На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

Пике длиною в 73 года

Это тема посвящена не только погибшим летчикам, но и поисковикам, которые совершили свой подвиг и не отступили!

19 января 2016 года Российское военно-историческое общество разместило на своем сайте информацию о начале зимней экспедиции к месту падения бомбардировщика Пе-2, обнаруженному в 2012 году в заболоченных лесах Вологодской области. Работы в Тешемлевском болоте проводила команда Вологодского объединения поисковиков.Бомбардировщик Пе-2, иллюстрация airaces.narod.ru - Пике длиною в 72 года | Warspot.ruБомбардировщик Пе-2, иллюстрация airaces.narod.ru

Пе-2 был одним из наиболее массовых самолетов периода Второй мировой войны, а также «рекордсменом» среди советских бомбардировщиков по количеству построенных экземпляров. За все время его производства (с 1939 по 1945 год) было выпущено 11427 единиц. Конструктивно Пе-2 представляет собой низкоплан с двухкилевым оперением. Самолет участвовал в Великой Отечественной войне с первых и до последних ее дней, включая боевые действия против Японии. В качестве пикирующего бомбардировщика Пе-2 на начальном этапе период войны использовался редко. Иногда командование и вовсе запрещало такой способ бомбометания по причине сложности управления самолетом в режиме пике и большого риска аварий и гибели пилотов. Поэтому Пе-2, имея бомбовую нагрузку до 1000 кг, чаще всего проводили бомбометания по площадям в составе групп. Обладая довольно высокой скоростью (до 540 км/час), бомбардировщик иногда использовался как самолет разведки и даже как истребитель. Примечательно, что именно на Пе-2 известный конструктор Сергей Королев испытывал авиационные ракетные ускорители. Самолеты Пе-2 находились в эксплуатации еще несколько лет после окончания войны и в некоторых странах были сняты со службы лишь в 1953 году.Самолет был обнаружен в конце 2012 года в ходе поисковых экспедиций в Бабаевском районе. Начиная с 2013 года поисковики насали свои работы. Сложные условия заболоченной местности не позволяли вести работы в теплое время года, однако в зимний период мороз делает возможной прокладку дороги через топкие участки и доставку до места работ необходимой техники и оборудования. Все предыдущие попытки поисковых групп провести работы по извлечению фрагментов самолета и тел погибших летчиков не увенчались успехом. Самолет упал с большой высоты и глубоко ушел носом в топкое болото. Стоит отметить, что использование водолазного снаряжения в болоте крайне затруднено, так как нырять приходится не в воду, а в густой и вязкий ил. Со слов участников экспедиции, уже погружавшихся в грязевой котлован, который удалось выкопать в месте крушения, самолет ушел на глубину более шести метров, и поисковикам предстоял большой объем работ по откачиванию воды из котлована и подъема обломков. Дополнительно понадобится и строительство отгораживающих конструкций для того, чтобы воспрепятствовать затоплению котлована водой и илом.

Яма на месте поисковых работ vop35.ru - Пике длиною в 72 года | Warspot.ru Яма на месте поисковых работ, vop35.ru

В летнее время члены поисковой команды несколько раз выезжали на место падения бомбардировщика. Предпринимались попытки найти и извлечь на поверхность хотя бы один из элементов самолета. Над местом падения Пе-2 была построена тренога, сделанная из бревен, поисковики погрузили ее опоры в болото и расположили их так, чтобы зимой этот импровизированный кран вмерз в лед и послужил опорой для извлечения обломков из трясины. Собственно подготовка к зимней экспедиции была начата в середине ноября 2015 года.

Извлеченный двигатель на треноге vop35.ru - Пике длиною в 72 года | Warspot.ru Извлеченный двигатель на треноге, vop35.ru

Для проведения работ используется оборудование, собранное «с миру по нитке» – от промышленного до самодельного. Частично работы удается финансировать за счет средств грантовой поддержки, выделенной администрацией Вологодской области. Однако без бескорыстной помощи и добровольного беззаветного труда активистов-поисковиков этот проект не смог бы существовать и развиваться. Умельцы из команды по собственной инициативе приобретают и доставляют необходимые запчасти, изготавливают нестандартный инвентарь, оборудование и даже машины, а также закупают топливо. Проведению работ посильно помогала и администрация близлежащего Тороповского сельского поселения.Самолет погрузился в болото на глубину более шести метров, vop35.ru

Благодаря проведенным архивным поискам и изучению множества документов времен войны удалось восстановить картину трагедии, разыгравшейся в небе над железнодорожной станцией поселка Тешемля в 1943 году. Два самолета Пе-2 по неизвестным причинам столкнулись в небе и рухнули на землю, при этом оба экипажа (восемь летчиков) погибли. Насколько известно, самолеты следовали перегоном на Ленинградский фронт из Казани, где был расположен один из авиазаводов. Тела пяти летчиков были найдены на следующий день после аварии, а шестого погибшего нашли только после войны. При этом удалось выяснить имена четырех погибших, остальные же члены экипажа оставались неизвестными, и их имена еще предстояло восстановить. Останки еще двух членов экипажа не найдены до сих пор, и поисковики надеялись обнаружить их в кабине самолета, которая все еще находится в болотной трясине. Причины столкновения самолетов также остаются неизвестными. Можно лишь предположить, что расследование этого инцидента в свое время проводилось, а это значит, что документы о нем могли сохраниться в архивах.Летчики Пе-2 уточняют боевое задание airbase.ru - Пике длиною в 72 года | Warspot.ru Летчики Пе-2 уточняют боевое задание. airbase.ru

Во время предыдущих экспедиций на поверхность удалось извлечь лишь отдельные предметы – стойку одного из колес шасси, радиатор и остатки летных очков. Из болота достали и две шильды с номерами, а также некоторые другие детали самолета.

