На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...
  • Валерий Протасов
    Сколько богатств накоплено, что  ни разрушить  все шедевры, ни предать забвению не удалось никому.Красоты и музеи П...

Михайловский замок и его призраки

Михайловский замок, ставший последней резиденцией "русского Гамлета" - императора Павла I, давно привлекает внимание любителей городских легенд. Легенды о призраке убитого Павла пользовались популярностью в 19 веке.
Наследник Павла – император Александр I передал замок в управление своему брату Николаю, который открыл в здании Инженерное училище. Бывший дворец получил второе название – Инженерный замок, ставший для учеников-кадетов «местом ужаса». По ночам ребятам чудилось, будто по коридорам бродит неприкаянная тень императора.
Бытописатель Николай Лесков (можно сказать, блогер века 19) упоминал о легендах Михайловского (Инженерного замка) в своих «Кадетских воспоминаниях»:
«У домов, как у людей, есть своя репутация. Есть дома, где, по общему мнению, нечисто, то есть, где замечают те или другие проявления какой-то нечистой или по крайней мере непонятной силы. Спириты старались много сделать, для разъяснения этого рода явлений, но так как теории их не пользуются большим доверием, то дело с страшными домами остается в прежнем положении.
В Петербурге во мнении многих подобною худою славою долго пользовалось характерное здание бывшего Павловского дворца, известное нынче под названием Инженерного замка. Таинственные явления, приписываемые духам и привидениям, замечали здесь почти с самого основаниям замка»

«Как сама постройка, так и все оборудование Замка бросают свет на характер и вкус почившего монарха» - писал современник Коцебу после смерти Павла.

Еще при жизни Павла ходили слухи, будто государь разговаривает с призраками и способен предвидеть будущее. Он предвидел революцию в России и гибель династии Романовых. Свои предсказания он изложил в письме, которое велел вскрыть спустя сто лет после своей смерти (хоитя существует версия, что он получил сведения от монаха Авеля). Адресатом письма оказался Николай II... В письме были строки "святой император... сменишь ты корону на венец терновый..."
Известна легенда о встрече Павла с призраком прадеда. Однажды вечером Павел в сопровождении своего друга князя Куракина шел по улицам Петербурга. Вдруг рядом оказался человек, завернутый в широкий плащ. Павел обратился к Куракину:
- С нами кто-то идет рядом
Однако спутник никого не увидел.
Вдруг призрак заговорил:
- Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие.
Подойдя к середине площади он произнёс:
- Прощай, Павел, ты снова увидишь меня здесь.
Уходя, незнакомец приподнял шляпу, Павел разглядел лицо Петра.
Слова призрака сбылись, именно на этом месте был установлен знаменитый Медный Всадник.
Лесков упоминает, будто не только Павел видел тень Петра Великого:
«Еще при жизни императора Павла тут, говорят, слышали голос Петра Великого, и, наконец, даже сам император Павел видел тень своего прадеда. Последнее, без всяких опровержений, записано в заграничных сборниках, где нашли себе место описания внезапной кончины Павла Петровича, и в новейшей русской книге г. Кобеко. Прадед будто бы покидал могилу, чтобы предупредить своего правнука, что дни его малы и конец их близок. Предсказание сбылось.

Впрочем, тень Петрова была видима в стенах замка не одним императором Павлом, но и людьми к нему приближенными. Словом, дом был страшен потому, что там жили или по крайней мере являлись тени и привидения и говорили что-то такое страшное, и вдобавок еще сбывающееся. Неожиданная внезапность кончины императора Павла, по случаю которой в обществе тотчас вспомнили и заговорили о предвещательных тенях, встречавших покойного императора в замке, еще более увеличила мрачную и таинственную репутацию этого угрюмого дома. С тех пор дом утратил свое прежнее значение жилого дворца, а по народному выражению – «пошел под кадетов».

Павел правил недолго (4 года, 4 месяца и 4 дня, какое интересное совпадение, не правда ли?), оставшись в тени матери Великой Екатерины и сына Александра - победителя Наполеона.

К личности Павла часто относятся предвзято, представляя карикатурно - глуповатым безвольным истериком. Историю обычно пишет победитель, выставляя предшественника в неприглядном образе.

Павел возглавлял Мальтийский орден (по одной из версий, именно мистические знания стали причиной его скорой смерти). Неужели глупый истерик получил честь стать хранителем вековых тайн ордена? Или рыцарям-мальтийцам понадобился "свой человек" на троне?
Император Павел - глава мальтийского рыцарского ордена. Государь желал соответствовать своему статусу, его резиденция строилась по примеру старинных рыцарских замков.

