На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

Тайна трагической гибели учителя и наставника Марка Шагала

Юдель Пэн - одна из ключевых фигур «еврейского ренессанса» в истории изобразительного искусства начала XX века. За свою долгую жизнь этот мастер не только создал около полутора тысяч картин, но и воспитал целую плеяду гениальных еврейских художников и скульпторов, ставших впоследствии известными всему миру. Хотя по иронии судьбы ему самому на склоне лет пришлось расплатиться жизнью за дар божий - быть художником. Трагедия его судьбы, до сих пор будоражит умы тех, кто хоть однажды соприкоснулся с его творчеством и фактами биографии. Давайте познакомимся с историей жизни живописца и его кровавой драмой.

Юдель Моисеевич Пэн (1854 - 1937) — русский, позже белорусский советский живописец, педагог, еврей по национальности. Страшная история, связанная с его гибелью, до сих пор не имеет подлинной разгадки - одни лишь домыслы, предположения и сфабрикованное судебное дело. Юдель Пэн в 82-летнем возрасте был зверски зарублен топором у себя дома ни то ревнивым комиссаром, ни то алчными родственниками, претендовавшими на художественное наследие мастера. Не исключена была и политическая подоплека - ведь на дворе стоял 1937 год...Автопортрет Юделя Пэна с палитрой. 1898 год и Автопортрет. 1922 год.

Немного из биографии

Фото художника 1905 г.

Художник Иегуда Моисеевич Пэн (Юдель Пэн) родился летом 1854 года в еврейской семье бедного ремесленника в местечке Новоалександровске Ковенской губернии (ныне город Зарасай, Литва). Отца не стало, когда мальчику исполнилось четыре года, и воспитание детей легло на плечи матери. Еще посещая хедер - начальную еврейскую школу, Юдель мог нарисовать все, что видел, буквально в считанные минуты. Причем изображал с юмором, иногда с изрядной долей сарказма или иронии, за что бывал нещадно бит розгами по рукам. Ведь по закону Моисея запрещалось делать изображение того, что «на небе вверху, на земле внизу и в воде ниже земли». Да и вообще, по религиозным канонам ремесло художника в то время считалось достаточно предосудительным. Однако ни физическое наказание, ни порицание не смогло сломить стремление Юделя к рисованию - он, даже учась в религиозной школе при синагоге, тайком продолжал изображать своих сверстников и учителей, наделяя их смешными гримасами.Талмудист и Письмо из Америки. 1903 год. Художник: Юдель Пэн.

К 13-ти годам, лишившись и матери, подросток свою сиротскую юность провел в Латвии, где десять лет на хлеб зарабатывал подмастерьем маляра. Выполняя заказы вместе со своим наставником, Юдель экспериментировал с цветом, оттенками и их сочетанием. При этом он все сильнее утверждался в мысли непременно стать художником. В особенности ему удавались рекламные вывески ­– здесь ограничений для полета фантазии юноши не было практически никаких. Заказчики были довольны, и маляр получал хорошую прибыль. Сам же Пэн все десять лет, вынашивая заветную мечту, копил деньги. А, собрав нужную сумму, отправился в Художественную Академию Санкт-Петербурга - попытать своего счастья.Старик и Ростовщик. Художник: Юдель Пэн.

Однако иметь художественный талант от бога - оказалось недостаточным, Юдель совершенно не знал русского языка. Тем не менее, мытарства в северной столице не прошли для нашего героя даром - уже через год, в 1880-м, Юдель Пэн становится студентом Академии художеств, где его наставником был известный педагог того времени - Павел Чистяков. Учился Юдель хорошо, хотя при окончании вуза из-за национального происхождения его лишили и серебряной медали, и многих привилегий, предназначенных для выпускников.

Именитые ученики Юделя Пэна

Так, в возрасте тридцати одного года художник, окончив Академию и получив диплом, некоторое время жил то в Риге, то в Двинске, а к концу 1890-х по приглашению барона Н. А. Корфа перебрался в Витебск и вскорости открыл школу живописи и рисунка. «Школу живописи Пэна» тут же стали называть еврейской в силу того, что большую часть жителей города составляло еврейское население.Дом и коза. 1920-е гг. Художник: Юдель Пэн.

И теперь уже его, Юрия Моисеевича, как он сам себя называл и подписывался, своим учителем называли одаренные еврейские мальчики, в будущем ставшие признанными мастерами живописи и скульптуры. Марк Шагал, Эль Лисицкий, Иосиф Цадкин и многие другие выпускники созданной им школы живописи на всю жизнь сохранили память о своем учителе, давшем им путевку в жизнь. О том, как строился процесс обучения в школе Пэна, можно прочитать в воспоминаниях витебского художника Петра Явича: «Когда мы учились у него, шестеро мальчиков, он обращался с нами, как с самыми любимыми родными сыновьями. Пэн был для нас всем – и искусством, и школой, и даже домом. Поражала его бесконечная открытость, простота и вместе с тем высокая культура. Я ни разу не слышал, чтобы он ругался. Все наставления делал мягко, без окриков, не повышая голоса. Не спрашивая, голодны мы или нет, Юрий Моисеевич грел для нас чай, варил картофель в мундире, ставил на стол кусковой сахар, масло, творог. И еще селедку – “шотландку”. Маленькие жирные рыбки...»

