. Хорсу помогали Сварог и Лада – хранители брака, а так же все Сварожичи. Семаргл Сварожич догнал и разрубил Месяц своим мечом и вернул Зарю Хорсу. И с тех пор ясный Месяц тщетно ищет Зарю-зареницу и не может найти молодую Зарю. Вырастит Месяц опять, но Семаргл-огнебог вновь его разрубает.

Многогранная Звездная Книга Коляды, много в ней СКАЗАНИЙ и былин. По этим рассказам много каменных карт-кругов сделано было под небом острова ХОРТИЦА, звездных маршрутов нашего Солнца и его сына Хорса. Каждый камушек есть отражением звездочки с неба, каждый каменный круг  являет собой какое то событие или чертог-созвездие звездного неба. Каждый знак это новый день в нашем календаре. Всю северную степную часть острова покрывали звездные карты Коляды.

Теперь только память людская помнит об этом.
Изображение худ. Виктора Королькова

Хорс вместе со Сварожичами помогал освободить Перуна, который был похищен Скипер-Зверем и спрятан глубоко под землей. Когда Перуна нашли, именно Хорс принес живой воды, чтобы вернуть его к жизни. Бог Хорс и Заря-Заряница вырастили Коляду, Бога Зимнего Солнца, и Авсеня, Бога Осеннего Солнца, когда их мать Майя-Златогорка ушла в Навь.

Оберег – символ Бога Хорса

Хорсу, Богу Солнца, посвящено несколько славянских символов. Среди них оберег Огнивец, Колард, Солнцеворот.

Обереги с солнечными знаками обладают мощной защитной силой. Подобно тому, как солнечные лучи разгоняют тьму, они изгоняют из жизни человека неудачи и беды. Кроме того, знак Хорса, Бога, который трудится от рассвета до заката, помогает найти хорошую работу и добиться успеха в ней.

Археологические и письменные источники свидетельствуют о существовании у славян идолов – деревянных, каменных, металлических изображений богов. Бог Хорс, например, часто изображался в виде бородатого мужчины в шлеме, с символом солнца – коловоротом в руках.

Хорс – Бог-покровитель

Бог Солнечного Диска Хорс станет покровителем человеку, схожему с ним характером. Прежде всего, это человек-труженик, не любящий сидеть без дела. Человек это во всём основательный, благоразумно выделяющий время для отдыха и работы. В делах стремится к порядку, четкому плану. Чтобы соблюсти план, готов действовать решительно, направлять других людей, настаивать на своем. Умеет обращаться с деньгами, живет в достатке, заботится о благополучии близких. Держит данное слово, ему доверяют. Картина Андрея Шишкина 

В характере тех, кому близок Бог Хорс, есть такие черты:

  • Высокая работоспособность;
  • Ответственность;
  • Напористость;
  • Стремление к сохранению традиций;
  • Практичность.

Праздники, где чествуют Хорса, Бога славян

18 августа – праздник Хорояр, день Хорса и Ярило. У славян праздник лошадей и Богов, которые им покровительствуют.

Хорс

Славянский Бог Хорс — Бог Прави, которого, к счастью, мы видим в нашем мире на небосводе. Когда вы смотрите на Солнце, на его светящийся образ, вы видите проявление славянского Бога Хорса. Есть и другие солнечные Боги (Коляда, Ярило, Купала, Авсень), и Бог белого света Белбог, и Бог отражённого света Даждьбог , но только Бог Хорс — то самое Солнце в его телесном явном виде. Красивые сказки о Боге Хорсе повествуют о том, что когда-то Род-Творец отдал под его управление день, и каждое божье утро Бог Хорс выезжает на своей сверкающей колеснице на небо, и каждый вечер заканчивает тем, что в чёрной лодке, по чёрной подземной реке возвращается в свои хоромы — для того, чтобы утром вновь светить и давать тепло всем живым на земле. 

Дивия

Славянская Богиня Дивия — наша прекрасная знакомая Луна. Именно  проявление этой Богини мы видим в нашем мире в образе то тоненького серпа, то полного круга. Богиня Дивия-Луна — воплощение таинственности, переменчивости и предсказательной силы. Эта Богиня — покровительница Гадалов, Ворожей, всех Знающих. В явном мире её влияние распространяется на женщин, определяя жизненные ритмы. Прекрасная Богиня — близнец Бога Хорса, которой по воле Рода-Творца отдано управление ночным временем. Каждую ночь выезжает Богиня-Луна на своей белой колеснице на небо и каждое утро возвращается к себе, уступая место на небосклоне своему брату. 

Дивия – славянская Богиня Луны, сестра Хорса, Бога Солнца. Упоминание Богини Дивии встречается в христианских трактатах, посвященных борьбе с поклонением древним Богам. Такие упоминания говорят о том, что Богиня Дивия почитаема издревле. На значимость Дивии, Богини Луны, в пантеоне славян указывает и большое распространение украшений-оберегов Лунница, связанных с силой Богини Луны.К Дивии, Богине Луны, обращаются чаще всего женщины. У Дивии просят девичьей красоты и привлекательности, многие заговоры на красоту читают при свете луны, Ведающие обращаются к Богине Луны для развития интуиции, способностей к предсказанию.

