На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • ВераВерная
    Благодарю за репортаж. В психотерапевты теперь и ёжик записался! Ребятушки, всех вам самых добрых пожеланий, всем здо...Некоторые фото с ...
  • ВераВерная
    Спасибо за рассказ.Разгадка одного г...
  • ВераВерная
    Печально, очень печально...дай Бог, конечно если что-то возьмут в реставрацию, есть ещё здания годные для этого, но н...Ветшающие сокровища

Московские птички 26

Сегодня у нас будут

Резные петухи Рогожской слободы

 Резных ставней у меня тут пока ещё вроде не было. Или было?
На улице Рогожский Посёлок в старообрядческой Рогожской слободе, в доме 35 (бывшем здании бань постройки конца XIX века, на "Яндекс-картах" он почему-то отмечен как дом 29, строение 9), ныне расположен торговый "Рогожский дворик": несколько маленьких магазинчиков и трапезная.
Совсем сзади, со двора, в нём обитает "Старообрядческая лавка народных промыслов" (подписанная на вывеске со старой орфографией, "Староѡбрѧдческаѧ"). Её боковое окно, выходящее в совсем уж глухой угол двора "Дворика", прикрыто деревянными ставнями. И, когда ставни открыты, на них видны замечательные резные петухи.



Замечу, что от входа в лавку этого окна не видно, так что не думаю, что петухи висят для рекламы. Просто живут они тут. Я их когда-то давно видела на картинке в Сети, и нашёл очень не сразу.
В 2018 году ставни появились и на втором окне. Кроме того, их раскрасили. Получилось красиво.

От ярких петушков перейдем к птицам посерьезнее.

Коршуны, и не только

Адрес - Кузьминки.   Сегодня у нас будут две постройки из усадьбы князей Голицыных "Влахернское-Кузьминки", что прячется в Кузьминском парке у окончания Кузьминской же улицы.
Интересная вещь. Первое. Когда эти здания были построены, они были построены далеко за городом. Но теперь они в Москве, и даже в пределах МКАД. И второе. Птиц на них, собственно, никто не изображал. Но однако на них есть наши объекты. Вот так постройки, вроде бы дважды "не те", попадают в эту коллекцию. 
Усадьба появилась в этих краях в 1700-х годах, когда здесь "гнездились" Строгановы. В 1757 году она переходит к Голицыным, как приданое при браке, и далее активно строится и перестраивается, что продолжается и в XIX веке. В 1916 году сгорает в пожаре главный дом (переданный под госпиталь), новое здание на его месте построят только в 1930-е годы, когда усадьба принадлежала Всесоюзному научно-исследовательскому институту экспериментальной ветеринарии, обитавшему в нём до 2001 года. Птиц, да и прочих особых украшений, на новом здании нет. Интересно, были ли птицы на старом? Украшения-то наверняка были... Некоторые постройки усадьбы до сих пор числятся за Россельхозакадемией.
В частности, ей по-прежнему принадлежит строение 4 (очевидно, по Кузьминской улице), бывшая кухня, она же "египетский павильон" усадьбы. Построено это здание было в 1812–1815 годах, и оформлено в "египетском" стиле. Сейчас оно пребывает не в лучшем виде. Тем более, как я поняла, оно продается под производственное помещение. И что с ним будет дальше - не ясно.

Такой вот дом. Нас в нём интересует окно на втором этаже в центральной его части. Вокруг этого окна проходит лепная "египетская надпись". На самом деле это просто имитация иероглифов в хаотическом порядке, и "надпись" не значит ничего, что достаточно характерно для египтизирующих памятников ампира и модерна. 


Но зато в этом надписеподобном орнаменте трижды встречаются иероглифы-птицы. Два раза, как мне кажется, это явно иероглиф-коршун, про третье же изображение (на картинке – внизу слева) я ничего определённого сказать не могу. Но вроде бы тоже птица.
Вот. А вторая точка значительно менее любопытная: очередная орлоголовая лира на лепнине на угловой башенке конного двора (здание строилось с 1793 и перестраивалось до 1823 года архитекорами Р.Р. Казаковым, Д.И. Жилярди и А.О. Жилярди).
Честно говоря, мне такие лиры начали поднадоедать, но ничего не поделаешь: объекты-с. И теперь мы охватим взором ВДНХ.

