На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Вот именно. Я по Москве ахаю, ну так в Питере не меньше. И это я не беру еще жемчужины, которые идут отдельными темам...Некоторые музеи С...
  • Светлана Митленко
    Во-во!Писатели, которые...
  • Светлана Митленко
    Да уж. Жизнь такое может навертеть, что повести и романы побоку.Писатели, которые...

Великие истории любви. Ирина Печерникова и Олег Даль. Больше, чем любовь.

Это не совсем про любовь, а скорее про духовное единство. Мне попался материал интервью с актрисой. Решила и Вас познакомить с ним. Долго думала, какой раздел определить материал. И решила, пусть история стоит в разделе Историй любви.

Мы снимали это интервью с Ириной Печерниковой для документального фильма об Олеге Дале в 2011 году. Она встретила нас очень приветливо. Жила она одна. К тому времени она пережила страшные события своей жизни – смерть любимого мужа Александра Соловьева и лечение от рака. Я не знала, что Ирина Викторовна лечилась от рака, и короткую стрижку Печерниковой восприняла, как желание поменять имидж. Выглядела она прекрасно – маленького роста, нежная, с удивительными сияющими глазами. Пригласила нас попить чаю с печеньем, потом переоделась и вошла в кадр.ИРИНА ПЕЧЕРНИКОВА И ОЛЕГ ДАЛЬ. БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЛЮБОВЬ.

Ирина Печерникова. Интервью об Олеге Дале.

"Не помню какой фильм, я посмотрела и по Аксенову и сказку в одно время. Этот не случилось в одно мгновение – я посмотрела и поняла, вот мой любимый актер. У меня любимые были. Я любила Жерара Филиппа, Питера О Тула, Тихонов, Смоктуновский. А Олег ­- это почему-то совершенно другое. Он какой-то необъяснимый был, неправильный, как -то нельзя же сказать, что он такой красивый, нет. А вот тайна в нем какая-то была, я люблю все, что связано с тайной. И постепенно, потом еще что-то увидела. Мотыля фильм «Женя, Женечка и Катюша» и постепенно я поняла, что из всех моих любимых, он особенный и самый- самый.Ирина Печерникова и Олег Даль в фильме "Вариант Омега"

Я специально согласилась сниматься в «Варианте Омега», где даже и роли то не было. Потом дописали. Там была функция такая у этой героини и все. Но когда я узнала, что будет сниматься Олег Даль, я думаю, ну вот наконец-то, завеса тайны приоткроется. Мы замечательно работали. А потом он сказал – спасибо, было очень приятно, до свидания. Никакая тайна не приоткрылась. Потом был Печорин Эфросовский - он Печорин, я - Княжна Мэри. Ну тут уж я думаю – ну уж как-то мы разговоримся. Нет. Опять. «Было очень приятно, до свидания.»Еще несколько лет прошло, и мы оба вляпались в фильм, и во время съемок поняли, что не туда попали. А фильм несколько серий был. Я уже не пыталась с Олегом разговориться, я уже сидела и тихо страдала молча, а рядом за углом так же сидел Олег. И мы, когда нас в кадр звали, мы шли молча. И вот так мы молчали практически весь фильм, но уже рядом. И после этого фильма мы подружились, вот так вот молча.

У нас и дружба была какая-то такая… Я вообще болтушка, а Олег нет. И я в основном, его слушала.Ирина Печерникова. Ирина Печерникова.

А однажды Лиза, его жена, сказала – «Ребята, я вас слушала, слушала, у вас какой-то дельфиний язык, вы может что-нибудь переведете, мне интересно».
Я говорю – «А почему дельфиний язык?»
А она говорит – «Ну как почему? Олег говорит –м? Ты говоришь -м или мм. А? ММ, да. Вот так вот. Может, расскажете, о чем вы говорили?»
А потом мне позвонил Олег и сказал, что у них новоселье.
Они жили в хрущевке. А Олег длинный. Там две мамы, Лиза и Олег. А Олег спал на раскладушке. Квартирка очень маленькая и когда ночью кому-то надо было пройти все задевали его ноги.Олег Даль в своем кабинете. Олег Даль в своем кабинете.

