На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 169 подписчиков

Свежие комментарии

  • Tania Еременко
    С Днём рождения, Верочка!Поздравляю Верочк...
  • Светлана Митленко
    Самое главное не теряй интереса к жизни и радуйся каждому дню! Еще раз поздравляю с Днем рождения!Поздравляю Верочк...
  • ВераВерная
    Столько тёплых и приятных слов, Светочка, от души, сердечно благодарю!Поздравляю Верочк...

Некоторые факты за годы существования ВДНХ

Всесоюзная выставка (ВСХВ), задуманная в 1934 году, должна была отразить положительные стороны проведенной в сельском хозяйстве коллективизации. Этот план, в отличие от многих, удалось «выполнить и перевыполнить». 

За 80 с лишним лет своего существования ВДНХ не только стала одним из символов Москвы, но и прекрасно отражала все перемены, происходящие в нашей стране. В разные годы на территории выставки можно было наблюдать очень необычные строения и экспонаты. Вот некоторые из них и вспомним.Решение строить Всесоюзную сельскохозяйственную выставку было принято два года спустя, на Втором Всесоюзном съезде колхозников-ударников. Выставку было решено открыть 1 августа 1937 года к 20-летию советской власти на 100 дней. Идея Выставки во многом носила символический характер. Для доказательства успеха колхозного строительства было решено создать изобилие на огороженной территории Останкинского парка. Идея перекликалась с «построением социализма в одной отдельно взятой стране».

Работы на ВСХВ начались со второй половины 1935 года. Павильоны делались из типовых деревянных деталей. Работа шла медленно, но к июлю 1937 года уже стояли павильоны Белоруссии, Украины, общий павильон Закавказских республик, Татарии, Туркмении, Механизации, Главный павильон, павильон Свеклы, Овощей и др. Построить Выставку к сроку не удалось, был назначен новый срок — 1 августа 1938 года. Заодно решили увеличить срок службы павильонов до 5 лет. Тем временем был расстрелян нарком земледелия Михаил Чернов (процесс Бухарина, март 1938 года). Главный архитектор ВСХВ Вячеслав Олтаржевский тоже был арестован, на его место был назначен Сергей Чернышев, а позднее Анатолий Жуков. Наркомом земледелия и одновременно председателем Главвыставкома был назначен Роберт Эйхе, но в мае был арестован и он.

Временные деревянные павильоны, рассчитанные на 100 дней, переделывались так, чтобы они смогли простоять 5 лет (позднее этот срок будет увеличен до бесконечности). Одновременно устранялись следы модернизма. Вход на Выставку, построенный Олтаржевским в стиле «мягкого» модернизма, показался недостаточно монументальным и был снесен. На его месте Леонид Поляков построил трехпролетную триумфальную арку, украшенную скульптурными рельефами Георгия Мотовилова. Аналогичная судьба постигла павильон Механизации Олтаржевского. Он был снесен, но парадоксальным образом заменен на конструктивистский эллинг архитекторов А.Г. Таранова, В.С. Андреева и Н.А. Быковой, несмотря на то что конструктивизм к этому времени был официально отвергнут.Ныне на этолм месте стоит павильон Космос.

Открыть Выставку к 1 августа 1938 года тоже оказалось невозможным, и открытие было отсрочено еще на год. Генеральный план Выставки, созданный Олтаржевским, хотя и подвергался критике за отсутствие «яркости и праздничности», тем не менее практически остался неизменным. Павильоны Белоруссии, Поволжья, Арктики и Закавказских республик были снесены и построены заново. Перед главным павильоном было решено поставить скульптуры Ленина и Сталина, сверху, на башне Главного павильона, — скульптуру «Тракторист и колхозница», а перед новым павильоном Механизации — 25-метровую железобетонную статую Сталина (о ней ниже).

