На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

Особняк барона Штиглица

Александр Любимович (Людвигович) Штиглиц был одним из самых успешных российских коммерсантов XIX века. Оценить роскошь его особняка можно по сохранившимся акварелям, написанным итальянским художником Луиджи Премацци.

Барон Штиглиц, помимо титула, от своего отца унаследовал огромное состояние торгового дома «Барон Штиглиц и К», в том числе фабрики и мануфактуры, 18 миллионов рублей и долю придворного банкира — поскольку кредиты казны и многие торговые операции государственного значения были гарантированы только одним залогом — именем Штиглицев. 

В соответствии со своим высоким статусом наследник решил, что ему нужен подходящий особняк. Было решено выстроить его на Английской набережной на месте двух прежних домов. Архитектор А. И. Кракау получил неограниченную свободу в фантазии и средствах.Штиглиц поселился в своём доме на Английской набережной (ныне дом 68) сразу после окончания отделки помещений, в 1862 году. Своих детей у банкира не было и он удочерил девочку, предположительно внебрачную дочь великого князя Михаила Павловича, — Надежду Михайловну Июневу. 

Спустя пять лет после окончания строительных работ, барон Штиглиц пригласил итальянского художника Луиджи Премацци, чтобы тот запечатлел все величие его дворца. Живописец прекрасно отобразил каждую комнату в акварельных картинах. Всего получилось 17 акварелей, заключенных в кожаный альбом. На сегодняшний день рисунки Премацци хранятся в Эрмитаже.

После смерти отца в 1884 году Надежда унаследовала особняк на Английской набережной, а спустя три года продала его великому князю Павлу Александровичу. Особняк несколько лет простоял пустым, т. к. его стоимость в три миллиона рублей была далеко не каждому по карману.

Спустя три года его купила царская семья в качестве свадебного подарка князя Павла Александровича и принцессы Греческой Александры Георгиевны. Великий князь Павел Александрович и его жена греческая принцесса Александра Георгиевна.

С того момента это здание стали именовать Ново-Павловский дворец. Новый владелец принялся переделывать интерьеры на свой вкус, что, по мнению некоторых  специалистов, разрушило их целостность. Переделку здания поручили М. Е. Месмахеру. Зодчий завершил ее ко дню свадьбы вел. кн. с греческой принцессой Александрой в 1889 г. После кончины жены в 1891 г. Павел Александрович  переехал в Царское Село.

Греческая королевна Александра Георгиевна была дочерью короля Георга и королевы Ольги Константиновны. Она - внучка генерал-адмирала вел. кн. Константина Николаевича (по матери) и родная племянница императрицы Марии Федоровны (по отцу). В браке родила девочку Марию, но очень скоро умерла при родах сына. Мальчика назвали Дмитрий. Александру похоронили в Петропавловском соборе. Павел Александрович вскоре женился, детей у него по распоряжению императора забрали, и отдали на воспитание вел. кн. Елизавете Федоровне.  Впоследствии Дмитрий Павлович участвовал в убийстве Распутина. В 1930-х гг. прах Александры Георгиевны был выкуплен у Сов. власти греческим королем и перезахоронен в Греции. Сохранилось несколько старых снимков.В 1917 г. дворец, долгие годы мало использовавшийся, был продан Русскому обществу заготовления снарядов и военных припасов. В 1919 г. вел. кн. был  расстрелян во дворе Петропавловской крепости.

Церковь св. Александры

При дворце вел. кн. Павла Александровича была церковь св. Александры. Освящение домовой церкви произошло в 1889 г. Храм находился на втором этаже поперечного дворового флигеля и был оформлен известным арх. Н. В. Султановым в древнерусском стиле.Подлинные царские врата XVII в. архитектор привез из подмосковного села Медведково. 2 апреля 1889 г. состоялась закладка церкви во дворце. Султанов создал для храма всю обстановку и церковную утварь: эскизы паникадила, блюда для благословения хлебов, кропила, семисвечника. Утварь изготовлялась в Москве на фабрике Овчинникова. Двухъярусный иконостас из золоченого цинка с 35 образами создали в в мастерской К. Е. Морозова. Обстановка создавалась в единой с интерьером стилистике: кресла, двери, столик для причастия, киот, плащаницы, кронштейны, подставки. Храм был расписан. Пологие своды были украшены травным орнаментом, среди которого в клеймах располагались изображения святых. Нижняя часть стен была расписана «полотенцами»,  над которыми по всему периметру церкви шла лента с  посвятительным  текстом, набранная  древнерусским   шрифтом. Вентиляционные проемы были закрыты решетками растительного рисунка.

Княжеское место отделялось от посетителей  темно-красной бархатной завесой с золотыми двуглавыми орлами.

Торжественное освящение домовой церкви состоялось 16 и 17 мая 1889 г.

В 1897 г. фасад церкви был украшен лепными фигурами евангелистов и ангелов работы М. П. Попова.

Церковь перенесена в царскосельский особняк вел. кн. после его переезда, где ее освятили под названием Благовещенской.Дворец барона А. Л. Штиглица на Английской набережной. Акварель Альберта Н. Бенуа. Конец 19 в.

В 1919 году Дворец был национализирован. В нём размещались поначалу детский дом, а потом конструкторское судостроительное бюро со штатом 1500 человек. Год от года здание ветшало.

Первая реставрация Ново-Павловского дворца планировалась еще в 1988 году. Тогда была проведена масштабная работа с архивами, но работа по восстановлению прекратилась. В 1990-х владельцем здания являлась компания «Лукойл», но и тогда за его реставрацию никто не взялся. Вот как выглядело здание в 2009 годуИ только несколько лет назад началось восстановление старинного архитектурного наследия города, и на конец 2017 года было запланировано завершение работ.

