На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    А вот если бы вы ссылки еще в конце делали на 1, 2, 3 и т.д. часть было бы здорово...Страницы нашей ис...
  • Светлана Митленко
    Тыкать будете своей жене. И я Светлана, а не Светлан. Я же не обращаюсь к вам, как к Александре. Или с русским напряж..."Амбрелла" - смер...
  • александр муравьев
    Я сейчас уже ничему не удивлюсь. А под эту марку можно освободить кого угодно. Где ты видел чтобы у нас закон работал..."Амбрелла" - смер...

Последний из могикан - художник Павел Рыженко. Две диорамы

Есть несколько полотен художника, которые не только доступны для посетителей, но и еще являются экспозицией музея или росписью на  стене церкви, как например фреска для Кафедрального собора в Якутии "Страшный суд". Сейчас я хочу рассказать о 2-х диарамах. Но перед этим приведу его цитату еще от 2011 года.В работе

" – Вы учились у Ильи Глазунова. Вам повезло с учителем, который не просто учит, но и душу воспитывает?

– Учиться у Глазунова – это и счастье, и почет, и одновременно огромный личный труд. Илья Сергеевич Глазунов – гениальный педагог и никакой художник. Это мое личное мнение. Я сейчас свободен в своих суждениях, достаточно много времени прошло. Я считаю его своим учителем. Он сформировал меня как личность. Понимаете, это как стихия. Человек может не выдержать этой стихии и превратиться в ничтожество рядом с ним. Тот, кто его пережил как заболевание, становится сильнее. Да, то, что он делал раньше – его великолепные иллюстрации к Достоевскому, Лескову, – это как будто делал другой человек. И посмотрите на то, что сейчас: эти размозженные черепа, пасхальные ночи, разрушение храмов…

Глазунов, русский дворянин, выдающийся носитель прежней, ушедшей, как Атлантида, культуры, с ним никто из нынешних педагогов сравниться не может. Но, мне кажется, сегодня все такие большие художники переживают серьезную внутреннюю драму: они перестают быть самими собой.

– Сегодня восторгаются другим. Знаете, разрезанные акулы в формалине, эпатирующие перформансы, инсталляции…

– Да-да, телевизионные шоу, блокбастеры и так далее… Народ болен почти смертельно. Приходят люди и спрашивают: а Никас Сафронов хороший художник? Что я должен отвечать? Я молчу. Правда заключается в том, что, раз вы задаете такой вопрос, – вы больны. А Донцова – настоящий писатель? Понимаете? Это мы задаем такие вопросы, мы – наследники Достоевского, Сурикова… Да, сейчас время Донцовых, но и в том числе – время настоящего подвижничества. Есть возможность писать, отталкиваясь от классической русской школы живописи, в литературе – от классической русской литературной школы, в музыке – то же самое. Рахманинова и Чайковского никто не отменял, как Пушкина, Сурикова и Репина."

16 марта, 2011 г.

В юго-западном Крыму, на территории современного Севастополя, в древности возник город - Херсонес. Его основали в V в до н. э. греческие поселенцы. Христианство в Херсонесе появилось с первых веков своего существования, возможно, с посещением города апостолом Андреем Первозванным.
Павел Рыженко. Диорама «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе» Где-то в запасниках студии имени Грекова хранится диорама художника Павла Рыженко «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе». Хотя иногда ее можно увидеть на той или иной выставке.
Павел Рыженко. Диорама «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе» Создание диорамы «Крещение князя Владимира» для Павла Рыженко было работой в трудный жизненный период. Он был изгнан из академии Глазунова. И холсту он отдал часть своих переживаний, свою боль.
Павел Рыженко. Диорама «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе» Приютила художника студия Грекова. Он сразу получил заказ на диораму. Написал её в сотрудничестве с Александром Самсоновым быстро - всего за 3,5 месяца. Она должна была быть установлена в Херсонесе.
Павел Рыженко. Диорама «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе» Перед крещением в Корсуни (Херсонесе), которое, согласно наиболее распространенной версии, состоялось в 988 году, князь осаждал город в течение девяти месяцев, а затем потребовал отдать за него Анну, сестру византийских императоров, пригрозив военным походом на Царьград.
Павел Рыженко. Диорама «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе» Владимир осаждал Херсонес, чтобы не быть зависимым от Византии. Анну уговорили выйти замуж за князя при условии его крещения. В это время князя поразила слепота, которая чудесным образом прошла после его крещения. Он прозревает не только физически, но и духовно.
Павел Рыженко. Диорама «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе» «Мы сделали её с Павлом Рыженко, – рассказал художник Александр Самсонов, – где-то за три месяца. Её размеры – 35 на 5 метров. Для изображения некоторых персонажей использовали натуру – друг друга, людей. Вон художник Андрей Дроздов с хоругвью, там мой сын стоит с иконой, там я, там Паша Рыженко».
Павел Рыженко. Диорама «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе» На картине художник изобразил себя в сложную и трудную для себя минуту, в чёрном плаще, стоящим в очереди... Кто то на исповедь, кто то принимать крещение.
Павел Рыженко. Диорама «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе» А здесь он словно возвращается, боясь загасить свечу веры. Как это тяжело, но необходимо.
Павел Рыженко. Диорама «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе» Здесь, на фоне бескрайнего моря, происходит таинство перерождения этих людей. Они потом перенесут в Россию себя уже других. И крестят в водах Днепра и других рек русский народ. Мальчик с иконой - сын художника Самсонова.
Павел Рыженко. Диорама «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе» Автор фотографий Георгий Башкин.

