На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Как-то совершенно мимо меня пролетело его творчество, ни песен ни имени никогда не слышал. А то, что услышал сейчас, ...От одесского жули...
  • Александр Сысоев
    Светлана, полностью согласен: мне творчество Аркадия Северного совсем никак. Хотя я любил и люблю бардовские песни, н...От одесского жули...
  • Светлана Митленко
    Может Мурзилка? Или Костер. Еще Пионер был журнал.GIF-ки, которым б...

Как была решена судьба Киева

Монголы Батыя под Киевом

Как была решена судьба Киева, матери городов русских

февраль-март 1240 года

Оставив Крым позади, тумэн вышел в причерноморскую степь. На плоской равнине чингизиды разделились. Шибан с обозом и ранеными на северо-восток, в лагерь Батыя. 7 000 во главе с Мункэ пошли на север. Он решил досрочно закончить русский поход.

Пепел

Войско Мункэ шло левым берегом Днепра по переяславской земле. Выжженной годом раньше. Ничего. Только ветер. Днепр - торговый нерв Южной Руси. Всегда река полна торговых судов, ругани шкиперов на всех языках мира, снующих туда-сюда лоцманских барок. На его берегах задиристо торговались менялы, орали караваны верблюдов под присмотром половецкой охраны.Разделение чингизидов и рейд Мункэ (слева);лагерь Бату на С.Донце

Ничего нет. Днепр в могильной тишине. Не откуда ехать торговцам и некуда ехать им. Всюду пепел. Опустошение. Холод смерти...

Но монголы не грустили. Такая картина привычна. Нукеров распирало от предстоящей затеи - взять Киев в одиночку. Покрыть себя славой и получить награду из рук самого императора Угедэя.Почему нет? Юг Киевской Руси разбит. Киев не пришел на помощь. Нет войска или нет мужества.

Киевляне с князем разбегутся, как только багатуры покажутся у ворот!

Киев

Вынырнув из лощины во главе гвардии тургаудов, чингизид Мункэ дрогнул от изумления. На правом берегу Днепра стоял Киев. Мать городов русских. На высоких холмах уходили к горизонту дубовые стены в несколько рядов. Огромные валы испещрены башнями и погостами.

Горят золотом бесчисленные луковки церквей и монастырей. Венчает всех громадный купол Софийского собора...
Древний Киев. Национальный музей истории Украины.Древний Киев. Национальный музей истории Украины.

Пылью покрыты рощи, в город топают отряды ополченцев со всей киевской земли. Вокруг Киева мухами кружатся конные разъезды. Берег испещрен стругами, шнеками и ладьями. Нет. Киев не взять.Справо -налево: место лагеря Мункэ; место наблюдения Мункэ; древний контур Киева

7 000 тюрков просто исчезнут в громадном городе. Остается надежда на страх орусутов.

Один

Ярослав Новгородский отдал Киев за литовский поход. Но нового князя - Михаила Всеволодовича Черниговского, Киев не принял. Сотня лет постоянной борьбы князей за столицу, выработали у горожан циничный подход. Не важно кто, важна его сила. А Михаил был слаб.

После гибели Чернигова и Переяславля, киевляне совсем потеряли страх. Они шушукались по трапезным о трусости своего князя, который и своей вотчине не помог. Знали бы киевляне. Что творится в душе его.Картина В.Васнецова

Михаил Черниговский сломлен. Все что он строил, строил его отец и дед, все уничтожено. И помочь не смог, нечем. Кругом враги. Его жена захвачена мелким луцким князем Ярославом, союзником галичан. Его сын Ростислав, мчится к венгерскому королю за помощью и прячется на русской земле, чтобы пройти волынское княжество. Вся надежда только на венгерскую армию. Стыдоба. На Руси защищать Русь - некому.

Как там бедный сын Ростислав, не сказал я про мать... В дверь постучали. –"Татарские послы, княже"! – «Татары?? Откуда здесь??» – "На том берегу уже стоят, немного их. У Михаила отлегло от сердца, его день еще не пришел. – «Зови!»