Прозвище "русский Гамлет" Павел получил во время путешествия по Европе, когда был царевичем. В честь приезда Павла в Венской Опере должны были представить "Гамлета" Шекспира, но кто-то заметил, что тогда в зале окажется два Гамлета: один на сцене, другой - в ложе. Вместо "Гамлета" будущему императору представили "Свадьбу Фигаро".

Выбор места постройки мистического замка тоже связан с легендами. Великий князь Павел Петрович задумал построить шикарный дворец еще в 1784 году. С этого момента и начался процесс проектирования здания, который продлился почти 12 лет.

Загадочные совпадения прослеживаются в истории здания с самого начала. К примеру, замок мог быть построен не в центре Петербурга, а в Гатчине. Но впоследствии резиденцию императора поставили именно на том месте, где когда-то находился Летний дворец Елизаветы Петровны. Именно там 20 сентября 1754 года и появился на свет Павел. Спустя 47 лет здесь же он встретит свою смерть. Но обо всем по порядку…

Павел I взошел на престол в начале ноября 1796 года. Одним из первых его указов был документ о необходимости строительства на набережной реки Фонтанки шикарной резиденции. Ради этого император распорядился остановить многие другие стройки, откуда изымались материалы для замка, эскизы к которому, в числе прочих архитекторов, были подготовлены и самим царем.

Из Исаакиевского собора на набережную Фонтанки везли мрамор, из Таврического дворца – наборный паркет, а из Царского Села доставляли декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры. На стройку согнали около шести тысяч человек, которые трудились днем и ночью при свете факелов.

Император доверил реализовывать свою мечту архитектору Василию Баженову и итальянцу Винченцо Бренне. Иностранный специалист доработал проект Баженова, из-за чего впоследствии ошибочно считался единственным автором.

Согласно легенде, солдату-часовому в Летнем дворце, явился юноша, окружённый сиянием, который сказал: «Иди к императору и передай мою волю - дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила». Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. Поэтому имя замку было дано - Михайловский.
Дворец Елизаветы Петровны, на месте которого был построен Михайловский замок
Михайловский замок со стороны набережной Фонтанки. Бенжамин Патерсен. 1801 г.Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге. Ф.Алексеев. 1800 г.Государственный Русский музей

По другой версии к Павлу явился старец, который велел начать строительство нового дворца на месте, где он родился (Летний Дворец императрицы Елизаветы Петровны), и назвать замок в честь архангела Михаила.

Однако, несмотря на это благоволение свыше, замок оказался связан с мрачными предсказаниями.
Говорили, будто кудесники предсказали - Павел умрёт на том месте, где родился. Также существует предание о том, что император сам предрек свою кончину, сказав: «На этом месте я родился, здесь хочу умереть».Мнительный Павел I, опасавшийся дворцовых переворотов, желал как можно скорее достроить Михайловский замок, чтобы переехать туда из Зимнего. Замок в его представлении должен был стать неприступной крепостью. Во многом так и было. Роскошное здание расположилось на острове: его омывали Мойка, Фонтанка и два канала. Через них были перекинуты мосты, которые на ночь поднимались.1 февраля 1801 года император вместе с Марией Федоровной и детьми торжественно переехал во дворец, в день святого архангела Михаила, в честь которого и был назван замок. Этот случай стал единственным в истории русского зодчества, когда светское архитектурное сооружение стало называться в честь святого.

Павел торопился въехать в новый дворец, в котором до конца не были завершены работы.
«Ничто не могло быть вреднее для здоровья, как это жилище. Повсюду видны были следы разрушающей сырости, и в зале, в которой висели большие исторические картины, я видел своими глазами, несмотря на постоянный огонь, поддерживаемый в двух каминах, полосы льда в дюйм толщиною и шириною в несколько ладоней, пробегающие с верху до низу по углам…. Но император был до того поглощен своим созданием, что самое осторожное порицание раздражало его» - свидетельствует Коцебу.
Историк Пыляев описывает первый торжественный вечер в новом дворце, который походил на бал призраков.
«Настолько был сыр дворец, что в первый раз, когда император дал в нем бал, в комнатах стоял такой туман от зажженных восковых свечей, что везде была густая мгла, и тысячи свечей мерцали, как тусклые фонари на улице. Гостей можно было с большим трудом различать в конце каждой из зал; они как тени двигались в потемках. Все дамские наряды и уборы отсырели, и в полутьме казались одного цвета».
Исследователи отмечают, что император предвидел свою трагичную судьбу.

