На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Да ну? Я практически летала со всех аэропортов Москвы и очень многих аэропортов других городов, в том числе и зарубеж...Прогулки по Санкт...
  • Виктор Александров
    Дорогая Света! Именно так и строят: «здание отдельно, а взлетную полосу отдельно»! Пассажиры в самолёты попадают либо...Прогулки по Санкт...
  • Светлана Митленко
    Ну извините, Виктор Александров.Роскошь Питера

Воинский подвиг православия

Воинский подвиг Православия

От русско-польских войн до сирийской кампании

В наш циничный бесстыжий век толпа любит злословить священников и Церковь. Ленивый обыватель, покорный раб своего тела, почитает себя достойным выносить духовные суждения. Ему невдомёк, что быть священником – дело крайне непростое и, порой, опасное.

Найдите в интернете список погибших священников с 1990-х и по наши дни. Потери, чуть ли, не как у МВД! Бойцы МВД гибнут в схватках с преступным миром, их потери объяснимы. Но православные священники? Оказывается, и они гибнут. От рук исламистов, бандитов, сатанистов, кришнаитов, злопыхателей. Бывали случаи умышленных поджогов домов, где жили священники, в огне гибли и сами священники, и их дети. Позже выяснялось, что это дело рук какого-то озлоблённого местного грешника, которого батюшка осмелился укорять.

В Чечне и Ингушетии до последнего несли духовную службу протоиереи Анатолий Чистоусов(в руках дудаевцев) и Пётр Сухоносов. Чистоусов, несмотря на угрозы террористов, продолжал окормление малочисленной православной паствы, был схвачен и умерщвлён в плену.Фото, сделанное палачами

Сухоносов крестил совсем юных солдат, объезжая дальние блок-посты, помогал беженцам. Проводил крёстные ходы, несмотря на увесистые камни, которые швыряли в прихожан местные исламские фанатики. Во время церковных праздников ингушские милиционеры постоянно охраняли храм, где служил о. Пётр, женщины-ингушки спасли его однажды от похищения, вовремя подняв крик. Но в 1999 г.о. Петра выволокли из храма вооружённые молодчики. Живым его больше не увидели.

Сошлюсь на данные, почерпнутые из книги протоиерея Николая Агафонова «Ратные подвиги православного духовенства». В тот год были также похищены настоятель храма в ст. Троицкой Пётр Макаров и его сменщик Сергей Потапов. Они выжили, но их избивали, морили голодом, держали под стволами. И никто из священников (Петру Макарову было уже 72 года!) не дрогнул, не смалодушничал, не унизился перед врагами.Освобожденные из плена. Священники Сергий Потапов и Петр Макаров. Москва, 1999 год

Да что далеко ходить? В 2009 году прямо в храме на юге Москвы убит священник, боровшийся с тоталитарными сектами. 35-летний настоятель Даниил Сысоев был убит выстрелом в грудь и в голову. 
41-летний Владимир Стрельбицкий госпитализирован с огнестрельным ранением в грудь.

Православие – религия мужественных людей. Автор книги сообщает, что в царской России 18 полковых священников стали кавалерами ордена Георгия Победоносца, более 200 награждены наперсными крестами на Георгиевской ленте. Эти награды они заслужили кровью. Шли с крестом в руках в атаку, вдохновляли бойцов на самых опасных участках боя, под градом пуль и ядер, вытаскивали раненых, подносили боеприпасы, а порой и сами брались за оружие. Известно, например, что в Куликовской битве 1380 года, где решалась судьба нашего государства, по специальному благословению Сергия Радонежского сражались с оружием в руках монахи Пересвет и Ослябя. Во время обороны Сергиево-Троицкой лавры от католических оккупантов (поляков, немцев, литовцев, венгров) в 1608 г.погибли 194 инока из двухсот. В 1617 г.священники во главе с протопопом Амосом отважно защищали Розважский монастырь и улицы Новгорода от шведов. Амос отверг предложенную шведами капитуляцию и героически погиб. Подвиг Амоса описан в Новгородских летописях и в «Новом летописце»Стела «Город воинской славы» в Великом Новгороде. Барельеф «1611 г. Оборона Новгорода от шведов. Подвиг протопопа Амоса, «детей его и людей».

В XVIII веке известен один случай вооруженного участия православного священника в битве с врагом. В «Деяниях Петра Великого» говорится о священнике Иване Окулове, который во главе 1000 охотников (добровольцев) перешел границу Швеции и уничтожил заставы противника, которые постоянно разоряли русские пограничные селения. 