За четыре месяца до окончательного срока открытия Выставки Н.С. Хрущев, которого только что сделали первым секретарем ЦК Украины, осмотрел украинский павильон и остался им недоволен. «Украина — житница Советского Союза, — сказал он, — а павильон хуже павильона Москвы». Стоит отметить, что до этого, в 1937 году, когда Хрущев был первым секретарем МК ВКП(б), он приказал сломать и построить заново павильон Москвы, потому что тот был, по его мнению, хуже остальных, в частности павильона Украины.

В июле 1939 года, менее чем за месяц до открытия Выставки, скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» была перевезена из Парижа, где она пользовалась большим успехом на «Экспо-37», и смонтирована на подъездной аллее к Главному входу ВСХВ. Из-за недостатка времени, к большому огорчению Мухиной, высота постамента для статуи составила всего десять метров (в отличие от 34 метров в Париже).К 1 августа 1939 года в рекордно короткий срок (всего за 7 месяцев) было сделано вдвое больше работ по строительству, чем за 1936–1937 годы.

Героизм, проявленный строителями, архитекторами, художниками и скульпторами, которых вдохновлял неутомимый Николай Цицин, трудно переоценить. Очень показателен случай, связанный с судьбой скульптуры «Тракторист и колхозница», которая венчала 50-метровую башню Главного павильона. Мало кто знает, что на деревянную башню было просто невозможно поднять бетонную скульптуру весом в 70 тонн. Чтобы сделать невозможное возможным, строителям пришлось в срочном порядке усиливать башню металлическим каркасом, составленным из металлических ферм на железобетонном фундаменте. Сама скульптура состояла из отдельных элементов: ног, туловища, рук, голов и снопа. Поднимать массивную скульптуру начали за 10 дней до открытия выставки. Но и тут всех ждал неприятный сюрприз. Выяснилось, что кран, имеющий максимальную грузоподъемность 6 тонн, просто не в состоянии поднять сноп, который весил все 9. Надо было что-то срочно придумать. И тогда инженер Выставки С.А. Алексеев решил перепроектировать сноп, изготовив его из дерева фактически за два дня! А директор Выставки Николай Цицин под свою личную ответственность дал указание поднимать блоки скульптуры кранами меньшей грузоподъемности…Риск директора был велик. Но он оправдался: 1 августа, в день открытия Выставки, символ ВСХВ «Тракторист и колхозница» уже сиял на солнце своим бронзовым благородным блеском...Среди построенных к этому времени павильонов часть была реконструирована, усовершенствована, дополнена новыми архитектурными изысками. Выставочные павильоны стали отображать наиболее характерные черты национального стиля каждой из союзных республик. Забытый и неприметный пустырь северо-восточной границы Москвы превратился в уникальный выставочный город, где на 136 га были представлены 52 не похожих друг на друга павильона и еще 200 различных строений.

На одной территории здесь можно было увидеть лучшие достижения народного хозяйства, насладиться прогулкой по зеленым паркам, полюбоваться каскадом прудов.

1 августа 1939 года Всесоюзная сельскохозяйственная выставка была, наконец, торжественно открыта. На церемонии присутствовало 10 тысяч человек, включая видных деятелей партии и правительства Советского Союза.В первые 85 дней работы Выставки ее посетило свыше 3,5 млн человек!

ВСХВ и Вторая мировая война

В 1941 году выставку пришлось закрыть из-за вторжения в страну немецких войск. Фото: Грановский Наум/Фотохроника ТАСС
Сотрудники выставки были мобилизованы, а на месте выставочных залов оборудованы цеха, склады и казармы. Многие здания пострадали из-за регулярных бомбежек, а остальные — разграблены и испортились от времени. В 1947 году было принято решение заново отстроить огромный комплекс. 1 августа 1954 года ВСВХ снова начала функционировать.
Площадь Колхозов на Выставке достижений народного хозяйства СССР. 1958 год (Фото: Владимир Савостьянов и Валентин Мастюков (Фотохроника ТАСС))

Павильон «Мороженое»

Павильон «Главхолод», ВДНХ, 1950-е гг.Павильон «Главхолод», ВДНХ, 1950-е гг.С этого ракурса видно, что павильон располагался недалеко от фонтана «Золотой колос»Это чудесное строение, чем-то напоминающее шедевры Гауди, появилось на ВДНХ в 1939 году. Фото от 1939 года.