«Из биографии императора Павла I известно, что видения и сны играли необычайную роль в его жизни. Накануне трагической ночи 11-го марта государю приснился кошмар, будто на него натягивали узкий парчовый кафтан и при этом с таким усилием, что он проснулся от боли. В следующую ночь (на 11 марта) Павел окончил свои дни…» - упоминает историк Плотников.
Открытка 1906 года


Другое предсказание связано с надписью на фасаде замка - цитатой из Библии "ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ". Говорили, будто после постройки замка сама Ксения Петербургская предсказала - что император проживет ровно столько, сколько букв в тексте над главными воротами Михайловского замка. Он прожил сорок семь лет, что точно соответствует количеству символов в цитате - сорок семь.
Фасад замка с роковой надписью "ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ" - 47 букв. На всех фасадах дворца «сверх крыши» были установлены скульптуры. Так на парапете главного южного фасада находились статуи, олицетворявшие российские губернии.  В 1830-е годы скульптурное убранство полностью  было снято, в том числе исчезли и мраморные статуи «Аполлон Бельведерский» и «Диана», стоявшие в нишах центрального портика, по сторонам от обелисков.Как видите стоят пустые ниши.
«Сообразно этому и толковал петербургский фольклор значение этой надписи для судьбы Павла: оно образует сумму из числа входящих в отрывок из Псалма букв: «число букв надписи точно соответствует числу лет, положенных Провидением для жизни убиенного императора — 47 лет» - пишет историк Плотников.
Северный фасадСеверный фасад, скульптур на крыше нет. До середины XIX века  года к входу с востока вела  веерообразная лестница, украшенная декоративными вазами и статуями Геракла и Флоры, привезенными из Италии. Ничего из скульптурного убранства не сохранилось до наших дней. Обращенный к Летнему саду северный фасад в центре украшает терраса с широкой лестницей из сердобольского гранита. По сторонам установлены на гранитных постаментах бронзовые статуи Геракла и Флоры Фарнезских (копии античных статуй)- символы процветания и мощи. Их отлили еще при Екатерине II в Академии Художеств для украшения лестницы Камероновой галереи в Царском Селе, но в 1799 году они были переданы в резиденцию Павла I. Скульптурный декор северного фасада, не сохранившийся до наших дней напоминал об итальянских виллах, что было продиктовано его  близостью к природе- Летнему саду.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 года Павел был убит заговорщиками в собственной спальне. Он прожил в замке всего сорок дней. Тоже мистическое число - сорок дней после смерти отведено душе находиться на земле.

Накануне своей смерти в 10 часов вечера Павел ушел к себе. Современники рассказывали, что вдруг он стал задумчив, побледнел и вместо обыкновенного прощания сказал: «Чему быть, того не миновать».
Печальный памятник императору. Скипетр Павла опущен - знак потери власти и жизни
Призрак императора не покинул замок. Работники музея рассказывают, что тень Павла бродит ночами по тёмным коридорам со свечою в руке. Даже заходя в кабинет царя, служащие всегда приветствуют призрачного хозяина "извините, что побеспокоили, Ваше Величество", а услышав скрип паркета или хлопанье двери произносят "Доброй ночи, Ваше Величество".

По легенде, в ночь своей гибели тень императора появляется у окна и ждет, когда мимо пройдет сорок семь прохожих. Если вы вдруг увидите в окне призрак Павла, будьте вежливы и пожелайте его величеству доброй ночи.


В 1819 году дворец стал Инженерным училищем, истории о привидениях особенно полюбились ученикам. Старые легенды дополнялись новыми. В училище появился свой призрак шутника-кадета, который решил нарядиться мертвецом-императором и попугать своих одноклассников. Шутника разоблачили, и он исчез из училища навсегда. Ученики шептались, будто хулиган умер от наказания розгами или его уволок в преисподнюю сам разгневанный Павел.





История несчастного кадета описана в рассказе Николая Лескова.
«Особенно было в моде пугать новичков или так называемых «малышей», которые, попадая в замок, вдруг узнавали такую массу страхов о замке, что становились суеверными и робкими до крайности. Более всего их пугало, что в одном конце коридоров замка есть комната, служившая спальней покойному императору Павлу, в которой он лег почивать здоровым, а утром его оттуда вынесли мертвым. «Старики» уверяли, что дух императора живет в этой комнате и каждую ночь выходит оттуда и осматривает свой любимый замок, – а «малыши» этому верили.