До революции Школу Пэна посещал и юный Осип Цадкин — один из выдающихся мастеров-скульптотов. К слову, это именно его скульптурное творение, купленное на аукционе за $341 тысячу, не так давно установили в Минске у офиса Белгазпромбанка. В свое время занимались у Юделя Пэна и скульптор с мировым именем Оскар Мещанинов и белорусский скульптор-монументалист Заир Азгур. Но прежде всего Пэна знают как первого учителя рисования, известного всем художника - Марка Шагала.Портрет Марка Шагала 1914 г. Художник: Юдель Пэн.

Хотя Марк посещал студию Пэна не так долго, всего несколько месяцев, за это время между учителем и учеником установились теплые отношения, сохранившиеся на долгие годы. Став знаменитым и снискав славу в Европе, Шагал писал: «Я люблю Пэна. Он живет в моей памяти, как и папа». Переписка же учителя и ученика продолжалась даже тогда, когда имя Шагала попало в опалу в СССР. В своих же посланиях мэтр писал Марку Захаровичу: «... ты талантлив, твой путь будет счастливым, но не позволяй на своих картинах козам и коровам взлетать выше синагоги». А в одном из парижских писем Шагал писал своему учителю: «Какая крайность ни кидала бы нас в искусстве далеко от вас по направлению, ваш образ искреннего трудяги-художника и первого учителя все-таки велик. Я люблю вас за это».

«... я не торгую своим вдохновением»

Также хотелось бы отметить, что в отличие от своих учеников, сам Юдель Пэн прожил довольно скромную жизнь, хотя и был местной знаменитостью. Все в городе знали элегантного художника в очках с заостренной бородкой.

В большой комнате своей квартиры мэтр организовал учебную мастерскую, где занимался с учениками. Её стены от пола до потолка были увешаны его картинами, эскизами и этюдами — художник использовал их в качестве методических примеров. В маленькой комнатушке проживал он сам вместе с сестрой, которая вела нехитрое хозяйство. Еще в одной комнате была личная мастерская живописца. Однако продавать свои работы Пэн не любил, хотя с деньгами иногда и приходилось туго. Плату за обучение он брал небольшую, а талантливые дети из бедных и сиротских семей и вовсе обучались у него бесплатно - их обучение частично оплачивал владелец пивоваренного завода Адольф Левенсон.За газетой. 1914 год. Художник: Юдель Пэн.

Школа Юрия Моисеевича просуществовала вплоть до 1918 года. Новая власть, закрыв частные учебные заведения, организовала в Витебске Народное художественное училище, куда руководить оной из мастерских был приглашен Пэн. Со временем училище реорганизовали в институт, и художник стал исполнять обязанности проректора по учебной части. Однако из-за разных взглядов на творчество он начал конфликтовать с руководством, категорически не принимая методов образования. В итоге художнику пришлось уйти с должности. А чтобы выжить, он стал преподавать на полставки рисование в механическом техникуме на нищенскую зарплату в 7 рублей и 23 копейки. Лишь со временем Пэну выделили персональную пенсию, присвоив при этом звание заслуженного еврейского художника.Преподаватели Народного художественного училища. Витебск, 26 июля 1919 года. Сидят слева направо: Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Марк Шагал, Давид Якерсон, Юдель Пэн, Нина Коган, Александр Ромм. Стоит делопроизводительница училища

Юрий Моисеевич был весьма непритязателен в быту. В его квартире не было почти ничего, кроме его работ, которыми были увешаны все стены. И, даже живя впроголодь, Пэн отказывался продавать свои полотна, которые он писал не на заказ. Кураторы Третьяковской галереи, желавшие заполучить несколько его картин, также получили отказ. А на все вопросы недоумевающих родственников, почему он не продает картины, когда сам находится в довольно бедственном положении, он отвечал: «Деточки, я не торгую своим вдохновением».Часовщик. 1914 год. Художник: Юдель Пэн.

Говорят, за героями своих картин Юдель Пэн ходил на рынок, уговаривая торговцев и ремесленников ему позировать. Почти на каждой из этих картин была изображена повседневная жизнь местечковых евреев, их мир, наполненный сокровенными мечтами, печалями и радостями – мир, умело и тонко запечатленный художником. Видимо поэтому эти творения были так дороги автору.

Личная жизнь художника

Семьи у Юделя Пэна не было, хотя бурные романы случались, да еще какие. Так, к примеру, среди пассий художника была дочь местного губернатора. Он писал с нее портреты в жанре ню – и за эти картины Пэну предлагали баснословные суммы, но он хранил их у себя дома. В ответ же на вопросы, почему он не обзавелся семьей, мэтр неизменно отвечал: «Я мог бы стать и мужем, и отцом, и дедом, но каким бы я тогда был художником?» Длительное время за ним ухаживала сестра, пока была жива. А последние несколько лет он провел практически в полном одиночестве. Лишь иногда захаживали двоюродные родственники, с назойливыми просьбами о продаже картин, на что, как всегда, получали отказ.Развод. 1907. Художник: Юдель Пэн.