 Дивия в пантеоне славянских Богов

Славянская Богиня Луны Дивия создана Родом-Творцом, так же, как и её брат-близнец Хорс, Бог Солнечного Диска. Богиня Дивия была создана, чтобы люди могли различить свет во тьме. В отличие от солнца, луна светит отраженным светом, но всё же способна дать людям возможность увидеть сокрытое в темноте.Дивия, Богиня Луны, оберегает сон людей. Кроме того, луна помогает вести счет времени. Именно лунный месяц стал первой мерой времени, а Ведающие и сейчас в славянских обрядах ориентируются на свет луны.

Легенды и мифы о славянской Богине Дивии

Богиня Дивия редко участвует в славянских мифах, ведь каждую ночь она занята – едет по небу в своей повозке, подобно тому, как Хорс, Бог Солнца, проезжает по небу днем. Колесницу Дивии везет пара белоснежных коней (в некоторых легендах кони черные, как ночь) или пара круторогих быков. Дивия схожа осанкой да движениями со своим братом Хорсом, но увидеться им не удается: как только повозка Дивии выезжает на небосклон, Хорс уходит на отдых и наоборот. Правда, иногда встреча солнца и луны всё же встречается и мы видим их в небе одновременно. Славянские мифы рассказывают, что это происходит потому что Дивия уговорила Дыя, Бога Ночного Неба, разрешить ей иногда видеться с братом.

Оберег – символ Богини Дивии

Оберег Богини Дивии – Лунница. Этот оберег похож на полумесяц, есть много его разновидностей. Иногда рожки полумесяца направлены вниз, иногда вверх, есть круглые, замкнутые лунницы, напоминающие полную луну, и даже украшения, на которых изображены сразу три луны (растущая, полная и стареющая).

Оберег Лунница помогает гадалам и Ведающим, его носят, чтобы развить способности к ясновиденью, интуицию. Кроме того, Лунница приносит женщинам счастье в любви. Трехрогая Лунница, оберег, у которого по центру есть третий «рог» полумесяца, напоминающий гроздь, приносит скорое зачатие и рождение здоровых детей. Знак Богини Дивии «Лунница»

 Дивия – Богиня-покровительница

Богиня Луны Дивия может быть покровительницей и для женщины, и для мужчины. Люди, которым близка Богиня Дивия, тянутся ко всему прекрасному, необычному. Они обладают утонченным восприятием мира, доверяют своей интуиции. Часто те, кому близка славянская Богиня Луны интересуются магией, гаданиями, стараются развить свои способности к чародейству и творческим людям. Такой человек может быть ранимым, характер его противоречив, чувства переменчивы. Периоды роста, активности у него сменяются упадком. Но после всегда приходит возрождение вместе с новыми идеями, открытостью к людям, оптимизмом.

В характере тех, кому близка славянская Богиня Дивия, есть такие черты:

  • романтизм;
  • ранимость;
  • мечтательность;
  • любовь к творчеству и чародейству;
  • неорганизованность.

Имя богини Дивии находится в переводной «Беседе Григория Богослова об испытании града (градом)» в той ее части, которая признается вставкой русского книжника XI века. Здесь перечисляются различные пережитки язычества вроде молений у колодцев с целью вызова дождя или почитания реки богиней и принесения жертв. Далее следует: «Овъ Дыю жъретъ, а другьш — Дивии…» Кого подразумевать под богиней Дивией — неизвестно, но, во всяком случае, это должна быть какая-то первостепенная богиня, равновеликая Дыю.
В «Слове об идолах» богиня Дива упомянута после Макоши и перед Перуном, что также говорит о важном месте, занимаемом этой богиней в языческих представлениях славян.
Див – один из наиболее неоднозначных образов славянской мифопоэтической системы. Очевидно, что Див (другие, более поздние и менее распространенные имена – Дый и Дий) имел прямое отношение к божественному пантеону. По «Слову святого Григория» Див – бог неба, а точнее – небесного света. Л.А. Баркова в своих исследованиях говорит о том, что изначально имя «Див» само по себе обозначало «небесный бог», обладая, видимо, достаточно широким значением, выходящим за рамки единичной персонификации. С течением времени имя «Див» приобрело значение «чудесный» (отсюда – дивный). При этом очевидна связь с санскритом, где слово «дэва» означает «сияющий» и происходит от формы «див» (div).

Любопытно, что в «Слове о полку Игореве», а также в «Задонщине» образ Дива не несет в себе позитивной образности. В упомянутых текстах Див – это если не враждебный, то как минимум явно не позитивный образ. Фактически в «Слове» Див – образ катастрофы («уже вержеся Див на землю»), поэтому на данный момент среди исследователей нет единого мнения относительно толкования этого образа.Возможно, функции Дива как бога менялись с течением времени. В таком случае должны были существовать легенды, описывающие эти изменения, но если таковые и имели место, то они не сохранились, ни в устной традиции, ни в качестве документальных памятников.Так как практически во всех индоевропейских мифологических системах существует пара «земля-небо», то вполне логично предположить, что Див и Дива являются такой парой, так как Див соотносится с небом и светом неба. Дивия — богиня Мать-Сыра-Земля, оплодотворяемая небесными водами Дыя. Дивия, дивица и прочие производные именно отсюда.

https://rodogoria.com/slavic-mythology/ostrov-hortitsa-i-bog...

https://xn--80aejvmu5h.xn--80aswg/hors/

https://xn--80aejvmu5h.xn--80aswg/divija/

https://veleslife.ru/oberegi/talisman-horsa-2.html

https://drevniebogi.ru/diviya-i-div-slavyanskie-bogi-simvoli...

https://drevniebogi.ru/diviya-i-div-slavyanskie-bogi-simvoli...

Картина дня

наверх