Найденные детали Пе-2: шильда и часть шасси vop35.ru - Пике длиною в 72 года | Warspot.ruНайденные детали Пе-2: шильда и часть шасси, vop35.ru

Был найден фрагмент черепа одного из погибших пилотов. Работы сопряжены с большим риском для жизни самих поисковиков, которые погружаются в болотную трясину, где им приходится действовать вслепую и на ощупь в условиях сильного давления вязкой грязи и затрудненности движений.Установлены имена летчиков, погибших в авиакатострофе 28 июля 1943 года14.07.2016

Участникам Вологодского объединения поисковиков удалось установить полный поименный список членов экипажей двух самолетов, обнаруженных объединением в Бабаевском районе Вологодской области. Теперь поисковики ведут розыск родственников солдат, которые считались пропавшими без вести. Как удалось установить поисковикам, экипаж самолета ПЕ-2 состоял из четырех человек: пилот Михаил Алексеевич Семенов, стрелок-бомбардир Федор Васильевич Стрелков, стрелок-радист Юрий Иванович Сальников, техник Иван Попов. Имена членов экипажа второго самолета – пилот Иван Павлович Скопцов, стрелок-бомбардир Анатолий Романович Данилов, стрелок-радист Николай Николаевич Теплов, техник Александр Турчановский.

Среди членов экипажа самолетов были и вологжане – это Иван Попов, его именной портсигар в 2015 году был найден в болоте, и Федор Стрелков. Родственники Ивана Попова найдены, поиск родственников Федора Васильевича продолжается. Федор Васильевич Стрелков родился 31.1.1921 в д. Сухарева, Вытегорского района Вологодской области. Призван в ряды РККА с 28 октября 1940 года. В 1943 году окончил Ташкентскую военную авиационную школу стрелков-бомбардиров, выпущен стрелком-бомбардиром с присвоением воинского звания младший лейтенант. Также поисковикам удалось найти родственников Александра Турчановского и Ивана Скопцова. Идет поиск родных остальных членов экипажа.Получены фотографии погибших летчиков14.07.2016

Борис Давыдов получил в ЦАМО фото трех офицеров погибших в катастрофе ПЕ-2 28.07.1943 г. в районе ст. Тешемля Бабаевского района. Стрелков, Скопцов и Семенов.Летчики Красной армии обрели покой на вологодской земле17.09.2016

На следующий день после падения самолетов тела пятерых солдат были сразу же вывезены и захоронены сотрудниками НКВД, а еще трое летчиков так и остались непогребенными и затонули вместе с машинами. Одного нашли еще в 2012 году при первой экспедиции. но два последних летчика лежали на глубине болота.

Работы по подъему самолетов начались в 2012 году. В связи с особенностью местности поиски можно было проводить лишь в зимнее время, когда поверхность болота покрывалась толстым слоем льда.Вырезая полынью, участники поисковых экспедиций в водолазном снаряжении погружались на шестиметровую глубину и в условиях нулевой видимости в ледяной воде наощупь искали обломки. За четыре года в этой работе приняли участие более 150 человек. Это поисковики из десяти районов Вологодчины, а также Санкт-Петербурга и Москвы. В феврале 2016 года останки двух последних летчиков были найдены и подняты на поверхность.

Вот как описывает один из поисковиков, который ведет блог Вологодского объединения поисковиков:

"Ближе к полудню, на поверхности болота была обнаружена кисть одного из пилотов. Находку совершил самый опытный член нашей команды, стаж поиска больше 50(!) лет.
Все усилия были брошены на исследование места обнаружения останков, и усилия эти оказались не напрасны: 7 февраля 2016 года около 13-00 по московскому времени, мы извлекли тело одного из летчиков на поверхность ! ! ! Эмоции захлестывали, неподготовленных поисковиков вид тела летчика целиком ввел в ступор, да что говорить, старые поисковики тоже нечасто видят такую картину:
То, чего мы так долго ждали, наконец свершилось! Назло скептикам, 4 зимам, проведенным в болоте, погоде, и всем другим факторам, которые пытались сломить наш боевой дух, мы доделали начатое дело!
В течение долгих трех дней в метр за метром расширяли майну в поисках недостающих фрагментов тела 2-го летчика. С задачей мы справились, в итоге размер размер воронки составил 20х14 метров - так сильно разметало останки при падении. В итоге весь экипаж был извлечен на поверхность: в 1943 году один из пилотов был вытащен военными, в 70-х годах 2-е тело извлекли местные жители. И только в 2012-2016 оставшие в трясине 2 летчика были извлечены "Вологодским Объединением Поисковиков"