Кровавая драма

Ночью с 28 февраля на 1 марта 1937-го Юдель Пэн стал жертвой жестокого убийства. Искромсанное топором тело 82-летнего художника было обнаружено в его квартире. В уголовном деле это ужасающее происшествие было запротоколировано так: «При осмотре места происшествия установлено: труп убитого Пэна лежал между кушеткой и грубкой на полу в пальто, штанах, на ногах — черные резиновые старые ботинки. На голове и лице трупа лежало красное ватное одеяло и подушка, все в каплях крови. Под трупом найден маленький топорик весь в крови, а на кушетке — нож. На голове — ряд повреждений костей черепа и перерезано горло. Убийцами оставлены следы крови на кителе и пальто, которые висели в шкафу, и на кармане пальто, надетого на Пэна. В кухне на раковине рукомойника тоже следы крови…».Автопортрет с музой и смертью 1934 г. Художник: Юдель Пэн.

Пока шло следствие, Витебск прощался с Юделем Пэном во Дворце труда, куда пришло около 50 тысяч человек. Присутствовали члены правительства, известные художники, ученые и его ученики. Лицо художника было полностью забинтовано. Похоронили его на Старосеменовском кладбище. Обвиняемые в убийстве были приговорены к различным срокам лишения свободы, двое - оправданы.

Версии трагического события

А вот были ли обвиняемые виновными - большой вопрос... Приговор родственникам художника, скорее всего, стал итогом того, что местные власти не смогли найти настоящего убийцу, или не имели возможность озвучить имена истинных преступников.

Официальным следствием было «установлено», что двоюродная сестра Пэна так мечтала о его коллекции картин, что предложила ему жениться на своей дочери - Нехе. Когда Пэн отказался, дети той же двоюродной сестры, начали планировать убийство, обсуждая, как завладеть имуществом художника, которого семейство, судя по всему, считало скрягой.Разговор со смертью. Художник: Юдель Пэн.

По показаниям Абрама, Нехи и Якова Бака (ученик Юделя Пэна) в ночь убийства - они под пытками узнали у Пэна, где лежат деньги и зверски убили художника. Вот цитата из показаний: «Когда Пэн лежал в бесчувственном состоянии, Бак взял у меня из рук нож и перерезал Пэну горло. В этот момент я держал голову Пэна. Когда мы увидели, что Пэн мертв, начали обыскивать карманы его одежды, я расстегнул брюки Пэна и отвязал мешочек с деньгами, который был привязан на теле Пэна, под бельем». После этого этого якобы убийцы проверили содержимое тайников в доме Пэна и добыли ценностей и денег на 24 тысячи рублей.

с 16 по 22 апреля 1937-го объявили открытый суд, о котором говорил весь город. В зал заседания пускали по спецпропускам. Однако во время суда почти все обвиняемые отказались от показаний, данных в ходе следствия. Тем не менее, вся семья двоюродной сестры Пэна из девяти человек была осуждена. Мотивом их преступления признали факт, что художник намеревался после смерти отдать все свои картины городу, а не оставить их «семье». Лея, двоюродная сестра Пэна, и ее сын Абрам получили по 10 лет, Неха — 8, еще одна племянница Пэна Рива — 3 года условно, остальные по 2 — 3 года под стражей. Впоследствии четверо из осужденных родственников художника сгинули в лагерях, а все его картины перешли в городской музей.Последняя суббота. 1910-е гг. Художник: Юдель Пэн.

Однако была и другая версия: Пэна убил высокопоставленный муж при милицейском чине одной из его натурщиц. Выяснилось, что после убийства из квартиры художника пропали несколько работ, в том числе и её портрет в стиле ню. Эту версию озвучил во время расследования следователь, приехавший из Минска в Витебск, для контроля нашумевшего дела. Он предположил, что Пэн был убит витебским следователем из ревности. Но, эту версию быстро замяли. Хотя в том же 37-м был расстрелян начальник витебского следственного отдела – за пытки в отношении подследственных и жестокое убийство своей жены.

Ученики же Пэна придерживались мнения, что художника убили не родственники, и отнюдь не ревнивый муж, а сотрудники НКВД. Связывали это и с работой сталинской репрессивной машины 1937 года. Имелась ввиду также тесная связь и переписка Юделя Пэна с Шагалом. Еще одну версию озвучивала внучатая племянница Пэна - Анна Герштейн: якобы за 10 месяцев до убийства, художник говорил её отцу, что хочет передать все свои работы за границу, а может, и выехать сам. Мол, в Витебске после его смерти картины будут никому не нужны. Речь шла о 800 картинах из его квартиры-мастерской.Комсомолец, читающий газету. 1925 год. / Портной. 1925 год. Художник: Юдель Пэн.