И когда они получили квартиру, меня позвали на новоселье. Вот это было ощущение, что попал в какое-то другое измерение. Они оба были в каких-то распашонках, джинсах, босиком и они, как будто немножко над полом, и когда ходили они рассказывали- «это у нас холл, это гостиная, а вот это…» И они все время чуть- чуть дотрагивались до мебели и до стены. Сейчас это смешно, а тогда как к эльфам попал. А потом в заключении Олег подвел меня к стеллажам, там целая стена стеллажей, в середине зеркало. И Олег нажал на что-то возле этого зеркала, и дверь открылась, как в каком-то фильме средневековом в стене. Дверь открылась, и он сказал – «А здесь мой кабинет».
А я знала, что он об этом мечтал, что у него никогда не было своего угла и вдруг «мой кабинет». Я туда вошла, там диван, письменный стол, магнитофон, книги, фотографии, маленькая комнатка, но он был такой счастливый, не улыбался, но глаза, как искры из них. И вот там он мне дал послушать Лермонтовский вечер, (он в зале Чайковского приготовил). Он мне объяснил, что тут будут свечи, а музыка и стихи записаны. Он сказал
– «вот слушай, а я по ходу буду рассказывать, что происходит на сцене. И вот я слушала, как он читал Лермонтова, это его любимый поэт и потрясающая музыка. И когда закончилось, он сказал
– «А следующее будет «Маскарад». Ты - Нина, а я -Арбенин. И учти, дальше всегда будем работать вместе. Ну не случилось. Это было за полгода до его ухода.
Ирина Печерникова и Олег Даль в фильме "Вариант Омега"Ирина Печерникова и Олег Даль в фильме "Вариант Омега"

Мне, казалось, что Олег сложный. А разве это плохо быть сложным? Это очень интересно, когда человек сложный, когда его разгадываешь и потом, может быть, он мне дал возможность приблизиться к себе, он и относился ко мне по-особенному. Я не знаю его таким плохо сложным. Не видела. И мне всегда было очень, очень интересно, и всегда быстро летело время, когда мы общались. Я в основном спрашивала, а он отвечал. Обо всем, потому что я старалась спросить, как можно больше, он не на все отвечал, он менял тему, если ему не хотелось. Он был закрытый человек. Да. Почему-то нам эта закрытость не мешала.

Он очень требовательный к себе был. Часто не довольный, а если не довольный, значит он ищет, значит он меняет что-то. Это совсем не от каприза и не от того, что он трудный актер, а он ищущий. А ищущие не всегда удобны, не всегда удобоваримы, и он еще требовательный был к окружающим. Но это не выставлялось, это не в открытую, не «я требую.» А он мог подойти и сказать
– «а давай попробуем вот так. Тебе не кажется, что это интересней?»
Это такая хорошая требовательность. Я не знаю, я не объективна, вы же спрашиваете человека, для которого Олег самый любимый актер.

А почему у него с Иосифом Райхельгаузом был конфликт во время репетиций спектакля «Из записок Лопатина»?

- А вы спросите у Райхельгауза почему был конфликт? Мне кажется, что это такие две величины разные, что Олег имел право конфликтовать. Надо брать величины, более-менее близкие друг другу. Вот с Эфросом они могли конфликтовать, но творчески.Олег Даль и Валентин Гафт в спектакле "Из записок Лопатина", реж. И. РайхельгаузОлег Даль и Валентин Гафт в спектакле "Из записок Лопатина", реж. И. Райхельгауз

На что-то Эфрос не соглашался, на что-то Олег. Они оба неординарные личности. Это не может быть все время гладко. Это закономерно. Все работы, что у них были это шедевры. Правда?

Почему-то его Олега считают капризным. Вот я фильм посмотрела по 1 каналу… и меня в нем снимали целый день….

Он никогда не был одинаковым. Сегодня так, а завтра может быть так. А потом, кроме того, что он талантливый актер, он талантливый человек. А это очень дорого. Меня к талантливым людям тянет, а я сопротивляюсь. Я не знакома с человеком, а меня тянет туда...

