На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

  • Регина Толстоброва
    Замечательные портреты. как жаль ребят.Замечательные раб...
  • Светлана Митленко
    Ну тут я не соглашусь. Например фильмы нашего времени, которые сделали по заказу Пригожина. Я все смотрела. Ленты отл...История создания ...
  • Светлана Митленко
    А это часто так и бывает. Вон, песня "Подмосковные вечера" в столе десяток лет пролежала, а потом взяла и выстрелила.История создания ...

Дом с мозаикой: Доходный дом герцога Н.Н. Лейхтенбергского

Доходный дом герцога Лейхтенбергского на Большой Зеленина — один из самых красивых и необычных образцов петербургского Модерна.
Петроградская сторона, конечно, не может пожаловаться на дефицит замечательных построек ведущих зодчих начала XX века, и, однако, такого оригинального модерна не встретишь, наверное, больше нигде не только на Петроградке, но и во всем Петербурге.
Неповторимой особенностью этого здания является удивительный мозаичный фриз с индустриальными и природными пейзажами. А причудливые органические формы декора и «глазки» из мозаичных фрагментов вызывают в памяти образы творений Антонио Гауди. Весь облик этого дома нездешний, не северный, он ближе не к петербургским или хельсинкским, а, скажем, к брюссельским, парижским или барселонским собратьям по стилю модерн, хотя, пожалуй, и в Европе аналогов этой своеобразной постройки в стиле ар-нуво трудно найти.


0_115b56_1e75f68e_orig (700x81, 53Kb)


Архитектура доходного дома герцога Н.Н.Лейхтенбергского - МОДЕРН с изюминкой

Поговорим для начала об архитектурных особенностях и оформлении фасада доходного дома герцога Лейхтенбергского, созданного по проекту Ф.Ф. фон Постельса (об истории дома, его заказчике и архитекторе читайте ниже). Благодаря оригинальным орнаментальным деталям, это здание давно попало в поле зрения искусствоведов.Из-за обилия текучих криволинейных форм декора некоторые специалисты даже сравнивают его с работами знаменитого французского представителя архитектуры "ар-нуво"  Жюля Лавиротта (Jules Joseph Aimé Lavirotte) (1864-1929). Последний в сотрудничестве с керамистом Александром Биго (Alexandre Bigot) создал такие потрясающие образцы парижского модерна, как доходный дом на avenue Rapp, 29 (1901) и отель Céramic Hôtel на avenue de Wagram, 34 (1904).

Эффектный фасад дома герцога Н.Н. Лейхтенбергского выходит на улицу Большая Зеленина.
Хотя фасад по своей структуре решен в классическом симметричном стиле, именно фантастический декор здания делает его произведением искусства.

На упорядоченную архитектурную композицию накладывается монументальная мозаичная картина и затейливый рельефный декор, вспученный, полный жизни.