Предвидя такую судьбу своих детищ, Пэн за несколько лет до гибели предлагал городским властям создать музей из его квартиры к 50-летию его творчества. В 1933-м он писал: «Единственное мое желание — чтобы мои произведения, над которыми я работал 50 лет, не валялись на полу, чтобы имели свое пристанище и условия для осмотра публикой… но, по словам чиновников, это невозможно из-за отсутствия свободных помещений».
Дом, в котором жил художник. Источник: «Витебская энциклопедия»
Поэтому идея передать полотна за рубеж послужила неким вызовом правящей власти и обсуждалась даже в Минске. Пэна негласно предостерагали от «необдуманного шага». Поэтому Анна Герштейн до последнего дня была уверена: решение Пэна передать картины за границу могло стать причиной убийства. Правда, на следствии ее не озвучили... «Значит, кому-то в высоких инстанциях это было выгодно с точки зрения большой политики», — написала Анна Григорьевна в воспоминаниях.В квартире Пэна. Из фондов Государственного архива Витебской области

Ясности в этом деле как не было, так и нет до сих пор. Поэтому к расследованию убийства Пэна не раз будут возвращаться историки — слишком уж много обстоятельств в этом деле покрыто тайной.Могила Пэна на Старосемёновском кладбище. Фото Саши Май

P.S.

В 1939 году в Витебске все-таки открыли музей Юделя Пэна. Два зала примерно на 150 полотен, остальные сложили на хранение. Но вначале войны галерею срочно пришлось эвакуировать в саратовский музей — многие картины в спешке срезали с подрамников и скручивали в рулоны. Часть работ Пэна погибла при транспортировке - состав попал под бомбежку.Картины Юделя Пэна.

После победы в Беларусь вернулась лишь четверть картин, из хранившихся у Юделя Пэна дома. Сейчас несколько работ хранятся в Национальном художественном музее, а основная коллекция из 180 произведений живописи и графики Пэна находится в Витебском художественном музее. Сейчас это самая большая в мире коллекция произведений трагически погибшего художника.

Бедные еврейские люди не могли себе позволить услуги фотографа, но зато Юдель их мастерски изображал в своих работах. Даже если натурщик устал позировать и уснул, он всё равно получался как живой.Особо хорошо у живописца получались портреты девушек и женщин, хоть они и были в одежде. Не зря же его прозвали отцом еврейского ренессанса.

Еще несколько данных из биографии, написанной самим художником.

