На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 183 подписчика

Свежие комментарии

25 шедевров Русского музея Санкт-Петербурга

Вчера мы познакомились с шедеврами Эрмитажа, поэтому мимо Русского музея я пройти не могу! В этом музее Санкт-Петербурга хранится самая большая коллекция русского искусства в мире. Ей может позавидовать даже Третьяковка.

Музей был основан в 1895 году по высочайшему указу Николая II. Первоначально он велел назвать его в честь отца «Русский музей императора Александра III».

Кстати, эти музеи (Третьяковка и Русский) очень даже соперничали между собой.Основное здание музея - Михайловский дворец в центре Петербурга, но в обширный музейный комплекс входит еще несколько дворцов и зданий города, а также Михайловский и Летний сад. 

Коллекцию изначально составили картины, переданные из Эрмитажа и Академии Художеств, а также загородных царских резиденций. После Революции 1917 года сюда поступило большое количество национализированных предметов искусства. Сегодня здесь более 400 тысяч единиц хранения, от древнерусских икон и авангарда до соцреализма и современного искусства. Вот лишь некоторые из несметных шедевров музея.

1. Орест Кипренский. Портрет Евграфа Владимировича Давыдова. 1809Кипренский известен как портретист, в особенности по эмблематичному изображению поэта Александра Пушкина. Однако, самая известная его картина в Русском музее - портрет гусара, героя Отечественной войны 1812 года с Наполеоном.

2. Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833Художник работал над картиной около шести лет в Италиие и ездил на раскопки Помпеи. Полотно размером 4.5 × 6.5 метра экспонировалась в Милане, затем в Эрмитаже. Люди, в ужасе бегущие от извержения вулкана Везувия, производили невероятное впечатление на публику. В Русский музей она была передана прямо к открытию в 1897 году.

3. Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850Эта картина мариниста Айвазовского знакома каждому школьнику. Людей, потерпевших кораблекрушение, на которых обрушится еще одна огромная волна, художник поместил на полотне 2 x 3 метра. Она также попала в музей в 1897 году из Эрмитажа. Помню свое впечатление от этого полотна. Дело происходило летом и я попала в музей в один из жарких дней, когда плавился асфальт на улице (да-да, и такое бывает в Питере, но тогда еще Ленинграде). И вот, оказавшись в зале с этой картиной, у меня возникло ощущение, что на меня пахнуло морем и прохладой. Я долго не могла оторвать от нее взора. Все-таки Айвазовский - гений.

4. Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870-73Одна из самых известных картин художника-передвижника Репина, посвящена тяжелому народному быту. Картина ездила на Всемирную выставку в Вене и позже была куплена членом императорского семьи.

5. Василий Верещагин. У дверей мечети. 1873Верещагин был военным, много ездил в Среднюю Азию и написал целую «Туркестанскую серию». Основная ее часть, в том числе, шедевр «Апофеоз войны», хранятся в Третьяковской галерее, а жемчужина Русского музея - «У дверей мечети».

6. Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880Мастер работы светописи, Куинджи долгое время искал художественное решение для изображения великого Днепра. Лунная дорожка на ночной реке обладает прямо-таки фосфорическим сиянием. Полотно купил еще в незавершенном виде один из великих князей Романовых. Специально для нее также впервые в истории России устроили выставку одной картины. Он так ею дорожил, что таскал при себе во всех поездках по стране, что несколько губительно сказалось на самой картине. Краски ее слегка потускнели. Но даже в таком состоянии она производит неизгладимое впечатление. А при первой демонстрации зрители никак не могли поверить, что нет искуственной подсветки картины и всё стремились заглянуть сбоку, чтобы обнаружить этот источник и попенять художнику. 

7. Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882Васнецова занимали герои русского фольклора. В Третьяковской галерее хранится его знаменитое полотно «Богатыри». На этом полотне печальный витязь никак не может решить, в какую сторону пойти (а камень сулит только смерть). 

8. Василий Поленов. Христос и грешница (Кто не без греха?). 1888Ради написания этой картины художник ездил в путешествие по Палестине и Сирии, где сделал множество эскизов - лиц, ландшафтов, зданий. Картину размером 3 x 6 метров купил лично Александр III и она хранилась в Эрмитаже, затем была передана в Русский музей в 1897 году. На вырученные с продажи деньги художник построил дом, сейчас это музей-усадьба Поленово.

9. Василий Суриков. Переход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899Суриков славится своими историческими полотнами. Масштабная «Боярыня Морозова» украшает залы Третьяковской галереи, а эта 5-метровая картина занимает целую стену в Русском музее. Сюжет почерпнут из истории Швейцарского похода русской армии под предводительством полководца Александра Суворова. 

10. Илья Репин. Запорожцы. 1880-1891Часто картину называют «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В работе отражено шумное веселье вольного военного сословия казаков. В 1675 году турецкий султан написал им унизительное послание, чтобы они немедленно сдавались. А они вместе сочинили язвительный ответ. Картину купил Александр III и она переехала в Русский музей из Зимнего дворца.

