На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 176 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Спасибо, Лана. А вот про котика ничего сказать не могу точноПрирода России 81
  • Lana_Borei Иванова
    Якутия потрясает! А котик на последнем фото - турецкий ангор?Природа России 81
  • Светлана Митленко
    🤣 классно выразилась: по касательной. Главное, что все в пределах нормы!Чудеса фрактально...

Ошибки Лужкова, ставшие кошмаром для Москвы

Говорят, что о мертвых надо говорить: либо хорошо, либо ничего... кроме правды.
Фото: Александр Неменов (ТАСС); коллаж: Владимир Зуев (Москвич Mag).

Недавно Москва прощалась со своим бывшим мэром. В Храме Христа Спасителя отпели Лужкова. В том храме, что он построил... Символично, что в последний путь Юрий Михайлович отправится через московские пробки, а проститься с ним люди пришли в один из символов лужковской эпохи – железобетонный новодел, который представляли: "стало даже лучше, чем было".

Самое время вспомнить, что Лужков оставил Москве, чем запомнились 18 лет его правления. Заодно станет понятно, почему я не испытываю к почившему никаких тёплых чувств.

1. Третье транспортное кольцо (ТТК)

На период Лужкова пришлась массовая автомобилизация Москвы. Несмотря на опыт Европы и Америки, где подобные события были аж полвека назад и где научились с этим работать, московская мэрия наступила на грабли: для решения проблем пробок стали строить развязки и дороги вместо улиц. С каждым новым подземным переходом, эстакадой и полосой обещали победить пробки, но в результате всё становилось лишь хуже (как неожиданно!). Одним из самых амбициозных проектов стало Третье кольцо Москвы. Частично его построили через промзоны или хотя бы под/над улицами.

И бывает на ней вот так:
Ну или так, это в районе Дворца срорта:А для упрощения жизни строителей часть кольца провели по уже существующим улицам. Например, такой была Беговая улица:

Теперь она такая:

Дорожники со строителями совершенно не учитывали интересы людей вне автомобиля, превратив жизнь целых районов в ад. Автомобилистам же лучше не стало: временный эффект кольца сменился постоянным заторами и авариями, так как сделать из обычной улицы дорогу невозможно физически. Отдельная большая проблема – перепробеги транспорта, ведь кольцо просто разорвало сетку улиц.


Сегодня огромную часть кольца нужно закрывать и превращать в обычные улицы. Вот тут хороший разбор ситуации от  Александра Шумского, руководителя проекта «Пробок.нет»: https://proboknet.livejournal.com/598600.html

Машины же стоит пустить или под землёй, или в стороне от застройки – за скупость тех лет придётся заплатить двойную (если не тройную) цену.

Здесь надо напомнить, что сегодняшняя мэрия продолжает дело Лужкова. Теперь вместо колец хорды, которые также идут под окнами и уничтожают жилые районы.

2. Маршрутки, дороги и парковки

Третье кольцо стало шрамом города, но это был лишь один из примеров общей провальной градостроительной политики. Городские власти пускали все силы на ублажение автомобилистов, игнорируя всех остальных. Исключение было сделано лишь для метрополитена, но идти до станций приходилось через парковки и подземные переходы. Многие прекрасные проспекты Москвы в рамках дорожной революции превратились в безжизненные куски асфальта. Самый яркий пример подобного варварства – Ленинградское шоссе, но подобное встречалось на всех более-менее крупных улицах и проспектах города. Вот тут можно посмотреть хороший рабор о Ленинградском шоссе: https://varlamov.ru/3367727.html

Все дорожные проекты Лужкова без исключения нужно переделывать и очеловечивать.

Например, проспект Мира нужно вернуть к тому виду, в котором он был в советские годы: зелень, трамвай, наземные переходы и 4-6 полос для машин. Было:

...стало:

В отличие от многих российских городов, Москва в 1990-2000-е продолжала закупать новые автобусы, троллейбусы и трамваи, но качественного развития не было. Новые вагоны и автобусы просто вставали в пробку или ездили крюками из-за дорожных развязок. Именно во времена Лужкова город захватили маршрутки. Про их вред написано много, да хоть вот тут посмотрите: https://varlamov.ru/2292101.html  – это хороший маркер места наземного транспорта в городе, мэрия вообще с ним не работала.