Вторая диарама "Великое стояние на Угре".

Во Владимирском ските монастыря Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни в 2014 году построен музейный комплекс, включающий в себя помещение с диорамой «Великое Стояние на Угре». Это последнее масштабное произведение заслуженного художника России Павла Рыженко, законченное художником буквально за несколько месяцев до смерти.

Диорама размещается на том самом историческом месте, где происходили выбранные для её сюжета события. Это огромное живописное произведение: длина —23,6 м, высота —6,7 м. Два месяца труда. Художник так говорил про картину: "Это моё личное стояние за Русь. Разбудить ген Богатыря, генетическую память народа победителя".

Стояние на реке Угре — военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III в союзе с Крымским ханством. Оно положило конец монголо-татарскому игу на севере и северо-востоке Руси, где оно держалось дольше всего, и где шёл процесс становления единого Русского государства, которое стало полностью независимым.

В 1472 году Иван Третий отказывается выплачивать дань Орде, заключив союз с крымским ханом Менгли-Гиреем. А в 1476 году Иван отказался явиться в Орду для того чтобы получить от неё ярлык на великое княжение, таким образом отказавшись подчиниться ордынскому хану.

Летом 1480 года Ахмат, заручившись поддержкой Казимира Четвёртого, вышел в поход против Руси. Основные русские военные силы встретились с ордынским войском на речке Угре. Так началось Великое стояние на Угре. Полгода войска стояли, разделённые рекой. Периодически вспыхивали локальные сражения.

Узнав, что Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду так, что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван выделил небольшой, но очень боеспособный отряд под командованием звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до её низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата.

Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нордоулата, намеревающийся захватить и разграбить столицу Орды, а также испытывая недостаток продовольствия, не решился преследовать русские войска и в конце октября — первых числах ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду, разграбив на обратном пути принадлежавший Литве Козельск.

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения.

Видимо поэтому Угру стали называть «поясом Богородицы». Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву. Это великое стояние положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало полностью независимым.

Значительную часть холста занимает озарённый солнцем русский лагерь. Белые палатки, кто-то лечится, кто-то отдыхает. Видно, что стоит артиллерия. Загодя в Москве был основан Иваном III Пушечный двор, где лили русские пушки, которые именно здесь впервые в Русской истории участвовали в противостоянии. Татарские стрелы не долетали до наших рядов войска, а картечная стрельба пушек приносили сильный урон сопернику.

Художник изобразил себя как вышедшего из боя раненного воина с саблей в руке. Голова его перевязана. Художник в последнее время мучился сильными головными болями. Рядом за столом сидит немец (на переднем плане с пикой), датчанин и француз. Уже тогда в войске были иностранные наёмники.

Без веры не победить. Церковь сыграла решающую роль в битве. Главный, по задумке художника, герой картины – преподобный Тихон Калужский (на дальнем плане с нимбом над головой иконой в руках). Его фигура на изображении намеренно едва заметна. Роль монашеской братии Тихоновой пустыни в тех событиях едва ли не ключевая. Монахи монастыря исповедуют воинов, идущих на бой, они помогают раненым воинам, совершают отпевание почивших бойцов, а также совершают молебны перед Владимирской иконой Божией Матери.

Глубокий духовный и символический смысл – идея единства и непобедимости Святой Руси, – заложенная автором картины, постепенно раскрывается перед нами во всей своей убедительности и полноте.

Текст частично взят с сайта «Свято-Тихонова пустынь», автор фотографий Георгий Башкин.

Темы о художнике:

Последний из могикан - художник Павел Рыженко, ч.1

Последний из могикан - художник Павел Рыженко, ч.2

Картина дня

наверх