Голуби и другие с ВДНХ

Рассудив, что павильоны Выставки достижений народного хозяйства являются московскими зданиями и, в таковом качестве, представляют интерес для нашей подборки. Мне казалось, что на павильонах ВДНХ должны летать стаи голубей мира и бродить стада сельхозптицы. Должна сказать, что, хотя и голуби, и куры, конечно же, нашлись, их там оказалось на удивление мало. Но зато они были не единственными птицами на этих павильонах. Так что по ВДНХ у меня набежало картинок. В начале я хочу показать фреску, на которой, помимо сельхозптицы, нашлись вроде единственные на ВДНХ белые голуби. А может я просто не нашла. 

Павильон № 71 был построен в 1952–1954 годах, когда тогда ещё Всесоюзною сельскохозяйственную выставку собирались вновь открыть после вызванного войной перерыва. Архитекторами павильона были Р.А. Бегунц и С.И. Никулин. Павильон строился как павильон РСФСР (позже, в 1964 году, он будет перепрофилирован под атомную энергию), и был оформлен соответствующе. Нас в нём интересует фреска "Народы России построили социализм" работы художников Б.Ф. Уитца и О.Т. Павленко, идущая над входом в павильон позади колонн портика.



Первый белый голубь сидит на ней на руке колхозницы в левой её части.
Вот он крупно. Фото сделано до реставрации павильона.А вот после реставрации
С правого же краю фрески мы видим ещё одну фигуру женщины, идущей явно по сельским краям (но на горизонте за её спиной торчит маленький силуэт МГУ). 
 В небе над ней тоже летают голуби,
а у ног пасутся целое стадо гусей, петух с курицей, два индюка и индюшка.

Петухи с ВДНХ

Теперь пришла очередь домашней птицы на других павильонах. Её оказалось неожиданно мало, и при этом больше не случилось ни индюков, ни водоплавающих. Только петухи с курами. И то...
Для начала надо сказать, что тематический павильон "Птицеводство", построенный в 1968 году, для нашей коллекции не подходит: на нём самом никаких птиц нет, а тематическим украшением служит стоящий рядом с ним столб с кованным петухом.
То есть, это никак не "птица на доме". Увы, вычёркиваем. Зато петухи нашлись на построенном в 1952–1954 годах архитектором А.А. Тацием павильоне Украинской ССР (№ 58, в 1964 году был перепрофилирован в "Земледелие").
Впрочем, с этим павильоном тоже не всё так просто. Наиболее заметные птицы (очевидно, куры, но с явными сказочными чертами) там сидят опять же не на нём, а на двух стоящих перед фасадом стеллах.


 И, как и петух у "Птицеводства", к "птицам на домах" они отнесены быть не могут. Но, к счастью, это не единственные птицы павильона. Дело в том, что его стены украшены обливными изразцами с зоо- и фитосельхозтематикой.
Тщательный осмотр фасада птиц на изразцах не выявил, и я совсем уже было расстроилась, когда оказалось, что среди изразцов на боковых и задней стенах павильона петухи всё-таки есть.

Вот он какой, сердитый красавец. Не могу не показать еще и пчелу, не птица, но крылатая же)))

А это, как сказала моя приятельница, жизненное кредо горгулей.Но вернемся к птичкам. И ещё одна группа кур с петухом нашлась на задней стене павильона № 4, тоже 1952–1954 годов постройки (тогда он представлял Эстонскую ССР).
Представляю тамошних кур.
В 2018 году, в рамках собянинской реконструкции ВДНХ, лепные вставки на павильоне № 4 были выкрашены в тёмно-красный цвет, и описываемые петух с курами стали выглядеть так:
Зачем это сделали - не понятно, но по-моему, жутковато...
Теперь фасад павильона. Итак, построенный в 1952–1954 годах павильон Эстонской ССР. Архитекторы Х.А. Арман, А.Х. Вольберг, Н.К. Тарвас, главный художник П.Э. Арвик. В 1964 году, когда ВДНХ перестраивалась по отраслевому принципу, стал павильоном биологии. В наши же дни в нём обитает Кыргыз Республикасынын соода-көргөзмө борбору, то бишь киргизский республиканский торгово-выставочный центр. На этом фото видны эти красные квадраты.
Но в начале, повторю, павильон был эстонским. И поэтому на майоликовом узоре фасадной стены, что прячется за портиком, летят на зрителя балтийские чайки... Эта стена вообще очень красиво сделана:
Обратите внимание на медальон над дверью