Проектировал его архитектор А.А. Бельский. Назывался павильон сначала «Главхолод». Внутри посетители могли познакомится с работой «Главхладпрома» и попробовать мороженое в зале на 80 человек. Согласно распространенной легенде, по первоначальному проекту на вершине строения должен был находиться пингвин, но во время утверждения высокое начальство заинтересовалось, где обитают пингвины. Оказалось, что на Южном полюсе, недалеко от берегов Америки, Австралии и Южной Африки. Тогда решено было фигуру империалистической птицы, живущей так далеко от Советского Союзе заменить на более близкого нам белого медведя.

Интересно, что к промышленному производству мороженого в СССР приступили лишь в 1930-е годы, до этого оно изготавливалось в основном лишь кустарным способом.

А началось все с того, что в 1932 году на улицах Москвы и Ленинграда, в витринах магазинов начали появляться объявления: «Только здесь вы узнаете, что такое «эскимо-пай». Тайна будет раскрыта». И внутри магазина девушки в белых халатах доставали из ящиков со льдом необычное лакомство — мороженое на палочке, завернутое в блестящую фольгу. А делали первое мороженое на Первом Московском молочном объединении «Главмолоко».

Плакаты, рекламирующие мороженое в 1930-х годах.

В 1954 году, после реконструкции, павильон заискрился как настоящий снежный домик благодаря покрытию из структурированной штукатуркой с добавлением слюды и мраморной крошки, а на верху появилась фигура морского котика с вазочкой мороженого. Фото после реконструкции 1954 года (слева)и начало 60-х годов.

К сожалению, его посетители сейчас вряд ли помнят это чудесное кафе, так как в  1980-е гг. павильон «Мороженое» уже не функционировал, поскольку нуждался в капитальном ремонте. Штукатурка обваливалась, коммуникации и техническое оснащении также требовало замены — здание, обнесенное забором, стояло почти целое десятилетие в ожидании своей участи. Данные о дате сноса павильона разнятся, но, согласно документам, в 1986 году «Мороженое» еще существовало, а в дальнейшем более не упоминалось.Павильон «Мороженое» после реконструкции 1954 года, ВДНХПавильон «Мороженое» в 1970-х годах, ВДНХ

Действующий ядерный реактор

Ядерный реактор, выставленный на ВДНХ
Ядерный реактор, выставленный на ВДНХ

С 1956 по 1963 годы на ВДНХ работал павильон «Атомная энергия в мирных целях». В качестве главного экспоната посетители могли увидеть настоящий атомный реактор в действии. Вот выдержка из брошюры выставки:

«Ядерный реактор, демонстрируемый на выставке, принадлежит к разряду гетерогенных реакторов, работающих на тепловых нейтронах. В качестве горючего в этом реакторе используется уран, обогащенный до 10% ураном-235. Рабочая загрузка реактора составляет 3 кг урана-235. Замедлителем и отражателем нейтронов служит обычная вода. Для более наглядного ознакомления посетителей с устройством и работой ядерного реактора он сооружен в открытом исполнении.»

Заглянув в стальной бак, залитый водой, все желающие могли увидеть работу реактора. Единственной защитой от излучения при этом был 5-метровый слой воды. Благодаря эффекту Черенкова наглядности процессам добавляло свечение воды. Позднее реактор демонтировали, и сейчас этот павильон носит название «Охрана природы». Судьбе (или бывшим руководителям ВДНХ) не откажешь в чувстве юмора.Павильон «Атомная энергия в мирных целях», поменяв название и тематику несколько раз, теперь рассказывает об охране природы.Павильон «Атомная энергия в мирных целях», поменяв название и тематику несколько раз, теперь рассказывает об охране природы.

Статуя Сталина

Монумент Сталину высотой 25 метров украшал Всесоюзную сельскохозяйственную выставку начиная с момента ее открытия Монумент Сталину высотой 25 метров украшал Всесоюзную сельскохозяйственную выставку начиная с момента ее открытия.