Олегу предложили на телевидении ставить "Бесприданницу". Он не мог решить, кто он Карандышев или Паратов. И то хотел, и это. Очень интересно. А я тоже вместе с ним. Он сегодня за Паратова, я соглашалась, мне нравилось. Он на следующий день сказал, что Карандышев, я
– «ну, конечно, Карандышев такой будет, что всех Паратовых переиграет».
Мне все нравилось. Мне всегда с ним интересно было, я уже к тому времени со многими режиссерами работала …Было безумно интересно, но…
А потом выяснилось, что Доронина снялась в главной роли - может она и ставила. А потом закрыли этот проект. Я не знаю, может она сама и его закрыла этот фильм…
Олег Даль на репетиции. Олег Даль на репетиции.

А, когда мы начали репетировать и уже дело к съемке шло, то закрыли нас. Вот так было, мы особенно не интересовались почему. Закрыли и закрыли. Олег переживал очень сильно. При мне это все в нем было. А потом и его вечер в зале Чайковского закрыли. Конечно, он переживал, он столько души туда вложил. Один, все один, и музыку подбирал, и стихи, и оформление…
Он бы все равно вышел этот вечер. Ни в Чайковского, где-нибудь еще, он все равно бы был. Но так случилось.

Я думаю, что он просто рано ушел, слишком рано. А если бы вот побольше времени, я думаю, что такой актер мог много-много. Это потеря очень ранняя и очень болезненная от этого.

- А расскажите про его жену, про Лизу. Какой она была?

-Лиза личность такая особенная. Она всем ему была, она была женой, любовницей, медсестрой, ангелом хранителем, мамой. Всем. Абсолютно всем. Там столько любви было, что на нескольких человек хватит этого чувства. И он у них в квартире витало. И Олег он живой, он без кожный совершенно, он же все это чувствовал. Гораздо сильнее, чем статистический нормальный человек.

- Что такое без кожный?

- Супер чувствительный. Он чувствовал заранее, он чувствовал в данную секунду. Ничего еще не произошло. Какой-то взгляд, какое- то что- то, он все это я не могу сказать, что болезненно, чувствовал все. Без кожный, я неправильно выразилась, наверное. Без кожными называют людей, которых очень просто обидеть. Я думаю, что таких сверхчувствительных людей, тоже очень просто обидеть.

- Почему он уходил из театров? Из «Современника» ушел, от Эфроса ушел. Пришел в Малый театр.

Наверное, Олега надо было любить и в работе. Ну подумаешь, на меня нельзя кричать, а его надо любить. Тоже же актеры же живые люди. Эфрос его любил. Мне кажется, вообще это для всех людей, не только для Олега, просто он глубже воспринимал это. Все хотят быть любимым, все хотят любви. Никто не хочет хамства, все нормальные люди хотят любви. А актеры тем более. Я думаю, что его воспринимали мрачным или каким-то еще. Да не был он мрачным. Настроение могло быть… у всех такое бывает, для меня он как раз лучезарным был. Он реагировал нормально, как все люди, только, наверное, сильнее. Глубже сильнее, болезненнее, и резче. Он уходил, ну подумаешь, я тоже 3 раза уходила из театра. В никуда. Это не значит, что меня обижали или что-то, если я поняла, что здесь не мое, я делала выбор и уходила. А Олег посложнее, наверное, меня, по внутреннему миру. Наверное, у него тоже веские были причины, чтобы уйти.

- А вы общались, когда Даль пришел работать в Малый театр? Вы же тоже в то время работали в Малом?

Мы не встречались вообще ни разу не пересеклись в Малом театре. Я позвонила, Лиза мне подтвердила. Но мы не разу не встретились. Я позвонила – «соскучилась», а в театре ни разу.

- А как восприняли актеры приход Даля в Малый театр?

А я ничего не знала о Малом театре.... я узнавала с опозданием. Мало чему верила, о чем говорят. У Олега была такая же позиция. Зачем это знать? Это лишние огорчения. Я слышала про Даля говорят, я уходила, но на спектакле не смогла посмотреть в спектакле "Берег". Меня не было тогда.

- А почему Лиза не поехала с Олегом в тот раз на пробы в Киев?

