На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...
  • Валерий Протасов
    Сколько богатств накоплено, что  ни разрушить  все шедевры, ни предать забвению не удалось никому.Красоты и музеи П...

Русская изба. О теремах и хоромах

В продолжении нашей небольшой серии о Русском доме:  Русская изба и ее особенности. ; Русская изба. Крыши; и Русская изба. Чем крыли крыши.

Возникает вопрос: как правильно следует называть жилище наших предков – изба, дом, или как-то еще? А еще всплывает вопрос и о том, что такое терем. Понятно, что это не изба, дом богатого, знатного человека, почти дворец по европейским меркам. О том, как выглядели русские дворцы изнутри, статья об интерьерах и названиях отдельных помещений.

Но вот что называлось так - все здание или какая-то отдельная его часть?Если верить толковым словарям русского языка, то терем – это:

· богатый дом, высокий, с покатой крышей, имеющей надворные постройки (хозяйственные). Также – верхняя часть такого здания, жилое помещение (словарь Ожегова);

· жилая комната, комнаты, ярус в верхней части большого дома или отдельный дом в виде башни. Также -жилые покои женской половины семьи князя или боярина (толковый словарь Ушакова);

· высокое здание или его верхняя часть. Синоним слова «дворец» или «хоромы». Отдельное жилье внутри большого дома для его владельца, для женской части его семьи, только для незамужних девушек (девичий терем) (толковый словарь Даля);

· отдельная комната (комнаты) в верхней части здания, преимущественно для знатных женщин (энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).

Что интересно, лингвисты прослеживают связь этого слова как с греческим τέρεμνον, τέραμνον («теремнон» - дом, жилище), так и кипчакским tärmä (женский покой), монгольским terme и калмыцким termǝ – решетка стены, стена. Близко по звучанию и арабское слово ḥаrаm (гарем). В целом, можно предположить, что это отдельное, закрытое для постороннего посещения жилое помещение в богатом доме.Примерная конструкция многоярусного деревянного дома.


Эскиз павильона Русского отдела на Всемирной выставке в Париже, 1878 год. Архитектор Иван Павлович Ропет (настоящие фамилия, имя и отчество — Петров Иван Николаевич, 1845, Петергоф—25 (12) декабря 1908, Петербург)
Мы слышим про терема, горницы, таинственные клети и хоромы в сказках, и древних летописях. А что это такое, терема и горницы?
Начнем с определения эпохи. Понятие древнерусский предполагает временной участок от крещения Руси и до времен правления Петра I.

Крещение Руси существенно повлияло на жизненный уклад народа, на его искусство и зодчество. На Руси начали строить храмы, а поскольку христианская вера пришла из Византии, то и первые храмы строили как копии религиозной архитектуры Третьего Рима.

А вот гражданские постройки того периода сохранили черты традиционной русской самобытности.
Начну с того, что в те времена основная масса построек была из дерева. Были, безусловно, и каменные строения. Но, и форма, и конструкция этих каменных зданий повторяла стиль деревянных традиционных строений.

Архитектор не известен

Дома горожан и селян, дворянские и боярские, и даже княжеские хоромы, ставили из дерева. И этому есть причины: недорого, доступно и очень комфортно для жизни. Как вы знаете, дерево является пористым материалом, что позволяет создавать в помещении микроклимат, очень комфортный для проживания, в любое время года. Если вам когда-нибудь доводилось жить в бревенчатом доме, то вы понимаете, о чем я говорю. Да, есть существенный недостаток – дерево очень хорошо горит. Особенно в те времена, когда регулярно бушуют войны. А с другой стороны – дерево позволяет очень быстро возвести новое строение.


Архитектор не известен

Можно говорить о том, что к 15 веку на Руси прочно сложились традиционные приемы плотницкого мастерства. При этом, мастерство было такого высокого уровня, что возводились не только простые избы, но и достаточно сложные архитектурные конструкции высокого художественного уровня. Это говорит о том. Что был наработан большой комплекс конструктивных и композиционных приемов, и решений.

Это и узнаваемая конструкция проемов, которая позволяла сохранять прочность сруба, и знаменитые конструкционные покрытия строений (шатровые, высокие двускатные и знаменитые «бочечные»), покрытия из горизонтальных венцов и многое другое.
О мастерстве плотников говорит тот факт, что древние мастера легко прирубали друг к другу срубы самых разных размеров. А сами срубы были не только четырехугольные, но и восьмиугольные, и «крещатые» (в виде креста).


Архитектор не известен.