Основная «изюминка» фасада — это, безусловно, гигантский мозаичный фриз верхнего этажа, состоящий из пяти пейзажных панно, перемежаемых окнами и необычными стеклянными фонариками художественных ателье. Мозаика для этого доходного дома была создана в 1905 году по эскизам художника-архитектора С.Т. Шелкового в мастерской знаменитого русского художника-мозаичиста В.А. Фролова (1874-1942). Напомним, что в мастерской Фролова был выполнен фриз дома Набоковых и здания Общества взаимного кредита в Петербурге, а также мозаики для Спаса на Крови, Феодоровского собора в Пушкине, храма Александра Невского в Таллине, Морского собора Николая Чудотворца в Кронштадте и других религиозных и светских учреждений, особняков и доходных домов.
2352988_20110630_101212 (700x525, 318Kb)
Мозаичная мастерская Фролова с 1899 до 1918 года работала на Васильевском острове, на Большом проспекте, 64 (на углу с 22-й линией). В 1929 году Фролов и его семья были вынуждены покинуть здание. После этого художник возглавлял мастерскую мозаики Академии художеств. Умер Фролов от голода во время ленинградской блокады. Мастерская Фроловых, основанная отцом и братом Владимира Александровича, прославилась не только высоким художественным качеством работ, но и применением нового способа набора смальт («обратного набора»), значительно ускорявшего и удешевлявшего создание мозаик. Это позволяло украшать мозаикой не только крупные храмы, но и жилые дома — и сыграло решающую роль в возрождении русской декоративной мозаики.
2352988_20110630_101218 (700x525, 305Kb)
Для доходного дома герцога Н.Н. Лейхтенбергского в мастерской Фролова была изготовлена удивительное огромное мозаичное панно, которое по замыслу художника С.Т. Шелкового практически полностью покрывает верхний этаж здания, заполняя всю свободную поверхность стен, в том числе промежутки между наличниками окон. Этот мозаичный фриз-панорама интересен как выбором сюжета, так и техникой исполнения. Тематика мозаики очень необычна: в русском мозаичном искусстве раньше еще не создавали композиций с подобными картинами — чего стоит один только индустриальный пейзаж с дымящимися фабричными трубами большого города (пейзаж напоминает нам о бурном промышленном развитии Петроградской стороны в начале XX века).
2352988_20110630_101324 (700x525, 281Kb)
С этим урбанистическим видом мирно соседствуют, перетекая один в другой в виде единой панорамы, остальные мозаичные композиции. Это уже более романтичные пленэрные мотивы: бескрайние просторы полей, холмы, морские дали с парусниками у причала. Если внимательно присмотреться, то на правой крайней мозаике с изображением парусников справа внизу можно заметить букву «Ф» и год «1905»
2352988_20110630_101102 (700x525, 299Kb)
Что касается техники набора, то новаторское решение В.А. Фролова состояло в том, чтобы использовать беспрецедентно крупные и разнообразные по конфигурации куски смальты. Такой метод получил название техники укрупненного набора и позволил максимально полно раскрыть декоративный потенциал мозаичных пластин неправильной формы, которые, как густые мазки в живописи, создают выразительное рельефное изображение. Определенную роль играет и сама фактура шероховатой поверхности смальты, создающая эффекты преломления и отражения. Мозаичные картины дышат светом и воздушностью, напоминая картины импрессионистов. По величине и рисунку это мозаичное панно не имеет аналогов в Санкт-Петербурге. Оно органично сочетается с архитектурно-скульптурной основой здания; недаром этот дом в стиле модерн называют выдающимся примером синтеза искусств.
2352988_20110630_101126 (700x525, 302Kb)
2352988_20110630_101126_1_ (700x525, 302Kb)
Пространство смальтового фриза разделяют четыре трехгранных стеклянных фонарика, предназначавшихся, как уже было сказано, для художественных мастерских. Чередование этих прозрачных пирамид с отсвечивающими мозаичными панно создает дополнительный визуальный эффект. Вдобавок к этому, каждое из пяти мозаичных полотен верхнего этажа «разрывается» окном, позволяя зрителю самостоятельно додумать недостающие фрагменты пазла. Пейзажные мозаики будто сливаются с небом, с воздушно-световым пространством, объединяя дом с его окружением.
2352988_20110630_101300h (700x525, 306Kb)
Остальные этажи дома оформлены не менее оригинально. Нижний этаж, выделенный широкими витринами магазинов, привлекает внимание центральным порталом. Этот парадный вход окаймлен своеобразным свитком, по бокам которого крупными акцентами горят два круглых солнца с инопланетными «глазками» в окружении изощренно изогнутых лучей-лепестков, напоминающих то ли щупальца монстров, то ли закрученные листья загадочного растения.

