На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 169 подписчиков

Свежие комментарии

  • ВераВерная
    Ещё раз - спасибо!💐😍👍Поздравляю Верочк...
  • ВераВерная
    Танюша, благодарю, приятно🥰Поздравляю Верочк...
  • Tania Еременко
    С Днём рождения, Верочка!Поздравляю Верочк...

Весьма необычный объект Питера. Стоматология

Как устроена самая красивая стоматология в России (Петербург) «Одна из вершин русского модерна»Как устроена самая красивая стоматология в России (Петербург)В данное время расположенная в особняке Чаева стоматологическая поликлиника работает только с экстренными случаями.

В конце 2000-х годов, ремонтируя чердачные перекрытия в особняке Чаева на Петроградской стороне, реставраторы обнаружили женскую голову. Это был фрагмент фигуры, установленной на фасаде со стороны улицы Рентгена и утраченной в годы войны. Голову передали в комитет по охране памятников Петербурга. «Мы не теряем надежду, что со временем скульптуру восстановят, и она украсит фасад особняка», — говорит главный врач стоматологической поликлиники № 17 Надежда Ерохина.

Историк архитектуры Борис Кириков назвал здание, в котором находится районная стоматология, «одной из вершин русского модерна». The Village рассказывает, каким образом жилой особняк превратился в районную поликлинику и что сейчас находится на месте ванной комнаты, столовой и будуара.

Особняк Чаева / Стоматологическая поликлиника № 17. АДРЕС: улица Рентгена, 9. АРХИТЕКТОР: Владимир Апышков. ПОСТРОЙКА: 1906–1907 годы. СТИЛЬ: модерн. СТАТУС: памятник архитектуры регионального значения

Семья из двух человек и предчувствие московского авангарда

Инженеру путей сообщения — участнику строительства Транссибирской железной дороги, директору Товарищества борьбы с жилищной нуждой — Сергею Николаевичу Чаеву было чуть за 40, когда в начале ХХ века он приобрел участок на улице Рентгена (на тот момент — Лицейской). В 1903 году Петербургский остров с центром связал постоянный Троицкий мост — и в районе, ранее застроенном деревянными домишками, начали активно возводить каменные кварталы.

Чаев заказал постройку особняка военному инженеру и архитектору Владимиру Апышкову. Здание на Лицейской (Рентгена) стало, по определению Бориса Кирикова, «первым значительным произведением» Апышкова. Историк архитектуры сравнивает постройку с особняком балерины Ксешинской все на той же Петроградской стороне: «Апышков во многом отталкивался от произведения А. И. фон Гогена». Особняк Ксешинской.

Кроме того, по мнению Кирикова, архитектор отчасти предвосхитил московский авангард 1920-х — в частности, клуб фабрики "Буревестник" Мельникова.Клуб фабрики "Буревестник" в Москве.

Семья Чаева состояла всего из двух человек — его и жены. Принципиальным пожеланием заказчика было «не делать темных или даже полутемных коридоров».

Вот что пишет Анастасия Долгова в небольшой статье «Особняк С. Н. Чаева. Памятник петербургского модерна» // журнал «Архитектурное наследство»:

«Компактный, будто бы нарочно сжатый со всех сторон — до достижения максимально возможной плотности — объем особняка, приближенный к кубу, рассчитан на восприятие с угловой точки. <…> С угла, за оградой, подчеркивающей интимность частного дома, разместился и главный вход. Четкое распределение объемов главных и дворовых фасадов отражает сложную драматургию внутреннего пространства особняка, все его формы кажутся „врезанными, всеченными друг в друга; внутри одной мыслится продолжение другой“».

Надежда Ерохина, главный врач СПбГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 17:

"Здание имеет уникальную пространственную планировку. Три разновеликих цилиндрических объема: первый заключает в себе входной тамбур и лестницу, второй — центральный круглый холл из трех ярусов, третий — полуцилиндр, в котором находятся парадная мраморная лестница и зимний сад."

С 1912 года особняк сменил несколько владельцев. В 1914-м архитектор Лидваль сделал пристройку со стороны двора («невыразительную», по определению Бориса Кирикова); в 1916-м архитектор Рославлев добавил одноэтажный объем с западной стороны («более корректный», по определению Бориса Кирикова).

Миллионер, балерина и кабинет главврача в будуаре

Владельцем особняка недолго был миллионер Николай Соловьев. Он скончался в 1915 году, и его вдова — балерина Вера Трефилова — продала здание. Искусствовед Анастасия Долгова выяснила, что до продажи — видимо, руководствуясь сентиментальными соображениями — Трефилова заказала фотосъемку интерьеров.  А вот и сама Вера Трефилова.«В бывшей столовой, бильярдной, кабинете на первом этаже сейчас расположены лечебные кабинеты. Хирургический кабинет организован на втором этаже в бывшей ванной комнате, а ортопедический кабинет — в бывшей спальне», — рассказывает главный врач стоматологической поликлиники № 17 Надежда Ерохина. Ее кабинет располагается в бывшем будуаре.