Комната эта была всегда крепко заперта, и притом не одним, а несколькими замками, но для духа, как известно, никакие замки и затворы не имеют значения. Да и, кроме того, говорили, будто в эту комнату можно было как-то проникать. Кажется, это так и было на самом деле. По крайней мере жило и до сих пор живет предание, будто это удавалось нескольким «старым кадетам» и продолжалось до тех пор, пока один из них не задумал отчаянную шалость, за которую ему пришлось жестоко поплатиться. Он открыл какой-то известный лаз в страшную спальню покойного императора, успел пронести туда простыню и там ее спрятал, а по вечерам забирался сюда, покрывался с ног до головы этой простынею и становился в темном окне, которое выходило на Садовую улицу и было хорошо видно всякому, кто, проходя или проезжая, поглядит в эту сторону.
Исполняя таким образом роль привидения, кадет действительно успел навести страх на многих суеверных людей, живших в замке, и на прохожих, которым случалось видеть его белую фигуру, всеми принимавшуюся за тень покойного императора.
Шалость эта продолжалась несколько месяцев и распространила упорный слух, что Павел Петрович по ночам ходит вокруг своей спальни и смотрит из окна на Петербург. Многим до несомненности живо и ясно представлялось, что стоявшая в окне белая тень им не раз кивала головой и кланялась; кадет действительно проделывал такие штуки. Все это вызывало в замке обширные разговоры с предвозвещательными истолкованиями и закончилось тем, что наделавший описанную тревогу кадет был пойман на месте преступления и, получив «примерное наказание на теле», исчез навсегда из заведения. Ходил слух, будто злополучный кадет имел несчастие испугать своим появлением в окне одно случайно проезжавшее мимо замка высокое лицо, за что и был наказан не по-детски. Проще сказать, кадеты говорили, будто несчастный шалун «умер под розгами», и так как в тогдашнее время подобные вещи не представлялись невероятными, то и этому слуху поверили, а с этих пор сам этот кадет стал новым привидением.
Внутренний двор замка





Товарищи начали его видеть «всего иссеченного» и с гробовым венчиком на лбу, а на венчике будто можно было читать надпись: «Вкушая вкусих мало меду и се аз умираю».

Если вспомнить библейский рассказ, в котором эти слова находят себе место, то оно выходит очень трогательно.
Вскоре за погибелью кадета спальная комната, из которой исходили главнейшие страхи Инженерного замка, была открыта и получила такое приспособление, которое изменило ее жуткий характер, но предания о привидении долго еще жили, несмотря на последовавшее разоблачение тайны. Кадеты продолжали верить, что в их замке живет, а иногда ночами является призрак. Это было общее убеждение, которое равномерно держалось у кадетов младших и старших, с тою, впрочем, разницею, что младшие просто слепо верили в привидение, а старшие иногда сами устраивали его появление. Одно другому, однако, не мешало, и сами подделыватели привидения его тоже побаивались. Так, иные «ложные сказатели чудес» сами их воспроизводят и сами им поклоняются и даже верят в их действительность»
- пишет Николай Лесков.