- Ее там не было, если бы она поехала с ним в Киев на один день, он был бы жив. А она была в Москве, а он был там.Олег Даль и Елизавета Апраксина.Олег Даль и Елизавета Апраксина.

Я не пошла прощаться с Олегом, не смогла. И к Лизе не смогла долгое время приходить. Потом она мне позвонила
– «Ира, мы тебя ждем. Две мамы и я». И я напекла пирогов и пошла. Мы засиделись долго. И Лиза мне рассказала
- Олег, когда ехал надел новую рубашку светленькую и сказал
– «еду на один день, еще тащить с собой переодеваться. Дай мне темненькую рубашку».
Снял эту новую рубашку болгарскую. Лиза опять положила в пакет и надел темную и в ней поехал. И Лиза мне сказала,
- Ира, мне почему- то хочется тебе ее подарить, если тебя это не нарушит. Я сказала - нет и она мне дала эту рубашку. И в этой рубашке, она волшебная. Я садилась надевала эту рубашку и как будто бы говорила с Олегом, что у меня не получается. На следующее утро у меня все получалось, вот то место, о котором я с ним говорила, у меня получалось, хотя я говорила тихо сама с собою.

И еще один раз рубашка меня спасла. Я мыла окно, вернее, я стою и с Олегом разговариваю. И, вдруг увидела, что у меня жутко грязное окно на кухне. И я взяла тряпку, чтобы вымыть окно, и когда я потянулась, я начала вдруг медленно не падать, вот так вот удаляться от окна и от страха такой паралич и когда до меня дошло, что уже все, я схватилась за раму и зацепилась рукавом за ручку окна. Это Олег оттуда меня, это Олег.Олег Даль, Владимир Высоцкий, Галина Волчек. Олег Даль, Владимир Высоцкий, Галина Волчек.

Я во сне получила от него телеграмму после смерти моего мужа, который умер такой страшной смертью, что я три года из своей жизни вообще не помню… А потом я стала искать пьесу, все не находила, шла на компромиссы, начинала репетировать, но вот где-то в глубине я знала, что я себя обманула. И вдруг во сне получаю телеграмму - мне приносят
- " Перестань ломиться в закрытые ворота, оглянись вокруг." 4 ноября.
И после этого я поняла - не надо мне пьесу, не надо... всего у меня было три телеграммы. И все это происходило на самом деле.

- А как они жили с Лизой? Олег и Лиза? Они же были совсем разными?

С одной стороны они были настолько разные даже внешне, а с другой стороны так крепко повязаны, что их нельзя разделить, что, если б у них был ребенок, я думаю, они бы были хорошими родителями. Я не могу отделить Олега от Лизы в данной ситуации.Олег Даль в фильме "Вариант Омега"Олег Даль в фильме "Вариант Омега"

А Олег хотел иметь детей?

- У нас была одна съемка в "Варианте Омега" с нашим, якобы, сыном по фильму. Я даже глаза Олега помню, как он смотрел на мальчишечку. Мы в метро, когда во время бомбежки, мы в метро и вот его взгляд, его глаза, когда мы когда мы около мальчика, да, конечно, хотел.

Я, когда к ним приходила, погружаясь в другое измерение, там было все в такой любви. Какие там отношения, там все улыбались, там все было в любви. Когда я пришла уже Олега не было, все равно было это ощущение. Когда я второй раз пришла, когда с этой рубашкой, ели и хвалили мои пироги и все улыбались и никто не грустил, и, когда я сказала, что у меня такое ощущение, что Олег здесь, они говорят да, да, он нас не оставляет.

- Вы были влюблены в Олега?

- Мое отношение нельзя назвать влюблена, у меня что-то большее, чем влюблена было. Влюблена этот прекрасное чувство, это весеннее, любовь – это другое, правильно? А влюблена - это такое - вот я лечу и весна. Я не все в нем понимала, а теперь понимаю, что и не надо было понимать. Вот как чудо не надо объяснять, надо его принимать и радоваться, что случилось чудо, а когда объясняешь, ты его заземляешь. Мозги всегда все портят. Вот так и Олега, его не надо объяснять, его надо любить, чему-то учиться, если получится и радоваться, что в моей жизни такой человек был. Для меня это огромная, огромная благодарность и радость.Олег Даль и Ирина Печерникова в телеспектакле "Страницы журнала Печорина", реж. А. Эфрос. Олег Даль и Ирина Печерникова в телеспектакле "Страницы журнала Печорина", реж. А. Эфрос.

