На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владислав Петряев
    Сознание человека так многопланово, так изменчиво и в тоже время так ностальгично к прошлому, что часто трудно дать о...История создания ...
  • Светлана Митленко
    Когда он был на взлете, то тоже прошел мимо меня. Гораздо позже в силу своей профессии я о нем узнала. И тоже никак. ...От одесского жули...
  • Светлана Митленко
    Тут мы с Вами очень похожи. Бардовские песни и мне нравятся, так же как и городской романс, и шансон. Но Северный име...От одесского жули...

Сибирское барокко

Сибирское барокко — самое общее обозначение храмовой архитектуры Сибири XVIII века. По состоянию на 1803 год в Сибири насчитывалось 115 каменных храмов. Подавляющее их большинство принадлежало к провинциальному варианту русского барокко, испытавшему влияние барокко украинского и (в отдельных случаях) ламаистского декора. Наибольшее число памятников сохранилось в Иркутске, Тобольске и Томске. Первоначальные интерьеры уцелели только в Крестовой церкви

Общие сведения

Сибирские церкви XVIII века, подобно большинству памятников московского узорочья и барокко, — бесстолпные. С западной стороны к ним примыкают трапезные с колокольнями. Для барочных памятников Сибири характерно стремление к живописному нагромождению последовательно уменьшающихся объёмов. Декоративная система отмечена оригинальными привнесениями, предположительно восточного происхождения (стрельчатые сандрики в виде пламени, ступообразные формы, колесо Дхармы).

В сибирских памятниках переплелись несколько локальных ветвей барокко: прежде всего московского или "нарышкинского", северного, отчасти уральского и, наконец, украинского. Искусство сибирских народов и сопредельных азиатских стран активно включилось в формирование своеобразного архитектурного языка, сообщив ему особый "восточный" привкус.

В Спасской церкви (1706-1710), Богоявленском соборе (1718-1746) представлены стилевые особенности московского "нарышкинского" барокко при сохранении еще древнерусских мотивов. Харлампиевская церковь навеяна храмовым зодчеством Тотьмы; особняком стояла Спасо-Преображенская церковь, выполненная в позднебарочных, скупых формах.

А такие церкви, как Крестовоздвиженская церковь (1747-1758), Чудотворская (1748-1765), к сожалению, утрачена,Вознесенская (1749-1759),

Тихвинская (1754-1759), Знаменский монастырь (1757-1762), Троицкая церковь (1763-1775), Владимирская (1777-1780) - полностью принадлежали сибирской барочной школе. Из этих семи церквей три - Чудотворская, Вознесенская, Тихвинская — снесены в 1930-е годы; Владимирская сохранилась, но с очень большими утратами, она стоит в начале ул. Декабрьских событий.

Барокко в иркутских храмах

Поразительно, что семь церквей, довольно значительных по объему, выстроены в общей сложности за тридцать лет в период с 1747 по 1780 г. Такой концентрации барочных культовых построек нет ни в одном сибирской городе. Уже по одному этому можно судить, насколько могущественным и богатым стал Иркутск в ту пору, по праву оспаривая у Тобольска звание сибирской столицы.В традициях Сибирского барокко в Иркутске были построены церкви:

Владимирская церковь
Вознесенская церковь (позднее барокко)
Знаменская церковь
Крестовоздвиженская церковьТихвинская церковь (утрачена)
Троицкая церковьЧудотворская церковь (утрачена)
Богоявленский собор
Спасская церковь

Владимирская церковь

Фото 1910 г.

Владимирская церковь 1775 г. первоначально была возведена из дерева и лишь спустя почти 60 лет заменена на каменную. Она строилась на средства иркут­ского купца Якова Протасова.

В основе объемно-пространственной компози­ции лежит крупный, с четырьмя рядами окон четверик под четырехскатной кровлей. Венчает храм двухъярусный малый восьмерик, завершен­ный восьмилотковым покрытием, и более мелкие восьмерики, расположенные над углами четверика. Покрытие четырехскатной кровлей на­столько необычно для иркутских построек этого периода, что дает право говорить о возможной перестройке венчающей части памятника.

Декоративное решение выполнено под влия­нием местных художественных традиций. В фа­садной композиции в основном преобладают вертикальные членения, что значительно отлича­ет пластическое решение данной постройки от убранства других храмов «сибирского барокко». Вертикальная направленность подчеркнута рисунком ступенчатых наличников, рядами узких лопаток, расположенных в межоконных прост­ранствах стены. Впервые в Иркутске применя­ются наличники, вытянутые на два яруса окон (третий и четвертый). Углы храма и трапезной имеют лопатки, заполненные исконно сибирски­ми вдавленными рельефными панно крестообраз­ной формы.

