На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

Лики славянских богов. Семаргл и Симураны

Семаргл - славянский бог стихии огня.Семаргл, Бог Семаргл, славянский бог семарг

Семаргл (Симаргл) – славянский Бог Огня, один из стихийных Богов, живущих в мире Яви. Семаргл был не только Богом огненной стихии. Славяне считают Семаргла Богом, оберегающим посевы. По поверьям, именно Бог Огня сжигает последний снег на полях, после чего славяне начинают обрабатывать землю. Семаргл – один из Богов-воинов, защитников Яви. Его огненный меч помогает побороть всякое зло, а силу огня славяне призывают в обрядах очищения. Здесь огонь родственен с солнцем – так же боится его всякое худо.

Семаргла часто представляют в образе крылатого пса. Именно такие изображения Бога встречаются на старинных украшениях. Ещё одно воплощение Бога – огненная птица Рарог.

 Семаргл в пантеоне славянских Богов

Семаргл – один из сыновей Сварога, Небесного Отца и главного судьи меж славянскими Богами. Огненный Семаргл рожден из искр Алатырь-камня, по которому Сварог-кузнец ударил своим волшебным молотом. Славяне представляют Семаргла как высокого крепкого мужчину с огненно-рыжими волосами и черной бородой, подобной цвету выжженной земли. Семаргл владеет волшебным златогривым вороным конем. Там, где проезжает он, остается выжженная полоса. В руках Бога огненный меч, уничтожающий всякое зло, подобно тому, как огонь уничтожает тьму.Сварог

Во всяком случае Семаргла относят ко второму поколению Ясуней. Согласно преданию, первая искра, озарило всё вокруг невиданным светом, и из света того появился, подобно светилу бог Семаргл, верхом на скакуне, с золотой гривою и гладкой, посеребрённой шерстью. И свет, тот разогнал тьму, и продолжил Сварог ковать мир да сыновей своих из искр высекать. Легенда гласит, что дым стал вестником приближения огненного бога, а там, где он проезжал там, след чёрный оставался, настолько велика была мощь огня его.

Бога Семаргла связывают с днём летнего солнцестояния. Согласно преданию, однажды на берегах священной реки Ра (нынешней Волги), бог Семаргл повстречал прекрасную богиню Купальницу, и настолько хороша собой была она, что сразу же в сердце запала Огнебогу. Да только, не мог он быть с возлюбленной своей, ибо долг его был велик — охранять огонь небесный и Солнце. Много печали и горя хлебнули влюблённые в разлуке, но однажды, не выдержал Семаргл, тоски, что сердце его съедала, и бросив свой меч огненный, он помчался на берега реки священной. В ту ночь, когда познали друг-друга Купальница и суженый её Огнебог, тьма стала равной свету и назвали этот день Осенним Равноденствием. Спустя девять месяцев, в день Летнего солнцестояния у влюблённых богов родились близнецы: Купало (бог летнего солнца) и Кострома (славянская покровительница влюбленных). Они рождены от Купальницы (Купавы). По легенде, лишь на одну ночь в году мог Семаргл оставить свой пост, перестать охранять мир Яви. Это самая короткая ночь в году. Именно в эту ночь рождены Купало и его сестра Кострома.Бытовало мнение, что бог Семаргл был склонен менять свой облик и приобретать вид совершенно разных существ. Так, например, он мог явиться людям в образе бравого воина, средних лет, или достаточно молодого, одетого в блистательные доспехи и объятым языками Ирийского огня. Если брать теорию о родстве славянского Семаргла с иранским Симургом, то ещё одним образом, которое принимало это божество был крылатый пёс. Изображения крылатой собаки в окружении растительности, были изображены на образцах русского прикладного искусства. Так же символами этого бога являлись Рарог и Финист. Первый из них является огненным соколом, знаменующим победу, а второй соколом, знаменующим саму битву. Неразрывно образ славянского бога Семаргла, так или иначе связан с битвами и противостоянием со злом. Мирный воин, одним словом. Согласно чешским поверьям, бог Семаргл, также мог принять облик огнедышащего дракона, чья грива объята невероятным сиянием.Рельеф с краеугольного камня Борисоглебского собора,

Вообще, в славянской мифологии Семаргл — это огненный, солярный бог. Часто его упоминают, как Огнебога. С чем это связано спросите вы? Так вот, дело в том, что по представлению многих, бог Семаргл являлся защитником и хранителем первозданного огня (Инглия). Так же, он служил богом-вестником между мирами. Существует множество преданий, согласно которым, бог Семаргл не раз помогал тем, или иным обитателям мира Прави, в битве против тёмных сил. Богу Семарглу приписывают ещё одну особенность: так, как он был хранителем первозданного небесного пламени, он мог передать его мощь своим соратникам в час нужды и битвы. Поэтому появление бога Семаргла на поле сражений приумножало силу Ирийских богов. Он служил словно аккумулятором всех божественных сил, которые воссоединяясь с небесным огнём, передавались обратно другим богам. Так одно из преданий гласит, что бог Семаргл сражался вместе со Сварогом Праотцом, в изначальной битве между силами добра и зла. Эта легенда повествует, что именно Семаргл объединил силы Даждьбога, Стрибога и Хорса, чтобы нанести сокрушительный удар Чернобогу.

