На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Ну извините, Виктор Александров.Роскошь Питера
  • Светлана Митленко
    Творческий человек ведь не  только создает руками. А как например быть с композиторами? Как с писателями? Они же не р...Иллюзорные галакт...
  • Светлана Митленко
    Спасибо. Такие истории как раз и оживляют классиков, которые для нас лишь портреты и именаВеликие истории л...

Кащей такой ли уж Бессмертный?

Кощей Бессмертный, он же Карачун, он же Кош, он же Косцей — один из главных действующих лиц русских народных и литературных сказок.

Он – опасный противник главного героя, но иногда решается оказать помощь Ивану-дураку – правда, если тот относится к нему со всем почтением.

Одним словом, весьма непредсказуемый и коварный он товарищ.Тайна имени
Мы до сих пор не знаем точного происхождения имени «Кощей». Самая распространённая версия – имя «Кощей» происходит от слова «кость» и означает худосочного человека – сегодня не в моде в среде лингвистов. Современные исследователи русского фольклора больше склоняются видеть корни злодея либо нижнелужицком ko?tlar (заклинатель), либо в древнерусском «касть» (мерзость, гадость и прочее).Кто такой Кощей?
Как ни странно, и по этому вопросу до сих пор учёные не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие – русскую версию германского бога Одина, третьи – просто несколько отмороженного волхва с большими магическими способностями.Как выглядит Кощей, доподлинно неизвестно, поскольку его облик сказка почти не описывает. Лишь иногда говорится, что Кощей страшно худ, но это и понятно: само имя его «производят» от древнерусского слова «кощь» — «кость».

Владимир Иванович Даль писал, что кощеем называют истощенного непомерною худобою старика или скрягу.Живет Кощей за тридевять земель и часто уволакивает в свое государство красавицу-царевну, которую отправляется освобождать Иван.

Образ Кощея запечатлен в картинах Виктора Васнецова и Ивана Билибина.Ему же посвящен роман Александра Вельтмана «Кощей Бессмертный» (1833) и симфоническое произведение «Кощей Бессмертный» Николая Римского-Корсакова.

Кощей упомянут в знаменитом пушкинском вступлении к "Руслану и Людмиле. "Там царь-Кощей над златом чахнет..."Кощей сумел «просочиться» и в поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила» и предстал там в образе злобного бородатого карлика Черномора:

Волшебник страшный Черномор —
Красавиц давний похититель, Полнощных обладатель гор.Исследователи указывают, что пушкинскому Черномору подходит характеристика Кощея: «злой волшебник, похищающий жен и невест сказочных героев, скупой и злобный».Оба злодея баснословно богаты и скупы и трясутся над своими сокровищами.
Оба наделены сказочной силой, и оба являются врагами людей.
Оба умеют летать и внезапно появляться из неоткуда.

Если Черномор и Кощей – две маски злодея, то вот со злобным карликом — стариком «сам с ноготок — борода с локоток» — Кощей никак не связан.

Сам с ноготок, борода с локоток — самостоятельная «личность», герой сказок на всемирно распространенный сюжет «Три подземных царства», старичок-карлик.Он – хозяин тридесятого царства, в которое попадает герой, отделенного от обычного и привычного ему мира непроходимым дремучим лесом, пропастью, морем или иным препятствием.

Карлик, как правило, крадет жену или невесту Ивана, и ему приходится за ней отправлять неведомо куда, потому что тридесятое царство может располагаться под землей, но может быть и на горе или под водой.В русских сказках Кощей предстает весьма способным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» он расправляется с целым царством, превращая его в камень. Сам злодей предпочитает оборачиваться вороном.
Как правило, не везет Кощею на невест.Станет Кощей свататься к красотке, но применяет неправильную тактику – все он норовит девушку похитить и в свое царство унести. Нет бы цветы подарить – а он сразу в подземелье тащит.

А когда оскорбленные царевны отказывают ему в любви, так в ярости старый скряга превращает их в разных пресмыкающихся – вспомним Царевну-лягушку или Царевну-змею.Но иногда невеста оказывается умнее и сильнее злобного жениха – как, например, Марья Моревна. И тогда приходится Кощею томиться долгие годы у нее в кладовке, прикованному цепями к стенам, и лишь Иван-царевич по собственной неосмотрительности случайно освобождает его.