Постройка, несомненно, является выдающим­ся памятником «сибирского барокко». Градоформирующее значение церкви привело к новым решениям этого стилевого направления, выразив­шемся в необычном построении пятиглавого хра­ма и оригинальной трактовке пластического ре­шения.В настоящее время церковь утратила свои первоначальные формы в результате значитель­ных перестроек и представляет собой невырази­тельный четырехэтажный объем под шиферной кровлей. Сильно пострадал и декор храма, лишь на плоскости стен апсиды частично сохранились рельефные лопатки. Важное градостроительное положение церкви, а также несомненные архитектурные достоинства требуют скорейшего вос­создания ее первоначального облика.

Вознесенская церковь

Первоклассный Вознесенский мужской монастырь, основанный в 1672 г. (почтовая карточка начала ХХ в.), располагался в 4-х км к северу от Иркутска у села Жилкино. На его территории к концу XIX в. находились четыре храма: Вознесенский собор (1872); соборная колокольня (1881); каменная Смоленская церковь (1809); деревянная Тихвинская церковь (1691). До нашего времени сохранился ряд второстепенных его построек. Полуразрушенная Успенская церковь (1783) восстанавливается. Открытка из коллекции С. И. Медведева

Первой в монастыре в 1672 была построена деревянная церковь во имя Вознесения Господня с приделом Одигитриевским, которая в 1749-1767 была заменена на каменный собор.

9 февраля 1805 в Вознесенском соборе были помещены мощи Святителя Иннокентия, канонизированного в 1804. С 1883 монастырь именуется Вознесенским Святителя Иннокентия.

В 1863-1873 собор заново перестраивается по проекту иркутского архитектора В.А. Кудельского. Он имел четыре престола: главный – во имя Вознесения Господня, правый — во имя Святителя Иннокентия (освящен 24 июня 1873), левый — во имя св. Митрофана и Тихона Воронежских (4 ноября 1873), в подклете собора над усыпальницей архиепископа Парфения (24 февраля 1873) — во имя Антония и Феодосия Печерских Чудотворцев.Архитектура собора была выдержана в русско-византийском стиле. Монументальный крестово-купольный храм венчали пять глав. В 1930-е собор снесли.

Знаменская церковь

Единственный женский монастырь в Восточной Сибири.

Иркутский во имя Знамения Пресвятой Богородицы женский монастырь начал строиться по грамоте, данной в 1689 митрополитом Сибирским и Тобольском Павлом, в одной версте от Иркутского острога на правом берегу р. Ангары в устье р. Иды (сейчас р. Ушаковка). Главным строителем — оpганизатоpом и pаспоpядителем всех строительных работ — был иркутский житель Влас Сидоpов. К 1693 его стараниями была построена первая деревянная церковь, которая была не только монастырской, но и приходской. Петр I придавал строительству этого монастыря особое значение: шла христианизация населения Сибири. До сих пор здесь хранится пожалованное им Евангелие.

Деревянные храмы, построенные в 1693 и 1727, быстро ветшали, и в 1757 была заложена на средства иркутского купца Ивана Бечевина каменная церковь во имя Знамения Божией Матери. Ее архитектура близка зодчеству средневековой Руси и вместе с тем, отмечают специалисты, имеет элементы “сибирского барокко”. Первым был освящен Николаевский придел в 1760. В 1787 был пристроен Казанский придел, в 1794 – Спасо-Преображенский. Настоятельский корпус построен в 1797, второй его этаж возведен в 1858. Монашеские кельи вдоль северной границы монастыря построены иждивением купца Н.С. Чупалова в 1818 Второй храм, свв. Димитрия и Трифона построен и освящен в том же 1818.

Жители города особенно почитают Знаменский монастырь, так как в его ограде находится могила Е.И. Трубецкой, жены декабриста С. П. Трубецкого, здесь же были похоронены и их дети, один из первых исследователей Курильских островов и Аляски Г. И. Шелихов, декабристы В. А. Бечаснов, П. А. Муханов, Н. А. Панов.