До рождения громовержца Перуна, бог Семаргл выступал в роли защитника мира Прави. Судя по всему, Семаргл — бог воин, который способен сражаться. Многие считают, что он ничем не уступал своему брату Перуну. В этом убеждении есть своя доля правды, ведь историки уверяют, что обычно кумир Семаргла стоял по правую сторону кумира Перуна. Это не может быть обычным совпадением. Скорее всего, так древние славяне выказывали своё уважение воинской доблести Семаргла.

Легенды и мифы о славянском Боге Семаргле

Славянские мифы рассказывают, что Семаргл сражался на первой битве Богов Прави с черным воинством мира Нави. Тогда огненный меч Бога Огня разрезал тьму, а вместе с ней гибло и войско Чернобога.

Семаргл оберегал пещеры, где спряталась Майя-Златогорка, чтобы родить Коляду (бог молодого зимнего солнца) и Авсеня (бог осени). Когда дети Даждьбога родились, Семаргл ударил огненным мечом по стене пещеры и открыл источник живой воды, чтобы напоить Златогорку. Из брызг этого источника родились Боги Китоврас и Квасура (бог веселья и умеренности).

 Оберег – символ Бога Семаргла

Со славянским Богом Огня, Семарглом, связывают несколько символов. Прежде всего, изображения крылатого пса ( нем ниже), которые встречаются на старинных русальных браслетах и других оберегах. Ещё один вариант изображения Семаргла – огненная птица Рарог.Воплощениями Семаргла в земном мире являются Рарог (огненный сокол победы) и Фмнмст (пламенный сокол битвы). Важно понимать, что на ряду с другими функциями, Семаргл всегда выполнял роль хранителя первозданного огня, который питает жизнью весь мир. Поэтому Семаргла почитали также и как бога домашнего очага. День Семаргла, огненный праздник, отмечается 14 апреля.

Есть и знак, посвященный Богу Огня. Он называется Огонь Небесный и напоминает искры костра. Обереги Семаргла носят для защиты от зла, особенно от нечистой силы. Славяне верили, что символ Бога Огня способен прогнать нечисть подобно тому, как это делает костер. Огонь Небесный – ещё один знак Семаргла. Встречается он в северной домовой резьбе, в росписи утвари. Есть несколько вариантов изображения Небесного Огня. Один из них встречаем на славянских Резах Рода. Этот же символ изображают на славянских оберегах, посвященных Богу Семарглу. Второе значение символа – оберег для защиты от неудач, стихийных бедствий, особенно от пожаров.