Особым украшением главного входа, бесспорно, являются две парящие над дверью женские фигуры, летучие, с развевающимся платьем. Эти изящные девы в стиле ар-нуво обрамляют вздувшееся волной завершение портала.
Три основных (жилых) этажа здания прорезаны равномерно расположенными окнами. Общую вертикаль задают два симметричных округлых эркера и ровный строй пилястр в простенках.
2352988_15 (700x525, 316Kb)
Причудливый рельефный декор сосредоточен в основаниях и завершениях эркеров и в нижней части пилястр, на уровне второго этажа.
2352988_16 (700x525, 318Kb)
2352988_17 (700x525, 279Kb)
Эти текучие, криволинейные, причудливо сплетающиеся орнаментальные мотивы, характерные для ар-нуво, вызывают некоторые ассоциации с органическими формами, хотя прямые аналогии найти трудно
2352988_18 (700x525, 270Kb)
Кому-то здесь видятся стилизованные водоросли, морские коньки и раковины моллюсков, кто-то сравнивает это лепное кружево с пенящейся морской стихией.
2352988_19 (700x525, 292Kb)
Стоит обратить внимание и на мозаичные вставки в завитках этого бурлящего декора. Использованные для них керамические фрагменты неправильной формы напоминают о гаудианской технике тренкадис.
Продолжая морскую тематику, можно заметить, что оригинальные полукруглые наличники (архивольты) окон четвертого этажа напоминают застывшие волны или упруго надутые ветром паруса. Под фонариками мастерских тоже просматриваются завихрения волн. А в неправильных овалах решеток, украшающих балкончики в верхней части эркеров, угадываются то ли стилизованные рыбы, то ли водоросли, то ли паутина.
2352988_22 (700x525, 311Kb)
2352988_23 (700x525, 311Kb)
Капители пилястр кажутся размягченной субстанцией. Они будто плавятся, теряют форму. По сторонам завершающих эркеры балконов причудливо «стекают» сгустки некой вязкой массы, застывающей большими тяжелыми каплями. Оплывающие каплями завитки можно также обнаружить по сторонам окон третьего этажа (заодно стоит обратить внимание на оригинальную выгнутую форм оконных рам).
2352988_24 (700x525, 321Kb)
Весь этот энергичный орнаментально-скульптурный слой составляет неожиданное художественное единство со строго упорядоченной архитектурной основой
Что касается интерьеров доходного дома Н.Н. Лейхтенбергского, то в свое время они также были оформлены в стиле модерн (ар-нуво). От былого великолепия осталось не так уж много. В частности, в парадной можно увидеть плавно округленную изразцовую печь знаменитого финского завода Åbo. Другими покалеченными свидетелями прошлого являются увитые растительным орнаментом решетки основной лестницы и лихо закрученная винтовая лестница, ведущая на чердак. Также можно заглянуть в два внутренних двора и обратить внимание на окна художественных мастерских на верхнем этаже.0_115b56_1e75f68e_orig (700x81, 53Kb)

История доходного дома герцога Н.Н. Лейхтенбергского

Доходный дом герцога Н.Н. Лейхтенбергского был построен в 1904–1905 годах и стал первой крупной работой молодого зодчего Ф.Ф. фон Постельса. Проект малоизвестного архитектора оказался столь удачен, что это произведение стало одним из лучших и самых оригинальных зданий в стиле модерн во всем Санкт-Петербурге.
Несколько слов о создателе этого чуда архитектуры архитекторе Постельсе и его заказчике — герцоге Н.Н. Лейхтенбергском.
Архитектор Фридрих Фридрихович Постельс (Theodor von Postels) (1873-1960) (в литературе также встречается вариант Фёдор Фёдорович фон Постельс и Фридрих Август Постельс) — крупный мастер архитектуры модерна, автор ряда жилых и промышленных зданий, работавший также как живописец, график, иллюстратор. Потомственный дворянин, фон Постельс родился в лютеранской семье в Санкт-Петербурге.
Дед архитектора, Александр Филиппович, был тайным советником, членом Совета министра народного просвещения, директором 2-й гимназии (20 лет его руководства считались лучшими в истории этого учебного заведения).
Отец будущего зодчего, статский советник Федор Александрович, работал директором Лесного института, его тоже любили и уважали студенты.
В течение десяти лет фон Постельс (с 1883 по 1893 год) учился в гимназии К. Мая, а в 1900 году окончил Академию художеств, где обучался в мастерской профессора архитектуры Л.Н. Бенуа. Затем Постельс работал в Петербурге и Москве, проявив себя как яркий мастер архитектуры модерна (стоит отметить собственный особняк архитектора на Каменном острове: Театральная аллея, 4. После революции зодчий эмигрировал и был вынужден забыть о привычном образе жизни состоятельного петербуржца с высоким положением в обществе, оставить увлечения фотографией, спортом и воздухоплаванием. Фотография Ф.Ф. фон Постельса в юности, ок. 1893 года :
Ф.ф. фон Постельс

