На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...
  • Валерий Протасов
    Сколько богатств накоплено, что  ни разрушить  все шедевры, ни предать забвению не удалось никому.Красоты и музеи П...

Гибель русского сокола. Петр Нестеров

Петр Николаевич Нестеров родился в Нижнем Новгороде 15 февраля 1887 г. в семье офицера-воспитателя кадетского корпуса. Именно туда десять лет спустя поступил рано осиротевший Петр. После его окончания мальчик в числе шести лучших выпускников отправился поступать в Михайловское артиллерийское училище. В 1906 г. новоиспеченный подпоручик Нестеров был выпущен в 9-ю Восточно-Сибирскую артиллерийскую бригаду и отправился к месту несения службы, во Владивосток.
Авиацией Петр Николаевич увлекся в 1910 году. Тогда профессия летчика казалась невероятно опасной и романтичной одновременно. Первым опытом Нестерова стала постройка собственного планера. А уже в сентябре 1912 г. поручик-артиллерист, сдав специальный экзамен, совершил первый самостоятельный вылет на аэроплане. Закончив в 1913-м курс авиаотдела Офицерской воздухоплавательной школы, Петр Николаевич получил назначение в 11-й корпусной авиаотряд. И вскоре зарекомендовал себя не только как выдающийся летчик-практик (впервые ввел обучение посадке с отключенным двигателем), но и как теоретик авиации.

КАК ПОЯВИЛАСЬ «МЕРТВАЯ ПЕТЛЯ»: ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ ПЕТРА НЕСТЕРОВА

9 сентября (по старому стилю – 27 августа) 1913 г. русский военный летчик Петр Нестеров впервые совершил «мертвую петлю» – фигуру высшего пилотажа, названную впоследствии «петлей Нестерова». И хотя первенство в ее исполнении неоднократно оспаривалось зарубежными летчиками, Нестеров несомненно остается первым, кто совершил полный круг в вертикальной плоскости в то время, когда несовершенные летательные аппараты исключали возможность крутых виражей и резких поворотов.

Как появилась «мертвая петля»: высший пилотаж Петра Нестерова

Как появилась «мертвая петля»: высший пилотаж Петра НестероваПетр Нестеров увлекался воздухоплаванием с юности. В 23 года он построил планер и испытал его в воздухе. В 1912 г. он сдал экзамены на пилота-авиатора и военного летчика, в следующем году стал командиром авиационного отряда в Киеве. Нестеров был выдающимся теоретиком и смелым экспериментатором: он отрабатывал тактику ведения воздушного боя и выполнения ночных полетов, провел первую в истории авиации маршрутную авиасъемку, обосновал возможность выполнения глубоких виражей и доказал это на практике. «В воздухе для самолета всюду опора», – говорил Нестеров.Как появилась «мертвая петля»: высший пилотаж Петра НестероваИдея «мертвой петли» зародилась у Нестерова еще в 1912 г. Главный постулат, который летчик хотел доказать на собственном примере, – это то, что «воздух есть среда вполне однородная во всех направлениях. Он будет удерживать в любом положении самолет при правильном управлении им». В те времена считалось, что существуют такие «критические углы смерти», из которых выровнять самолет уже невозможно. Нестеров же пытался доказать обратное: если высота позволяет, самолет можно выровнять из любого положения.Как появилась «мертвая петля»: высший пилотаж Петра НестероваПетр Нестеров с женой и дочерью

Почти год летчик изучал возможность совершения подобной фигуры высшего пилотажа и готовился к осуществлению своей идеи. 27 августа (9 сентября) 1913 г. в 18.15 в небе над Киевом Петр Нестеров первым в мире совершил «мертвую петлю» на самолете «Ньюпор IV». Его триумф не только не признали, но даже чуть было не посадили под арест «за риск казенным имуществом». А летчикам запретили повторять эту фигуру.Как появилась «мертвая петля»: высший пилотаж Петра НестероваСамолет П. Нестерова *Ньюпор IV*Как появилась «мертвая петля»: высший пилотаж Петра НестероваШтабс-капитан П.Н. Нестеров возле своего самолета *Ньюпор IV*

4 сентября того же года Нестеров опубликовал в парижской газете описание своего полета. А 8 сентября «мертвую петлю» повторил французский летчик Адольф Пегу. За границей его тут же объявили первопроходцем, хотя сам он так не считал. Весной 1914 г. Пегу прибыл в Петербург для демонстрации «мертвой петли», и местные газеты тут же принялись петь дифирамбы французу. Нестерову пришлось разослать в газеты телеграммы: «Императорскому аэроклубу уже давно необходимо подтвердить, что первую «мертвую петлю» совершил русский летчик». А летом 1914 г. Киевское общество воздухоплавания опубликовало в журнале «Автомобильная жизнь и авиация» подборку материалов, подтверждающих первенство Нестерова в выполнении «мертвой петли».Как появилась «мертвая петля»: высший пилотаж Петра НестероваПетр Нестеров – первый летчик, исполнивший *мертвую петлю*