Гигантский вождь  взирал на посетителей ВСХВ с 1939 по 1951 год у павильона «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР» (сейчас это павильон «Космос»). Авторы 25-метрового монумента были удостоены в 1941 году Сталинской премии. Эта скульптура долгие годы была одним из символов Выставки и ее можно было увидеть во всех фильмах тех лет, посвященных ВСХВ - «Подкидыш», «Светлый путь» и «Свинарка и пастух». Правда, впоследствии кадры с памятником были вырезаны. У монумента был один огромный недостаток. Так как сооружали его, как это часто бывает, второпях, торопясь к открытию Выставки, то вместо дорогого и более долгого в обработке гранита использовали железобетон. Скульптор С.Д. Меркуров уже тогда предупреждал, что простоит такая скульптура не больше 5-6 лет, однако статуя, как настоящий советский патриот, тоже «перевыполнила» сроки и продержалась целых 10 лет. Затем она просто начала разрушаться. В 1951 году монумент не стали реконструировать, а просто демонтировали со следующей формулировкой: 

«Черты величайшего гуманизма Сталина не нашли в его монументе на ВСХВ должного выражения. Неисчерпаемая глубина мысли этого человека, его горячая любовь ко всему лучшему, что есть в людях, его простота, предельная ясность оказались как бы исключёнными из поля зрения скульптора Меркурова. Он опустил высокие человеческие черты личности Сталина. Созданный им образ слишком односторонен, слишком схематичен в своём содержании. Правильно ощущая исторический масштаб своей темы, скульптор не смог выразить её глубочайшего содержания, сведя свою задачу к чисто внешнему выражению.»

Создание скульптуры «Сталин» на ВСХВ, 1939 год
Создание скульптуры «Сталин» на ВСХВ, 1939 год

Кинотеатр «Круговая панорама»

Павильон «Круговая кинопанорама» на ВДНХ
Павильон «Круговая кинопанорама» на ВДНХ

В это сложно поверить, но во времена хрущевской оттепели в Москве принимал зрителей панорамный кинотеатр с круговым обзором на 360 градусов. Технология панорамного кино Circarama была впервые представлена в СССР на «Американской национальной выставке» в Сокольниках. Американские разработчики из Walt Disney осуществили это аналоговое чудо еще в 1955 году. Никита Сергеевич Хрущев решил во что бы то ни стало показать всему миру, что и мы не лыком шиты и дал задание ученым из НИКФИ (Всесоюзный научно-исследовательский кинофотоинститут) «догнать и перегнать» американцев. Во времена железного занавеса подобные задачи считались стратегически-важными, поэтому наши умельцы всего за три месяца поставленную задачу выполнили. Конечно, кое-что при этом подсмотрели у заокеанских коллег, но в целом технология получилась полностью наша.

Кругопанорамные фильмы снимают специально на 11 камер сразу
Кругопанорамные фильмы снимают специально на 11 камер сразу

Кинопроекционная система состояла из 11 проекторов и экранов, расположенных по кругу и образующих полную панораму, а также включала в себя систему объемного звука с девятью каналами. Фильмы для кругопанорамных фильмов снимала система из 11 камер, установленных на платформе. Это оборудование возили по всему Советскому Союзу: на Байкал, в Крым, Каракумы, на Кавказ. Всего с 1959 по 1991 год было снято 18 фильмов. Посмотреть сегодня еще можно только три из них. В те годы кинотеатр на ВДНХ работал по 12 часов в сутки, и очередь в него выстраивалась еще с ночи. Сегодня этот павильон также работает, и аналоговая предшественница 5D-киносистем является гордостью комплекса.

https://csdfmuseum.ru/history/206-%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D0%B2%D1%81%D1%85%D0%B2-%D0%B2-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B5

https://kulturologia.ru/blogs/160919/44167/

http://vdnh.ru/map/13305/

http://vdnh.ru/map/13099/

https://realty.rbc.ru/news/5d42a5f19a79476dab0be4cc

Картина дня

наверх