3. Монорельс

О! Это отдельная песня. Московский монорельс был открыт в 2004 году в экскурсионном режиме, в нормальном режиме составы стали ходить лишь в 2008 году. В те годы его рассматривали как инновацию и даже приписывали монорельс к преимуществам города для проведения Олимпийских игр 2012 года. На самом деле это была очень дорогая игрушка Лужкова.

В мире монорельс чаще всего строится как аттракцион или транспорт для небольшого числа пассажиров, например в аэропортах. Московский монорельс изначально был спроектирован с ошибками: он оказался очень дорогим, с очень маленькой провозной способностью и без возможности её увеличения. Когда всё построили и посмотрели на цифры, то стало грустно, система требовала порядка 1 млрд рублей дотаций в год: https://gre4ark.livejournal.com/410852.html– и это с забитыми вплотную вагонами! Выявились и другие проектные ошибки: неудачные места для станций; сами станции – слишком сложные и неудобные; кривые малого радиуса на отрезке, где могли быть высокие скорости; низкий срок годности несущих балок.

Спустя 13 лет после запуска система стала разрушаться: вагоны начали выходить из строя, а запчастей или даже целых вагонов нет в природе: товар штучный и уникальный, для восполнения необходимо заново создавать всё производство с нуля. Это дорого и сложно, а ещё никак не решит остальных проблем монорельса.

Сегодня город хочет избавиться от головной боли в виде монорельса, переделав эстакады, станции и депо под трамвай. Это возможно технически, а трамвайные пути уже идут под монорельсом. Замена позволит пускать туда более вместительные вагоны, которые уже есть у города и надёжность которых не вызывает вопросов. Кроме того, если продлить эстакаду через Дмитровское шоссе, то получится связать две разорванных трамвайных системы в одно целое – это даст новые маршруты для жителей двух разных округов Москвы. Часть станций и эстакад при этом предлагают сохранить: на эстакадах можно сделать прогулочные зоны и парки типа Хай-Лайна: https://varlamov.ru/1206229.html , а сами станции приспособить для туристических центров и бизнеса (вот тут можно поинтересоваться что предлагают: https://www.the-village.ru/village/city/architecture/313335-wowhaus-vdnh) . В таком случае получится сохранить память об этом виде транспорта и создать новые достопримечательности.


4. Храм Христа Спасителя

Восстановление Храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году, должно было стать символом "покаяния" светской власти перед РПЦ, а самое здание – главным храмом России и новой достопримечательностью Москвы. С этой точки зрения задача была выполнена.

Проблема в том, что храм строили те же друзья Лужкова, что приложили руку к уничтожению облика Москвы – Михаил Посохин и Зураб Церетели. Восстанавливать ХХС так, как его восстановили, было нельзя. Это не восстановление – это пародия, нелепый шарж на первоначальный проект.

Например, скульптуры на храме раньше были из мрамора, а теперь из бронзы. Почему? Да просто потому, что друг Лужкова Церетели не работает с мрамором. И так со всем.

Лужкова оправдывает разве что то обстоятельство, что первоначальный храм был для Москвы таким же чужеродным элементом. От многих архитекторов  даже приходилось слышать, что уничтожение ХХС было едва ли не единственной заслугой советской власти.

Константин Андреевич Тон, автор первоначального проекта, не умел строить ничего кроме сараев. Храм Христа Спасителя в его исполнении был грубым, тяжёлым и неуклюжим. Он так и не стал сакральным местом и даже у современников вызывал много вопросов. Зачем было восстанавливать неудачный проект?

5. Уничтожение площадей

Лужкову очень не нравились площади, зато очень нравились деньги. Так Москва лишилась самого дорогого – площадей. Площадь – важнейший элемент городского пространства. Но варварам этого не понять. Для варваров площадь – это пустырь, который можно (а главное нужно!) застроить. Так на теле Москвы начали появляться торговые центры. На площади Курского вокзала появился "Атриум". Торгово-развлекательная махина в лучших традициях лужковского стиля. Это то ли парк развлечений, то ли недорогой турецкий отель. Нагромождение каких-то башенок и примитивных объёмов.

Как "Атриум" убил площадь перед Курским вокзалом, так "Европейский" убил площадь перед Киевским. Огромный – нет, гигантский, циклопический сарай занял целый квартал. Он сожрал не только площадь, он сожрал здание Киевского вокзала, он сожрал Дорогомиловскую улицу и все соседние дома. Как чёрная дыра, "Европейский" засосал всё окружающее пространство. А ведь даже свет не может покинуть чёрную дыру. Кстати, к архитектуре ТЦ "Европейский" также приложил руку лучший друг Москвы Зураб Церетели.