Вот эти чайки крупно.
И вот еще интересные панно. Восстановили все, что были при построении, в том числе и на боковой части павильона.Больше всего умилила рыбная ловля "киргизов".Угу, и лица, ну такие прямо киргизские))))Дальнейшая часть выпуска рассказывает о птицах, впоследствии исчезнувших. Первая из них сидела всё на том же павильоне № 4.
В октябре 2018 года нижеописанная птица уже отсутствовала.
Занимающие сейчас здание киргизы в свое время добавили на стену с чайками свой герб над входной дверью
с белым соколом на фоне отрогов гор Ала-Тоо, считающимся кречетом самого Манаса.
В мае 2016 года нижеописанная птица уже отсутствовала. Видимо попросили снять. 
Есть на ВВЦ и ещё один представитель Falconiformes, правда, принадлежность его именно к "птицам на домах" не вполне очевидна.
В глубине выставки, позади ракеты и бывшего космического павильона, стоит здание № 516, которое ведёт свой род от построенной в 1939 году столовой. Потом оно достраивалось и перестраивалось, столовая сменилась "Чайной № 2", кафе "Лето", и в конце – рестораном "Астория". Так вот, если подойти к нему сзади, то можно увидеть, что стену какой-то его пристройки украшает скульптура с бассейном, в предках которой, очень похоже, числится кисловодский орёл.



Красивый был орел. Мне очень нравился. 

Но в ходе реконструкции (рядом находится Сочинская горка с ротондой) этот орел исчез. Жалко будет, если его не восстановят. Пусть птица тут тоже будет, как память. Сегодня павильон на реконструкции пока.
Нам ещё остаётся осмотреть карельский павильон...
Украшенный резьбой по дереву бывший павильон Карело-Финской ССР (№ 67) был построен всё в тех же 1952–1954 годах архитектором Ф.И. Рехмуковым при участии А.Я. Резниченко. В тимпане фронтона павильона помещено пять резных рельефов скульптора Л.А. Кардашева. После упразднения КФССР он стал павильоном Карельской АССР, потом успел побывать "Наукой", "Культурой и бытом", "Целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленностью", "Советской печатью", и с 2003 года вновь представляет Карелию.
Карелия – край лесной, так что идея деревянного убранства павильона представляется на диво уместно
й. В первую очередь, конечно, бросается в глаза резьба на фронтоне. Там, среди прочих сцен, справа, затаскивают в лодку здоровенную сёмгу два рыбака.
И вот тащат они её, а вокруг них вьются чайки.
Вот тут они тоже есть. Это последняя фигура слева.
Ещё две скульптурные чайки летят над водой по краям крыши.
Кстати: ни чайки, ни рыбаки вовсе не садились в кактус – торчащие из них проволочки призваны воспрепятсвовать живым птицам садиться на фигуры, а то дерево поди ототри... Теперь мы на время оставим фасад и заглянем за угол. Там находятся боковые входы в павильон, тоже украшенные небольшими портиками.

Нас интересует левая сторона павильона. Портики украшены деревянными барельефами, и на первом из них на барельефе сидит глухарь.
 Ну а теперь займёмся птичьей мелочью из воробьиных. Для этого надо вернуться к фасаду павильона и посмотреть на двери парадного входа.
Они все покрыты тонкой резьбой работы художника Н.И. Чижова, на которй среди растений прячутся птицы и белки. Причём птицы сидят не только в верхних углах дверной коробки,

но и прячутся на таких вот резных панно на самой двери.
Кто они такие, точно сказать нельзя. Но явно мелкие воробьиные. Всех их вылавливать сюда я не стала: слишком их много. Я выложу только несколько их представителей.





Тут подошел охранник (павильон закрыт) и попросил открыть дверь, тому, кто внутри. А я спросила разрешения снять внутреннюю сторону двери. Резьба лучше сохранилась, чем наружная. Остальные на них похожи. Представляю, как они выглядели, когда были только что сделаны, ещё без эрозии и слоёв краски...
Ну и с ВВЦ на этом всё (если, конечно, я кого-нибудь не пропустила). Но птичьи адреса Москвы пока не иссякли...

Картина дня

наверх