В славянских обрядах к Семарглу обращаются с просьбами об очищении. Этого Бога вспоминают во время обрядов на многих славянских праздниках. Каждый раз, когда в обряде разжигают костер, сжигающий всё старое, худое, здесь присутствует сила Семаргла.реза СемарглДревние славяне славили Симарга в день Бога Купала, и в день Перуна, и чтили во все дни, когда народный календарь говорил об огне и кострах. В день 14 апреля, когда на Руси расставались с зимой, ритуальное пламя сжигало Марену, а Симаргл своей силой растапливал последний снег. А так же отмечали праздник, посвященный богу Огня в день Осеннего Равноденствия, и в Летнего солнцестояния, в ту пору, когда Симаргл встречался с супругой Купальницей, и родились Кострома и Купала. В эти дни славяне приносили дары, зажигая большие костры. У костров собирались юноши и девушки, пели песни, играли, прыгали через пламя костров. Молили бога огня, о здоровье, счастье, защите, любви. В каждом доме помещали подвески, напоминающие гребни петуха. В старинных заговорах обращались к Семарглу с просьбой о помощи: 
«Спалить с раба Божьего хвори и печали, как жгешь и палишь ты в поле травы-муравы, чащи и трущебы, у сырого дуба подземельные коренья!» 
" Семаргл Сварожнч! Велик Огневожич! Спали боль-хворобу, очисти утробу, у чада людины, у всякой тварины, у стара и млада, Ты, Божья Услада. Огнем очищая, мощь Душ отворяя, спаси чадо Бога, да сгинет хвороба. Тебя прославляем, к себе призываем, ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!"
Судить о том, как именно поклонялись богу Семарглу весьма трудно, так, как до нас почти не дошло никаких исторических сведений. Известно, что с реформой князя Владимира, поклонение богу Семарглу приобрело новый уровень, так как многие исследователи утверждают, что до этого Семаргл считался второстепенным божеством и скорее выступал в роли дополнения для богини плодородия Мокоши. Благодаря князю Владимиру, кумир Семаргла был воздвигнут по правую сторону от кумира бога Перуна, что только подчёркивало признание этого бога, как одной из центральных фигур языческого пантеона древних славян. Упоминание имени бога Семаргла можно встретить в разных православных поучениях против язычества, и эти работы датируются XII-XIII вв. Но уже с наступлением четырнадцатого века, всякое упоминание о подобном божестве исчезает, поэтому доказывать что-либо очень сложно.
Что же касается празднований в честь бога Семаргла, то эта тема является более раскрытой. В целом упоминание бога Семаргла происходило на каждом празднике, который был посвящён плодородию и связан со стихией огня, так как она являлась главенствующей в славянском волхвовании. Поэтому чаще, под это описание попадали весенние и осенние праздники. Так, например, по утверждению некоторых 22 марта, богиня Мара сгорала в очищающем пламени бога Семаргла, который заставлял последние снега таять. Таким образом, бог Семаргл освобождал землю для весенних богинь. Есть и второй утверждение, якобы процесс исчезновения последнего снега, приходился на 14 апреля.
С именем бога Семаргла так же связанны праздники осеннего равноденствия и летнего солнцестояния. Первый праздник посвящён встрече и соитию бога Семаргла с его любимой богиней Купальницей. Это единственный день, согласно легенде, когда бог Семаргл может оставить свою небесную обитель и увидеться со своей супругой. Второй праздник знаменует рождение детей бога Семаргла — дочери Кострома и сына Купала.
Чествование бога Семаргла тесно связано с русалиями- праздниками, которые были посвящены русалкам. Эти создания представлялись людям в образе прекрасных крылатых дев. Они орошали землю росой перед рассветом и делали её плодородной. Дело в том, что перед посевом поля выжигали и удобряли золой. Именно эта земля орошалась росой и становилась мягкой для того, чтобы принять новые семена. Поэтому тандем русалок и бога Семаргла символизировало переплетение огненной и водной стихии для рождения жизни.

Далее вы можете увидеть изображения Семаргла в разных обличиях:

СимураныСимураны: Крылатые волки Бога ОгняНа страницах книг Марии Семёновой (автора знаменитого «Волкодава») оживают миры славянского фэнтези. В этих произведениях нередко встречаются некие загадочные существа — симураны. Увы, сегодня люди почти забыли об этих добрых и справедливых крылатых волках, хотя ещё несколько столетий назад у наших предков они пользовались огромным уважением.

Крылатые псы симураны в мифологии славян. «Загруженный» бог

Уважение на славянских землях симураны заслужили не случайно — они пользовались доверием самого Семаргла (Ог-небога)! Согласно преданиям, Семаргл, любимый сын Сварога, как уже говорилось выше, появился на свет из искры, вылетевшей из-под молота его родителя.Семарглу было поручено охранять священное пламя Ирия и защищать мир Прави от происков коварного Чернобога (Явь, Правь и Навь — три стороны славянского мифологического миропонимания, — прим.) Кроме того, он должен был заботиться о людях, обитателях Яви, оберегать смертных от тёмных духов и даровать им щедрый урожай. Эти дела занимали практически всё время огненного бога, и даже со своей супругой — прекрасной Купальницей — он мог встречаться только лишь в день осеннего равноденствия.

Конечно же, за великую заботу люди платили Семарглу любовью и уважением, чему есть историческое подтверждение.

Так, в пантеоне шести избранных богов князя Владимира, кумиры которых правитель установил в Киеве, одно из почётных мест — наравне с Перуном и Стрибогом — отводилось Семарглу. Но всё же великому сыну Сварога требовалась помощь — не мог же он в одиночку побороть все зло в мире людей! И вот однажды судьба послала небожителю верного соратника.

Награда за преданность

Старинная легенда гласит, что в одном славянском селении жил пёс. Много лет он верно служил людям, охраняя их поля от оленей и зайцев, а стада — от кровожадных хищников. Вот только хозяева не ценили преданность четвероного друга, и несчастное животное вместо благодарности получало лишь пинки да брань. Но однажды жители посёлка начали систематически нарушать древние законы, установленные богами Прави, что не укрылось от вездесущего Семаргла. Долгое время Огнебог терпел людские выходки и, наконец, решил покарать их. Над селением отступников сгустились чёрные тучи, в которых поблескивали молнии. Увидев, что людей ждёт наказание, несчастный пёс, желая всем сердцем помочь своим хозяевам, чудесным образом взлетел на небо, где стал умолять Семаргла умерить гнев. Такая преданность тронула сына Сварога, и он пощадил жителей посёлка. А в награду за верность Огнебог изменил облик их заступника, подарил ему огромные крылья и взял к себе на службу. Так простой пёс стал первым симураном.С тех пор на протяжении веков летающие псы (впоследствии люди нарекли их волками) оберегают мир Яви от зла. А Семаргл так гордится своими помощниками, что сам принимает вид крылатого хищника, отправляясь по делам на Землю.