Свою автобиографию, написанную на идиш, он назвал «Воспоминания человека, занимающегося искусством».  О своём рождении автор пишет с большим юмором:
«Я не знаю точно, когда родился, даже мама не знала».
Звучит вполне правдоподобно в семье, где было десять детей. Ориентиром, во-первых, была соседка Ента, у которой  в  тот год  родилась овца. Во-вторых, в это же время была холера, которую Бог заменил на голод. Правда, Ю. Пэн подчёркивает, что голодали все годы, но год его рождения  выдался особенно голодным.
О своей семье он пишет, что в доме всё было заложено или продано. Чтобы не умереть с голода, мать торговала водкой. И хотя она имела патент, в дом часто «случайно» захаживал урядник. Он устраивал обыск и забирал остатки водки.
«Ужас охватывал наш дом».
Конечно, после смерти отца, положение в семье Пэн было исключительно тяжёлым, в доме не всегда был хлеб. Обычно по вечерам дети спрашивали:
«Есть ли у нас хлеб?»
Если он был, то это было очень хорошо, о большем мечтать не приходилось. Однажды, как вспоминал
Ю. Пэн, он играл в городки на площади и нашёл пятачок. Дети купили сырников и хлеба. Устроили пир в укромном местечке, чтобы никто не мог помешать необычному счастью(!) Ю. Пэн не очень любил рассказывать о своём детстве, возможно, стеснялся горькой бедности.
С юмором и горечью будущий художник описывает учёбу в хедере. Учителем был бедный ребе, чья жена – ребецн зимой торговала гусиными потрохами, а также дровами. Кроме того, она готовила гороховые блины и продавала их детям. Ученики выстраивались в очередь за большими горячими блинами, которые стоили грош за штуку. Однажды Юдель стал в очередь рано утром. Ребецен открыла кадку с тестом, а там оказалась мышь. Однако хозяйка не растерялась: отодвинула тесто и выбросила мышь прочь.
«Несмотря на это, запах ударил в нос, аппетит разыгрался, а мышь забылась», – вспоминал Юдель.
О взаимоотношениях в семье между ребе и ребецн мальчик пишет кратко:
«Она имела слово», - подчёркивая, что муж зависел от жены.
Ребята не только учились, но и играли, например, в солдаты. Юделя часто выбирали царём, так как, по мнению мальчика, во-первых, он был самым красивым, во-вторых, последние слова молитвы надо было громко кричать. И тот, кто кричал громче всех, становился царём. Для большего подобия «царь» должен был заправить пейсы за уши. Правда, однажды какой-то мальчик кричал громче других. Юдель дал «будущему царю» под глаз. Тот упал и стал кричать, что ему выбили глаз. Испугавшись, Ю. Пэн убежал из хедера. Поймали, привели обратно, привязали к столу, оставив двух учеников охранять виновного. Ребе ушёл молиться. Голодные охранники пошли в огород за огурцами, а Юдель сбежал.
Утром бывший «царь» предстал перед законом. Ребе сказал ребёнку:
«Ну-ка, Самсон-силач, подойди ко мне».
Ребе собрался наказать ребёнка розгами, но неожиданно вмешалась ребецен; схватив мужа за руку: «Что ты хочешь от него, он сирота и слабый ребёнок». Так Юдель избежал наказания, но был «свергнут с царского трона». Возможно, ребецен пожалела мальчика, так как он ей помогал качать детей, носил воду для полива. В конце концов, Юдель уговорил маму перевести его в другой хедер. Маме он объяснил, что ему нужен лучший учитель.Юдель Пэн. Дом, где я родился.
Но и в другом хедере ребе был также беден, а учеников поколачивал. Юдель писал, что во вторник ребецен торговала на базаре, а ребе помогал. Ребята оставались в хедере одни. Как-то прибежали ученики из соседнего хедера, сказав, что сегодня праздник. Конечно, «прилежные» ученики разбежались. Ребе застал мальчиков во дворе, побил их. Правда, Юдель отмечает, что в хедере было разное отношение к бедным и богатым. Так, мальчика из богатой семьи пороли не так как бедняка. Для богатого ребёнка поставили скамейку, положили подушки, ребе, дав ему пару шлепков, дал ему запить водой, чтобы ребёнок не испугался.
«Отношение к этому богатому мальчику нас задело».
Порке подвергался и старший брат Юделя, который тоже учился в этом хедере. Как обычно, провинившегося ученика ребе клал себе на колени и порол. Старший брат, не выдержав, сунул иголку в подушку, на которой сидел ребе. Неожиданно ребе от боли так закричал, что брат со страха  отлетел к стенке. Эта история стала известна в городе, и все смеялись над раввином. В конце концов, мать забрала Юделя из хедера. Причина была связана не столько с этим случаем, сколько в том, что нечем было платить. Его перевели в Талмуд-Тору (иешиву).
Способности рисовать у мальчика проявились очень рано. Вот как описывает Ю. Пэн свою страсть к рисованию в хедере:
«В хедере я с большим рвением принялся рисовать. Вскоре нашёлся мальчик, родом из Ковно (Каунас), он гостил здесь у дедушки. Этот паренёк крал деньги и покупал у меня портреты, платя три-четыре копейки за штуку. Я ожил, имея возможность купить бумагу и карандаши. Рисовал я свои портреты только в профиль, так как в анфас ещё не умел. Губы и щёки делал красными, глаза – голубыми. Объяснялось это тем, что я достал красно-синий карандаш. А рисовать в профиль я начал вот почему: у матери в буфете я нашёл пустую пачку от цикория. На пачке был штамп,… на нём был изображён портрет императора Франца-Иосифа. И начал рисовать потрет».
Мальчик был в восторге от своей работы. Юдель показал рисунок другу. Друг продемонстрировал Юделю географическую карту, уверяя, что сам нарисовал. Ю. Пэна поразили акварельные краски, с помощью которых можно было изображать горы и моря.
