На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...
  • Валерий Протасов
    Сколько богатств накоплено, что  ни разрушить  все шедевры, ни предать забвению не удалось никому.Красоты и музеи П...

Два брата, два Коровина

Жили были два брата. Один стал художником, а второй... тоже художником.Братья Коровины.

История искусства, замешанная на человеческом факторе, всегда была полна различных загадок и парадоксальных явлений. К примеру, в истории русского изобразительного искусства было два живописца, два родных брата, которые одновременно учились и окончили Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. Однако их творчество и мировоззрение были совсем разными, впрочем, как и они сами, были диаметрально-противоположными и по характеру и по судьбе. Речь пойдет о братьях Коровиных - Константине и Сергее.

«Между родными братьями...да и между их талантами больше было черт противоположных, чем общих»,- писал П. Эттингер. А разница между ними в годах - всего лишь три года.Сергей и Константин в детстве. Фото.
Оба брата родились в Москве, в зажиточной купеческой семье старообрядцев. Начало жизни детей было на редкость счастливым и благополучным. Они родились в Москве, в доме своего деда Михаила Емельяновича на Рогожской улице. Михаил Емельянович Коровин, простой владимирский крестьянин из раскольников, смог разбогатеть и к моменту рождения внуков числился купцом первой гильдии. Для середины 19 века это был не такой уж редкий случай, очень многие богатейшие люди России, купцы и промышленники происходили из старообрядческой среды.
 Михаил Коровин разбогател на извозе, он держал почтовый тракт с целой армией ямщиков, и Константин еще помнил времена, когда деду принадлежала почти вся Рогожская улица. Алексей Михайлович Коровин, отец художника, уже имел университетский диплом и женился на девушке дворянского происхождения, Аполлинарии Ивановне Волковой.
С детских лет, сколько себя помнили, в доме их отца постоянными гостями были художники И.М. Прянишников и Л.Л. Каменев. Да и сами родители мальчиков были творческими людьми: Алексей Михайлович увлекался литературой, мама - музыкой и рисованием. Родители всячески поощряли в своих детях стремление к творчеству, и судьба братьев Коровиных была предопределена еще с ранних лет. В 1870-е годы, когда управление семейным бизнесом перешло к Алексею Михайловичу, финансовое положение семьи ухудшилось, и Коровины практически разорились. Впрочем, это было связано не столько с неудачами Алексея Михайловича, сколько с тем, что ямщиков стали вытеснять железные дороги, которые особенно активно строились в это время по всей России. Возможно, Коровин-дед, с его отменной деловой хваткой смог бы как-то перестроить свой бизнес, но отцу Константина это оказалось не по силам.
Чтобы как-то содержать семью, Алексей Коровин устроился учетчиком на фабрику в подмосковных Мытищах, и семья из огромного купеческого особняка перебралась в деревенскую избу в Подмосковье. Вообще-то юному Константину там очень нравилось, и он с большим удовольствием вспоминал жизнь в Мытищах. А вот его отец, не выдержав бесплодной борьбы с нищетой, в 1881 году покончил с собой. Это была первая трагедия в жизни будущего художника, которая без сомнения отразилась и на его психике, и на всей его будущей жизни.
Планы родителей не поменялись даже тогда, когда отца постигло катастрофическое разорение, которое привело к значительному ухудшению материального положения семьи.
Алексей Михайлович Коровин - отец . 1860-е гг.
Однако, невзирая на финансовые трудности, в 1876 году, когда Сергею было 17 лет, а Константину - 14, братья стали учащимися художественного училища. Изначальную подготовку по рисунку Коровины прошли дома под руководством матери и художника Пряшникова.

Старший Сергей сразу начал изучать живопись, а меньший - архитектуру. Однако Костя уже через год поменял факультет, и заканчивал училище на живописном отделении в классе Алексея Саврасова и Василия Поленова, которые и привили страсть к яркому колориту талантливому ученику. Сергей же, занимаясь в натурном классе, всей душой прикипел к Василию Перову и его творчеству. Оба брата считались самыми одаренными учениками на курсе. И так как во время учебы семья Коровиных уже жила в большой нужде, то братьям пришлось подрабатывать уроками рисования. По окончании училища дороги братьев разошлись. Выбор направления жанра в живописи во многом предопределил их судьбу. Со слов С. Д. Милорадовича: «Для Сергея искусство было целью жизни, а для Константина — средством».