Священник Трофим Куцинский был героем взятия Измаила в русско-турецкую войну. Когда под стенами непреступного Измаила убило всех офицеров Полоцкого мушкетёрского полка, на штурм крепости их повёл, сверкая крестом в подъятой деснице, священник Трофим Куцинский. С ним солдаты взобрались на вал и на стену, что сыграло важную роль во взятии турецкой твердыни.Он был первым священником, награжденным Георгиевским крестом. Для награждения военных священников, появившихся в армии и на флоте ещё со времён Петра I, использовался особый наперсный крест на георгиевской ленте (в центре фото). Он также давался исключительно за храбрость в бою. Носителем именно такого креста впервые в истории стал возведённый в сан протоиерея священник Трофим Куцинский.Беспримерную храбрость явил священник Василий Васильковский, участник Бородинского сражения и заграничного похода русской армии. Там, за границей он и умер от ран. Дух уныния в войске может нанести урон армии не меньший чем проигранное сражение. И здесь работа священника важна как никогда. Участник этого марша артиллерийский офицер Н.Е. Митаревский писал о нем в своих воспоминаниях: «Шли почти день и ночь, несмотря ни на дождь, ни на грязь, без регулярного распределения отдыхов, варили есть, когда случится, редкую ночь проводили на месте. Вообще поход нашего корпуса от Лиды до Двины был самый иррегулярный... Случалось, что солдаты, идя, забывались и падали, что особенно было заметно в пехоте. Один упадет — заденет другого, тот опять — двух, трех и т.д. падали целыми десятками с ружьями со штыками, но при этом никогда не было несчастных случаев». Отец Василий не только сам стойко переносил все тяготы военного похода, но и своей молитвой, благословением и добрым пастырским словом поддерживал малодушных и смирял нетерпеливых.

Перед началом сражения священник 19-го егерского полка Василий Васильковский окропил боевые знамена, затем воинов, стоявших в батальонных колоннах, а когда раздался призыв боевой трубы, двинулся вместе с ними на врага.

Французы с удивлением наблюдали, как среди белых пантопонов егерей идущих на них в атаку мелькает черная ряса священника воздевшего высоко над собою серебряный крест. Отец Василий давно уже лишился скуфьи, ряса была в нескольких местах изодрана, лицо почернело от порохового дыма. С почерневшим от порохового дыма лицом и изодранной в нескольких местах рясой, отец Василий почти не обращал внимания на свист пуль и грохот пушечных ядер. Когда же на землю, подкошенный пулей или осколком пушечного ядра, падал очередной егерь его полка, священник спешил к нему. Если удавалось, то успевал причастить умирающего, прочитав над ним короткую молитву, если нет, то закрывал глаза покойнику и, перекрестившись, шептал: «Царство Небесное и вечный покой», а затем вновь спешил в гущу сражения. Острую боль в руке и удар в грудь отец Василий почувствовал одновременно. Пуля, предназначенная священнику, ударила в крест и расщепив его нижнюю часть застряла в кипарисном древе. При этом отцу Василию оторвало мизинец. Стало нечем дышать, в глазах потемнело и священник упал на землю. Своего контуженного пастыря егеря вынесли с поля боя без сознания. Кипарисовый крест в серебряной с позолотой ризе, спасший священника Васильковского от неминуемой гибели, затем долгие годы хранился в церкви 19-го Егерского полка. Он имел в высоту около 30 сантиметров. На его лицевой стороне был гравирован год сформирования полка — «1797». На тыльной стороне его рукояти имелась трещина, стянутая винтом. В нижней лицевой части креста крепилась расколовшая его в бою неприятельская пуля, а на оборотной стороне была сделана надпись: «Ранен в сражении 15 июля 1812 г. при г. Витебске, — продолженная по бокам креста, — с отбитием мизинца священнику Василию Васильковскому». После были бои под Смоленском, Бородино. Бородинское сражение длилось 12 часов, все это время полковой священник Василий Васильковский был на передней линии сражения. Он исповедовал и причащал раненых, а так же подбадривал солдат полка.