Началом творчества художника стал рисунок, где изображена дочь учителя, несущая воду на коромыслах. Юдель изображал своих друзей и, в особенности, ребе – в минуты покоя, умиротворённости или в гневе на своих нерадивых учеников. Изображал с юмором, иногда с изрядной долей сарказма, за что бывал нещадно бит палкой по рукам.  В то же время Ципейра Абрамовна отрицательно относилась к портретам сына, называя их идолами. Иногда мама поколачивала его.
Занимался Юдель резьбой и для синагогальных витражей. Рисовал портреты царя и продавал их за шесть пуговиц, а потом пытался продать пуговицы за одну копейку. Правда, последнее действие случалось очень редко. Однажды он решил нарисовать большой портрет царя. Бумагу взял в долг у местного лавочника. Нарисовал царя в красном мундире, при синей ленте, медалях, орденах, синих брюках. Таков был плод фантазии подростка. Продать портрет не удавалось, так как среди знакомых не было состоятельных сверстников. Разыграли в лотерею, за участие в которой надо было платить. В результате будущий художник получил 15 копеек. Об этом эпизоде он написал:
«Я почувствовал себя Ротшильдом».
Вскоре об этом стало известно в городе. Удалось получить заказ на оформление титульного листа книги, заработав 15 копеек.
На счастье, в Зарасае проживал еврей, чей зять был «большим» художником в Динабурге. Выяснилась, что этот художник-живописец был маляром, который оформлял вывески, стены, паркеты, полы. Так, динабургский маляр через своего родственника уговорил Ципейру Абрамовну привезти к нему сына. Конечно, мать охотно согласилась, т.к. в доме все голодали. В августе 1867 г. в возрасте 13 лет Ю. Пэн оказался в Динабурге. От матери Юдель получил одну копейку, а за проезд на телеге пришлось заплатить 15 коп.Юдель Пэн, Портной, 1926 год.
Каков был Динабург, каковы евреи этого города в воспоминаниях Ю. Пэна? Художник-живописец или просто маляр оказался фанатиком-хасидом. Неглупый малый, но очень привередлив. Он был не против выпить, любил поесть, требовал, чтобы для него готовили отдельно. Новый ученик отмечает, что его учитель был честным человеком, жертвовал больным, к которым относился с сочувствием. После обеда он любил прилечь на диван, причём злился, если кто-то проходил мимо, и бурчал:
«Чертей носит кругом. Чуть я прилёг, чтобы разобраться, не болят ли кости, так от этих ... места не нахожу».
Жена художника была некрасива, подслеповата, но остра на язык. В семье были две дочери: старшая – немолода и дурна собой, а вот младшая – хорошенькая девочка лет двенадцати, умная и жизнерадостная.
А вот краткая характеристика мальчика самого себя:
«Я – миснагед, не любил кушать, если кто-то смотрел на меня. Опасался каждого, у кого замечал неприятное лицо».
Приехав в Динабург, Юдель не застал хозяина дома. Его жена, узнав, для чего прибыл мальчик, предложила ему простоквашу и хлеб. Мальчик отказался от еды, говоря, что сыт, хотя на самом деле был голодным. Но ребёнок не мог есть в присутствии чужих. К вечеру пришёл мастер. За ужином подросток ничего не ел. Мастер посмотрел, что мальчик не ест, и как он держит ложку, и как кладёт её в тарелку, он так закричал, что ложка выпала из рук ребёнка. Так продолжалось два дня, а на третий день, купив булку, Юдель ушёл пешком домой, ничего не сказав об этом хозяину. Таково было первое знакомство будущего художника с Динабургом. Конечно, для 13-летнего застенчивого, домашнего мальчика чужой и большой город, чужой дом, без родных и близких оказался слишком большим и страшным.
Ночью мальчик добрался до родного дома. Мама спросила, что случилось, что так плохо выглядишь. Юдель дал волю слезам. Мать сказала:
«Не бойся. Больше никуда не поедешь. На пропитание хватит, если таковое будет  для всех».
После возвращения в родной город мальчик вновь рисовал царей и казаков. В хедер он больше не ходил. Брат по вечерам брал его в синагогу, где находилась ешива (ешибот). Учился нехотя. Зимой в синагоге было холодно, учащиеся в печке пекли картошку. Служка подворовывал у детей картошку, а ребята отбирали у него свечки, которые он должен был зажигать в память об умерших. Иногда Ю. Пэну удавалось продать картину. За вырученные деньги он покупал горшочки картошки и делился с учениками ешибота.
Но самое интересное было в синагоге в пятницу утром. В этот день школа превращалась в ремесленную мастерскую. В одном углу можно было увидеть полуобнажённого ешиботника, который занимался починкой единственной пары штанов, другой – приводил в порядок свой длинный кафтан, а третий – философским взглядом рассматривал свой сапог, «раскрывший пасть». Но все вместе они мечтали о «днях», когда не будут голодать.
Однажды Ю. Пэн, вернувшись из синагоги, увидел возле дома повозку. Оказывается, маляр из Динабурга не забыл мальчика. Утром в дом к Ципейре Абрамовне пришёл посланец маляра и пригласил её пойти на встречу с приехавшим «живописцем». Она отказывалась идти, но потом согласились. В доме, где остановился маляр, собралось много народу. Все уговаривали мать Юделя отправить мальчика в Динабург на учебу к мастеру. Даст Бог, и Юделю отдадут в невесты меньшую девочку. Конечно, это огромное еврейское счастье для бедной семьи. В конце концов, был составлен договор. Согласно ему, Юдель Пэн должен был жить и работать у мастера 4 года без оплаты. После окончания срока договора мастер должен был выплатить подмастерью 50 руб., а если юноша остался бы у него ещё, то получал бы 100 руб. в год. Так Ю. Пэн вновь оказался в Динабурге.
