На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Как-то совершенно мимо меня пролетело его творчество, ни песен ни имени никогда не слышал. А то, что услышал сейчас, ...От одесского жули...
  • Александр Сысоев
    Светлана, полностью согласен: мне творчество Аркадия Северного совсем никак. Хотя я любил и люблю бардовские песни, н...От одесского жули...
  • Светлана Митленко
    Может Мурзилка? Или Костер. Еще Пионер был журнал.GIF-ки, которым б...

Как выглядели веера императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III

Мария Федоровна, супруга императора Александра III

Увлекательное это дело - рассматривать красоту! Любую. Например, целые произведения искусства - веера.

Вот уж их-то (впрочем, как и других аксессуаров) в гардеробе Марии Федоровны было множество. Конечно, не только у нее. Просто именно ее вещи в большинстве своем дошли до нас - начиная со времен великой княгини и заканчивая императрицей.

Каких вееров здесь только нет! Например, вот такой - резные перламутровые пластины, экран из белого шелка в основе, декорированного черным кружевом шантильи.Веер великой княгини Марии Федоровны. Франция, 1860-1870-е. Перламутр светлый и темный, шелк, кружево шантильи, резьба. Или вот еще - деревянный! Великолепная работа. Пластины ажурные, резные, тонко выполненные в виде цветов и листьев ландыша.Веер принадлежал Марии Федоровне еще в бытность ее великой княгиней (сегодня посмотрим на изделия этого периода времени). Читала, что существует фотография Марии Федоровны с этим веером в руках, но не нашла, увы. Поэтому любуемся только на веер.Веер великой княгини Марии Федоровны. Австрия, около 1868 г. Дерево, шелк, резьба. Источник hermitage.guide

Следующий выполнен из слоновой кости, экран бумажный. Расписан гуашью по мотивам картины художника Антуана Ватто.Несмотря на то, что в Англии производство вееров было поставлено на поток, Франция и здесь оставалась столицей моды. Веера расписывали известные художники, это занятие не считалось зазорным, а очень даже наоборот - вполне престижным.Веер великой княгини Марии Федоровны. Франция, Париж, около 1870-е, фирма «Faucon». Слоновая кость, пергамент, гуашь; роспись, гравировка. 

Расписанный экран - это красиво, но самая дорогая часть обычно пластины. Из разных материалов, великолепно украшенные резьбой, гравировкой, росписью!

Вот веер времен моды на все китайское - предметы интерьера во дворцах (у знатных дворян обязательно должна быть одна или несколько комнат, оформленных в китайском стиле), аксессуары и все в таком роде. Пластинки этого веера оформлены в стиле китайской лаковой миниатюры.При этом, роспись экрана вполне европейская - сюжет картины «Деревенская невеста» французского живописца Жана-Батиста Греза. К сожалению, неизвестно, кому принадлежал этот прекрасный веер.Веер. Франция, 1840-е. Фирма «Duvelleroy». Дерево, лак, гуашь, роспись. 

Один из вееров Марии Федоровны, супруги императора Александра III, выполнен из гренадина - шелковой полупрозрачной ткани. На раскрытом экране две дамы исполняют музыкальное произведениеВеер императрицы Марии Федоровны. Франция, 1890-е. Дерево, гренадин, гуашь. 

Сегодня посмотрим на веера из ткани. Они тоже складные, так называемые «плие».

Один из вееров Марии Федоровны, супруги императора Александра III, выполнен из гренадина - шелковой полупрозрачной ткани. На раскрытом экране две дамы исполняют музыкальное произведение.Веер императрицы Марии Федоровны. Франция, 1890-е. Дерево, гренадин, гуашь. 

Лицевая пластина веера выполнена в виде ветки шиповника - очень тонкая резьба по дереву.И еще одна примета времени - края экранов вееров, выполненных из ткани, стали обрабатывать на краеобметочной машине цепного стежка, к этому времени она уже была запатентованаПасторальные сюжеты, которыми с такой охотой расписывали экраны вееров раньше, уже постепенно уходят - мода изменилась. Теперь на раскрытых веерах все чаще можно видеть пейзажи или цветы, а в технике росписи наряду с гуашью (или без нее) используют акварель.К концу XIX века веер в руках дамы уже утратил способность одним своим положением решать судьбу кавалера и вновь обрел свое первоначальное предназначение.