А уродский торговый центр "Пирамида" рядом с издательством "Известия" на Пушкинской? Комплекс одно-двухэтажных зданий появился на Пушкинской площади в 90-х года прошлого века. Отсюда был виден памятник Пушкину, отсюда открывается панорама на Тверскую улицу и бульвары. Построен был незаконно, не было никаких  разрешающих документов. Вы в это верите? В центре. На Тверской. В 2-х шагах от Мосгордумы. Без разрешения. Ну понятно...
Ну и, конечно, ТЦ "Охотный Ряд" на Манежке... По поводу "Охотного Ряда" есть городская легенда. Говорят, что Ельцин так боялся повторения полумиллионного митинга на Манежке, что велел Лужкову чем-то застроить площадь. Недолго думая Лужков позвал своих друзей, которые площадь благополучно и уничтожили. Напротив Кремля, около могилы Неизвестного солдата, около Александровского сада появился торговый центр с колхозным благоустройством. А чтобы ни у кого не было сомнений, как сильно ненавидели Москву эти варвары, рядом с торговым центром сделали каскад фонтанов со сказочными фигурками и конечно же авторства господина Церетели.

И это я ещё молчу про десятки площадей около станций метро, которые тоже очень быстро застроили. Лавками.

6. Черкизон

Долгие годы Черкизовский рынок был государством в государстве в государстве. Это были не просто торговые ряды с дешёвым барахлом. Это символ эпохи, зловонная дыра на чистом теле Москвы, Хитровка нашего времени и подземный город. "Черкизон" позже войдёт в русский язык как "ксерокс" или "памперсы". Мы говорим "Черкизон" – и подразумеваем любой большой вещевой рынок с мигрантами и контрафактом.


Фото: Марина Лыцева, ТАСС

В золотые годы на Черкизоне трудилось порядка 100 тысяч человек – китайцев, вьетнамцев, таджиков, узбеков, пакистанцев, индусов, арабов. Это был не только рынок, но ещё и гигантская ночлежка, биржа труда, производственный цех, фудкорт, поликлиника и бордель. Всё это генерировало огромные потоки чёрного нала.

Мало того. В том районе практически стало невозможно проживать. Люди продавали квартиры и уезжали, а квартиры скупали "рыночники" и устраивали в них ночлежки...

Хозяином Черкизона был старый знакомый Лужкова Тельман Исмаилов – миллиардер или почти миллиардер. Менты сюда не совались, всё контролировал исмаиловский ЧОП "АСТ-Щит". Говорят, тут можно было легко купить оружие и наркотики. Рынок пытались закрыть несколько раз, но удалось это сделать только в 2009 году, после прямого указания Путина.
Кстати, именно он выкупил ресторан "Прага" на Арбате. Знаменитый ресторан, который до сих пор закрыт.
Вроде его должны были в 2018 году кредиторы выставить на торги. Из сообщения «Прага-АСТ» следует, что вместе со зданием ресторана в лот также входят права на земельный участок на Арбате в 0,3 га, а также предметы мебели и техника. Отдельно за 500 000 руб. будет продано другое имущество компании – аквариумы, тестомешатель, электроплиты и проч. «Прага» – один из самых известных и старейших ресторанов Москвы. Первые постройки на его месте появились еще XVII в. Трактир для московских извозчиков под нынешним названием открыт домовладелицей и меценатом Верой Фирсановой в 1872 г. «Прага» неоднократно меняла владельцев и концепцию: после Октябрьской революции здание было национализировано и использовалось под магазины, столовую и даже библиотеку. В середине 1990-х гг. мэрия Москвы (т.е. Лужков) продала «Прагу» группе АСТ семьи экс-совладельца Черкизовского рынка Тельмана Исмаилова. Здесь группа разместила штаб-квартиру.

7. Новоделы

История с ХХС даёт понять, что едва ли не главной страстью Лужкова было восстановление. К этому вопросу бывший мэр с его друзьями подходили последовательно бездарно. Например, усадьбу Царицыно из благородных развалин превратили в несуразное лубочное "обустройство". Занимался её "реконструкцией" всё тот же Посохин из "Моспроекта-2", придворный лужковский архитектор.