О дальнейшей судьбе отца Василия известно только то, что он вместе со своим полком участвовал в заграничном походе и там скончался от полученных ран 24 ноября 1813 года в возрасте 35-ти лет.В Малоярославце поставлен памятник полковому священникуПодвиг отца Василия станет примером для полковых священников на все последующие годы. Но ради справедливости надо сказать, что подвиг проявленный Васильковским в Отечественной войне 1812 года, был не единственным. Многие полковые священники вели себя подобным образом, например священник Московского гренадерского полка протоиерей Мирон Орлеанский в Бородинском сражении шел под шквальным пушечным огнем впереди гренадерской колонны и был ранен.Протоиерей лейб-гвардии Конно-Егерского полка Феодор Раевский принимал деятельное участие с полком в 1807, 1809, 1812 и 1813 гг.; в 1814 г. во Франции был всюду с Ахтырским гусарским полком безотлучно во всех битвах, генеральных сражениях и даже атаках. Верхом на лошади, с крестом в руках и дароносицей на груди, о. Раевский «ободрял полк помощью Всевышнего и благословенным оружием Божием. За самоотверженное исполнение пастырского долга под огнем неприятеля священник Раевский был возведен в сан протоиерея и награжден орденом Св. Анны 3-й степени с мечами, а так же золотым крестом на Георгиевской ленте и камилавкою.

Священник 34-го егерского полка отец Фирс Никифоровский, участник войны с французами в 1812 г. 24 и 16 августа в Бородинском сражении вел себя неустрашимо. Во время Бородинского сражения лошадь под ним была убита, сам он ранен в левую ногу и унесен с поля битвы в госпиталь. В июне 15 числа того же года в сражении при г. Витебске, во время напутствия раненых на поле действий отец Фирс был захвачен в плен, но совершил смелый побег и присоединился к своему полку под г. Смоленском.

Знаком отличия Военного ордена (Георгиевским крестом) был награжден во время Отечественной войны 1812 года пономарь Смирягин, во главе отряда крестьян отбивший в одном из сражений боевое знамя у французов.После изгнания наполеоновских войск из России золотым крестом на Георгиевской ленте был награжден священник Кавалергардского полка Михаил Гратинский. Участник Бородинского сражения, он не успел покинуть Москву при отступлении русской армии. В захваченной врагом столице он стал бороться с захватчиками доступными ему средствами. Почти каждый день в уцелевших московских церквах отец Михаил проводил богослужения, призывал к войне с захватчиками. Слух о священнике быстро распространился среди оставшихся в столице жителей, и на его проповеди, несмотря на смертельную опасность, всегда собирались люди. Даже в окружении врагов полковой священник продолжал выполнять свой пастырский долг.Отряд греческих волонтеров с полевым священником во время Крымской войны. /Худ. К.Н. Филиппов. Хромолитография А.Э. Мюнстера. 1855 г.
В Крымскую войну священник Гавриил Судковский награждён «за содействие в отражении англо-французский пароходов, напавших на Очаковскую крепостную батарею»,Отец Гавриил Судковский с внучкой.

а Иоанн Пятибоков – за то, что вместе с солдатами шёл в бой на турецкие позиции. Иеромонах Иоанникий – герой обороны Севастополя. Французский штык проколол его рясу, пуля попала в нагрудный крест. От этой контузии он через три месяца скончался.

Отец Домиан Борщ, священник Азовского пехотного полка, прошел Крымскую войну. Участвовал батюшка и в осаде Севастополя. Во время осады отец Домиан под пулями неприятеля вытаскивал с поля боя раненых. Но бинты быстро закончились. Тогда священник принялся рвать свою рубаху, рясу, лишь бы не дать воинам истечь кровью.В боях отец Домиан был дважды ранен и контужен, но дожил до глубокой старости. За самоотверженность батюшку наградили множеством наград, в том числе Георгиевским крестом.

В русско-турецкую войну 1877-1878 гг. священник Фёдор Михайлов с крестом в руках вместе с солдатами карабкался на стены крепости Карс, его ряса была прострелена в нескольких местах, сам Михайлов – контужен. У него было столько боевых наград, что он стеснялся их все надевать.

Во время похода русской армии в Среднюю Азию протоиерею Андрею Малову из-за броской священнической одежды и блестящего креста доставалось больше всего пуль, противник принимал его за командующего войсками, но Крест Господень сохранил его от гибели.

Подвигами священников богаты русско-польские, русско-турецкие, русско-персидские, русско-шведские войны, русско-японская война 1905 г., Первая мировая. Многие знают о подвиге крейсера «Варяг», потопленном японцами. Но забывают, что на каждом корабле тогда служил судовой священник. Напутствуя моряков перед смертью Словом Божиим, он погибал в пучине вместе с ними.