За последующие три дня поисков произошло много интересного, мы так же извлекли на поверхность немало фрагментов самого самолета, на одном из которых чуть позже хотелось бы подробнее остановиться:
Отмыв винт и двигатель из помпы, мы обратили внимание на достаточно ровные царапины на одной из лопастей. При ближайшем рассмотрении это оказался автограф пилота, командира экипажа!
"СЕМЕНОВ МИХАИЛ ПРИБЫЛ" было нацарапано на винте! Сомнения, возникавшие в ходе 4-летней работы по поводу того, экипаж какого самолета мы поднимаем были полностью развеяны.Наступило завершение работ! 28 июля 2016 года в деревне Торопово Бабаевского района Вологодской области состоялась церемония захоронения останков двух советских летчиков, погибших во время Великой Отечественной войны. Отдать последние почести доблестным защитникам Родины собрались местные жители, поисковики, а также родственники красноармейцев, представители руководства области и гости из-за рубежа.Ровно 73 года назад, 28 июля 1943 года в небе над станцией Тешемля Бабаевского района произошла трагедия. По пути на фронт разбились два советских бомбардировщика ПЕ-2. Обе боевые машины упали в болото, а все 8 членов экипажей погибли.

«Самая страшная и кровопролитная война в истории человечества закончилась 71 год назад, но ее отголоски мы слышим до сих пор. Наши поисковики совершили подвиг, четыре года в жесточайших условиях поднимая самолеты и останки воинов. И сегодня защитники Родины обрели долгожданный покой. Мы навсегда вписали их имена в историю», - обратился к участникам церемонии глава региона Олег Кувшинников.

«Благодаря труду сотен людей все восемь красноармейцев, погибших в этой катастрофе, обрели свои имена. Они не отсиживались в тылу и летели на фронт. Большое спасибо всем, кто помогал нам в этой трудной работе», - добавил руководитель поисков, председатель регионального отделения «Российского военно-исторического общества» Александр Метелкин.

По словам поисковиков, в ходе архивных исследований установлены имена всех погибших красноармейцев, ранее считавшихся пропавшими без вести. Повторю их имена. Двое из них – уроженцы Вологодской земли. Это младший лейтенант Федор Васильевич Стрелков и старшина Иван Георгиевич Попов. К сожалению, по прошествии десятилетий нельзя с уверенностью говорить, кто именно из членов экипажей ПЕ-2 был захоронен в деревне Торопово. Но одно ясно наверняка - сегодня земле преданы последние участники того трагического полета.

«Наши деды вместе воевали против фашистской Германии. И я рад присутствовать сегодня здесь на этой святой церемонии. Я желаю всем, чтобы на земле больше никогда не было войны», - добавил Губернатор Армавирской области Республики Армения Ашот Каграманян.

В завершение церемонии тишину над деревней разорвали залпы оружейного салюта, как символа неугасающей памяти благодарных потомков. Цветы и венки к могилам пилотов возложили местные жители и родственники погибших летчиков.

Хроника поднятого Пе–2: Место в истории
31.10.2016

На территории средней школы № 65 в присутствии представителей общественности, учащихся и педагогов 13 сентября торжественно открыт Памятный знак, связанный всего лишь с одним трагическим событием Великой Отечественной войны, имевшим отношение к Бабаевскому району.
Летом 1943 года в районе станции Тешемля потерпели крушение два пикирующих бомбардировщика Пе-2. В 2012 году Вологодское объединение поисковиков приступило к подъему самолетов и останков летчиков из Тешемлевских болот. Поисковая операция была завершена в феврале 2016 года. Юнармейцы Поста №1 побывали на месте этих работ, и поскольку выпускник школы № 65 Герой Советского Союза Иван Васильевич Стружкин совершал свои подвиги на самолетах того же типа - Пе-2, то ребята попросили подарить школе двигатель и винт легендарного бомбардировщика. Просьба была выполнена. Поднятый двигатель М-105Р с трехлопастным воздушным винтом от одного из бомбардировщиков установлен на постаменте во дворе школы.

ПИЛОТАМ И ТЕХНИКАМ САМОЛЁТОВ ПЕ - 2
13.10.2017

28 июля в деревне Торопово торжественно открыли памятник пилотам и техникам самолетов ПЕ-2, погибшим 28 июля 1943 года в районе станции Тешемля. В течение четырех лет ВРОО "ВОЛОГОДСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПОИСКОВИКОВ" проводили работы по подъему самолета ПЕ-2, поиску останков погибших летчиков, установлению их имен и розыску родственников. В поисковых работах приняло участие более 100 человек - представители Вологодской области, Санкт- Петербурга и Москвы.

28 июля 2016 года на кладбище около деревни Торопово были перезахоронены останки членов экипажа, разбившихся в 1943 году, на этом месте и был установлен памятник.

Картина дня

наверх