- А как вы думаете, может быть, Олег был несчастлив?

Он недоволен был собой в первую очередь, но, чтобы он был несчастен? Не-а. Он вообще сам с собой. Само копатель такой. Все время находился в процессе, он отдыхать никогда, по-моему не мог. И не отдыхал, потому что у него все время какой-то процесс шел внутренний всепоглощающий, но, чтобы он несчастный, нет, нет (смеется), и тем более, вот эта последняя его семья.

Он был недоволен, может быть, и в жизни что-то не принимал. Он мрачный он мистический, он хотел умереть, у него дневник с черепом. А может он взял нахулиганил - нарисовал череп, он, кстати, хорошо рисовал, взял и нарисовал череп, а столько разговоров "дневник с черепом"…

Дневник Олега Даля.

Он мне сам показал свой дневник и естественно, я расхохоталась на этот череп, он мне сказал - правильно делаешь, и что-то он хотел мне прочитать. А Лиза мне показала, что последняя запись (я дословно не помню) – «завтра иду в Малый театр».

Это замечательно, потому что если он куда-то шел, он шел на все сто-двести процентов, значит он хотел, а если он хотел, значит, он любил это. Это было бы замечательно. Он никому-то одному хотел, его много очень было, он всем свои студентам хотел много-много-много дать, ой как жалко…

- Может быть, он хотел умереть?

-Простите, если человек хочет умереть, он будет думать о том, какую ему рубашку одеть? И тащить с собой лишнее, «я на один день. А это она светленькая»...Елизавета Апраксина.Елизавета Апраксина.

За все это время мне в голову не пришла ни одна темная мысль, что он не любит жизнь или, что он хочет умереть, даже одного процента мысли у меня не было в голове. Он был полон идей, в нем столько было всего, и моментально загорался этот человек, как зажигалка - раз и он все уже видит. Я не думаю, что он прожил бы много - много лет, потому что он горел, он и на работе горел, горел, но еще бы погорел достаточно, чтобы оставить после себя больше. Мне мало, у меня все есть, что-то на кассетах, но мне мало. Я думаю, что многим мало.

Я все время сомневалась в том Печорине, в которого поставил Эфрос, я сомневалась и как княжна Мэри и как Ира. Я сомневалась - любит ли он меня или нет? Потому что иногда был такой взгляд, то аааа, а иногда такой как будто ты улетаешь туда от такого холода и колючести. Я сама, и за свою героиню я сомневалась. Я никогда не задумывалась, что он ни до кого не дотрагивался, не задумывалась, но вы знаете, это редкий дар, когда человек умеет на экране любить, а тем более, когда нету любовных сцен и достаточно глаз - это вообще потрясающе.

- Олегу трудно было состояться, как актеру?

Он трудно, состоялся. Трудно. Он очень тратился, он играл роль, он к ней очень мучительно шел, у него процесс там был и это заметно.

Он трудно работал. У него при его мудрости, его глубине, у него иногда такой детский взгляд был, абсолютно как дети. Он, как дите радовался этому. По-моему его Козинцев очень любил, это чувствовалось. Я работала с гримером, может она мне что-то сказала. А потом я сказала Олегу
- «я думаю что Козинцев тебя очень любил». Олег так вот улыбнулся, вспомнил что-то и говорит
- ну ты замахнулась.
Обложка журнала "Советский экран". Обложка журнала "Советский экран".

Когда вышел журнал про Олега и я попросила
– «Напиши мне что -нибудь и он написал
– «Ириша, милая...твой Олег»
Ирина Печерникова. Ирина Печерникова.

Автор - Марина Кочнева.

https://zen.yandex.ru/media/id/5fa27b233bb45f0d3f74ea9d/irin...

Картина дня

наверх