В 1934 постановлением Президиума городского совета от 11 июля Знаменская церковь была закрыта и отдана под рабочий клуб. Все иконостасы были сломаны и стены храма постепенно разрушались. В 1945 Знаменский храм был возвращен епархии. На момент передачи верующим церковь находилась в безобразном состоянии, о чем в октябре 1945 был составлен акт. Крыша куполов была разобрана, стекла выбиты, рамы сломаны, печи разрушены, электропроводка сорвана, каменные полы местами поломаны, каменный забор разобран, памятники декабристов разрушены, одна из стен здания разобрана. Знаменский иконостас был сделан весь заново, от старого были использованы только Царские врата.Необходимо отметить подвиг мирян, тайно сохранивших святыни из закрытых и разоренных храмов. Одна из святынь Знаменского монастыря – Евангелие, подписанное и подаренное монастырю Петром I, отпечатанное в 1690 в Москве, до возвращения в Знаменскую церковь хранилось в куче угля.

В 1948 Знаменской церкви был возвращен статус кафедрального собора.
30 августа 1960 комплекс Знаменского монастыря Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 (Приложение 1) переведен в ранг памятников архитектуры республиканского (федерального) значения и поставлен на государственную охрану.В ноябре 2004 в сквере Знаменского монастыря был установлен памятник адмиралу Александру Колчаку.

Крестовоздвиженская церковь

Венцом, непревзойденным шедевром сибирского барокко стала Крестовоздвиженская церковь в Иркутске - одна из лучших церквей Сибири. Первая деревянная церковь на этом месте была сооружена в 1718 году. Храм освящал сибирский митрополит Филофей Лещинский. Каменная Крестовоздвиженская церковь строилась 11 лет. В 1747-1758 годах было сооружено основное здание храма, в 1774 – 1779 годах к нему пристроили северный придел. Спустя 100 лет, в 1860 году, к храму пристроили папетрь, несколько исказившую его первоначальный вид. Прежде на этом месте стояло высокое каменное крыльцо . До 1950 года в церкви сохранялись уникальные слюдяные оконницы, но их заменили на обычное стекло. Церковь окружает изящная ограда, оформленная в стиле барокко. Особенно поражает каменное кружево, покрывающее стены Крестовоздвиженского храма. Известный русский искусствовед Г К. Лукомский восхищенно писал: «Плетение, как кружево, стелящееся по карнизу, вдоль столбов, между окнами, составляющее обрамление этих окон, у цоколя — покрывает всю церковь, перекрытую барочными, очень странного силуэта куполами. Лишь церкви Соликамске да Сольвычегодска могут сравняться с этим храмом по богатству фантазии и прелести выполнения узорчатых деталей». В каменном убранстве Крестовоздвиженской церкви присутствуют монгольские мотивы.


Крестовоздвиженская церковь в Иркутске. Сибирское барокко.
Крестовоздвиженская церковь внутри. Сибирское барокко.
Тихвинская церковь

В 1706 году был построен первый деревянный храм. В 1754 году на средства иркутского купца Бечевина И. С. был заложен каменный Тихвинский храм. Во время иркутского пожара 1879 года храм обгорел, но при восстановлении был соблюден его первоначальный облик. По названию храма были названы Тихвинская улица (ныне — улица Сухэ-Батора) и Тихвинская площадь (ныне — площадь Графа Сперанского).

Архитектура Тихвинского храма была характерной для сибирского барокко середины XVIII века. Тихвинская церковь располагалась на Тихвинской площади. Строительство деревянной церкви было начато в 1706 г., завершено в 1708 г. Освящение ее состоялось 13 апреля 1708 г. епископом Варлаамом (Косовским), из наместников Киево-Пустынно-Николаевского монастыря. Прослужила церковь более 40 лет.

В 1754 г. на месте деревянной Тихвинской церкви заложили каменную. Ее строительство было закончено в 1775 г. Каменная церковь возводилась личным иждивением и на капиталы купца И.С. Бечевина. Первым её священником стал Филипп Васильевич Образцов, похороненный на кладбище во дворе церкви.
В пожаре 1879 г. церковь обгорела, но была реставрирована и сохранена в прежних формах.
В ХIХ в. церковь была изукрашена наружными росписями. По красоте наружных росписей Тихвинская церковь могла соперничать с церковью Нерукотворного образа Спаса, на противоположной стороне площади. Но Тихвинская отличалась большим количеством таких росписей: на колокольне, на стенах самого храма, над воротами часовен.

