1. Трудное детсво
Он родился в Адальсбруке и примерно через год семейство переехало в Осло. Когда Эдварду исполнилось пять лет, его мать скончалась от туберкулёза, а через девять лет умерла и его старшая сестра. Его младшая сестра страдала психическими расстройствами и была помещена в психиатрическую лечебницу, в то время как его деспотичный отец был склонен к приступам ярости.
Все эти малоприятные события привели к тому, что художник стал частенько изображать их в своих работах, упоминая о том, что болезнь, безумие и смерть были чёрными ангелами, которые охраняли его колыбель, сопровождая на протяжении всей жизни.
Будучи хрупким ребёнком, Эдварду часто приходилось месяцами не ходить в школу, но он нашёл спасение в рассказах о привидениях Эдгара Аллена По и в том, что научился рисовать.
2. Богема Кристиании
Сначала Эдвард изучал инженерное дело, но в конце концов бросил учёбу, к большому разочарованию своего отца, и поступил в Королевскую школу искусств и дизайна Осло. Живя в Осло, он подружился с богемной группой художников и писателей, известной как Богема Кристиании.
Группу возглавлял писатель и философ Ханс Хенрик Йегер, который верил в дух свободной любви и творческого самовыражения. Художественные интересы Эдварда поощрялись различными старшими членами клуба, которые убеждали его рисовать на основе личного опыта, как это видно в ранних, убитых горем работах, таких как «Больной ребёнок», дань памяти умершей сестре Мунка.
3. Влияние импрессионизма
После поездки в Париж Эдвард перенял стиль французского импрессионизма, рисуя более светлыми красками и свободными, плавными мазками кисти. Всего лишь год спустя он был привлечён к Постимпрессионистскому стилю Поля Гогена, Винсента Ван Гога и Тулуз Лотрека, переняв их обостренное чувство реальности, яркие цвета и свободные, блуждающие линии.
Интерес к синтетизму и символизму побудил его ещё глубже проникнуть внутрь себя в поисках художественного вдохновения и изучения внутренних страхов, а также самых сокровенных желаний. После смерти отца он написал в своей памяти интроспективную и меланхоличную «Ночь в Сен-Клу».
4. Скандал в Берлине
К 1892 году Эдвард разработал фирменный стиль свободных плавных линий в сочетании с интенсивными, повышенными цветами и выразительно обработанными красками, элементами, которые добавляли драматический эффект его эмоциональным предметам.
Переехав в Берлин, он провёл персональную выставку в союзе берлинских художников, но откровенные изображения наготы, эротизма и смерти в сочетании с грубо нанесёнными красками вызвали такой шум, что выставку пришлось закрыть. Однако художник извлёк выгоду из скандала, который сделал его довольно известным в Германии. Он продолжал развивать и демонстрировать свои работы в Берлине в течение следующих нескольких лет.
5. Фриз жизни
1890-е годы были самым плодотворным периодом в карьере Эдварда, когда он закрепил свои навязчивые идеи о эротизме, изоляции, смерти и потере в огромном количестве картин и рисунков. Он использовал различные новые средства для выражения своих идей, в том числе гравюры в форме офортов, ксилографии и литографии, а также фотографии.
С 1893 года он начал работать над своей огромной сюитой из двадцати двух картин под названием «Фриз жизни». Серия следовала повествовательной последовательности от пробуждения любви между мужчиной и женщиной до момента зачатия, как это видно в эротической «Мадонне», до их упадка в смерть.
В конце 1890-х годов он предпочитал изображать фигуры в воображаемых, символических пейзажах, которые стали представлять путешествие жизни, хотя места часто основывались на сельской местности вокруг Осло, куда он часто возвращался.
6. Переменчивое искусство
Его искусство отражало меняющиеся времена, в которые он жил, поскольку традиционные религиозные и семейные ценности были заменены новой, богемной культурой по всей Европе. Самый известный мотив Мунка «Крик», из которого он сделал несколько версий, стал воплощением культурных тревог того времени и был сопоставлен с экзистенциализмом ХХ века.
7. Нервный срыв
Декадентский образ жизни Эдварда и чрезмерная загруженность в конце концов настигли его, в результате чего он перенёс нервный срыв. Художник был госпитализирован в Копенгаген и провёл восемь месяцев на строгой диете и электрошоковой терапией.
Находясь в больнице, он продолжал создавать различные произведения искусства, в том числе серию «Альфа и Омега», в которой исследовал свои отношения с окружающими его людьми, включая друзей и любовников. После выхода из больницы Эдвард вернулся в Норвегию и жил в тихой изоляции по указанию своих врачей.
Его работа перешла в более спокойный, менее напряжённый стиль, поскольку он захватил естественный свет норвежского пейзажа и его красоту, как видно на картине «Солнце».
Различные автопортреты того времени имели более мрачный, меланхоличный тон, показывая его постоянную озабоченность смертью. Несмотря на это, он прожил долгую, плодотворную жизнь и умер в возрасте восьмидесяти лет в маленьком городке Экели под Осло. Музей Мунка был построен в Осло в 1963 году в его честь, прославляя огромное и обширное наследие, которое он оставил после себя.