Послы

Послы вошли медленно и спесиво, никому не кланяясь. Главный нойон держит в руках пергамент с красной печатью чингизида Мункэ. Надменно держа голову и не дожидаясь разрешения, посол говорит через своего толмача.Что внук Покорителя Вселенной пришел. Что требует покорности. Отдать имущество, людей и волю. Что князю дозволят взамен править монгольской землей. Что забрав все, монголы уйдут.

«Это все написано в письме чингизида, князь». Нойон протянул свиток в руке с золотыми перстнями. Сверкнул меч. И рука посла покатилась по полу. Дико визжа, безоружные монголы бросились на русских. Сверкнули мечи вновь. И покатились степные головы.

Судьба

Очнувшись от приступа ярости, Михаил понял что сделал. Он был в Киеве, когда рубили послов Субэдэя. А потом бежал с Калки вместе со всеми. За вспышкой праведного гнева пришло отчаяние сломленной души. На следующий день, монголы исчезли. Князь поскакал к берегу, убедиться лично. Испуганные киевляне окружили его спрашивая, что теперь будет.

«Татары ушли, рать собрана, скоро придут венгры» – успокоил горожан Михаил Всеволодович
На утро небольшая дружина тайком покинула Киев. Скрываясь от преследования монгольских сотен, Михаил Черниговский спешил в Венгрию. «Надо ускорить решение короля Белы IV по отправке войска», - так объяснил боярам свое бегство. Прекрасно понимая, что киевляне предадут его, как только он выйдет за ворота.

Туаджи сообщили о гибели послов. Мункэ стоял на берегу, любуясь и запоминая величественную красоту Киева. С явной досадой и сожалением, чингизид хлестнул коня. Выпустив тысячу на поиск вероломного князя, монголы вернулись в Степь.

Киев был приговорен.

Батый идет на Запад. Последний поход

Как монголы пошли в финальный поход на Киевскую Русь и Европуавгуст 1240 года

Золотой Род чингизидов в сборе. Внуки Чингисхана. Дети великих отцов. Прославленные темники и лучшие тысячники. Все тумэны вернулись. Тьма готова в Последний поход

2 года прошло как тьма уничтожила Северную Русь. 2 года чингизиды готовились, чингизиды укрепляли тыл. Монголы давили восставших. Булгар. Мордву. Половцев. Выжигали Кавказ. Бились с адыгами. Покоряли Крым.

Бату тоже не сидел без дела. Батыевы братья вновь испепелили Рязань. Истребили восточную окраину Северной Руси. Тумэны Батыя разрушили щит и меч Руси Южной - Переяславль и Чернигов. Теперь монголы готовы идти дальше.

карта финального вторжения 1240-41 гг. (красным)Карта финального вторжения 1240-41 гг. (красным)

В честь сбора тьмы Бату-хан устроил грандиозный той. Гигантские обозы добычи и рабов. Тонны жареных быков и птицы. На Золотом холме пировали чингизиды, темники и тысячники. А вокруг - вакханалия сотни тысяч степняков.

Орусутские женщины и половчанки целыми городами и станами ублажают воинов. Льется кумыс рекой. Дикие танцы, грохот барабанов и вой труб. Разноголосый гогот огромного азиатского мира...

Через 2 дня тумэны выстроились вокруг Золотого Шатра чингизидов.

Тумэны

Монгольская тьма собранная в кулак для финального удара по Южной Руси и Европе была не меньше той, что перешла рязанскую границу в 1237 году. 12 тумэнов по 10 000 =120 000 сабель. Но изменился качественный состав. Треть орды составляют тумэны покоренных народов.Аланы, булгары, половцы, мордва и даже северные русские были пушечным мясом для штурма киевских и европейских городов...

Вооружённые чем попало. Проряжённые монгольскими командирами вплоть до сотен. Крепко зажатые между монгольскими и тюркскими тумэнами. Они направлялись словно штрафные батальоны в самый ад. Спасая драгоценные жизни имперских народов.