Сергей Алексеевич Коровин (1858-1908)Автопортрет. Сергей Коровин.
С Московским училищем живописи Коровин старший связал всю свою дальнейшую судьбу. Почти целое десятилетие он был здесь учеником, а получив диплом, стал преподавателем, где и проработал до самой смерти. В своем творчестве Сергей шел по стопам передвижников. Сюжеты его полотен были назидательны и нравоучительны, а образцом для подражания конечно же был Василий Перов.
Потребность в собственном творчестве в Сергее Коровине была так высока, что как только начинались каникулы он уезжал в Подмосковье и сразу же окунался в крестьянский быт."Многочисленные холсты и листы бумаги покрывались этюдами характерных голов, фигур, деревенских изб, сараев, телег, улиц. А возвратившись осенью в свою мастерскую, художник на основе своих впечатлений и этюдного материала создавал картины",- из воспоминаний Константина. Сергей Алексеевич открывал новые грани тяжкой крестьянской жизни, и проникал в эту среду глубже многих других своих современников, изображая самые мрачные стороны бытия русского крестьянства.«На миру». Автор: Сергей Коровин. (На полотне изображен сельский сход, где представленный хозяевами дворов крестьянский совет разбирает тяжбу между крестьянином и кулаком. «Мир» послушен кулаку, поэтому не­справедливо решает конфликт в его пользу. Бедняк, потерявший основной источник жизни — земельный надел, до­веден до отчаяния, а толпа хохочет и издевается над ним..

В 25-летнем возрасте Сергей женился на девушке из крестьянской семьи. Их быт был весьма скромен. Одна из 2-х комнат, которые они снимали, была мастерской для художника, а в другой его супруга занималась шитьем. Жили бедно, но дружно.Портрет Сергея Коровина. Автор: В. Е. Маковский
Сергей Алексеевич - как преподаватель пользовался уважением, но одновременно и грустной славой "запоздавшего чудака". Хотя преподавателем он был от Бога: умел выходить из официального тона учителя и заражать учеников своей восторженностью и вдохновением. И параллельно сам создавал свои полотна, пропитанные сочувствием к простому народу. А ведь в то время жестокой политической реакции совсем немногие художники имели мужество затрагивать серьезные социальные пороки.К Троице. (1902). Автор: Сергей Коровин. Сергей Коровин. В присутственном месте«Плачущий мальчик», 1880-е годы, холст на оргалите, масло, 50 х 40 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.«На манёврах», 1883 год, холст, масло, частное собрание.«Крестьянин с рыжей бородой в картузе», 1890-е годы, холст на картоне, масло, 54 х 36,9 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.«Жницы», 1892 год, холст, масло, 124 х 89 см., частное собрание.«В казарме. Экзамен», 1883 год, холст, масло, 44,2 х 55,4 см., Нижнетагильский Муниципальный Музей Изобразительных Искусств.

В своем творчестве Сергей Коровин, словно выполняя наказы своих педагогов, шел по стопам передвижников. Сюжеты его полотен часто были назидательны и нравоучительны, что не могло не вызывать многочисленной критики и неприятия со стороны официальных властей, но это мало трогало талантливого живописца, потому как образцом для подражания у него был Василий Перов.«В приёмной училища», 1883 год, холст на картоне, масло, 66 х 41 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В начале 1900-х годов Сергей Алексеевич расстается с любимыми деревенскими образами и приступает к выполнению крупного заказа для столичного исторического музея. Художнику было поручено воссоздать на холсте события Куликовской битвы, и он с большим интересом начинает собирать материал и создавать эскизы будущего монументального произведения. Судьбе, однако, было угодно распорядиться по-своему. Когда основная часть подготовительной работы была закончена, у Сергея Алексеевича неожиданно возникли проблемы со здоровьем. Сил реализовать планы и замыслы уже не осталось, и последние годы жизни живописец отдал небольшим работам, наиболее известными из которых стали «Похороны крестьянина» и «Рождество».«Рождество», 1907 год, холст, масло, частное собрание.

Нужда, а вслед за ней болезнь помешали Коровину осуществить многие свои интереснейшие творческие замыслы. Он умер от паралича сердца и был похоронен в Москве на кладбище Покровского монастыря.
«Серёжа талантливее меня, — неоднократно говаривал Константин Алексеевич, — но как печальна его муза!» И этим было сказано все.

