На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 180 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Пожалуйста, Верочка!Продолжаем знаком...
  • Светлана Митленко
    К сожалению еще очень много находятся в ужасном состоянииПродолжаем знаком...
  • Светлана Митленко
    Вот именно, что ювелирная роскошь! И смотреть на них отрадно. Правда не все умеют это делать.Украшения от стар...

Малоизвестные факты из жизни «нервного гения» Эдварда Мунка

Эдвард Мунк был одним из немногих художников, чьё интимное самовыражение положило начало новому направлению модернистского искусства. "Опираясь на свою собственную беспокойную жизнь, его всемирно известные произведения стирают тонкие грани между страхом, желанием, страстью и смертью, тем самым вызывая различного рода воспоминания, мысли и ощущения,"- написано искусствоведом в одном из обзоров.

1. Трудное детсво

Эдвард Мунк. \ Фото: google.com.ua.
Эдвард Мунк. 
Он родился в Адальсбруке и примерно через год семейство переехало в Осло. Когда Эдварду исполнилось пять лет, его мать скончалась от туберкулёза, а через девять лет умерла и его старшая сестра. Его младшая сестра страдала психическими расстройствами и была помещена в психиатрическую лечебницу, в то время как его деспотичный отец был склонен к приступам ярости.
Мунк с матерью. \ Фото: livelib.ru.Мунк с матерью. 
Все эти малоприятные события привели к тому, что художник стал частенько изображать их в своих работах, упоминая о том, что болезнь, безумие и смерть были чёрными ангелами, которые охраняли его колыбель, сопровождая на протяжении всей жизни.

Будучи хрупким ребёнком, Эдварду часто приходилось месяцами не ходить в школу, но он нашёл спасение в рассказах о привидениях Эдгара Аллена По и в том, что научился рисовать.
Мунк в молодости и в старости. \ Фото: onedio.com.Мунк в молодости и в старости. 

2. Богема Кристиании

Больной ребёнок (дань памяти сестре Эдварда Мунка). \ Фото: musey.net.
Больной ребёнок (дань памяти сестре Эдварда Мунка). 
Сначала Эдвард изучал инженерное дело, но в конце концов бросил учёбу, к большому разочарованию своего отца, и поступил в Королевскую школу искусств и дизайна Осло. Живя в Осло, он подружился с богемной группой художников и писателей, известной как Богема Кристиании.

Группу возглавлял писатель и философ Ханс Хенрик Йегер, который верил в дух свободной любви и творческого самовыражения. Художественные интересы Эдварда поощрялись различными старшими членами клуба, которые убеждали его рисовать на основе личного опыта, как это видно в ранних, убитых горем работах, таких как «Больной ребёнок», дань памяти умершей сестре Мунка.

3. Влияние импрессионизма

Вечер на улице Карла Юхана. \ Фото: medicinaonline.co.
Вечер на улице Карла Юхана. (сплошные зомби-прим.)
После поездки в Париж Эдвард перенял стиль французского импрессионизма, рисуя более светлыми красками и свободными, плавными мазками кисти. Всего лишь год спустя он был привлечён к Постимпрессионистскому стилю Поля Гогена, Винсента Ван Гога и Тулуз Лотрека, переняв их обостренное чувство реальности, яркие цвета и свободные, блуждающие линии.
Ночь в Сен-Клу. \ Фото: muzei-mira.com.
Ночь в Сен-Клу. 
Интерес к синтетизму и символизму побудил его ещё глубже проникнуть внутрь себя в поисках художественного вдохновения и изучения внутренних страхов, а также самых сокровенных желаний. После смерти отца он написал в своей памяти интроспективную и меланхоличную «Ночь в Сен-Клу».

4. Скандал в Берлине

Танец жизни. \ Фото: pinterest.com.
Танец жизни. 
К 1892 году Эдвард разработал фирменный стиль свободных плавных линий в сочетании с интенсивными, повышенными цветами и выразительно обработанными красками, элементами, которые добавляли драматический эффект его эмоциональным предметам.

Переехав в Берлин, он провёл персональную выставку в союзе берлинских художников, но откровенные изображения наготы, эротизма и смерти в сочетании с грубо нанесёнными красками вызвали такой шум, что выставку пришлось закрыть. Однако художник извлёк выгоду из скандала, который сделал его довольно известным в Германии. Он продолжал развивать и демонстрировать свои работы в Берлине в течение следующих нескольких лет.

5. Фриз жизни

Два человека (Одинокие). \ Фото: nieblaeterna.blogspot.com.
Два человека (Одинокие).
1890-е годы были самым плодотворным периодом в карьере Эдварда, когда он закрепил свои навязчивые идеи о эротизме, изоляции, смерти и потере в огромном количестве картин и рисунков. Он использовал различные новые средства для выражения своих идей, в том числе гравюры в форме офортов, ксилографии и литографии, а также фотографии.
Расставание. \ Фото: bibliochino.github.io.
Расставание. 
С 1893 года он начал работать над своей огромной сюитой из двадцати двух картин под названием «Фриз жизни». Серия следовала повествовательной последовательности от пробуждения любви между мужчиной и женщиной до момента зачатия, как это видно в эротической «Мадонне», до их упадка в смерть.