Тихвинская церковь была драгоценностью среди других драгоценных созданий из камня. Великолепными были её резные позолоченные барочные иконостасы, множество икон, среди которых были иконы и ХVII в. Иркутская летопись сообщала, что в XIX в. Тихвинская церковь была одной из самых богатых в городе.

Территорию церкви окружала каменная ограда с коваными решётками из ажурных переплетений. С северной стороны были высажены лиственницы.

Первые разрушения были нанесены церкви в гражданской войне, в ходе декабрьских боёв. С первых дней советской власти здание храма было признано памятником архитектуры (постановление Иркутского губисполкома от 1925 г.) Однако, постановлением ВСКИК от 26 мая 1932 г. церковь была закрыта и вскоре разобрана до основания. В советское время на месте Тихвинской церкви было построено здание треста "Востсибуголь"В 1932 году был закрыт и вскоре снесён.

Богоявленский собор

Собор был основан в 1693. Он расположился за восточной стеной Иркутского кремля. В XVIII веке его собирались расширить, но не успели — во время пожара 3-го августа 1716 он полностью сгорел.

Спустя два года было решено восстановить собор из кирпича, но царский указ 1714 временно запрещал возведение каменных построек: строительство новой столицы на берегу Невы требовало слишком много затрат, материалов и мастеровых. В 1718 указ был частично отменен, и в том же году, расчистив пепелище, в Иркутске заложили Богоявленский собор, которому суждено было стать третьим по счету каменным городским зданием. Его строили пять лет. Пожертвования на его строительство делали горожане и гости Иркутска, принося деньги и драгоценности. Через шесть лет после закладки строительства, было открыто первое сооружение собора — придел святых апостолов Петра и Павла (Петропавловский придел).
В ночь с 23 на 24 апреля 1804 произошло землетрясение. В результате слетел крест собора и был повреждён пятый купол, который позже был убран.
В сентябре 1812 были выкопаны рвы для второй соборной колокольни. Сам колокол вылили в 1797 году, он весил более 12 тонн. Это был самый большой колокол в городе, поэтому получил соответствующее название — Большой. С 1797 года он висел на столбах. 30 марта 1815 года колокол был поднят на новую колокольню в стиле русского классицизма, которая 10 июня окончательно была покрыта железом и увенчана крестом.
В советский период Богоявленский собор счастливо избежал судьбы кафедрального Казанского собора, хотя и пережил тяжёлые годы. После Октябрьской революции Собор Богоявления был закрыт для верующих. В его здании разместился кондитерский цех хлебозавода. Храм неоднократно подвергался изменениям под производственные нужды завода. Теперь только глубокий знаток архитектуры смог бы увидеть в нагромождении хозяйственных построек шедевр древнего русского зодчества. Четверик соборного здания был разделён на несколько этажей под общежитие. В 1968 печи хлебозавода были ликвидированы, началась реставрация собора, которая продлилась 18 лет. После чего храм был передан в распоряжение Краеведческому музею. В 1960 Богоявленский Собор и Спасскую церковь хотели снести. Специально для подписания соответствующих бумаг приехала Галина Оранская, архитектор из Москвы. Но вместо того, чтобы дать приказ о сносе, она взялась за реконструкцию культовых сооружений. Тогда же храм получил статус республиканского значения.
В 1994 Собор Богоявления был передан Иркутской епархии, которая вскоре начала проводить богослужения в бывшем приделе Петра и Павла.
В 2002 была завершена роспись алтаря. Нынешний облик Богоявленского собора сильно отличается от его прежнего исторического облика.

Богоявленный собор в Иркутске.

Спасская церковь или Свято-Троицкий храм

Точная дата начала строительства каменной церкви не установлена. Вероятно, она была заложена в период с 1754 по 1759 годы. 5 мая 1763 года был освящён правый придел, 26 июля 1775 года — левый придел. 22 сентября 1778 года церковь была освящена.Спасская церковь (храм во имя Спаса Нерукотворного Образа) — второе каменное здание Иркутска, расположено в историческом центре города. До строительства каменной церкви была деревянная Спасская церковь. Она была построена в 1672 и располагалась в центре Иркутского острога. После Октябрьской революции церковь была закрыта, но здание сохранилось. В 1970-1980 оно было отреставрировано. С 1982 в Спасской церкви находился выставочный отдел Иркутского областного краеведческого музея.
В Иркутском остроге в первое десятилетие его существования не было настоящего храма. В 1672 г. казаки с боярским сыном Иваном Максимовым во главе и посадские люди выстроили первый деревянный храм «во имя Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа» в центре деревянной крепости. Благославенную грамоту на постройку Спасского храма Тобольский митрополит Корнилий дал еще в 1670 г. Точных сведений об архитектуре и убранстве Спасского деревянного храма специалистами пока не обнаружено.