Фото: Павел Поляков 
По этому поводу очень хорошо высказался архитектурный критик Григорий Ревзин:

"С точки зрения серьезных искусствоведов, а также законодательства об охране памятников, которое у нас пока что основано на научных представлениях, произошел акт вандализма. Подлинный памятник уничтожен — безвозвратно, непоправимо и, добавлю, триумфально. Всей академической России — историкам, искусствоведам, музейщикам — плюнули в лицо.
<...>
сегодня, в 2007 году, на полном серьезе построили императорскую резиденцию XVIII века и считают ее музеем. К безумию они двигались постепенно. Сначала они по фотографиям построили копию храма Христа Спасителя. Это стерло разницу между фальшивкой и подлинной вещью, поскольку копия стала национальной святыней. Потом они снесли гостиницу "Москва" и строят ее заново, считая той же "Москвой". Разница между настоящим и прошлым в существенной мере утратилась, однако сохранялось еще требование, чтобы в прошлом было что-то, что они строят в настоящем. А вот теперь они построили новый дворец XVIII века, которого в XVIII веке не было, и теперь считают его там бывшим".


Фото: Андрей Корзун

И такое происходило всякий раз, когда за дело брались друзья Лужкова. Вот, например, Воскресенские ворота, заново отстроенные в 90-е:

А вот какими они были в XIX веке:

Тут мы плавно подходим к следующему пункту.

8. Снос исторической архитектуры

Самое дикое – когда ради самородков лужковского стиля сносили исторические здания. Например, под предлогом реконструкции был уничтожен старый Военторг на Воздвиженке, настоящий шедевр в стиле модерн с элементами ар-деко. Построили его в 1910 году...

...а в 2003-м Лужков приказал его снести, чтобы расчистить площадку под очередной посохинский "шедевр". Он не обратил внимание ни на протесты москвичей, ни даже на телеграмму Путину от Михаил Швыдкого, который тогда был министром культуры, с просьбой остановить акт вандализма.


"Военторг шикарно получился. И здесь есть подземный паркинг. На прежнем месте у входа – воины со щитами".

Юрий Лужков



Ровно то же самое произошло с гостиницей "Москва".

Обратите внимание на левое и праволе крыло... они разные. И даже этажность была разной. Когда-то, очень давно, еще во времена СССР, мне один знакомый, архитектор по профессии рассказал легенду про здание.

Якобы Сталин дал указание построить на месте Охотного ряда построить гостиницу. Архитектор (один из многих), чтоб не делать 2 разных плана на чертеже через пунктирную линию представил 2 проекта. Колгда этот проект попался Сталину на глаза, то без объяснения, что это 2 проекта, было не понятно. И Сталин красным карандашом перечеркнул чертеж, ккак не понравившийся. Кто-то их подчиненных поспешил с выводами и архитектора расстреляли. Прошло время, но ни один из проектов не нравился и тогда Сталин вспомнил про странный проект. Потребовал его.  И приказал еще и автора пригласить... однако автора уже не было в живых, о чем Сталину и доложили. И вот тогда Сталин и отдал приказ построить именно так, как было на чертеже.

Напомню, что это всего лишь легенда... и скорее всего из тех, которыми пытались опорочить имя Сталина. Теперь вроде существует более мягкая версия, поскольку тогда проверить это можно было только у специалистов, всезнающего интернета не было.  На самом деле здание изначально планировалось разновеликим: главный фасад имел 14 этажей; корпус, выходящий на Охотный Ряд — 10. Принимал участие в разработке и архитектор Щусев.
В 2004 году прежнее здание снесли...

...а на его месте построили "такое же, только больше и лучше" (у Лужкова все его было лучшее).
Заказчиком реконструкции являлось ОАО «Декмос» (51 % которого принадлежал американской компании Decorum Corp., 49 % — правительству Москвы), который должен был построить новое здание отеля к середине 2008 года, вложив более 800 млн долларов США. Генеральный подрядчик строительства — ЗАО «Штрабаг» (российское представительство австрийского строительного концерна Strabag SE. Торговой частью здания управляет компания Sawatzky.
В ходе реконструкции неустановленные лица украли более 87 млн долларов из выделенных городом на строительство. По мнению профессора МАРХИ Вячеслава Глазычева, целью реконструкции и было воровство, так как никакой особой потребности в сносе гостиницы, построенной в начале 1930-х годов, не было.

В 2009 году Сулейман Керимов приобрёл долю 25,5 % в компании «Декмос» В 2015 году гостиница перешла под контроль Алексея и Юрия Хотиных.