В конце 1890-х годов он предпочитал изображать фигуры в воображаемых, символических пейзажах, которые стали представлять путешествие жизни, хотя места часто основывались на сельской местности вокруг Осло, куда он часто возвращался.

6. Переменчивое искусство

Вампир. \ Фото: gallerix.ru.
Вампир. 
Эдвард никогда не был женат, но он часто изображал отношения между мужчинами и женщинами, которые были наполнены напряжением. В таких произведениях, как «Два человека», каждая фигура стоит особняком, как будто между ними пролегла пропасть. Он даже изображал женщин как фигуры угрозы, как видно из его серии вампиров, где женщина кусает мужчину за шею.
Художник и его модель. \ Фото: style.rbc.ru.
Художник и его модель. 
Его искусство отражало меняющиеся времена, в которые он жил, поскольку традиционные религиозные и семейные ценности были заменены новой, богемной культурой по всей Европе. Самый известный мотив Мунка «Крик», из которого он сделал несколько версий, стал воплощением культурных тревог того времени и был сопоставлен с экзистенциализмом ХХ века.

7. Нервный срыв

Солнце. \ Фото: iskusstvo-info.ru.
Солнце. 
Декадентский образ жизни Эдварда и чрезмерная загруженность в конце концов настигли его, в результате чего он перенёс нервный срыв. Художник был госпитализирован в Копенгаген и провёл восемь месяцев на строгой диете и электрошоковой терапией.
Находясь в больнице, он продолжал создавать различные произведения искусства, в том числе серию «Альфа и Омега», в которой исследовал свои отношения с окружающими его людьми, включая друзей и любовников. После выхода из больницы Эдвард вернулся в Норвегию и жил в тихой изоляции по указанию своих врачей.
Смерть в комнате больного. \ Фото: teoriasdelarte.wordpress.com.
Смерть в комнате больного. 
Его работа перешла в более спокойный, менее напряжённый стиль, поскольку он захватил естественный свет норвежского пейзажа и его красоту, как видно на картине «Солнце».
Различные автопортреты того времени имели более мрачный, меланхоличный тон, показывая его постоянную озабоченность смертью. Несмотря на это, он прожил долгую, плодотворную жизнь и умер в возрасте восьмидесяти лет в маленьком городке Экели под Осло. Музей Мунка был построен в Осло в 1963 году в его честь, прославляя огромное и обширное наследие, которое он оставил после себя.

8. Наследие

Пепел. 
Работы Мунка находятся в музейных коллекциях по всему миру, а его картины, рисунки и гравюры достигают ошеломляюще высоких цен на аукционах, достигающих нескольких миллионов за картину, что делает его фаворитом среди государственных и частных коллекционеров.
Несмотря на то, что Эдвард никогда не был женат, у него была бурная личная жизнь. Эдвард и его возлюб­ленная Тулла Ларсен.
Однажды из-за своей связи с богатой молодой женщиной по имени Тулла Ларсен, художник получил огнестрельное ранение в левую руку. Средний палец на левой руке оказался изуродован на всю жизнь, и художник почти не снимал перчаток, а если снимал, то носил толстый перстень. Чужие руки для Эдварда исчезли: он не писал их на картинах и жутко раздражался, когда собеседник перебирал пальцами во время разговора. Что до Туллы, то Мунк немедленно порвал с ней отношения, теперь уже навсегда. Он нарушил собственную заповедь и был наказан. Отныне его не мучил выбор, сгубивший так много талантов, — искусство или женщины. Только искусство.
Ревность. \ Фото: google.com.ua.
Ревность. 

А вот продавать свои работы Эдвард Мунк не любил и даже не скрывал этого. Продавая картину, он приговаривал: «Она уходит от меня. Теперь я, должно быть, ее не увижу…» Знакомые уверяли, что даже видели в его глазах слезы в момент заключения сделки.Картины, выставленные на воздух для «лечения»

При этом он вел себя со своими полотнами весьма фамильярно: мог ходить по ним ногами и швыряться, когда они ему не нравились. Если картина не получалась, Мунк подвергал ее «лечению»: выставлял в палисаднике своего скромного летнего дома в Осгорстранне и позволял солнцу и дождю отшлифовать ее, после чего предпринимал еще один подход к полотну. «Мои картины нуждаются в солнце, грязи, дожде. Да, немного грязи и дыр — это им на пользу».