С 1920 года Постельс жил в США (в Нью-Йорке), где работал над исследованиями по вопросам перспективы, преподавал, выступал в качестве архитектора-консультанта и рисовальщика. В эмиграции архитектор изменил написание своей фамилии на «де Постельс». К сожалению, архитектору не удалось повторить свой первый успех, и на новой родине он не создал ничего столь же значительного и оригинального, как доходный дом герцога Лейхтенбергского в Петербурге.
В 1930-х годах Постельс состоял членом Объединения русских архитекторов в Праге.
С 1946 года был представителем в США Общества охранения русских культурных ценностей.
Ф.Ф. фон Постельс скончался в 1960 году. В некрологе, написанном А. Кирилловым, справедливо сказано, что «хотя Ф.Ф. жил в Америке с 1920 г. и многим ей обязан, однако, полный расцвет таланта и духовного развития он получил в старой императорской России».
Дом на Большой Зеленина, 28, был построен архитектором фон Постельсом для светлейшего герцога Николая Николаевича Лейхтенбергского (Nikolaus de Beauharnais, Herzog von Leuchtenberg) (1868-1928).
Герцог происходил из известной ветви французского дворянского рода Богарне (Beauharnais): его потомком был пасынок Наполеона Бонапарта, сын его жены Жозефины 1-й герцог Лейхтенбергский Евгений Богарне. Николай Николаевич Лейхтенбергский также был внуком великой княгини Марии Николаевны, дочери Николая I (она была супругой Максимилиана Лейхтенбергского, внука Жозефины, мецената и попечителя Максимилиановской больницы). Ф.Ф. фон Постельс, проект фасада доходного дома герцога Н.Н. Лейхтенбергского (1904):
2352988_26 (394x620, 75Kb)
Н.Н. Лейхтенбергский с 1891 года жил в Санкт-Петербурге, служил в Преображенском полку, позднее отличился в Первой мировой войне и был награжден за храбрость шашкой, завещанной Скобелевым. В дни государственного переворота герцог Н. Н. Лейхтенбергский выполнял обязанности флигель-адъютанта при низложенном императоре Николае II. Он дежурил при царе и был свидетелем всего происходившего как в ставке верховного главнокомандующего, так и в Пскове в момент отречения царя от престола.
После революции герцог Лейхтенбергский стал активным участником Белого движения и вскоре эмигрировал. В 1918 году он поселился на юге Франции и занялся виноделием. Именно он создал и прославил сорт «вино Богарне». Кроме того, будучи еще и талантливым музыкантом, Николай Николаевич участвовал в учреждении Донского хора имени Платова и некоторое время им руководил.
Н. Н. Лейхтенбергский
Как и многие другие представители этой достойной семьи, герцог Лейхтенбергский был большим любителем искусства, покровительствовал художникам. К тому же, герцогу по наследству досталось собрание портретов французских мастеров (в том числе портрет Жозефины работы Ф. Жерара) и немало картин голландской школы, а также коллекция старинного оружия, принадлежавшая его деду Максимилиану Лейхтенбергскому. Вся эта коллекция хранится сегодня в Эрмитаже.
Это был человек требовательный и с хорошим вкусом. Вместе с тем это был состоятельный домовладелец, которому принадлежало несколько доходных домов в Петербурге. Семья самого герцога с 1903 по 1916 год проживала в собственном особняке, находившемся на месте нынешнего дома по адресу Каменноостровский пр., 64. Большой герб Их Императорских Высочеств, Их Высочеств и Их Светлостей Князей Романовских, герцогов Лейхтенбергских:
2352988_28 (687x658, 224Kb)
Герб герцогов Лейхтенбергских
Поскольку Николай Николаевич Лейхтенбергский покровительствовал людям искусства, то архитектор фон Постельс предусмотрел в доходном доме на Большой Зеленина помещения под художественные мастерские (обратите внимание на четыре выпуклых застекленных балкона на верхнем этаже).
Известно, что здесь длительное время находилась, в частности, мастерская художника Ивана Пархоменко (1870-1940), создателя уникальной портретной галереи писателей России. В мастерскую на Большой Зеленина к нему приходили Л. Андреев, В. Вересаев, Ф. Батюшков, И. Бунин, В. Короленко, А. Куприн, В. Розанов, здесь читал свои стихи во время позирования А. Блок.
Между прочим, уместно будет вспомнить, что в двух шагах от дома Лейхтенбергского, на углу Большой Зелениной улицы и Геслеровского переулка (ныне Чкаловский проспект), происходит место действия драмы А. Блока «Незнакомка» (1906).
Также, что в этом доме на Петроградской жила известная революционерка, красавица, женщина-комиссар, «валькирия революции» Лариса Рейснер (1895-1926).
Семья Рейснер въехала в квартиру на Большой Зелениной улице в 1907 году, когда в городе как раз собирались пустить первый трамвай (кстати, трамваи с Большой Зеленина не так давно убрали). В доходном доме герцога Лейхтенбергского в то время уже имелись водопровод и телефон, а вот электричество появилось лишь в 1916 году .
Из архивных сведений следует, что после Н.Н. Лейхтенбергского дом перешел в собственность владивостокского купца Варягина. Он жил с семьей в парадном подъезде на 4-м этаже и сошел с ума по неизвестной причине.
Следующим и последним хозяином дома до революции был некто инженер Венгеров.
Эти сведения предоставила жительница дома, Наталья Павловна Касаткина.0_115b56_1e75f68e_orig (700x81, 53Kb)