Когда началась Первая мировая война, Нестерову пришлось продолжить свои эксперименты в военной авиации. Он стал одним из первых, кто произвел бомбардировку артиллерийскими снарядами. В начале войны самолеты применялись в основном для разведки и не были оснащены пулеметами. Пилоты либо стреляли друг в друга из револьверов, либо поднимались выше и сбрасывали бомбы. «Вороны, а не ястребы!» – так отзывался Нестеров о российских боевых самолетах.Как появилась «мертвая петля»: высший пилотаж Петра НестероваСлева – памятник Нестерову и его *мертвой петле* в Киеве. Справа – Макет самолета *Ньюпор*, на котором Нестеров выполнял фигуры высшего пилотажа

А в следующем году авиатор прославился благодаря совершенным им перелетам по маршрутам Киев - Одесса и Киев - Гатчина.

26 августа (8 сентября по н. ст.) 1914 года штабс-капитан Петр Нестеров еще один шаг к тому, чтобы навсегда войти в историю авиации. К тому времени российский летчик уже считался основоположником высшего пилотажа, и вот теперь ему предстояло утвердить разработанные приемы воздушного боя в условиях реальных боевых действий, в том числе, воздушный таран.

Плакат времен Первой мировой войны, посвященный подвигу Нестерова:


Разразившаяся Первая мировая война не могла обойти стороной Петра Нестерова, который напряженно и последовательно готовился к боевым действиям сам и готовил к ним своих подчиненных. 11-й корпусной авиаотряд под его началом действовал под его началом в составе 3-й армии на Юго-Западном фронте. При проведении Львовской операции ему поручается разведка оборонительных позиций противника на львовском направлении. Нестеров лично систематически вылетает на боевые задания в тыл противника.

Свой первый боевой вылет Петр Нестеров совершает 28 июля 1914 года с наблюдателем Генерального штаба штабс-капитаном Лазаревым. Они проходят над крупным австро-венгерским гарнизоном-крепостью Перемышлем и устанавливают точное расположение фортов и других оборонительных сооружений. Вернувшись, офицеры составляют подробную схему неприятельских укреплений и позиций района, который особенно интересовал командование 3-й армии (как тут не вспомнить замечательный фильм "Служили два товарища"!).
Нестеров вылетает на воздушную разведку и без наблюдателей, чтобы в случае встречи с самолетом противника вступить с ним в воздушный бой, не подвергая риску товарища. Но и в этом случае разведданные, доставляемые Нестеровым, отличались высоким качеством и обстоятельностью. Впервые на фронте лишь на основе данных воздушной разведки был отдан приказ на проведение армейской операции, которая, что особо нужно подчеркнуть, завершилась успешно.

Всего же за неполный месяц Петр Нестеров проводит 7 боевых вылетов продолжительностью 18 часов 39 минут. Каждый его вылет имел свою "изюминку" и отличался мужествои и мастерством.
Так, 25 августа он идет на бомбометание, и наблюдатель поручик Титов сбрасывает на скопление войск противника в районе Равы-Русской две трехдюймовые артиллерийские гранаты.

Разведывательные и бомбардировочные полеты не удовлетворяют отважного офицера. Он доказывает командованию, что самолет может быть использован в качестве активного средства истребления аэропланов противника, часто появлявшихся над расположением российских войск. Нестеров предлагает на "Мораны" его отряда установить пулеметы. Однако он получает отказ: "По штатам пулеметы на самолеты не положены". Тогда он крепит к задней части фюзеляжа своего самолета длинный нож, для того, чтобы вспарывать им обшивку самолетов или дирижаблей противника. Кроме того, Нестеров оборудует свой "Моран-Сольнье" длинным тросом с грузом, снабженным крючкообразным захватом ("кошкой"), планируя при встрече с аэропланом противника "взять превышение над ним, опутать тросом его винт и тем самым заставить летчика приземлиться".

На таких самолетах совершал свои подвиги штабс-капитан Нестеров.

"Моран-Сольнье":

Модель самолета:

Самым надежным способом борьбы с летательными аппаратами противника Петр Нестеров считает умение летчика маневром или угрозой тарана заставить неприятеля прекратить полет и вынудить его к посадке. Настоятельно подчеркивая значение маневра, он ещё до начала войны высказывал мысль о том, что при отсутствии на самолете вооружения можно заставить вражеского летчика приземлиться, если производить различные эволюции, угрожая ему ударом своего самолета. Если же достигнуть этого не удастся, то следует сбить самолет противника ударом колес своего аэроплана, т. е. таранить его. При этом Нестеров допускал возможность благополучного исхода для таранящего самолета и его летчика.