Декор здания

После реставрации фасадаТо, что сохранилось внутри особняка.

Статусному семейству полагалось соответствующее жилище, посему было решено выстроить на набережной настоящий дворец. Денег на дом Штиглицы не жалели и предоставили архитектору неограниченный бюджет и полную свободу творчества. В результате в городе появился богатый особняк в духе модного тогда итальянского палаццо. Фасад его дошел до нас в первозданном виде, а интерьерам, увы, повезло меньше: во всем своем великолепии они сохранились лишь в акварелях Луиджи Премацци. Они сегодня хранятся в собрании Эрмитажа, а сам особняк передан Санкт-Петербургскому государственному университету. Как будут использоваться его помещения, пока неясно. Художественную ценность представляют интерьеры дворца. Среди них выделяется парадная беломраморная лестница. Выход выполнен в виде арки с колоннами. Гостиная была украшена кариатидами. В отделке использовались драпировки, золоченая лепка и резьба. Библиотека отделана дубом. В концертном зале в медальонах Кракау разместил портреты композиторов. Живописец Ф. А. Бруни выполнил эскизы живописных панно "Четыре времени года". К сожалению, убранство Дворца барона Штглица, увы, утеряно. Осталась память только вот в этих прекрасных акварелях.

Интерьер дворца барона Штиглица в акварелях.Художник Луиджи Премацци (Luigi Premazzi, 1814 – 1891). Мастер русской акварельной живописи, ч.1Концертный зал в особняке барона А. Л. ШтиглицаХудожник Луиджи Премацци (Luigi Premazzi, 1814 – 1891). Мастер русской акварельной живописи, ч.1Жёлтая гостиная в особняке барона А. Л. ШтиглицаХудожник Луиджи Премацци (Luigi Premazzi, 1814 – 1891). Мастер русской акварельной живописи, ч.1Голубая гостиная в особняке барона А. Л. Штиглица

Художник Луиджи Премацци (Luigi Premazzi, 1814 – 1891). Мастер русской акварельной живописи, ч.1Белая гостиная в особняке барона А. Л. Штиглица
Художник Луиджи Премацци (Luigi Premazzi, 1814 – 1891). Мастер русской акварельной живописи, ч.1Золотая гостиная в особняке барона А. Л. Штиглица
Художник Луиджи Премацци (Luigi Premazzi, 1814 – 1891). Мастер русской акварельной живописи, ч.1Кабинет баронессы в особняке барона А. Л. Штиглица
Художник Луиджи Премацци (Luigi Premazzi, 1814 – 1891). Мастер русской акварельной живописи, ч.1Библиотека в особняке барона А. Л. Штиглица
Художник Луиджи Премацци (Luigi Premazzi, 1814 – 1891). Мастер русской акварельной живописи, ч.1Танцевальный зал в особняке барона А. Л. Штиглица
Художник Луиджи Премацци (Luigi Premazzi, 1814 – 1891). Мастер русской акварельной живописи, ч.1Столовая в особняке барона А.Л. ШтиглицаХудожник Луиджи Премацци (Luigi Premazzi, 1814 – 1891). Мастер русской акварельной живописи, ч.1Столовая для обедов в особняке барона А.Л. ШтиглицаХудожник Луиджи Премацци (Luigi Premazzi, 1814 – 1891). Мастер русской акварельной живописи, ч.1Столовая для ужинов в особняке барона А.Л. ШтиглицаХудожник Луиджи Премацци (Luigi Premazzi, 1814 – 1891). Мастер русской акварельной живописи, ч.1Парадный кабинет в особняке барона А. Л. ШтиглицаХудожник Луиджи Премацци (Luigi Premazzi, 1814 – 1891). Мастер русской акварельной живописи, ч.1Лестница в особняке барона А. Л. Штиглица
Везде говорят о 17 рисунках, но сколько не пыталась найти все 17, нашла только 13. Да, пожалуй, еще вот этоНо это уже относитсяко Дворцу Великого князя, а не в первичном исполнении.

А судьба здания решается уже не первый год. Сначала его арендовала на 49 лет компания «Лукойл», которая обещала вложить в проект около 20 млн долларов. Но комитет по охране памятников запретил перестраивать здание и менять расположение комнат, после чего «Лукойл» расторг договор аренды. Не сложились отношения и с компанией «Синтез Девелопмент» (дочерняя структура группы «Синтез», специализирующейся на переработке и реализации нефти и нефтепродуктов). Город планировал оборудовать в особняке Штиглица третий дворец бракосочетания. Но и эту идею не удалось реализовать из-за споров с федеральным центром. 

В итоге в 2011 году здание была передано в оперативное управление Санкт-Петербургскому государственному университету. Тогда же Владимир Путин, будучи председателем правительства РФ, поручил Минфину выделить средства на ремонт здания. В конце прошлого года завершилась реставрация внутренних фасадов особняка. На эти цели из федерального бюджета потратили около 300 млн рублей. Но здание до сих пор не эксплуатируется и не отапливается. В январе конкурс на разработку проекта реставрации не состоялся из-за отсутствия заявок. На второй конкурс в начале мая подали документы ООО «Капитель» и институт «Ленпроектреставрация». Но их заявки не соответствовали необходимым требованиям. Конкурс снова был признан несостоявшимся. Пока все висит в воздухе...

Картина дня

наверх