Следующий день

Бату-хан закончил молитву Вечному Синему Небу. Гигантская толпа выдохнула с ним. На холме покрытом золотыми коврами и белым войлоком стояли в кругу чингизиды. А до самого горизонта - сотня тысяч нукеров. Тихо. Только мерное дыхание тысяч ртов, ржание далеких конских табунов, трепет десятков тысяч черных стягов на ветру.Бату поднял голову и увидел в небе одинокого черного орла. Вот и сбылось. Идти до самого Западного моря... И он Бату, выполнит завет Отца монголов. Бату поднял руку.

- Мы начинаем финальный поход на Запад, завещанный Чингисханом! Его дети идут к победам и славе во имя его! Вас запомнят поколения тысячи тысяч веков! Бахадиры! Вы останетесь в вечности!
Хар-р-ра-ра-ааа!! Хар-рарар-ааа!! - рев бесчисленной степной тьмы поднимал волосы, заставлял визжать скот от страха...

Бату повелительно показал бунчуком на запад. Задрожала земля. Взлетела пыль до неба. Поползла извиваясь, хищная змея на красное солнце. Расколотое и сломленное нарастающей темнотой.

Батый идет на Киев. Битва на реке Рось

Как черные клобуки границу держали август 1240 года

Нескончаемым потоком тянутся колонны беженцев. Скрип телег, рев скота и плач детей разрывают густую темноту. Позади них полыхает и урчит огненный горизонт. Последний рубеж Киевской Руси держит Орду Батыя...

Рубеж

По южной границе Киевской Руси постоянно бьет Великая Степь, извергая все новые толпы кочевников. Начиная с X века, великие киевские князья строят древнерусскую линию обороны. На левом берегу Днепра в переяславских землях, поставлена Посульская оборонительная линия. На правом киевском берегу, ее продолжит Поросская.

Созданный Ярославом Мудрым Поросский рубеж - лучший бастион Древней Руси. 13 могучих замков-крепостей стоят на левом русском берегу реки Рось от самого Днепра до ее истока. Василев, Канев, Михайлов, Заруб, Треполь, Юрьев, Витичев, Белгород и остальные, защищают Киевскую землю с юга.Поросский рубеж, Торческ - в центре. Черный - удары 5 корпусов Батыя

Венчает Поросский укрепрайон Торческ. Гордость и алмаз земли бойцов. Торческ настолько покрыт храбростью, что именно здесь встретит свою старость герой Калки, последний лидер единой Руси – Мстислав Удалой (Удатный). До самых монголов передавали Торческ потомкам его, в знак уважения.Замки-крепости Поросья равноудалены друг от друга и перемножаются в промежутках сторожевыми заставами, полевыми фортами и засеками. Рубеж обороны дополнительно защищается частью грандиозной системы южнорусских валов в 6 метров высотой и рвов в 3 метра глубиной.Система валов и рвов обороны юга Киевской Руси. (НАН Украины)

В сотни километров длиной, рвы и валы пресекали степной коннице свободу маневра и выход в киевские земли. Сжимая конную лаву в узких проходах, преграда загоняла в мясорубку лобового штурма.Мощь Поросского вала видна и сегодня. Желтым - один из древних проходов в Степь

Клобуки

Как и на Переяславщине, южный рубеж обороны держит небольшое число русских гарнизонов. Никто не может жить здесь, даже польские пленные бегут под угрозой смерти. На земле, где человеческая жизнь ничего не стоит. Где бесконечные набеги делают ее невыносимой. Где в любой день война. Где зловещая Степь за окном.

Потому жили и воевали здесь те, кто не мог получить шанс безмятежной жизни в глубине княжества. Сами степняки, только обрусевшие...

Если на Посульской линии Переяславского княжества ими были переяславские торки, то на Поросской линии - черные клобуки (о них мы уже говорили). Названные так по своим высоким шапкам, клобуки - яркая смесь степных народов. От потомков печенегов и торков до ковуев и берендеев. Они бились яростно, насмерть. За свои семьи, которые были здесь.К моменту монгольского вторжения Киевская Русь в разорении, нищете и усобице. Но только не черные клобуки. В междоусобицах они не участвовали, выполняя свою часть сделки с киевскими князьями. Жизнь на русских землях в обмен на верную пограничную службу.