Еще осенью 1913 года, участвуя вместе со своим отрядом в маневрах войск Киевского военного округа, он практически подтвердил значение искусного пилотажа для достижения успеха в воздушном бою. В отчете с учений был отмечен случай, когда при попытке самолета "противника" произвести разведку навстречу ему вылетел штабс-капитан Нестеров. Используя преимущество в скорости и искусно маневрируя вокруг неповоротливого "Фармана", он вынудил его летчика отказаться от продолжения разведки.

А далее последует рассказ о первом в мире воздушном бое, который провел штабс-капитан Петр Нестеров, о таране как об одном из приемов поединка в воздухе, который утвердил в мировой практике этот выдающийся летчик.
Еще раз повторю, что это случилось 26 августа (8 сентября) 1914 года.


В этот день в районе Жолквы (в 1951 - 1991 гг. - город Нестеров) на значительной высоте появились австрийские самолеты, вылетавшие из крепости Перемышль. самым крупным из них был биплан "Альбатрос". Нестеров и еще два пилота взлетают навстречу им. Однако австрийцы успевают уйти. Спустя три часа над расположением отряда вновь появляется австрийский "Альбатрос", на этот раз один. Нестеров поднимается для его преследования. Российский летчик быстро набирает высоту, догоняет вражеский самолет, имея над ним преимущество в высоте. Маневрами своего "Морана" Нестеров стремится вынудить австрийского летчика к посадке в расположении российских войск, но тот удаляется от линии фронта. Тогда он, поднявшись выше неприятельского самолета, переходит в пикирование и своей машиной наносит удар по вражескому "Альбатросу".
Австрийский самолет был сбит, погиб и его пилот - летчик Фридрих Розенталь. Но эта победа достается дорогой ценой - гибнет и Петр Нестеров.

Обломки самолета "Моран-Ж" Нестерова:


"Акт расследования по обстоятельствам героической кончины начальника 11-го корпусного авиационного отряда штабс-капитана Нестерова", составленный после боя специальной комиссией военного ведомства гласил:

"Решение таранить и сбивать неприятельские воздушные машины у штабс-капитана Нестерова зародилось уже давно. Так, в городе Дубно числа 5 - 6 августа им был приспособлен нож к задней конечности фюзеляжа, которым он предлагал разрезать оболочку неприятельского дирижабля. Во время пребывания в Злочеве он решил приспособить к хвосту аппарата длинный трос с грузом, которым надеялся опутать винт неприятельского аппарата, пролетая перед носом такового...
Из всего вышеизложенного надлежит вывести заключение, что штабс-капитан Нестеров сознательно, презрев личную опасность, преднамеренно поднялся, настиг и ударил неприятельский аэроплан собственной машиной, что от силы столкновения собственный аппарат штабс-капитана Нестерова настолько пострадал, что штабс-капитан Нестеров спуститься на нем не мог, был выброшен из аппарата при одном из резких движений последнего и погиб, разбившись о землю".


Подвиг Петра Нестерова открыл новую страницу истории в использовании истребительной авиации. После этого поединка на российский самолетах, наконец-то, повсеместно стали устанавливаться пулеметы. Таран же утвердился как один из приемом воздушного боя. В марте 1915 года воздушный таран применил российский летчик поручик А. А. Казаков, который после удачной атаки благополучно возвратился на аэродром. А в годы Великой Отечественной войны советские летчики применили таран более чем 600 раз.Похороны отважного русского сокола прошли в Киеве на Лукьяновском кладбище. Посмертно Нестеров был удостоен высшей воинской награды России - ордена Святого Георгия IV степени. На месте гибели летчика уже в 1914 г. был сооружен монумент, который со временем вырос в целый мемориал. К сожалению, сейчас музей Нестерова находится в плачевном состоянии.

Память о выдающемся летчике П. Н. Нестерове бережно сберегалась в России и СССР. Ему установлены памятники в Киеве и Нижнем Новгороде, имя Нестерова носят улицы в Москве, Петербурге, Гатчине, Нижнем Новгороде. В 1951–1992 гг. название Нестеров носил украинский город Жолква, в районе которого был совершен знаменитый таран. А 2 марта 1994 г. в России была учреждена медаль Нестерова - единственная российская награда, названная в честь скромного офицера, погибшего в чине штабс-капитана.

Картина дня

наверх