В основе старорусского архитектурного зодчества лежит самая простая рубленная из бревен клеть. Это то, что сегодня называется срубом. Если клеть отапливалась, то её называли избой. В богатом доме у клети было другое название – гридница, т.е. большая клеть (или большая изба). Гридница предназначалась для пиров и для приема пщи в торжественных случаях. Несколько позже гридницу начали называть повалушами или столовыми избами. Это помещение украшалось, как изнутри, так и снаружи. И повалушу строили отдельно (на удалении) от жилых помещений. Традиционно повалуша располагалась в передней части хором.

На прочных столбах ладили крыльцо. И крыльцо и сами дома обязательно украшали. В 13 – 15 веке появились сложные и очень сложные формы кровли, в том числе и фигурной кровли, в моду вошла инкрустация и позолота, использование в украшении зданий национальных орнаментов. Широко применялась живописная роспись.
Именно в те времена появился златоверхий терем.

Терем – это третий (или выше третьего) этаж хором, который располагался над горницей и подклетью (или подклетом). Именно поэтому в сказках и преданиях терем всегда высокий. А вокруг высокого терема устраивали «гульбища». Гульбищами в те времена называли балконы и парапеты. Поскольку на Руси в теремах жили красавицы (женщины), то у терема были красные окна во всех стенах.

Архитектор не известен.

Как уже говорилось выше, горница располагалась над подклетью и под теремом. Первые упоминания горницы или горенки встречается в письменных источниках, которые датируются, примерно, 1162 годом. И само слово происходит от «горний», т.е. высокий. Фундаментальным отличием горницы от избы – красное окно. Есть такое окно – мы находимся в горнице. Нет такого окна – это изба.
Теперь про красное окно. Красным называли окно с рамой, или колодой.
Кроме того, в горнице обязательно была русская печь: четырехугольная или круглая, расписанная, с изразцами.

Помещение горницы делилось перегородками (стенами) на каморы и чуланы.

Ещё одно интересное сооружение – светлица. Светлица – это улучшенная горница. И улучшали красными окнами. В этом помещении было много света, отсюда и название – светлица. В светлице окна прорубались не менее чем в трех стенах (в горнице – в 1-2). Светлицы, традиционно, устраивали на женской половине дома и предназначались для рукоделия.

Архитектор не известен.

Спускаемся ниже и попадаем из горницы в подклеть. Подклети использовались для хозяйственных нужд, как складские помещения (погреба) и для проживания прислуги. Соответственно, подклети были жилыми (с печами и волоковыми окнами) и нежилые (холодные, без окон и, часто, без дверей (погреба).

А теперь поговорим про сени. В Древней Руси сенями называли крытые переходы между помещениями. В старину княжеский дворец назывании сенями или сенницей. Что важно понимать, так это то, что сени – это переходы под общей крышей здания.
Если у перехода не было перекрытия, или была отдельная крыша, то это уже не сени, а переход или крыльцо.

Кроме сеней был ещё и сенник – не отапливаемые сени с окнами. Сенник в летнее время использовался как спальное помещение и на его крышу землю не насыпали (в отапливаемых помещениях крыши утепляли землей). В сенниках устраивали и брачные постели. Традиция гласила, что над молодыми в их первую ночь не должно быть земли, так как земля напоминает о бренности всего живущего.

Традиционно, большие сени утраивались на женской половине для девичьих игр и забав.

Сени, расположенные во втором ярусе здания часто использовали как пиршественные залы, в них даже ставили княжий престол.

Архитектор М.А. Кузьмин.

А теперь поговорим о хоромах. Хоромами называлась совокупность строений расположенных в одном дворе. Строений могло быть очень много и они ставились отдельными группами (по хозяйственному назначению), а потом соединялись сенями и/или переходами. В результате получались хоромы, которые состояли из нескольких особняков. Со временем, к существующим хоромам пристраивались необходимые помещения. Хозяева не обращали внимания на симметрию – должно было быть удобно и комфортно.

Архитектор Лыгин Константин Константинович. Родился 21 мая 1854 г., Кременчуг, Полтавской губернии — умер 7 мая 1932 г., Томск. В журнале «Мотивы русской архитектуры» за 1878 и 1880 гг. были напечатаны проекты Лыгина деревянных загородных домов в «русском стиле».
Возведение хором требовало особых знаний (секретов) и таких знаний были много. Это и использование бересты в кровле, и при укладке теса, делались полицы (небольшие переломы в устройстве крыши) и многое другое. Эти секреты позволяли стоять зданиям десятилетия без всякого ущерба от природы.