В начале XIX в. Спасская церковь была расписана не только внутри, но и снаружи. Роспись на фасадах здания занимала довольно значительное место и включала не только лики святых, но и многофигурную композицию, отдельные сюжеты которой (и это следует подчеркнуть) были навеяны непосредственно историей Иркутска. Внутренние росписи, к сожалению, не сохранились, а наружные были реставрированы.

С установлением Советской власти в 1920 г. все церковное имущество иркутских храмов было принято на государственный учет и сами храмы по решению гражданских властей передавались от одной общины к другой. В 1924 г. Спасская церковь была передана вместе с Казанским и Богоявленским соборами обновленческой общине иркутских кафедральных соборов. В 1931 г. Спасская церковь была закрыта для богослужения и приспособлена под сапожную мастерскую. В январе 1931 г. иркутский горсовет вынес постановление закрыть храм, а в самой церкви разместить рабочих, прибывающих на строительство Дома советов на месте взорванного Казанского кафедрального собора. 11 марта со Спасской церкви сбросили все 6 колоколов и отправили их на переплавку. Чуть позже здание храма передали в распоряжение Стройобъединения, которое устроило здесь общежитие для рабочих. В результате, к 1960 г. храм пришел в полный упадок и запустение. В 1932 г. храм могли взорвать вместе с Казанским собором, но заветный список Наркомата просвещения, в котором Спасская церковь числилась как исторический памятник, уберег ее от разрушения. 40 лет в стенах древнейшего иркутского храма располагались мастерские, коммунальные квартиры, склады. К 1960 г. храм пришел в полный упадок и запустение.
В 1960 г. Спасская церковь была принята на учет как памятник архитектуры и истории. Началась подготовка к ее реставрации. Реставрация завершилась в 1979 г., и памятник был передан в распоряжение Иркутского областного краеведческого музея.
В 1982 г. в Спасской церкви открылся выставочный отдел Иркутского областного краеведческого музея.
1 ноября 2006 г., Иркутский областной краеведческий музей передал ключи от Спасской церкви представителям иркутской епархии. 20 ноября 2006 г. отслужили первый молебен, а в рождественскую ночь 2007 г. в Спасском храме служили первую, после 75-летнего перерыва, литургию. Это произошло в символичный год 300-летия церкви. В ноябре 2010 г. в Спасском храме снова начался ремонт. В храме отремонтировали фундамент колокольни, кровли и фасада, привели в порядок уникальные настенные фрески. Также при первой реставрации церкви в 1980-х гг. был изменен облик куполов. Им вернули первозданный вид. Поскольку в 2007 г. археологи обнаружили у стен храма кладбище иркутских первопроходцев, после реставрации храма останки первых жителей Иркутска торжественно перезахоронили с восточной стороны, где строители установили специальную крипту — своеобразный склеп.

Храм был построен в 1778 году и сегодня является, пожалуй, самым ярким образцом «сибирского барокко» в Иркутске. Церковь отличается необычным объемно-пространственным построением. В композиции здания прослеживается связь с деревянными ярусными храмами, которые были распространены на территории Иркутской области в середине XVIII в.Троицкая церковь. Один из старейших православных храмов Иркутска.

И еще хочется привести фото Кафедрального собора, пусть он к барокко отношение не имеет, но какую же красоту уничтожили!Это бывшая Тихвинская площадь, которая сегодня выглядит вот так:Сам собор:В цвете:

https://irgid.ru/gallery/93/%D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D0%B5-%...

http://irkipedia.ru/content/religioznyy_centr_sibiri_irkutsk...

http://irkipedia.ru/content/voznesenskiy_monastyr

http://irkipedia.ru/content/znamenskiy_monastyr

http://irkipedia.ru/content/krestovozdvizhenskaya_cerkov

http://www.new.vsytchev.com/?id=7

http://irkipedia.ru/content/tihvinskaya_cerkov_istoricheskie...

https://irkutskmedia.ru/news/513322/

http://irkipedia.ru/content/ansambl_bogoyavlenskogo_sobora

http://posibiri.ru/spasskaya-cerkov-v-irkutske/

http://irkipedia.ru/content/hram_vo_imya_spasa_nerukotvornog...

Картина дня

наверх