Константин Алексеевич КОРОВИН (1861-1939)Портрет Константина Коровина. (1891). Автор: Валентин Серов.
Костя по своей натуре жизнерадостным и лучезарным творцом, мечтающим передать всю красоту и радость окружающего мира при помощи своих красок. В отличие от старшего брата, полотна Константина кипели жизнью, играли цветом, и хотя и были иногда без сюжетными, зато приносили зрителю наслаждение красотой. "Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира".- и этим все сказано.Натюрморт. Автор: Константин Коровин.
Константин, окончив Московское училище, отправился в Петербург и стал студентом Академии художеств. Константин учился в мастерской А.Саврасова, его однокашниками были И.Левитан, М.Нестеров, А.Рябушкин, А.Головин. С конца 1870-х годов Коровин начал выставляться на ученических выставках в Училище, и его первые опыты отмечались медалями и премиями. В 1882 году Саврасова, который регулярно страдал запоями, уволили из Училища, а Коровин, оставшись без любимого наставника, решил сменить место учебы и отправился в Петербург, в Академию художеств. Но академизм, царивший в стенах Академии (а чего еще там можно было ожидать), отпугнул молодого художника, и в том же году он вернулся в Москву. Пейзажный класс в Училище вел теперь В.Поленов, и новое отношение к живописи, которое он предлагал, пришлось Коровину по душе. Именно после занятий у Поленова он обрел свою неповторимую индивидуальность.
Его яркая и свободная колористика, "радостная" манера живописи, условность деталей шли вразрез с академической точностью.
Портрет Федора Шаляпина. Автор: Константин Коровин.
В 1885 году Поленов познакомил Коровина с Саввой Мамонтовым и ввел в абрамцевский кружок. Год спустя Мамонтов предложил Константину, уже окончившему Училище со званием «неклассного художника», оформлять спектакли Частной оперы. С этого времени Коровин довольно много работал в театре. В 1888 году вместе с Мамонтовым, оплатившим поездку, Коровин попал за границу.
В Абрамцеве Коровин подружился сначала с Врубелем, а позже, зимой 1890 года с Валентином Серовым. Тогда они вместе обитали в мастерской Мамонтова. Эта дружба продлилась до конца жизни Серова в 1911 году. Тогда Коровин настолько тяжело переживал эту потерю, что в знак траура не стал праздновать свой полувековой юбилей.
Значительное место в творчестве Коровина занимал Париж, куда художник ездил на протяжении всей своей жизни. И куда в итоге эмигрировал, и где нашел свое последнее пристанище. Один из любимых городов художника показан с удивительным восторгом и трепетом человека, очарованного его чудной красотой.
Автор: Константин Коровин.
Имя Константина Коровина известно не только как русского импрессиониста, писавшего завораживающие северные и южные пейзажи, романтичные виды Парижа, интересные натюрморты и отличные портреты, но и как театрального художника, профессионального декоратора, мастера промышленного рисунка.Иван Абрамович Морозов. Автор: Константин Коровин.Портрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович. (1880). Автор: Константин Коровин.Автор: Константин Коровин.Хозяйка. 1896. Автор: Константин Коровин.Две дамы на террасе. Автор: Константин Коровин.Геммерфест. Северное сияние. Автор: Константин Коровин.Автор: Константин Коровин.Париж, Париж. : Автор: Константин Коровин.
В 1908 году умер любимый брат Константина. Сергей, и эта потеря настолько потрясла художника, что он попал в клинику нервных болезней с острейшим неврозом, который, в конце концов, привел к развитию болезни сердца. О его нервном срыве даже писали в московских газетах.
Время от времени художника преследовали неудачи иного рода, но не менее болезненные для него. В 1914 году во время пожара погибли все декорации, выполненные Коровиным в качестве главного декоратора и художника-консультанта Императорских театров. Позже, когда он уезжал за границу из Советской России, у него похитили часть работ, предназначенных для персональной выставки. Но внешне кахалось, что Константин обладал легким жизнерадостным характером, и все знакомые считали его счастливчиком. После революции в России Коровин активно боролся за сохранение памятников искусства, организовывал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключенных, много сотрудничал с театрами. С 1918 года художник жил в имении и преподавал в свободных государственных художественных мастерских. После революции жизнь художника резко изменилась. Коровин не смог найти себя при новой власти, он лишился имения «Охотино», его выселили из квартиры на Мясницкой в Москве, и, в конце концов, он принял решение уехать из России. Формальным поводом для отъезда послужила необходимость лечения его сына Алексея. В 1923 году художник был вынужден выехать за границу и поселиться во Франции.
Ручей святого Трифона в Печенге. (1894). Автор: Константин Коровин.
Наряду с даром живописца, Константин Алексеевич обладал и незаурядным литературным талантом. Так вышло, что полная утрата зрения вынудила художника отказаться от живописи, однако Константин Алексеевич, не падая духом, начал писать рассказы. Художник скончался в Париже осенью 1939 года.
Константин Коровин. Одна из последних фотографий.
Таким вот разным было и творчество, и жизнь, и судьба родных братьев Коровиных, каждый из которых оставил в истории живописи свой бесценный вклад.

https://kulturologia.ru/blogs/220618/39395/

https://rgnp.ru/korovin-konstantin-alekseevic-podrobnaa-biog...

https://nikonova-alina.livejournal.com/312439.html?replyto=2...

https://kopilkaurokov.ru/muzika/presentacii/zhizn-i-sud-ba-p...

https://www.artcontext.info/articles-about-art/1087-korovin....

https://www.stydiai.ru/gallery/encyclopedia-149/

Картина дня

наверх