И хотя помощи Киева давно не было, созданного великими князьями прошлого ресурса хватило на сотни лет...

Исходя из летописных данных и оценок ученых, численность конного корпуса черных клобуков на р. Рось составляла 6-7 000. Общая численность пограничной стражи и крепостных гарнизонов Поросской линии 10-12 000 бойцов.

Вторжение

120 000-я монгольская тьма подошла к киевской границе...

Батый мог обрушиться на Киев с пустой переяславской земли днепровского левобережья, он сжег ее год назад. Но тогда в тылу остался бы поросский укрепрайон с превосходной кавалерией черных клобуков.Во второй половине августа армия Батыя развернулась в пять ударных корпусов. Орду, Шибан, Кадан, Бури и Бучек сбили тумэны в атакующий клин, и пошли на взлом Поросской оборонительной линии. Яростные бои с черными клобуками закипели по всему рубежу в сотню километров длиной.

Это была битва последней армии Древней Руси. Забытой своими князьями.
Волна за волной шла Азия на реку Рось. Десятки тысяч черной бурей заполонили степной правый берег. Форсируя реку. Заваливая ров трупами. Карабкаясь вверх по валу. Вгрызаясь в левый русский берег.
Поросский рубеж обороны держался…

Держать

Степная конница черных клобуков вышла из крепостей. Она вихрем носилась вдоль поросского земляного вала. Клобуки секли просочившихся на русский берег багатуров. Посотенно контратаковали прорвавшихся азиатов, сбрасывая в реку и ликвидируя прорывы.Бойцы передовых сторОж и русские дружины крепостных гарнизонов держались на границе. Отчаянно рубясь с монголами на гребне валов, на стенах защищающих проходы...

Пока русские и черные клобуки отдавали жизни, их семьи уходили на северо-запад под грохот непрерывного боя. Через пару дней не выдержали монгольского напора последние защитники, и закрылись в крепостях.Отчаянное сопротивление продолжилось. Нукеры лезли на стены, били таранами ворота. Падали замертво в обнимку с защитниками границы. В ожесточенных и быстрых штурмах гибли крепости без помощи. Последней рухнула столица черных клобуков - Торческ.

Разозленный сопротивлением Батый велел умертвить все живое, сжечь оставшееся...

След

Черные клобуки, чья история насчитывала 200 лет, и земли которых арабские летописи называли «страной черных шапок», исчезли. Так же как исчезли переяславские торки, берендеи и ковуи. Всех смела монгольская машина смерти за отказ подчиниться ей. Они выполнили свою часть союза с русскими и погибли за новую Родину. Их города исчезли.Только памятный камень остался от храброй столицы черных клобуков

История забыла черных клобуков и переяславских торков. Что первыми приняли на себя удар батыевой тьмы и легли. Все исчезло под слоем полей, водохранилищ и городов...

В конце XIX века Н. Беляшевский раскопал их историю в нескольких местах на р. Рось. Останки защитников, поспешно зарытых со следами ударов и наконечниками стрел в костях. Масса монгольского и русского оружия. И сплошной метровый пепел.

В предрассветной тьме 1 сентября 1240 года золотые луковки сотен церквей заиграли огненными сполохами неба. А затем колонны беженцев полились в Киев с лицами, черными от горя. Едкая пелена далеких пожарищ и липкого страха перебила запах тысяч цветов.

Масштаб грядущей катастрофы заполонил души великого города. Цивилизация Рюрика, Святого, Мудрого. Ее история подошла к концу. Но о самой битве будет следующий рассказ

https://zen.yandex.ru/media/rubez/mongoly-batyia-pod-kievom-...

https://zen.yandex.ru/media/rubez/batyi-idet-na-zapad-posled...

https://zen.yandex.ru/media/rubez/batyi-idet-na-kiev-bitva-n...

Картина дня

наверх