В особняк Чаева поликлиника переехала в 1935 году. Главврачом тогда был Рудольф Жуховецкий, он же возглавлял зубоврачебную школу, расположенную в том же здании. Надежда Ивановна показывает нам массивный фотоальбом с его карточкой — импозантный мужчина с усами и галстуком-бабочкой. Проработал в поликлинике более 50 лет, в том числе — вместе с еще 26 врачами — в блокаду.

Главврач Надежда Ерохина говорит, что в поликлинике вообще работают подолгу, династиями: «У нас некоторые сотрудники отработали по 40 лет, пришли их дети. Почти никто из врачей не увольняется».

Так, заведующая терапевтическим отделением Наталья Крылова работает в поликлинике с 1985 года. «У меня есть пациенты, которые лечатся здесь по 35 лет. Люди, переезжая из Петроградского района, все равно возвращаются к нам», — рассказывает она. В этом году Наталья Борисовна создала настенный календарь с изображениями балерины Трефиловой — портрет одной из первых хозяек особняка висит в терапевтическом кабинете на первом этаже.

Реставрация, зимний сад и экскурсии

Сама Надежда Ерохина стала главврачом стоматологии на Рентгена в 1999 году. «Придя в поликлинику, я влюбилась в это здание с первого взгляда, но его состояние было удручающим: кровля протекала, элементы фасада разрушались, в подвале стояла вода, не хватало электрических мощностей», — вспоминает Надежда Ивановна.

В 2006–2013 годах особняк — в котором до сих пор немало исторических деталей, от ведущей на крышу кованой лестницы до трех каминов и двух буфетов — отремонтировали. Среди прочего расчистили и подновили фасады здания и отреставрировали остекленную ротонду зимнего сада.

Это, пожалуй, самое потрясающее место во все здании. К бывшему зимнему саду ведет парадная мраморная лестница, а сверху на посетителей смотрят женские маски — характерные, по замечанию искусствоведа Анастасии Долговой, для венского сецессиона. За растениями в бывшем зимнем саду ухаживают санитарки. «Очень много цветов приносят жители Петроградского района. Но, к сожалению, мы часто не можем принять растения, потому что уход за ними требует много времени и сил», — говорит Надежда Ерохина. На втором этаже находится аквариум, его принесли сами сотрудники: он успокаивающе действует на пациентов.

В интернете немало самых разных отзывов о поликлинике, от ругательных до хвалебных. Но экстерьеры и интерьеры нравятся всем пациентам. «Больше всего поразила главная лестница, — говорит жительница Петроградского района Анна. — Внутри все чисто, аккуратно, много цветов. Больше похоже на дорогую платную стоматологию». «Я прикреплена к этой стоматологической поликлинике по прописке. Особняк красивый, старинный, сохранились входные деревянные двери (входную группу также планируют реставрировать. — Прим. ред.) и лепнина внутри», — пишет другая пациентка, Анастасия Кемпель.

Не пациенты до карантина могли попасть в особняк с экскурсиями проекта «Открытый город», которые проводили тут время от времени по субботам. Гид — Анастасия Долгова: она изучила здание лучше кого бы то ни было в городе.

Анастасия Долгова, кандидат искусствоведения:

"Главное в особняке Чаева — уникальное революционное пространство. Оно ошеломляет каждый раз, когда попадаешь внутрь. Причем эффект, кажется, не ослабевает, даже если ходить сюда каждый день и изучить все секреты устройства здания. Секретов и сюрпризов, кстати, в нем скрывается довольно много: от версальской гостиной до ванной комнаты с термальным окном, выходящим прямо на улицу Рентгена."

Еще один особняк Чаева и группа «Оберманекен»

Военный инженер Чаев продолжил сотрудничать с архитектором Апышковым: в 1913–1915 годах тот построил еще один особняк — на Каменном острове (набережная Малой Невки, 16). «Монументальное и репрезентативное с портиком, полуротондой и легким бельведером — законченный образец классицистического ретроспективизма», — описал здание Борис Кириков в своей книге «Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома».Судьба этого особняка Чаева оказалась более турбулентной. Известно, что в 1960-е здесь был Дом отдыха, а в первой половине 1980-х в здании недолго базировалась нью-вейв-группа «Оберманекен». Сегодня он заброшен.

Анжей Захарищев фон Брауш, основатель группы «Оберманекен»:

"Это здание нам выделил Ленинградский дворец молодежи. Мы на огромном цокольном этаже делали свой театр. Попадали туда чуть ли не через окна. Они выходили на розарий — кусты вышиной метра полтора. Рядом был пляж, мы там загорали нудистски. Все друзья приходили к нам. Каменный остров был абсолютно пуст. Это была такая Калифорния в Петербурге".

В 2010 году владелец — Министерство обороны — выставил второй особняк Чаева на торги. Победителем стал  загадочный покупатель по имени Николай Казаков. Что было дальше — неизвестно. В отличие от первого особняка на Рентгена, постройка на Каменном острове до сих пор стоит то ли заброшенная, то ли законсервированная — с забитыми фанерой окнами и перебинтованной полиэтиленом ротондой.

Текст Юлия Галкина, фотографии Виктора Юльева

Картина дня

наверх