На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 169 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Жалко, но малолеток нашли, так же как и ангела у одного из них дома.Московские прогул...
  • Светлана Митленко
    Увы. Как только человек попадает в круг чиновников, то редко когда останется не замаранным. Система выстроена так, чт...В 1951 году 23 ра...
  • Run Николаева
    Ангела жалко :(Московские прогул...

Как гадать на Святки. Советы художников

Не так давно я ставила тему о художнике славянисте, в которой было вполне достаточно картин о святочных гаданиях:  Художник-славянист Юрий Алексеевич Сергеев

Вот в предверии наступающих святочных вечеров я решила продолжить. Святочная неделя продлится до 17 января, гадать можно до самого Крещенского сочельника. Чтобы узнать, где и как ждать подсказок судьбы.  Я предлагаю обратиться за примерами к русской живописи XIX века. Когда в конце XVIII — начале XIX века жанровая живопись начала развиваться в Российской империи, тема гадания проникла и к нам. Самые ранние картины на этот сюжет многое заимствовали у европейских образцов. Но мы их рассматривать не будем, поскольку тема не о всех гадагниях, а лишь о святочных.

Орест Кипренский изображает за гаданием иностранку в национальном костюме, но картина посвящена совсем иному. Ею Кипренский открывает в русском искусстве тему гадания как символа общения с неведомым один на один, без посредников. Пожалуй, именно ее можно обозначить как первую картину о святочных гаданиях.
Кипренский, Орест Адамович, Ворожея со свечой 1830, масло, холст, 64 x 51 cм.

В первой трети XIX века наше искусство — речь идет и о литературе — занимается активной адаптацией на родной почве иностранных приемов. Например, Василий Жуковский и переводит сказки братьев Гримм, и создает на их основе свои «русские народные». Балладу Готфрида Бюргера года про девицу Ленору, гадавшую на жениха, Жуковский переложил в 1813 году. Героиня меняет национальность и имя, антураж преображается с немецкого на русский. Произведение имело колоссальный успех и подарило нам изобретенное поэтом имя Светлана.

Романтическая, мистическая атмосфера гадания крещенским вечерком, созданная поэтом, вдохновила и художников — тем более что Светлана описана была как красавица. Эффект был таким сильным, что иллюстрация к Жуковскому стала, пожалуй, единственной картиной на «русскую народную» тему Карла Брюллова — гражданина мира и любителя полногрудых смуглых итальянок. Особого новаторства в изображении женщины в темноте со свечой и зеркалом нет — Жорж де Ла Тур в 1640 году так же написал «Марию Магдалину». Если не считать того, что русский народный костюм наконец получил полноправную прописку в высоком академическом искусстве.Карл Брюллов. «Гадающая Светлана». 1836. Фото: Нижегородский художественный музей

Это полотно сразу же предлагает пример наиболее опасного гадания. Выглядывать суженого эффективней там, где может обитать нечисть: в подвалах, на чердаках, в кладовках, а после этого гадательное зеркало нельзя хранить в доме. Художник написал эту картину, когда гостил в семье Алексея Перовского, арзамасца, автора сказки «Черная курица, или Подземные жители». Прибыв из Италии как раз к Святкам, Брюллов вспоминает сюжет романтической баллады «Светлана» Василия Жуковского, в которой описываются десятки способов высматривания суженого, вплоть до дословного воспроизведения заговоров и народных подблюдных песен. Александр Никанорович Новоскольцев. "Светлана" 1889 г.

Желанию иллюстрировать тот же сюжет поддался и другой художник XIX века Александр Новоскольцев («Светлана», 1889), но его героиня выглядит слишком уж бесстрашной, напоминая опытную гадалку. Отсюда куда более опасный способ ворожбы — не с одним, а с двумя зеркалами.

Константин Маковский. «Святочные гадания». 1890-е. Фото: Государственный музей истории религии

Художник-передвижник Константин Маковский изображал крестьян часто и с любовью. Нередко его взор обращался к хорошеньким девушкам, даже и таким, которым не найти суженого уже никогда, как например, героинями его картины "Русалки" 1879 года стали девушки, умершие до свадьбы и потому, согласно славянской мифологии, ставшие русалками. Хотя обычно предпочитал более жизнерадостные сюжеты — например, с полдюжины юных особ, окруживших святочного петуха. Принцип гадания на курах следующий: нужно довериться птице, которая сама решит, подойти ли ей к зерну, к миске с водой, к зеркалу или к другой курице. Это, согласно поверьям, определит богатого, пьющего, красивого или непостоянного суженого. Если аксессуаров недостает, можно просто посчитать, сколько петух съел зерен: если количество четное, год будет хорошим.