Но если Мунк видел, что кто-то другой плохо обращается с его полотнами или просто вешает их не на выгодной стене, то приходил в неистовство. Мог вернуть деньги за картину и забрать ее. А уж когда художник слышал, что покупатель перепродал его полотно, пусть даже и из нужды, то невероятно раздражался: «Разве он не мог продать что-то другое? Да хоть старую одежду!»На этюдах

Если к Мунку приходило вдохновение, его нельзя было оторвать от карандаша и кисти. Он мог начать рисовать прямо на стене своей спальни, уже одетый в пальто и шляпу, пока в прихожей его ждал приятель, с которым он договорился пообедать. Создавалось впечатление, что весь мир и события в нем не более чем поводы для вдохновения, для новой картины.Картины в студии Мунка были повсюду: на стенах, на полу, друг на друге

Он купил свой первый фотоаппарат в Берлине в 1902 году и часто фотографировал себя, как обнажённого, так и одетого, что может быть одним из самых ранних примеров селфи, когда-либо записанных.
Поцелуй. \ Фото: ru.wikipedia.org.
Поцелуй.
За свою карьеру Эдвард создал огромное количество работ, в том числе более тысячи картин, четырёх тысяч рисунков и почти шестнадцати тысяч гравюр. Хотя он наиболее известен как художник, Эдвард совершил самую настоящую революцию в современной гравюре, открыв среду для нового поколения. Методы, которые он исследовал, включали офорты, ксилографии и литографии.
Летняя ночь. Ингер на берегу.
Будучи увлечённым писателем, он писал дневниковые записи, рассказы и стихи, размышляя на такие темы, как природа, отношения и одиночество. Самый известный мотив Эдварда, «Крик», был предметом более чем четырёх различных работ. Существуют две раскрашенные версии, и ещё две сделаны пастелью на бумаге. Он также воспроизвёл изображение в виде литографической печати, с небольшим тиражом.В 1916 году Мунк приобрёл располагавшуюся близ столицы виллу Экелю, где прожил всю оставшуюся жизнь. Прилегавшие к вилле обширные земельные владения позволили ему заняться сельским хозяйством, которое стало его увлечением в поздние годы: при помощи работников он выращивал фрукты и овощи, разводил домашнюю птицу.
В 1918 году художник слёг с «испанкой», унёсшей в те месяцы жизни миллионов человек, но благополучно выздоровел, несмотря на свойственную ему хрупкость здоровья. В 1919 году он написал «Автопортрет после испанки».
В 1930 году у художника произошло кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза, из-за которого он почти полностью прекратил писать, в то же время он рисовал эскизы с отражением последствий этого кровоизлияния в виде искажённых форм.
Поцелуй у окна. 
В 1994 году двое мужчин средь бела дня проникли в музей Осло, украв картину «Крик» и оставив записку, где высмеяли охрану. Преступники потребовали выкуп в размере одного миллиона долларов, который музей отказался выплатить, а норвежская полиция в конце концов вернула неповреждённую работу в том же году. Как выяснилось, в 1988 году один из преступников уже был приговорён к тюремному заключению за участие в похищении картины «Вампир», которую также вскоре обнаружили и вернули в музей.
22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы. За время нахождения в руках похитителей оба полотна получили повреждения: на них присутствовали царапины и следы от влаги, холсты были надорваны. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины.
В декабре 2018 года из музея Стенерсена в Осло было похищено 6 работ художника. Среди них: «Смерть Марата», «Омега плачет», «Плачущая девушка у кровати», «Портрет фру Р» и другие.
Буря.
В 1940 году Норвегия была оккупирована нацистской Германией. Хотя поначалу нацисты превозносили Мунка как «истинно нордического» художника, поздне́е его заклеймили как представителя «дегенеративного искусства», в результате чего восемьдесят две его картины были конфискованы из немецких музеев в начале Второй мировой войны. Семьдесят одна из работ были восстановлены в норвежских музеях после войны, в то время как последние одиннадцать, так и не были найдены. Последние годы художник жил в тревоге, ожидая возможной конфискации своих работ из собственного дома.
Эдвард Мунк умер в 1944 году, спустя месяц после своего восьмидесятилетия.
Девушки на мосту. \ Фото: 112.ua.
Девушки на мосту. 
Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания будущего Музея Мунка, открывшегося в 1963 году. До того, как в 2015 году наследие Мунка перешло в общественное достояние, Музей Мунка выступал как официальный правообладатель в вопросах, связанных с коммерческим использованием его картин. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Принадлежавшая художнику рыбацкая хижина в Осгорстранне, где он подолгу жил и работал, сейчас функционирует как дом-музей, вся обстановка которого осталась нетронутой со времён его жизни.
Спустя много лет после своей смерти художник был удостоен чести на родине в Норвегии, тем, что его изображение было напечатано на банкноте в тысячу крон в 2001 году, а на реверсе была изображена деталь его культовой картины «Солнце».

Картина дня

наверх