Акварельные краски полупрозрачные, поэтому сюжеты, написанные в акварельной технике, выглядят особенно нежно и романтично. И несмотря на основание еще в середине XVIII века московской веерной фабрики, веера для высшей знати поставляет Франция.Незабудки, так тонко изображенные на чудесном экране веера производства французской фирмы «Rodien», выполнила художница Мари Корнелиус. Пластины изготовлены из перламутра, украшены гравировкой с позолотой.Веер императрицы Марии Федоровны. Франция, 1890-е. Перламутр, шелк, газ, акварель, гуашь; позолота. 

Еще один чудесный букет цветов на фоне пейзажа - работа фирмы «Faucon».

Веера пришли к нам с востока. По традиции, в китайских веерах было четное количество пластин, а в японских - нечетное. Судя по всему, веера Марии Федоровны таят в себе китайские корни))
Веер императрицы Марии Федоровны. Франция, 1890-е. Слоновая кость, газ, акварель, гуашь; гравировка, позолота. 
А вот этот веер мне нравится больше всех! На заднем плане угадывается пейзаж - восходящее солнце, горы, море. На переднем - великолепная ветка хризантем. Автор росписи - французский художник Луи Биллотей.

Японский сюжет, без сомнения. И опять четное количество пластин))Веер императрицы Марии Федоровны. Франция, 1890-е. Перламутр, газ, акварель, гуашь; гравировка, позолота. 

При изготовлении вееров существовало разделение труда - художник расписывал экран, один мастер изготавливал пластины, другой собирал весь веер воедино. В итоге - вот такое произведение искусства!

Каждую пластинку, каждый цветок можно разглядывать долго, настолько тонко и красиво все сделано. А хризантемы на лицевой пластине просто как живые!

А теперь посмотрим на веера из коллекции Марии Федоровны русских мастеровДва веера выполнены в память бала-маскарада 25 января 1883 года, который состоялся в доме великого князя Владимира Александровича, третьего сына императора Александра II.Веер императрицы Марии Федоровны. Россия, 1883. Репс, карельская береза, шелк, гуашь. Костюмированные балы, вошедшие в моду при Николае I, возрождаются во времена царствования Александра III - Мария Федоровна была их большой любительницей.

Все приглашенные были в исторических костюмах - от рыцарей до бояр. На лицевой стороне экрана веера с правой стороны можно разглядеть парадную лестницу со стоящими на ней участниками бала в маскарадных нарядах.Сам веер примечателен еще тем, что он русской работы. Такое было нечасто, обычно веера привозили из Франции.

Роспись на втором веере, посвященном этому балу, тоже принадлежит кисти российского художника. Ее автор - Иван Александрович Всеволожский, сценарист и художник, тайный советник и театральный деятель, обер-гофмейстер и директор императорских театров.И вот что удивительно - здесь карикатурное изображение участников бала-маскарада! Такой стиль исполнения - большая редкость.Веер императрицы Марии Федоровны. Россия, 1883. Черепаха, репс, гуашь. Роспись И. А Всеволожского. 

Всеволожский, по рассказам современников, обладал великолепным чувством юмора и нередко рисовал карикатуры на своих друзей и знакомых. Двумя годами раньше Иван Александрович уже расписывал подобный веер в память о костюмированном бале, изобразив 33 карикатурных образа членов Государственного совета в восточных костюмах.

Надо сказать, что среди изображенных гостей бала нет хозяев, великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны, а также императорской четы, Александра III и Марии Федоровны.

Третий веер, который я вам хочу сегодня показать, расписывала женщина. Он продолжает тему бала-маскарада 25 января 1883 года. Роспись на экране веера изображает русскую боярыню.Веер императрицы Марии Федоровны. Россия, 1883. Карельская береза, репс, шелк, гуашь. Роспись Е. Барсуковой. 

Обратите внимание - в руках у боярыни тоже веер! Но не складной, а сделанный из перьев, по моде XVII века (так называемое опахало).

Елена Барсукова - русская художница, окончила Академию художеств в Петербурге и работала в Императорском обществе поощрения художников. Женщины в художественной среде того времени - явление довольно редкое. Тем ценнее подобные работы!

https://www.liveinternet.ru/users/babeta-liza/post465162271/

https://www.liveinternet.ru/users/babeta-liza/post465162271/

http://hermitage.guide/

Картина дня

наверх