Всю ночь Ципейра Абрамовна готовила сына к поездке. Надо было перелицевать шапку, подбив её ватой. Но самое главное не было обуви. У старшего брата отобрали сапоги, вложили туда немного соломы. Утром мальчика посадили в сани, накрыли тулупом. Вечером сани прибыли в Динабург, где у Юделя Пена началась новая и трудная жизнь.
Утром мастер куда-то отправился, а подмастерье получил первое задание. Вечером, осмотрев работу, маляр нашёл её не совсем хорошей, добавив, что если мальчик будет прилежнее, то из него получится толк. Хозяин сказал просто:
«Надо из головы выбросить «человечков» и не заниматься «художеством». Художники – это пьяницы, нищие, они либо умирают от чахотки, либо сходят с ума».
Иногда подмастерью приходилось терпеть побои от хозяина за пристрастие «пачкать бумагу».
Маляр уходил на работу рано утром. Подмастерье должен был писать этикетки для аптек с утра, а иногда и до позднего вечера. Единственной отрадой юноши было общение с младшей дочерью хозяина, которое переросло в трогательный роман.
Хозяин пытался ученика превратить в хасида. Вместо того, чтобы гулять со своими сверстниками, Юдель был вынужден посещать синагогу, оставаясь до вечерней молитвы. По субботам юноше приходилось вслух читать религиозные книги хозяину. Правда, тот быстро засыпал, а чтец принимался за рисование вывесок. Постепенно хозяин стал относиться к Юделю, как к родному ребёнку. По праздникам он брал его с собой в синагогу.
Постепенно Пэн стал известным в городе рисовальщиком. У него даже заказывали портреты царя. Конечно, хозяин стал подумывать, как из ученика сделать не только искреннего хасида, но и жениха для своей дочери. Но чтобы стать хасидом, надо было предстать перед очами ребе. Начинающий хасид не должен смотреть в глаза ребе. Но как пишет Ю. Пэн:
«Я так взглянул на него, что он стал избегать моего взгляда».
Видимо, маляр посчитал, что обряд прошёл удачно, да и сам юноша стал вести себя, как хасид.
Каковы же были представления юного хасида в те годы?
«Идя по улице, надо было опустить глаза, чтобы не увлечься женщиной; есть мало, а если была очень вкусная еда, то уходить посреди трапезы… Юноша исхудал, побледнел, что Бог и люди радовались, глядя на меня».
Но, правда, ночью приходилось бороться с любовными наваждениями.Старик стекольщик, 1925 год.
Постепенно подмастерье выполнял наиболее сложные заказы, которые получал от мастера. Мальчик рисовал вывески, окрашивал внутренние и наружные стены домов, а в свободное время увлекался рисованием картинок из книг, делал зарисовки бытовых сцен. Однажды по желанию хозяина нужно было декоративно оживить и украсить холл. Молодой ученик решил к прочим деталям прибавить нарисованные поручни к лестнице, что было сделано очень реально. Принимавший работу хозяин, взявшись за поручни, естественно, потерял равновесие. Тем не менее, ученика не наказал, а, уверовав в его бесспорные способности, выдал гонорар в размере 25 рублей. По тем временам сумма довольно значительная.
Но подмастерье мечтал стать художником. Как-то маляр познакомил его с художником из Ковно Моисеем Ковенским. Хозяин говорил, что этот художник хоть и много работает, но постоянно беден. А то и просто сидит без хлеба. Ю. Пэн искренне ответил, что «лучше быть в десять раз беднее, но быть таким художником, как он».
Так прошло более восьми лет и всегда голову сверлила мысль: что будет дальше? К тому же он ещё очень плохо говорил по-русски.
В Динабурге Юдель Пэн познакомился со студентами третьего курса Петербургской Академии Художеств М.-Б. Иоффе  и Б. Гиршовичем. Он начал брать уроки рисования у Б. Гиршовича, студента Академии Художеств за 50 копеек в месяц.
Но главное, что по совету Иоффе, юноша навсегда расстался с хозяином. В 1876 г. Ю. Пэн снял комнату в мезонине на третьем этаже и приступил к работе, которая кормила его и давала возможность откладывать на поездку в Петербург для поступления в Академию.
В 1879 г. Юдель Пэн уехал в Санкт-Петербург, добился права на проживание в этом городе, где перебивался случайными заработками. В конце концов, в 1881 г. поступил в Академию и в 1886 г. успешно её окончил. Во время каникул неоднократно посещал Динабург и Зарасай. Наведывался к своей первой любви, но главной любовью становится для него рисование. В Динабурге Ю. Пэн встретил друга по академии – Иоффе.
«Вместе мы прогуливались в своих шапках с золотыми пуговицами. В городе полагали, что я второй Рафаэль. Если не выше», – пишет художник в своей автобиографии.Юдель Пэн. Талмудист
По окончании Академии в 1886 г. Ю. Пэн вернулся в родную семью в Зарасай, где вновь застал ужасающую бедность. Заказов для художника в захолустном городке не было, и он решил уехать в Динабург, где в это время жил и работал Иоффе. Стали искать заказы, но это им не удавалось. Однажды повезло: один заказчик заказал у Ю. Пэна свой портрет за 25 рублей. Когда портрет был закончен, заказчик нашёл в нём недостатки (белые точки от света) и отказался принять портрет, а самое печальное – отказался заплатить за работу деньги. Пришлось художнику подать в суд, который присудил в пользу Юделя Моисеевича 50 руб.
В 1887 г. Ю. Пэн решил переехать в Ригу, надеясь получить работу в большом городе. Здесь он от знакомых артистов получил совет сблизиться с немцами, которые в целом в эти годы были состоятельными людьми. Вскоре по заказу был создан потрет, который был выставлен в магазине музыкальных инструментов. Как-то этот портрет увидел известный барон Н. Н. Корф.  Барон попросил приказчика магазина передать художнику предложение: не пожелает ли он приехать к нему в имение и писать портреты. Ю. Пэн принял это предложение и переехал в имение графа Н. Корфа в Крейцбург, где провёл около пяти лет.  Правда, художник неоднократно выезжал в Динабург. Здесь он жил в доме Левита на углу улиц Петербургской и Театральной.  В эти годы Ю. Пэн бывал и в Витебске, в частности в имении Здравнево у художника И. Е. Репина. Посетил Ю. Пен и Санкт-Петербург, где 7 марта 1896 г. получил паспорт, дающий право постоянного проживания в столичном городе.