В случае с историческими зданиями важно понимать, что ценность представляют не только элементы фасада, но и подлинные интерьеры, детали. Без подлинности нет истории. Если вы возьмёте картину, допустим, Рафаэля, и сделаете точнейшую копию, миллиметр в миллиметр перенесёте все линии и цвета, то она всё равно не будет обладать никакой ценностью. И в первую очередь это правило имеет отношение к архитектуре.

Но Лужков и его команда считали, что нет ничего страшного в том, чтобы сносить исторические здания и заменять их копиями. Вот что по этому поводу думал сам бывший мэр:

А это характерное мнение его жены Елены Батуриной:

"Город должен быть комфортным для проживания. Несмотря на то что историческая застройка должна быть сохранена, если ничего не делать, то город превратится в мертвый. И примеры тому мы знаем. Та же Венеция, которой все восхищаются, выглядит ужасающе. То есть город-памятник, наверное, это не самое хорошее решение для города, который активно развивается.

Кстати говоря, похожее может случиться в Санкт-Петербурге. Присвоение городу статуса «город-памятник» может сделать его центр просто безжизненным. Может получиться как в Венеции – городе, который застыл в своем развитии. Я, честно говоря, с ужасом гляжу на Венецию, на эти жуткие облупившиеся дома – страшное зрелище на самом деле. С одной стороны, очень романтично ездить на гондоле среди этих домов, но с другой – я, как строитель, как гляну на углы..."

Снос Военторга и гостиницы "Москва" – лишь самые знаковые примеры.

По оценкам общественности, в ходе всех масштабных преобразований столицы были снесены или заменены «новоделами» около 700 исторических зданий. Среди самых масштабных утрат, помимо «Москвы» и «Военторга», обычно вспоминают Манеж, около 80% строений «Тёплых рядов» (ансамбль торговых зданий между улицей Ильинкой, Богоявленским и Ветошным переулками), перестроенные Остоженку и Пречистенку, ансамбль Кадашевской набережной, уничтожаемую усадьбу Шаховских, уничтожение интерьеров «Детского мира».

Учесть все уничтоженные здания, я думаю, уже невозможно, но масштаб разрушений понятен.

Сегодня продолжается уничтожение настоящей, подлинной Москвы. Уже не в таких масштабах, но нет повода радоваться. Преемники Лужкова также не видят ценности подлинной истории, а думают об увеличении площадей и возможности разместить паркинг. С 2010 по 2018 год уничтожено уже 160 исторических зданий, вот тут перечень: https://zen.yandex.ru/media/frondetv/za-8-let-moskva-lishilas-bolee-159-istoricheskih-zdanii-5b4f2da98d83dc00a81f148d .

9. "Лужковский стиль"

Что такое "лужковский стиль"? Это стиль варваров. Его характеризует презрительное отношение к истории и культуре. На первое место выходят интересы хозяина, а роль архитектора зачастую совсем незначительна. Лужковский стиль – это архитектура денег и жадности, архитектура сверхприбылей.

Лужковская команда как стая саранчи налетела на город и начала его уничтожать, словно матросы, которые грабили Зимний дворец и мочились в вазы. Лужковская Москва насквозь фальшивая и нелепая. На месте исторических зданий появились пластиковые коробки бизнес-центров, в Москву-реку воткнули пугало Петра в совершенно нелепой одежде, а площади уничтожили, застроив их торгово-развлекательными центрами.

Появление Петра I в самом сердце города окутано туманом легенд. Если верить одной из них, Церетели, придворный скульптор московских властей, делал памятник Колумбу и хотел впарить его в начале 90-х США или Испании. Но памятник никто не брал. «Не пропадать же добру», — подумал Церетели и прилепил Колумбу голову Петра. Кстати, Петр I терпеть не мог Москву, так что памятник ему в самом центре нашего города смотрится уж совсем иронично.

Лужковский стиль – он не только про архитектуру. Это отражение беспредела 90-х и демонстрация того, что один невежественный самодур может уничтожить город, если его вовремя не остановить.


10. Торговый самострой и реклама

Когда несколько лет назад в Москве случилась "ночь длинных ковшей", все недоумевали: как же так, откуда в столице столько торговых помещений, которые официально никому не принадлежат? И как строительство всего этого вообще согласовали? Всё это заслуга команды Лужкова. Каждый пятачок земли в городе должен был приносить бабло, с него должна была кормиться целая пирамида хозяев. Поэтому строить можно было что угодно и где угодно. А потом продавать, продавать, продавать...