Протоиерей Стефан Щербаковский возглавил нашу атаку на японские позиции. Пуля попала в руку, в которой он держал крест, он взял его другой рукой. Следующая пуля угодила в грудь. В госпитале, будучи тяжелораненым, превозмогая боль, он отпевал умерших, а после выздоровления снова выехал на фронт. Священник Александр Любомудров находился в передовых цепях шестнадцать часов кряду (сражение на Ющулинском перевале), там же умер от ран с молитвой на устах.Во время Цусимского сражения, ключевого в провальной Русско-японской войне, погибли не только тысячи солдат, но и десятки корабельных священников. Один из них – отец Назарий с броненосца «Князь Суворов».Броненосец "Князь Суворов", на котором погиб отец Назарий. Фото: Общественное достояние Броненосец "Князь Суворов", на котором погиб отец Назарий. 

– Наш симпатичный батя, монах не только по платью, но и по духу, находился на пункте в епитрахили, с крестом и запасными Дарами, – пишет в воспоминаниях офицер броненосца Владимир Семенов. – Когда к нему, сраженному градом осколков, бросился доктор и санитары, он отстранил их, приподнялся и твердым голосом начал: «Силой и властью…». Но захлебнулся кровью и торопливо закончил: «отпускаю прегрешения… во брани убиенным…». Благословил окружающих крестом, которого не выпускал из рук, и упал без сознания.

Все вокруг было иссечено осколками, но корабельные иконы остались целы. А перед киотом продолжали гореть свечи.

В ходе Первой мировой войны более 200 священников были отмечены этой почетной наградой,  золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте, а всего же за доблесть на поле боя были награждены тогда различными орденами около 2500 клириков. В том числе, и самыми высоко ценимыми регалиями военных — Георгиевскими крестами. Всего же в 1914–1918 годах 40 военных православных священников были убиты или умерли от ран, более 200 — получили раны и контузии.«1914 год, мы стояли в Лодзи – рассказывает полковой священник Петр Молчанов – был приказ задержать немцев. Пушек и снарядов было вдоволь. Но немцы собрали огромную силу и, бросив ее в атаку, окружили нас. Прекратился подвоз провизии. Но наши не унывали, офицеры подавали пример мужества солдатам. Тогда немцы, избрав тактику – покончить с нами одним сильным ударом – атаковали. Но, пушки у нас были превосходные и артиллеристы не жалея снарядов порядком-таки крошили немчуру. Но вдруг в нашей батарее, занимавшей главное место, одна из пушек отказала. Вестовой за вестовым – просят усилить огонь. Командир кричит: «50 рублей тому, кто починит пушку!» И ничего! Пушка не действует. Немцы на подходе. И тут, молодой поручик падает на колени и, глядя в небо, молится Николаю Чудотворцу: «Святитель Христов помоги нам выручи из беды!» Помолившись, он подошел к пушке и… закричал: «Смотрите! В затворе!».

Его сразу обступили артиллеристы. Небольшой винт заклинил затвор, но его почему-то никто не заметил. А тут, словно пелена с глаз упала. Быстро починили пушку – ох и досталось же немцам».С приходом революции судьба «военных» священнослужителей сложилась по-разному. Часть из них эмигрировала на Запад. Другие были убиты «красными» в гражданскую войну или репрессированы. Из тех же, кто отнесся лояльно к советской власти, были священнослужители, которые поддерживали бойцов и помогали им во время Великой отечественной войны. Достойно вели себя представители Русской православной церкви и в годы Великой Отечественной войны. Многие из них с оружием в руках сражались на фронте с врагом, другие служили в тылу в церковных храмах, оказывали помощь партизанам и подпольщикам. До сих пор неизвестно, сколько православных священнослужителей пало от рук нацистских оккупантов, сражаясь за Веру и Отечество.
Награждение священника-партизана.

За проявленный в годы Великой войны героизм около 2500 священников были отмечены государственными наградами, в том числе было вручено 227 золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте, 85 орденов Св. Владимира 3-й степени с мечами, 203 ордена Св. Владимира 4-й степени, 304 ордена Св. Анны 3-й степени с мечами. Орденом Святого Георгия было награждено 11 военных священников. Назовем их поименно.