Под теремом (если понимать это именно как верхнюю часть здания) располагались клети, нижним ярусом шли подклети - хозяйственные помещения, комнаты для слуг, хранилища продуктов и так далее.

Учитывая практику изоляции женщин, особенно в богатых и знатных семьях, это могли быть женские покои. Для подтверждения можно привести цитаты:

· «Живет моя отрада в высоком терему, а в терем тот высокий нет входа никому…» (русская народная песня);

· «Девица в терему, что яблочко в раю» - пословица;

· «Черноокая далеко в пышном тереме своем» - Лермонтов (Узник);

· «В тереме высоком вмиг растворится окно» – Кольцов (Бегство);

· «Что ж он видит? Высокий терем. На крыльце стоит его старуха…» - Пушкин (Сказка о золотой рыбке)

Для многих из нас, читавших – и читающих – русские народные сказки, были, исторические романы старых авторов – терем все же воспринимается как дворец, богатое высокое здание, синоним слов «палаты», «хоромы», «чертоги».

Интересно, что слово «палаты» обычно применялось к каменным и кирпичным постройкам, а вот «хоромы» - преимущественно к деревянным. По значению «хоромы» к «терему» ближе всего – это максимально защищенное, укромное, священное в определенном смысле место. Сравните с словом «храм» (религиозное сооружение) из доброй половины славянских языков. В древнеиндийском есть близкое слово harmyám – крепость.Да, кстати, вот восстановленный по сохранившемся чертежам дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском.Современная реконструкция. Коломенское. С 1667 до 1767 год, здесь находился дворец, построенный первыми царями династии Романовых, прозванный современниками «Восьмым чудом света». Деревянный дворец с многочисленными теремами сверкал золотом и красками, поражал затейливой деревянной резьбой.
Хоромы не имели парадного фасада. Это при том, что у здания была очень строгая внутренняя организация. Для владельцев (до 17 века) на первом месте было удобство. Нельзя говорить о том, что хозяева пренебрегали красотой. Посмотрите на Дворец в Коломенском. Просто, нет у него фасада. Такая вот старорусская традиция или старорусский стиль в архитектуре.

В целом, можно предположить, что хоромами или палатами – в зависимости от материала – называлось большое, состоящее из двух-трех этажей и большого количества помещений – здание. Верхняя его часть, наиболее защищенная и уединенная – терем.Поскольку вход в терем был ограничен, а его обитательницы редко покидали свои комнаты, надо было предоставить им хоть какую-то возможность дышать свежим воздухом и наблюдать за окружающим миром. Поэтому в теремах обычно устраивались балконы и крытые (а как без навеса в нашем-то климате?) галереи. С практической точки зрения они тоже были полезны – с них закрывались наружные ставни «красных окон», обязательных в теремах. Они иногда становились последним рубежом обороны терема снаружи. Деревянное русское зодчество, рисунок Суслова, 1905 год. Рисунок терема Суслова, 1905 год.Терем изнутри (картина Васнецова "Терем царя Берендея")Терем изнутри (картина Васнецова "Терем царя Берендея")

Такие галереи могли быть не только в тереме, они часто окружали здание по периметру поверх перекрытий нижнего яруса (подклети) и назывались гульбищами.Картина Всеволода Иванова из цикла "Ведическая Русь".

Украшения балконов и галерей были важной частью декора здания – резьба, роспись, интересные крыши и точеные столбы-балясины не повторялись в разных сооружениях и были «визитной карточкой» именно этой постройки.

Терем в Погорелово, Косромской области 

А ниже несколько фотографий вполне современных теремов - новые хоромы для "новых русских".

 
Реставрированный терем в Осташево, Костромской области, я о нем рассказывала. И кстати, восстановил его биржевой трейдер Андрей Павличенков. Вот так надо вкладывать деньги в свое Отечество. А это  терем до реставрации.Гостевой дом в Глухово
 
Терем в Володарске Город Городец Нижегородской областиТерем Деда Мороза в Великом Устюге. "Кружевной дом" в Томске Измайловский терем в Москве в Измайловском Кремле. Он же

Строительство теремаВ дополнение - сказочные, почти лубочные терема на картинах Всеволода Иванова.

 
 
 
 

https://zen.yandex.ru/media/novgorodskiy_stroitel/terem-terem-teremok-5de6a416ec575b00b19ae696

https://maritana.livejournal.com/146534.html

Картина дня

наверх