Для того, что попасть на прием к градоначальнику надо было его "референтам" уплатить не маленькую мзду и это не факт, что вопрос будет решен в вашу пользу.
То же и с рекламой. Если асфальт должен приносить прибыль, то почему так же не могут работать другие плоскости города? Например, стены и крыши домов? Или воздушное пространство над главными улицами? При Лужкове исторические здания напоминали прыщавых подростков:

А виды города были захвачены рекламными растяжками.

Но борьба с визуальным мусором ещё не завершена.

Здесь можно, конечно, списать всё на лихие 90-е, сказать, что везде так было... Да что там было – до сих пор в некоторых городах улицы завешаны рекламой! Но Москва – это не Россия. Мэр Москвы – это не мэр провинциального города. У первого есть политическая воля, возможность менять законодательство, возможность отказаться уродовать город. У второго, часто проблемы и с полномочиями, и с бюджетом. Москва должна была стать примером для России, должна была показать, как нужно работать с городской тканью. Вместо этого Москва показала, что нет ничего важнее сиюминутных заработков, а после нас – хоть потоп.

Период правления Лужкова справедливо привыкли ассоциировать с курсом на прошлое. Тем не менее существовал и совершенно обратный тренд — на «прогрессивный» прозападный модернизм.

Москва эпохи Юрия Лужкова шизофренически сочетала в себе два противоположных идеала, две русские мечты: вернуться в Золотой век и догнать прекрасное условно западное будущее. Точно такое же противостояние происходило и в политике страны. В итоге в архитектуре столицы сложилась ситуация, иллюстрирующая басню Крылова про лебедя, рака и щуку.

«Несколько искусственное противопоставление между историзмом и современной архитектурой — одна из ошибок того времени, — считает Юрий Григорян. — Должна быть одна архитектура, где каждое здание как подарок для города. Иллюстрацией можно считать одновременное сосуществование двух журналов — “Проект Россия” и “Проект Классика”. В идеальном мире архитектура — это часть культуры вообще и продукт диалога в обществе».

В итоге из двух сражавшихся за столицу архитектурных направлений победило прозападное. На 2019 год появление в Москве новой «исторической» постройки — редкое событие. Другое дело, что внешне победивший модернизм никак не отражает сегодняшнюю сугубо консервативную политику федеральных властей. Но это уже тема для другого разговора.

Несмотря на стилистический хаос тех лет, интерес к современной западной архитектуре дал городу ряд более чем достойных зданий (и даже целых районов). Спустя годы они выглядят не менее свежо и актуально.

«Москва-Сити», строительство с 1998-го по настоящее время

Район-долгострой, городская икона (особенно ночью) и наш локальный Дубай. Мало какое место в столице может рассказать о «западнической» русской мечте больше, чем «Москва-Сити». Многие критикуют его как попытку построить кусок Нью-Йорка в Москве, но лично я другого мнения. Во многих европейских (и не только) городах от Лондона до Вены есть отдельные районы офисных небоскребов, даже если они отсутствуют в остальных частях города. В Лондоне, например, это Canary Wharf, возникший всего на несколько лет раньше своего московского аналога.

«“Москва-Сити”, я считаю, это позор, — не согласен Михаил Филиппов. — Сделали непонятно для чего какой-то элемент непонятно какого города — даже не Гонконга и тем более не Нью-Йорка. Зачем? Я не вижу здесь никакой заслуги Лужкова. Это было какое-то продавливание провинциальной модернистской темы».

«“Москва-Сити” — это проект, который во многом продвигался архитекторами, насколько мне известно, — считает Юрий Григорян. — Одна из причин его появления — историческая нехватка офисных зданий в Москве. Я думаю, что основным источником вдохновения для него был деловой район La Défense в Париже. Вообще для постсоветской Москвы именно Париж был идеальным примером. Конечно, как городское событие этот комплекс выглядит очень интересно, особенно с Третьего кольца ночью. Плюс ко всему он находится на реке, а значит, автоматически становится городской иконой. Но вообще у Москвы нет сослагательного наклонения. Я сегодня уже не могу представить город без “Москва-Сити”».

Были и удачные застройки, но их так мало, что и не стоит тут упоминать. И это, честно говоря, не заслуга Лужкова. Перейдем к самому бесславному отрезку нашей прогулки по лужковской Москве — к той самой лужковщине. К сожалению, именно лужковщина во многом стала визитной карточкой бывшего градоначальника.