1. Иеромонах Бугульминского монастыря, 70-летний о. Антоний (Смирнов) судовой священник минного заградителя «Прут», посмертно.
2. Благочинный 7-го Финляндского стрелкового полка о. Сергей (Соколовский).
3. Священник 9-го драгунского Казанского полка о. Василий (Шпичек).
4. Иеромонах о. Амвросий (Матвеев) 3-го Гренадерского Перновского полка, посмертно.
5. Священник 5-го стрелкового Финляндского полка о. Михаил (Семенов).
6. Иеромонах о. Филофей (Антипочев) 209-го пехотного Богородского полка. Пропал без вести.
7. Иеромонах о. Евтихий (Тулупов) 289-го Коротоякского полка, посмертно.
8. Священник 42-й артиллерийской бригады о. Виктор (Кашубский).
9. Священник 217-го Ковровского полка о. Владимир (Праницкий).
10. протоиерей 6-го Финляндского стрелкового полка о. Андрей (Богословский);
11. протоиерей 154-го пехотного Дербентского полка о. Павел (Смирнов).
Есть место священническому подвигу и в наше время. Во вторую чеченскую кампанию немало священнослужителей выезжали в командировки на Кавказ. Клирик Димитрий Василенко (Санкт-Петербургская епархия) в 2009 г.у н.п. Элистанжи угодил в засаду вместе с колонной, снаряжал магазины и подбадривал воинов молитвой, получил лёгкое ранение.Войсковой священник отец Киприан-Пересвет. Священник прошел все российские "горячие точки". Киприан — первый в постсоветской России войсковой, окопный священник.
Он выносил раненных с поля боя, не забывая о своих прямых обязанностях: исповедовал, кристил, отпевал и даже венчал. Освобождая ребят, он несколько раз был в плену, шесть раз его волдили на расстрел. Чеченцы его называют братом, русские солдаты - батей.
Священники были и в Южной Осетии в августе 2008 г., помогая осетинам справиться с горем, а российским солдатам – с переживаниями и стрессом. Тогда несколько десятков военнослужащих приняли Святое Крещение.

К слову, в ВДВ сейчас служат 25 капелланов (хоть эта должность больше ассоциируется с западными армиями), 23 из которых были в горячих точках, один из них награждён за взятие Пальмиры.Протоиерей Александр Солдатенков окропляет святой водой военнослужащих 45-й гв. обрспн ВДВ. Сирия, май 2016-го.

Практически ежедневно совершаются богослужения. На авиабазе в Хмеймиме штатный военный священник присутствует вместе с военнослужащими. Более того, в большие праздники, великие праздники Русская Православная Церковь направляет дополнительно священнослужителей и певчих для участия в богослужениях не только на авиабазе Хмеймим, но и на военно-морскую базу Тартус.

Вот в Хмеймиме буквально совсем недавно состоялось освящение православной часовни в честь святаго великомученика Георгия Победоносца. И должен в скором времени быть освящен храм в Тартусе, в честь святаго праведного воина Федора Ушакова. Вот владыки, и тартусский, и владыка, который омофором покрывает Антиохийский патриархат и, в частности, авиабазу в Хмеймиме благословили сооружение православных церковных духовных. И вот совсем недавно принимали участие с владыкой Антонием Ахтубинским и Енотаевским в освящении этой часовни. Весь личный состав присутствовал на освящении.

Поэтому священники рядом. Священники внутри воинских формирований, они вместе с военнослужащими, даже в этих так называемых "горячих точках".Военных священнослужителей на сегодняшний день порядка 170 человек. Это те, которые штатно назначены. И более 500 в разном качестве, мы называем их внештатными военными священнослужителями, служат в воинских частях. Периодически приходя, совершая богослужения. Среди военных священников тех, кто в прошлом были офицерами или прошли службу в горячих точках. 

Монах Киприан, в миру Валерий Анатольевич Бурков в мирской жизни был авиационным штурманом, передовым авианаводчиком (во время афганской кампании, в 80-ые годы). Имеет звание героя Советского Союза.Во время войны в Афганистане он горел заживо, потерял обе ноги. Но, несмотря на все эти трагические испытания, он возвращался в строй, а в отставку будущий инок вышел на несколько лет позже — в звании полковника.

В 1992-1993 годах он был советником Президента Российской Федерации по вопросам социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В 1994-1998 годах — слушатель Военной академии Генерального штаба. После этого он был депутатом различных органов законодательной власти, президентом фонда «Герои Отечества».

Многим знатокам и любителям бардовской песни отец Киприан, принявший монашество в 2016 году, известен как автор-исполнитель песен, посвященных событиям Афганской войны и воинам-интернационалистам.

Картина дня

наверх