Николай Пимоненко. «Святочное гадание». 1888. Фото: Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова

Сын хозяина иконописной мастерской, еще один передвижник Николай Пимоненко изображает двух крестьянок на Святки, напоминая зрителю, что гадать лучше всего не в одиночку. Это не так страшно, к тому же подруга может помочь с расшифровкой знаков, особенно когда речь идет о таком сложном гадании, как литье воска. Девушки зажигали свечку и капали воском в чашку с водой. Чтобы воск, как в случае с пушкинской Татьяной Лариной, не просто «чудно-вылитым узором что-то чудное гласил», гадательницы рассматривали тень от застывшей восковой кляксы, проецируя ее с помощью свечи на стену. Без практики и хорошего воображения профиль любимого разглядеть вряд ли удастся, но если в воске заметны круги или нечто в форме яйца, то, по славянским поверьям, стоит ждать замужества в наступившем году. Е. Г. Солнцев, Гадание с петухом, 1844

Интересно, что в отличие от Пимоненко, изобразившего незамужних простоволосых девушек, другой художник XIX века Егор Солнцев («Гадание с петухом», 1844) в том же сюжете пишет девушек в шапочках-«сороках», украшенных жемчугом и лентами. Этот самый дорогой элемент народного костюма декорировался богаче всего и включал в себя до 20 элементов. В зажиточных крестьянских семьях молодым девушкам разрешалось надевать такой головной убор лишь по самым большим праздникам, например в преддверии Рождества.

Алексей Венецианов. «Гадание на картах». 1842. Фото: Государственный Русский музе

За любование народным бытом в отечественном искусстве того времени отвечал Алексей Венецианов, автор бесчисленных изображений крестьян за работой и отдыхом. Считать эти картины жанровыми трудно: слишком много в них романтизма и поэтичности. Но, в отличие от европейских живописцев, Венецианов не ощущал в крестьянском гадании ни аллегоричности, ни мистики. Для него это знакомая повседневность — он сам жил в деревне, а позже открыл школу живописи, куда охотно брал и крепостных. Его «Гадание на картах» изображает двух девушек, и карты для них — атрибут, а не намек на душевную драму. Избежать неловких ситуаций с выбрасыванием из окна башмаков или окликанием прохожих (имя первого встречного и будет именем суженого) поможет еще один, наиболее привычный способ гадания — на картах. Тщательно выписанные детали на картине позволяют предположить, что девушки пользуются раскладом «13 карт», который показывает прошлое, настоящее и будущее. Девушка держит в руках пикового туза острием вверх, что может означать скорое веселое застолье или праздник.

Анонимный примитивист, автор картины из Русского музея, в сцене гадания противопоставляет юную красоту хитрости и старости.
Неизвестный художник.  Гадание на картах, первая половина XIX века, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Во 2-й половине XIX века знаний о прошлом страны и ее обычаях становится больше. «История» Карамзина перестает быть полной открытий. Картины о гаданиях обрастают деталями, почерпнутыми из книг и этнографических наблюдений. Интерес к региональным традициям отражается и в искусстве, появляется много картин с национальным колоритом, в том числе и про гадания.Генрих Ипполитович Семирадский. «Ночь святого Андрея. Ворожба» 1867, 108×131 см, Масло, Холст, Частная коллекция

Выходец из польских дворян Генрих Семирадский посвящает работу ворожбе в Андреев день (13 декабря), причем в этом достаточно салонном произведении живописец использует стандартные штампы: тут вам и драматическая светотень, и скрюченная старуха, и нежные девы — причем опять контрастные, одна в декольте, другая в вышиванке, то есть барышня и служанка.  Это немного не святочные, но пройти мимо я не смогла.Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904) Гадание на святках. 1881 г.
Куликов Иван Семенович (1875-1941) Зимним вечером. 1907 г. Муромский историко-художественный музей, Владимирская область
Чикин Александр Андреевич (1865-1924) Гадание у проруби. 1898 г.

В картинах нашего современника, художника реалистической школы, этнографа Юрия Сергеева («Гадание на картах», 1990-е, ссылка на его картины в начале темы) юных героинь учат гадать их бабушки, по случаю тоже празднично разодетые.

Не могу не вспомнить картину Васильева.Константин Васильев. Гадание. 1976 год.

И работы наших современников

Кожин Семён Леонидович. "Святочное гадание", 2008. Холст, масло, 80 х 60 смЕмельянов Александр Евгеньевич. Триптих. Святки, 2007, холст, масло, 140х230см
Лучанова Полина Борисовна (род. 1977) Гадание. 2010 г.

В конце концов, способ гадания можно выбрать любой. Главное, чтобы сбылось.

Картина дня

наверх