«Откуда появилась эта лужковщина во всех своих обличьях? — спрашивает Михаил Белов. — Есть такой миф, что однажды Лужкову подарили фотографию старой Москвы — с колокольнями и куполами. Посмотрев на нее, он сказал: “Вот что надо делать!” И всякие аффилированные с системой стройкомплекса “Моспроекты” отдали честь и стали делать то, что мы теперь называем лужковской архитектурой, считая, что они делают “под старину” как надо. Была и другая волна, вернее зыбь — архитекторы-западники, которые ориентировались на актуальные Европу и Америку. Лужков, в принципе, был человеком странным и, пожалуй, диким. Представьте себе Емельяна Пугачева, который таки дорвался до власти и стал царем. Вот это Лужков. На самом деле у него не было особых стилевых предпочтений. Он был устремлен как в “прошлое”, так и в будущее».

Дом-яйцо на улице Машкова и дом «Патриарх», 2002. Архитектор Сергей Ткаченко

Идея дома-яйца была частично вдохновлена галеристом Маратом Гельманом и начиналась как проект роддома в Иерусалиме в форме яйца. Григорий Ревзин характеризовал дом-яйцо и жилой дом «Патриарх», похожий на свадебный торт, как наиболее яркие выражения лужковского стиля, доводящие архитектуру этого периода до той степени абсурда, что она приобретает собственный голос и вес.

Театр Et Cetera под руководством А. Калягина, 2005. Архитектор Александр Великанов  

Я думаю, что человек, подписавший разрешение на строительство этого проекта, тайно ненавидел Москву и хотел за что-то отомстить негостеприимной столице. Ему удалось. Архитектор Великанов, начинавший работать над зданием, по слухам, устал от постоянных правок заказчика, обвинил Калягина в безвкусице и отказался от своего авторства в проекте.Специалисты говорят о дикой эклектике с непременными башенками и балясинами. Сам же мэр определял его так: «Это так называемая российская эклектика, что означает неопределенность стилей. Но она хороша и тем, что я называю не неопределенностью, а разнообразием стилей». 

Бизнес-центр «Риверсайд Тауэрс» (1996), гостиница «Свиссотель Красные Холмы» (2005) и Дом музыки (2002)

Наверное, когда-то в далеких 60-х люди так представляли себе утопическое будущее. Непосредственно на момент постройки этот район казался экзотическим и даже не раздражал. Однако со временем комплекс очень плохо состарился: остекление и когда-то яркие стены давно покрылись налетом и выгорели на солнце. А объемы домов, похожих на плохой детский конструктор, выглядят непростительно наивно. Мне нравится думать, что в «чашке» на самом верху гостиницы находится штаб-квартира какого-нибудь суперзлодея из фильмов о Джеймсе Бонде.

Бизнес-центр «Павелецкая Плаза», 2003. Архитектор Елена Аулова

Само собой, в здании чувствуется отсылка к сталинским высоткам. Только цитата эта выглядит жестокой сатирой, начиная от формы и заканчивая позорной дешевой облицовкой рвотных оттенков. Но все это можно было бы простить, если бы не загадочная круглая блямба, «украшающая» верхушку бизнес-центра. Она похожа на кусок рекламы, который однажды забыли снять. А ведь нам с этим жить еще как минимум лет пятьдесят.

ТЦ «Новинский», 2004. Архитектор Михаил Посохин

Если можно было бы смешать все здания в лужковском стиле в одно усредненное, получился бы «Новинский пассаж» придворного архитектора Лужкова — Михаила Посохина. Постройка выполняет все ключевые условия вышеупомянутого стиля. А именно: чудовищные дешевые материалы, примитивные упражнения в историзме, эклектика самых несочетаемых элементов и прекрасная историческая территория вокруг, чтобы ее можно было как следует испортить. Это Садовое кольцо.

ГУ Банка России (1997) и бизнес-центр «Балчуг Плаза» (2004)

Два архитектурных монстра расположены прямо у Кремля по соседству и гармонично дополняют друг друга. Если одного из зданий недостаточно, чтобы успешно подгадить пейзаж, то с этой задачей ему помогает справиться второе.

«Чайка Плаза» на Новослободской, 2000

Объяснить облик этого фрика у меня не получается. Это странное сочетание колонн, куполов и чрезмерно зеркального стекла. Такое впечатление, что из мешка вывалили фрагменты здания и неизвестный робот собрал их в случайном порядке.