Забытую жемчужину архитектуры модерна удалось включить в программу «Фасады Санкт-Петербурга», и в 2007 году была проведена весьма качественная реставрация фасада, включая потрясающее мозаичное панно.
К сожалению, фасадом пока дело и ограничилось. За этим подновленным «лицом» скрываются обветшалые внутренние дворы и парадные с облупившейся плиткой полов, погнутыми решетками перил и облупленными старинными дверями. Подъезд дома Лейхтенбергского остается по-прежнему в плачевном состоянии: проведен лишь минимальный поверхностный ремонт.
Возможно, в будущем будет установлена реконструированная дубовая дверь в парадную. Также планируется восстановить кованые ворота во двор.
Жительница дома на Большой Зеленина, 28, прислала нам несколько интереснейших фотографий изразцовых печей.



Также мы получили замечательные снимки интерьеров здания (включая потолочный декор комнат) и фото мастерской художника изнутри.
2352988_20110630_101034 (700x525, 319Kb)2352988_20110630_101034 (700x525, 319Kb)
Снимки были сделаны в 2003 году при участии правнука мозаичиста Фролова, автора мозаик на фасаде дома.
Результатом была маленькая заметка в журнале «Красный», где дом на Большой Зеленина сравнивался с венским зданием.
*    *    *2352988_20110630_101034 (700x525, 319Kb)Мы благодарим Наталью Павловну за присланные фотоматериалы!

https://www.mishanita.ru/2012/11/27/17988/
https://www.citywalls.ru/house586.html?s=v040e7a4dfrdhhv4f78...

Картина дня

наверх