8. Наследие
Работы Мунка находятся в музейных коллекциях по всему миру, а его картины, рисунки и гравюры достигают ошеломляюще высоких цен на аукционах, достигающих нескольких миллионов за картину, что делает его фаворитом среди государственных и частных коллекционеров.
Несмотря на то, что Эдвард никогда не был женат, у него была бурная личная жизнь. Эдвард и его возлюбленная Тулла Ларсен.
А вот продавать свои работы Эдвард Мунк не любил и даже не скрывал этого. Продавая картину, он приговаривал: «Она уходит от меня. Теперь я, должно быть, ее не увижу…» Знакомые уверяли, что даже видели в его глазах слезы в момент заключения сделки.Картины, выставленные на воздух для «лечения»
При этом он вел себя со своими полотнами весьма фамильярно: мог ходить по ним ногами и швыряться, когда они ему не нравились. Если картина не получалась, Мунк подвергал ее «лечению»: выставлял в палисаднике своего скромного летнего дома в Осгорстранне и позволял солнцу и дождю отшлифовать ее, после чего предпринимал еще один подход к полотну. «Мои картины нуждаются в солнце, грязи, дожде. Да, немного грязи и дыр — это им на пользу».
Но если Мунк видел, что кто-то другой плохо обращается с его полотнами или просто вешает их не на выгодной стене, то приходил в неистовство. Мог вернуть деньги за картину и забрать ее. А уж когда художник слышал, что покупатель перепродал его полотно, пусть даже и из нужды, то невероятно раздражался: «Разве он не мог продать что-то другое? Да хоть старую одежду!»На этюдах
Если к Мунку приходило вдохновение, его нельзя было оторвать от карандаша и кисти. Он мог начать рисовать прямо на стене своей спальни, уже одетый в пальто и шляпу, пока в прихожей его ждал приятель, с которым он договорился пообедать. Создавалось впечатление, что весь мир и события в нем не более чем поводы для вдохновения, для новой картины.Картины в студии Мунка были повсюду: на стенах, на полу, друг на друге
За свою карьеру Эдвард создал огромное количество работ, в том числе более тысячи картин, четырёх тысяч рисунков и почти шестнадцати тысяч гравюр. Хотя он наиболее известен как художник, Эдвард совершил самую настоящую революцию в современной гравюре, открыв среду для нового поколения. Методы, которые он исследовал, включали офорты, ксилографии и литографии.
Будучи увлечённым писателем, он писал дневниковые записи, рассказы и стихи, размышляя на такие темы, как природа, отношения и одиночество. Самый известный мотив Эдварда, «Крик», был предметом более чем четырёх различных работ. Существуют две раскрашенные версии, и ещё две сделаны пастелью на бумаге. Он также воспроизвёл изображение в виде литографической печати, с небольшим тиражом.В 1916 году Мунк приобрёл располагавшуюся близ столицы виллу Экелю, где прожил всю оставшуюся жизнь. Прилегавшие к вилле обширные земельные владения позволили ему заняться сельским хозяйством, которое стало его увлечением в поздние годы: при помощи работников он выращивал фрукты и овощи, разводил домашнюю птицу.
В 1918 году художник слёг с «испанкой», унёсшей в те месяцы жизни миллионов человек, но благополучно выздоровел, несмотря на свойственную ему хрупкость здоровья. В 1919 году он написал «Автопортрет после испанки».
В 1930 году у художника произошло кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза, из-за которого он почти полностью прекратил писать, в то же время он рисовал эскизы с отражением последствий этого кровоизлияния в виде искажённых форм.
22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы. За время нахождения в руках похитителей оба полотна получили повреждения: на них присутствовали царапины и следы от влаги, холсты были надорваны. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины.
В декабре 2018 года из музея Стенерсена в Осло было похищено 6 работ художника. Среди них: «Смерть Марата», «Омега плачет», «Плачущая девушка у кровати», «Портрет фру Р» и другие.
В 1940 году Норвегия была оккупирована нацистской Германией. Хотя поначалу нацисты превозносили Мунка как «истинно нордического» художника, поздне́е его заклеймили как представителя «дегенеративного искусства», в результате чего восемьдесят две его картины были конфискованы из немецких музеев в начале Второй мировой войны. Семьдесят одна из работ были восстановлены в норвежских музеях после войны, в то время как последние одиннадцать, так и не были найдены. Последние годы художник жил в тревоге, ожидая возможной конфискации своих работ из собственного дома.
Эдвард Мунк умер в 1944 году, спустя месяц после своего восьмидесятилетия.
Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания будущего Музея Мунка, открывшегося в 1963 году. До того, как в 2015 году наследие Мунка перешло в общественное достояние, Музей Мунка выступал как официальный правообладатель в вопросах, связанных с коммерческим использованием его картин. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Принадлежавшая художнику рыбацкая хижина в Осгорстранне, где он подолгу жил и работал, сейчас функционирует как дом-музей, вся обстановка которого осталась нетронутой со времён его жизни.
Спустя много лет после своей смерти художник был удостоен чести на родине в Норвегии, тем, что его изображение было напечатано на банкноте в тысячу крон в 2001 году, а на реверсе была изображена деталь его культовой картины «Солнце».
Свежие комментарии