Федор Алексеев. Вид на Михайловский замок со стороны Фонтанки. 1800 год
Федор Алексеев. Вид на Михайловский замок со стороны Фонтанки. 1800 год.
Император хотел принимать в своей резиденции собрания и торжественные церемонии мальтийских рыцарей – ради этого в соответствующем стиле были отделаны несколько парадных апартаментов.  Единственным парадным приемом стала аудиенция датскому министру графу Левендалю, данная 24 февраля 1801 года в Мальтийском тронном зале.Также за месяц с небольшим в Михайловском замке прошел маскарад, а последним мероприятием стал концерт в Общем Столовом зале, где выступила мадам Шевалье, которая, согласно распространявшимся в тот период слухам, была любовницей Павла I и шпионила на Бонапарта.
Немного о внутреннем убранстве. Интерьеры резиденции оформлялись по проекту архитектора В.Бренны, но он во всем подчинялся личным пристрастиям венценосного хозяина резиденции. Во внутреннем убранстве замка с помощью языка аллегорий, эмблем и символов, была выражена идея прославления самодержавия и российской государственности. Парадная лестница
Павел лично утвердил тематику картин, которые должны были его украсить-это были сюжеты из истории России: «Крещение Руси князем Владимиром»; «Победа Дмитрия Донского над татарами на Куликовом поле»; «освобождение Казани от татар царем Иваном Васильевичем»; «Избрание Михаила Романова на царство»; «Победа Петра Великого при Полтаве»; «Соединение российского флота с турецким и проход через Босфор».  Воскресенский зал соединялся с Большим Тронным залом, предназначенным для придворных церемоний и приемов. Окна этого прямоугольного в плане зала были обращены к площади Коннетабля. Стены, затянутые  зеленым бархатом с золотым шитьем  украшал  фриз с живописными вставками на которых были изображены гербы 76 областей «подвластных Российскому скипетру».
Резной золоченый трон с вышитым гербом Российской империи был обит алым бархатом.  Плафоны Тронного зала были исполнены по эскизам итальянского художника Д.Валериани в дни правления императрицы Елизаветы Петровны для Екатерининского дворца в Царском Селе. В конце XVIII века эти живописные шедевры  заняли свое место в новой императорской резиденции. Тематически сюжеты  плафонов вписывались в контекст прославления России: «Аллегория победы» и «Аллегория мира», вензель Елизаветы - заменили на вензель Павла и добавили Мальтийский крест. Сегодня подлинные плафоны заняли свое место в Екатерининском дворце, а в  Михайловском замке размещены копии. Общий столовый зал.Библиотека Николаевского инженерного училища в Галерее Рафаэля. Фото 1903 г. (Михайловский замок."Белое и Чёрное". Санкт-Петербург. 2004 г.) Строевые занятия в Георгиевском залеИлюстрации книги "Михайловский замок"
До наших дней не сохранились чертежи интерьеров, что затрудняет их восстановление и не позволяет представить в полной мере, как резиденция выглядела внутри. Основная информация об убранстве  содержится в описании  Михайловского замка немецким писателем А.Коцебу, которое было составлено по указу Павла I.
Сразу после смерти Павла, утром 12 марта 1801 года августейшее семейство покинуло резиденцию, вернувшись в Зимний дворец. . После похорон Павла из замка начали вывозить уникальные памятники искусства и предметы обстановки. Само здание определили для размещения в нем государственных учреждений и квартир служащих  Придворной конторы. Для нужд училища были переоборудованы помещения бывшей резиденции. Во внутренних покоях со  стен удалялись остатки зеркал и мраморной облицовки, с потолков снимали живописные  плафоны, изысканные камины заменяли на простые печи. Все предметы роскоши продавались с публичных торгов, таким образом великий князь Николай Павлович рассчитывал покрыть все расходы по ремонту и переделке здания.
В 1822 году Михайловский замок  перешел в распоряжение Военного инженерного ведомства. С 1823 года указом императора Александра I  замок стали называть Инженерным. Здесь разместилось Инженерное училище.  Засыпали каналы, убрали мосты, а позднее провели и перепланировку. Среди учеников   Главного Инженерного  училища был  Ф.М.Достоевский, он обучался в Инженерном  замке с 1837 по 1843 годы. К числу  знаменитых воспитанников относятся так же: писатель Д.В.Григорович, ученые И.М.Сеченов и П.Н.Яблочков, композитор Ц.А.Кюи, герой Севастополя Э.И. Тотлебен и многие другие.
Комнаты, где произошло убийство Павла I в 1801 году оставались закрытыми и лишь в  1857 году помещения, где произошла трагедия отворили свои двери вновь.
Тогда  по указу императора Александра II и на его личные средства, в Спальне и Угловом Будуаре устроили домовую церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла для Николаевской инженерной академии и училища. Проект храма был составлен архитектором К.А.Ухтомским. После революции 1917 года церковь была закрыта и разграблена.
На протяжении почти двухсот лет в Михайловском замке располагались военно-учебные заведения,  затем различные советские учреждения, неоднократно осуществлялись изменения в планировке всего ансамбля, перестройки входивших в его состав сооружений и интерьеров. В ходе Великой Отечественной войны здесь располагался госпиталь, а до 1991 года сюда заселялись сразу несколько учреждений. После перестройки Михайловский дворец отдали Русскому музею, которому он принадлежит до сих пор. Но вернуть первоначальный облик внутреннего убранства не получится никогда.В 1980-х годах в замке было проведено неофициальное исследование сотрудниками Комиссии по аномальным явлениям при Русском Географическом Обществе РАН. Они изучали предполагаемую аномальную активность, но свои выводы, если они и были, широкой огласке не предали.

https://lenarudenko.livejournal.com/306173.html

https://spb.aif.ru/culture/event/1455930

http://www.hellopiter.ru/Mihajlovsky_lock.html

Картина дня

наверх