Коварны были русские женщины, ох, коварны.Правда, однажды красавица ответила Кощею взаимностью, и о том романе сложили на Руси «Былину об Иване Годиновиче и женитьба Кощея Трипетовича на черниговской княжне Марии Дмитриевне».

Добивается любви княжны Кощей, потому что сватается по правилам. Но и тут не везет ему — вероломный богатырь Иван Годинович похищает Марью.

Кощей пускается в погоню и вновь просит княжну стать его законной супругой. Мария соглашается, и воссоединившиеся влюбленные уходят в шатер, а Ивана Годиновича привязывают к дубу. Пируют они и радуются, но тут ворон на дубу каркает, что не быть Марье женой Кощея.

В ярости стреляет Кощей в гадкую птицу, но стрела волшебным образом убивает самого Кощея. В горе Марья Прекрасная решает разделаться с Иваном, но тот сам убивает девушку.

Вот и такие гнусные богатыри бывают – покушаются на чужое счастье, жену отбивают, а потом еще обоих супругов и жизни лишают.

Как страшно жить на свете и сказки читать!Но тут возникает вопрос — как убить того, кого даже сказка описывает туманно? В упомянутой выше былине об Иване Годиновиче Кощей гибнет от собственной выпущенной стрелы. А есть еще два других варианта – Кощея может погубить конь и разломленная игла. В одной из сказок Кощей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, а в яйце – смерть моя».

Многие учёные увидели в этой «матрёшке» интерпретацию модели вселенной: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка), а дуб – «мировое древо». Иными словами покончить с Кощеем можно, уничтожив миропорядок.
Его смерть спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных или предметах, то есть внутри своеобразной сказочной «матрешки». Этот вариант – для хитроумного геройства. Смерть его находится в яйце на волшебном острове. Чтобы убить Кощея, надо сломать иглу, найденную в яйце.

Но иногда яйцо вовсе и не на острове. В сказке «Царевна-лягушка» читаем: «Кощеева смерть – на конце иглы, та игла - в яйце, то яйцо – в утке, та утка – в зайце, тот заяц - в сундуке, а сундук висит на высоком дубу, а то дерево Кощей как глаз бережет».

Сначала Иван узнает, где именно спрятана смерть, а потом с трудом и при помощи волшебных животных или царевны добывает яйцо со смертью своего врага.

Но убить Кощея можно и в открытом бою, хотя это сложно — Кощей Бессмертный наделяется в сказках огромной силой. Он может просто дунуть на богатырей – и те, «как комары, летят».

Кощей – Бессмертный, а потому ему неведома усталость, и биться он может целый день. Но часто Ивану на подмогу приходит его волшебный конь, выкормленный из «паршивенького» жеребенка. Он разбегается и бьет Кощея копытом в лоб – и тот помирает.

Иногда же Кощея сбрасывает во время полета в небесах его собственный волшебный скакун, который поддается на уговоры своего брата – того самого «паршивенького» жеребенка. Кощей падает оземь и разбивается вдребезги. Иногда поверженного конем Кощея герой еще рубит на куски.

Отрывок из книги Н. Будур «От Лукоморья до Белогорья. Секреты русской сказки»

Согласно данным некоторых исследователей, персонаж по имени Кащей прослеживается в русских сказках только с XVIII века, до этого, как полагают те же исследователи, соответствующий персонаж носил имя Карачун.И что же мужику так не везет? Ни друзей тебе, ни соратников, ни собутыльников. Баб и тех красть приходится. Смерть и та в яйце. Все норовят обидеть и злыднюшку погубить. А он и всего-то, а любви хотел.  Вот что не говорите, а жалко мне Кощея. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что он никакой не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой.

Христианская трактовка Кощея

Некоторые старцы Северной Руси трактовали Кощея как падшего Адама, а Ивана Царевича как «новозаветного человека». В других интерпретациях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка - человеческую душу, а Иван Царевич – дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными.А мне Кощея жалко, или О неоднозначности сказки, фото № 9

А мне Кощея жалко, или О неоднозначности сказки, фото № 10
А мне Кощея жалко, или О неоднозначности сказки, фото № 11

https://www.livemaster.ru/topic/3434732-article-a-mne-kosche...

https://m.ok.ru/vzhizni/topic/68743662635783

Картина дня

наверх