Живущие по Правде

Летающие слуги Огнебога стали селиться стаями на вершинах гор. Благодаря своему хозяину симураны приобрели его огненную силу, научились разговаривать и даже развили телепатические способности. Кроме того, некоторые из них получили дар ясновидения.Более всего на свете крылатые волки чтили свод древних законов — Священную Правду. Причём каждый молодой симуран, проходя обряд посвящения во взрослую жизнь, сдавал особый экзамен старейшинам стаи. Во время такого испытания юный волк должен был доказать идеальное знание всех заветных канонов Правды, ведь без этого «зачёта» он не мог считаться «совершеннолетним».Однако контроль за исполнением статей старинной «конституции» был далеко не единственной обязанностью симуранов.

Несколько раз в год они пролетали над посевами, даруя их владельцам богатый урожай. На обнаруженных при раскопках славянских украшениях — подвесках и браслетах XI-XII веков часто можно увидеть изображение крылатого волка в обрамлении растительного орнамента.Считалось, что симураны помогают душам умерших людей перейти через Звёздный (Калинов) мост в светлый Ирий (славянский рай). И здесь их поддержка порою была просто необходима. Ведь случается так, что человек, всю жизнь соблюдавший законы Правды, вдруг поддался какому-либо соблазну. Этот проступок мог быть совсем незначительным, но после смерти оказать влияние на прочность заветной «звёздной» переправы и навеки отправить несчастного в огненную пучину реки Смородины.Здесь его и выручал крылатый волк — с таким провожатым «зелёный» коридор до Ирия человеку был обеспечен.

И враг бежит!

Несмотря на миролюбивый характер симуранов, им приходилось вмешиваться и в военные конфликты, дабы защитить своих подопечных. Однажды кочевники напали на мирный славянский город. Захватив предместья обречённого города, басурмане ворвались в святилище Семаргла, изрубили его статую боевыми топорами. Увидев это, славяне стали молить огненного бога наказать вандалов и защитить их от верной смерти. И тут с неба спустилась стая крылатых волков, полыхавших пламенем. Симураны стали кружить над врагами, и исходивший от них жар превращал захватчиков в пепел.Видя страшную гибель своих соратников, басурмане попытались спастись в небольшой реке, протекавшей неподалёку. Вот только огонь крылатых волков буквально вскипятил её воды, а потому бедолаги сварились в ней заживо.Говорят, что выбраться из той передряги удалось лишь толике некогда могучего войска. Добравшись до родных степей, они рассказали своим близким о страшных «огненных псах» и завещали потомкам отказаться от набегов на славянские земли. Вот только, судя по всему, об «ужасных» симуранах захватчики не забыли. Ведь не случайно же многие кочевые народы долгое время поклонялись некоему крылатому псу.

«Волчий» иммунитет

Многие предания рассказывают и о великих целительских способностях сируманов. Так, по одной из легенд, после жестоких битв они спускались на поле брани и зализывали раны особо отличившихся воинов. Чудесная слюна крылатых волков останавливала кровотечение и помогала рассечённым тканям срастаться, и вскоре исцеленные ею герои снова могли защищать свою землю.Согласно же другим преданиям, много веков назад Семаргл дал каждому человеку частичку собственного симурана. Этот дар огненного бога должен был охранять здоровье смертного, а также наделять его мудростью и силой. Вот только многие люди не ценят «презент» небожителя, предаваясь лени и поддаваясь соблазнам вредных привычек. Эти склонности убивают симурана в теле человека, что делает того слабым и бессильным перед различными болезнями. Иными словами, бедолага просто-напросто теряет врождённый иммунитет из-за собственных излишеств.Сильный же симуран сразу бросается на хворь, проникшую в тело его хозяина, и сжигает её своим огнём. Именно поэтому наши далёкие предки никогда не сбивали температуру у больного человека, дабы не оскорбить его «внутреннего волка» и дать тому возможность справиться с недугом.

https://xn--80aejvmu5h.xn--80aswg/semargl/

https://ufospace.net/simurany-krylatye-volki-boga-ognya?utm_...

https://slavyanskieoberegi.ru/slavyanskie-bogi/semargl-simar...

https://tenona.ru/exhibitions-news/runy-boga-semargla-znacheniya-i-funkcii-proishozhdenie-slavyanskogo-boga/

Картина дня

наверх