В имении графа Н. Корфа Ю. Пэн писал портреты и этюды. Постоянного жалованья он не получал, но находился на полном иждивении барона. Иногда по распоряжению барона за отдельные работы получал от 100 до 500 рублей. У художника была отдельная комната и мастерская.Юдель Пэн. "Старый портной". 1910-е.
Сохранились более 15 работ, художника, созданные в конце ХIХ века. Это соответствует периоду, когда Ю. Пэн жил в Латвии. Хотя не исключено, что некоторые из них были созданы уже в Витебске. Все работы этого периода можно условно разделить на несколько групп. Во-первых, это этюды, среди которых можно отметить «Дом, где я родился», «Улица». Последняя напоминает двинскую улочку.
Самой известной картиной крейцбургского периода является «Портрет баронессы Корф» (1888 г.). В 1889 г. появляются портреты «Девушки в голубом», «Портрет брата художника», «В мастерской художника», «Женский портрет», «Автопортрет» и другие картины. И всё-таки пять лет, проведённых у барона, Ю. Пэн считал потерянными, т.к. писал в основном с фотографий.Юдель Пэн. Завтрак, 1932 год.
Во-вторых, создаются портреты евреев: «Шамес собирает свечи на субботу» («Старик с корзиной»), «Портрет пожилого мужчины в шляпе». Это были предтечи будущих многочисленных еврейских типов, как шадхены, шамесы, магиды, раввины.  Ю. Пэн был религиозным человеком, оставаясь светским художником.
Однажды в имении барона Корфа гостил витебский генерал-губернатор Левашев.   Барон познакомил его со своим имением, а также показал картины, этюды, портреты, написанные Ю. Пэном. Губернатор захотел увидеть художника, зашёл в его комнату, но руки не подал. Это очень обидело Юделя Моисеевича. Через неделю от витебского губернатора пришло письмо, в котором он предлагал художнику переехать в Витебск. Однако живописец не поехал. Через некоторое время пришло второе предложение, от которого Ю. Пэн также отказался. Возможно, это было связано с обидой на генерал-губернатора. Во-вторых, в это время Ю. Пэн уже получил паспорт, позволявший ему жить и работать в Санкт-Петербурге. И всё-таки барон Корф уговорил Юделя поехать в Витебск. На этот раз губернатор тепло принял художника, отвёл в губернаторском доме комнату. Левашев так и не отпустил Ю. Пэна в Санкт-Петербург. Примерно, с 1896 г. начинается витебский период жизни и творчества художника. В Витебске Юдель Моисеевич оставался до конца своей жизни.
Каковы же особенности текста автобиографии художника, каковы его представления и взгляды?
Во-первых, автобиография написана в 1924 г. в Витебске, в условиях, когда художник уже получил известность и твердо «стоял на ногах». В эти годы он не любил рассказывать о бедности своей семьи, о горестях, которые он пережил. Он лишь упоминает о двух братьях, Абе и Лазаре, о которых он говорит, что они были «с положением», т.е. состоятельными людьми. Возможно, другие братья и сёстры не смогли чего-то добиться. Нет никаких сведений о матери. Таким образом, осталась неизвестной судьба большей части семьи. В то же время бедность наложила отпечаток на его творчество. На его картинах в основном изображены бедные люди, преимущественно евреи. Уже будучи известным художником, принимал в свою художественную школу детей из бедных еврейских семей. В то же время ученики, в частности художник С. Гершов, родившийся в Двинске, писал, что учитель одинаково заботливо относился к ученикам, вне зависимости от национальности.
В своей автобиографии Ю. Пэн достаточно подробно описывает своего учителя, маляра из Двинска. Однако он не называет ни его имени, ни фамилии. Возможно, что годы учёбы были горькими. Учитель – хасид, а Ю. Пэн – миснагед. В конце концов, ученику пришлось стать правоверным хасидом.Юдель Пэн. Проситель
С другой стороны, в доме у учителя он встретил свою первую любовь. Его отношение к ней им описано с глубокой нежностью. После расставания с юношей девушка долго болела. Возможно, по этой причине Ю. Пэн не захотел назвать фамилию и имя любимой. Не хотелось причинить лишнюю боль семье, где он жил и учился.
В то же время не исключен и социальный аспект такого отношения. Учитель был состоятельным человеком, а ученик – бедняком. В своей автобиографии Ю. Пэн не раз подчёркивает социальную пропасть между богатыми и бедными евреями. Не было принято, чтобы богатый дружил с бедным, юноша из бедной и провинциальной семьи не мог и мечтать жениться на девушке из состоятельной семьи. Описание попыток сватовства (в Санкт-Петербурге) ярко показывают жизнь бедных провинциальных евреев. Главное для них было дать возможность своим детям достичь лучшей жизни. Именно, Юделю Пэну удалось вырваться из горького мира еврейской оседлости.
https://kulturologia.ru/blogs/181121/51680/

https://www.liveinternet.ru/users/4419085/post335386007/

https://www.lzb.lt/en/2017/08/24/exhibit-from-vitebsk-at-zar...

http://www.mishpoha.org/imya/98-yudel-pen-v-pribaltike

https://yavarda.ru/pen.html

https://jewish.ru/ru/people/culture/180424/

https://shchukin-vlad.ru/1381384.html

https://vkurier.info/zagadka-smerti-vitebskogo-xudozhnika-yu...

Картина дня

наверх