11. Генрих Семирадский. Фрина на празднике Посейдона в Элевзине 1886-1889гг. «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» — гигантская по размерам картина польского и русского художника-академиста Генриха Семирадского (1843—1902), завершённая в 1889 году. Она является частью собрания Государственного Русского музея. Размер — 390 × 763,5 см.
Сюжет картины основан на сказании о древнегреческой гетере Фрине, жившей в IV веке до нашей эры. Поверив в божественность своей красоты, Фрина решила бросить вызов богине красоты и любви Афродите: во время праздника Посейдона, проходившего в Элевзине, она сбросила свою одежду и на глазах у всех спустилась к морю.
После этой выставки Академия художеств назначила Семирадского внештатным членом совета академии, выразив тем самым своё признание заслуг художника. Его картины «Фрина на празднике Посейдона» и «По примеру богов» были прямо с выставки приобретены императором Александром III; за «Фрину» Министерство императорского двора выплатило 30 000 рублей. По условиям покупки, картины были отправлены в турне по ряду европейских городов.
Утверждается, что именно при покупке «Фрины» Александр III впервые публично высказал своё намерение основать в Петербурге музей русского искусства. В то же время, согласно «легенде», неоднократно упоминавшейся в изданиях, посвящённых истории Русского музея, окончательное решение императора о его создании было связано с приобретением картины Ильи Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых» с 17-й выставки передвижников, открывшейся в том же 1889 году.

12. Николай Рерих. Заморские гости. 1902Рерих, известный по всему миру своими гималайскими пейзажами, писал еще и такие картины на народные сюжеты. На этом полотне изображены варяги, которых по легенде призвали славянские племена править Русью. Картину купил Николай II. Одна из авторских версий хранится также в Третьяковской галерее.

13. Валентин Серов. Портрет княгини З.Юсуповой. 1902Автор известной картины «Девочка с персиками», которая хранится в Третьяковской галерее, был популярным портретистом и писал даже Николая II и многих придворных особ. Зинаида Юсупова была одной из самых модных дам своего времени, она происходила из древнейшего княжеского рода, ее семья была очень богата. В особняке Юсуповых на Мойке Серов провел около 80 сеансов, а портрет получился скандальным - многие критиковали его за неестественность позы и за слабую композицию. Но сам Серов считал его удачным и особенно гордился тем, как у него получилась тень улыбки этой великосветской дамы.

14. Илья Репин. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1903Это монументальное полотно размером 4 х 8.7 метров было выполнено по заказу Николай II. Художник работал в течение трех лет, каждый член Совета позировал для портрета. У Репина были проблемы с рукой, поэтому ему ассистировали художники Иван Куликов и Борис Кустодиев.

15. Михаил Врубель. Шестикрылый серафим. 1904В Третьяковской галерее Врубелю посвящен целый зал, заполненный его демонами и мистическими созданиями. Но и Русский музей может похвастаться несколькими шедеврами символиста. Картину можно считать иллюстрацией к стихотворению Пушкина «Пророк». Во время написания этой мрачной работы Врубель находился в тяжелой депрессии и страдал галлюцинациями.

16. Михаил Нестеров. Святая Русь. 1905Более 20 лет жизни Нестеров посвятил живописи на религиозную тематику, а также росписям храмов. Художник искал ключ к русской душе и на многих его картинах священники и монахи изображены на фоне невзрачного русского пейзажа. Картину «Русь святая» сам Нестеров считал вершиной своей религиозной живописи. 

17. Лев Бакст. Древний ужас (Теrrоr Аntiquus). 1908Лев Бакст был прославился на весь мир как театральный художник, работавший над «Русскими сезонами» Сергея Дягилева. Кроме того, он много и успешно работал в жанре книжной иллюстрации. Картиной «Античный ужас» Бакст хотел отобразить апокалиптическое мироощущение, царившее в обществе в начале XX века.

18. Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн. 1910Этот портрет - яркий пример живописи русского модерна. Серов написал скандально известную танцовщицу, исполнившую главную роль в балете «Шехеразада» русских сезонов Дягилева.

19. Наталья Гончарова. Велосипедист. 1913Амазонка русского авангарда долгие годы жила в Париже и увлекалась разными направлениями в живописи, от импрессионизма до фовизма и кубизма. «Велосипедист» - одна из самых ярких работ русского футуризма. 

20. Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1915Картины авангардиста Петрова-Водкина имеют корни в иконописи, при этом отражают сцены из народной жизни. В этой работе очевидна отсылка к богоматери и революционные мотивы.

21. Натан Альтман. Портрет Ахматовой. 1915Самая известная русская поэтесса XX века Анна Ахматова говорила про этот портрет в стиле кубизм: «как в зеркало гляжусь» и находила множество сходств с этим изображением. Это один из самых известных портретов поэтессы.

22. Казимир Малевич. Супрематизм. 1915-1916 и Василий Кандинский. Синий гребень. 1917 Я их объеденила в одну строчку, поскольку лично моё мнение не относит их к шедеврам. Но поскольку надо представить все тесения живописи, приходится упомянуть и о них. В Русском музее хранится и версия знаменитого «Черного квадрата», но эта работа - квинтэссенция изобретенного Малевичем супрематизма в живописи. Эта картина Кандинского - манифест «абсолютной живописи» и свободы художественного замысла. В музее хранится более 20 ранних работ прославленного абстракциониста, созданных еще до его отъезда в Германию.

23. Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918Кустодиев - настоящий певец купеческого быта и пряничного русского стиля, ставшего популярным в конце XIX - начале XX века. Народные гуляния, масленица и балаганы - это его узнаваемый художественный язык.

24. Марк Шагал. Прогулка 1917-1918Глубоко символичная картина Шагала продолжает его цикл автопортретов с любимой женой Беллой, на которых они парят над родным городом Витебском. 

25. Александр Дейнека. Оборона Севастополя 1942А вот и то самое полотно, о котором я говорила в теме о шедеврах Третьяковки. Одно из самых известных военных полотен советской живописи. Монументальная работа (2 × 4 м) написана не по канонам соцреализма и без четкого соблюдения перспективы, однако, накал и символизм выразительных средств здесь важнее. 

https://ru.rbth.com/watch/1514-glavnye-kartiny-russky-muzei

Картина дня

наверх