А вот еще всьтретилось вот такое мнение:

«Лужков лично ни к какому лужковскому стилю отношения не имеет, — уверен Михаил Филиппов. — Я пару раз видел его выступления на советах, когда он ругал то, что мы называем лужковским стилем. Он на этих советах с отвращением ругал все то, что предлагается и потом делается под его именем. Однажды я стоял рядом с ним и лично слышал, как он рассказывал, что едет по Москве с закрытыми глазами: “Когда я еду по Москве, я ни направо, ни налево не смотрю — не хочу расстраиваться”».

«Лужков был нестандартный чиновник со множеством идей, эдакий безбашенный итальянский тиран эпохи Возрождения, — вспоминает Михаил Белов. — Но те, кто его обслуживал, были, мягко выражаясь, не Леонардо да Винчи или Микеланджело, а М. М. Посохин и иже с ним. Москва в итоге получила единственно возможный результат.

Да и чего можно было ожидать от страны, где с 1956 года планомерно уничтожалась архитектурная профессия? К середине 60-х годов архитектурная практика стала карьерным полем для партийных бюрократов, которые потом воображали себя креативными людьми и присваивали себе авторство. Итог: мы получили ту архитектуру, которую заслужили, и ничего другого получить не могли».

По итогам прогулки по лужковской Москве я не могу перестать думать о следующем: простым москвичам часто искренне нравится все то, что я и мои собеседники резко осуждали в этой статье. Я не раз убеждался в этом, просматривая отзывы в интернете о тех или иных постройках. И в то время как маленький процент москвичей берет на себя смелость определять, что красиво, а что нет, абсолютное большинство москвичей живут своей жизнью. И те вещи, которые мы так страстно ругаем, многим горожанам приходятся очень даже по душе. Вот и возникает вопрос: «А кому принадлежит наш город на самом деле?»

Дично я вчсе-таки думаю, что ломать - не строить. Сломали исторические жемчужины, а вот станут ли новоделы жемчужинами в будущей истории?

Надо было бы еще про ВДНХ рассказать, но и тапк слишком много. Радует лишь одно, что хоть ВДНХ умудрились вернуть из лужковского рынка (а ВДНХ превратили в чистый рынок), придав историческое лицо. Насколько я знаю саму территорию ВДНХ вернули  под крыло города 

Но зато там было построено несколько милых таких вот особнячков.Как например вот этот, по данным из открытых источников, особняком пользовался сын крупного предпринимателя Якова Якубова, ранее близкого к команде экс-мэра Москвы Юрия Лужкова.
О самом Якубове известно немного. В СМИ закрепился штамп называть тогда этого предпринимателя «хозяином Тверской». Сейчас он якобы проживает в Канаде и много лет не был в Москве. Судя по всему, он начал терять позиции в те самые дни борьбы с незаконно занятыми площадями:  «Газета.Ru» писала о том, что столичные власти озаботились арендаторами торговых площадок в подземных переходах столицы: на субаренде они зарабатывают 300–700% прибыли. По некоторым данным, Якубов как раз был одним из крупнейших участников этого рынка.
Официально этот участок на ВДНХ, который находится по адресу: проспект Мира, 119, объект №511, субарендовала кипрская «Мелдеро Коммершл Лимитед», которую связывают с Якубовым. На сайте Росреестра было указано, что по этому адресу расположен частный объект площадью 4310 кв. м, его кадастровая стоимость превышает 671,6 млн руб. Дело доходило до суда. И таких объектов на территории выставочного комплекса было несколько.

В ноябре 2013 года правительство Москвы стало 100-процентным собственником ОАО «ГАО «ВВЦ», в начале апреля 2014 года новым гендиректором был назначен Владимир Погребенко, занимавший ранее должность заместителя руководителя департамента городского имущества Москвы. Он сменил на этом посту Алексея Микушко, который руководил ВВЦ с 30 сентября 2011 года. В мае 2014 года выставочному центру официально вернули название ВДНХ. И пошла реконструкция. Кстати на территории были снесены все самострои и восстановлен исторический облик ВДНХ 50-х годов, после открытия  И вот стало:

https://moskvichmag.ru/gorod/chto-horoshego-v-moskve-ostavila-vpolne-shizofrenicheskaya-epoha-luzhkova/

https://gre4ark.livejournal.com/449562.html

https://www.cre.ru/news/70876

https://www.kommersant.ru/doc/800426

https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2007/11/26/ya-vsegda-mechtala-byt-analitikom---elena-baturina-prezident-zao-inteko

https://zen.yandex.ru/media/vad_nes/kulturnyi-lujkov-arhitektura-5d2602b292414d00add10374

Картина дня

наверх