На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

История создания песни. Шестнадцать тонн.

Незатейливые слова, незамысловатая мелодия, но вновь вся правда о песне «16 тонн» открылась с появлением Интернета и завидной регулярностью исполнения этой песни разными певцами на нескольких языках.

Однако же, с установлением авторства этой песни возникают некоторые проблемы, поскольку даже на родине этого произведения, в США, нет однозначного мнения на этот счёт.Единогласно принимается лишь общая тема: повествование о чрезвычайно тяжёлом положении шахтёров на угольных шахтах, когда практиковался даже детский труд, и закабалении трудящихся масс угледобывающими компаниями. Жильё предоставлялось компанией, и оплата за него вычиталась из заработка. За свой труд работники получали только кредит в магазине компании и не имели наличных денег, поэтому, даже не было речи о каких-либо накоплениях и сбережениях.

Шахтёры ненавидели такие магазины по трём причинам: цены в нём были намного выше, чем у независимых розничных торговцев; плата за все товары удерживалась из дохода прежде, чем они его получали; и торговля была обязательна. Ответственность за составление семейного бюджета была дана директору магазина, а не жёнам шахтёров, как это водится в нормальных домохозяйствах. Кроме того, долги, которые шахтёр накопил в магазине, связывали его настолько надёжно с работодателем, как если бы рабочие были связаны с феодальными баронами в средневековой Шотландии...company-shop-2Множество угольных корпораций выпустили свои собственные «деньги», которые использовались вместо основной «вечнозелёной» валюты Соединенных Штатов. Эти фальшивые деньги, названные «чеками» (некой распиской для получения по ней товаров или услуг или «временными деньгами»), принимали различные формы, такие как картонные карточки, купонные книжки, бумажные счета, названные «фантиками», металлические диски с отверстиями как турецкие пиастры, принимались к оплате только в магазинах компаний. В тех штатах, где закон запретил выпуск подобных документов, угольные компании распространяли авансы или заказы магазина, но шахтёры расценивали их лишь как иной формой «чека». Хронические увольнения из-за отсутствия работы («временные увольнения»), неполная занятость, и низкая заработная плата сделали плодородной почву для появления подобных «чеков», поскольку их цель состояла в том, чтобы удержать шахтёра от «зарплаты до зарплаты».

Шахтёр, проработавший год, получал доход в пределах $300. За то же время магазин компании обогащался более чем на $20000. Да и сами компании, использующие подобные схемы оплаты, могли при подобных раскладах устанавливать цены на уголь ниже рыночных, что особенно практиковалось в Южных штатах при ведении конкурентной борьбы.Возвращаясь к песне, я начну с не очень популярной версии о том, что песня «16 тонн» ("Sixteen tons") появилась в 30-х годах прошлого века. Согласно этой теории, автором песни является Джордж Дэвис (George Davis), о чём он рассказывал на одной из американских радиостанций в 1959 году, считая, что последующие исполнители Мэрл Трэвис (Merle Travis) и Теннесси Эрни Форд (Tennessee Ernie Ford) использовали именно его песню, изменив несколько аккордов.

Согласно словам Дэвиса, первоначально песня называлась «9-to-10 tons» («От 9 до 10 тонн»), названная так в соответствии со ссылкой на следующий факт: «Некоторые шахты имели в своей практике так называемую систему „очистки“. При этой системе вы должны были либо очищать своё место работы каждый день, либо бросить свои инструменты и уйти. Тогда ещё существовало выражение „у нас есть босоногий человек, ждущий вашу работу“ и связано это было с тем, что в теории каждый день на месторождении могло добываться от 9 до 10 тонн угля, а на деле выработка была куда меньше. Причиной было то, что в большинстве шахт стояла вода в 3-4 дюйма, и не было насосов. Вдобавок встречались мощные скальные породы. В итоге приходилось тратить 18-19 неоплачиваемых часов, чтобы проделать всю процедуру „очистки“ своего места». Такая же схема «работай больше за те же деньги» практикуется и в нашем обществе до сих пор, особенно в свете так называемого финансово-экономического кризиса.Согласно следующей, самой популярной версии, автором песни является Мэрл Трэвис (Merle Robert Travis), исполнивший песню в не менее далёком 1947 году (сама песня зарегистрирована 8 августа 1946 года). Согласно его словам, припев песни возник из письма Мэрлу, которое он получил от своего брата Джона Трэвиса, оплакивающего смерть журналиста Второй мировой войны Эрни Пайла, убитого в бою в Tихом океане в 1945 году.

«…Ты отгрузил 16 тонн и что же?
На день ты постарел, в долгах погрязши глубже
И не зови меня к себе, о Боже,
Ведь я компании давно уж продал душу…» (перевод Сергея Васильева)

Джон писал: «…Это походит на работу в угольных шахтах. Вы добываете шестнадцать тонн и что вы получаете? Постарели на день и ещё глубже погрязли в долгах». Мэрл также вспоминал ироничный ответ отца соседям на вопрос о его здоровье: «я не могу позволить себе умереть – я должен свою душу магазину при предприятии». Это было упоминанием о магазинах, находящихся в собственности угольной компании, где шахтёры покупали пищу и товары за «деньги», выпущенные самой компанией…

Почти сразу после выхода песни «16 тонн», возникли кривотолки по поводу её содержания: всякая «народная» музыка, да ещё воспевающая горе рабочих, считалась потенциально подрывной и продвигала коммунистически идеи. И никого сильно не волновало, что сам Трэвис был истинным американским патриотом. По свидетельствам, «хорошие мальчики», работающие на Эдгара Гувера, рекомендовали радиостанциям не играть песню, считая Трэвиса «сочувствующим». Довольно трудно проделывать подобные вещи с хитом, поэтому многие проигнорировали директиву.Ещё один известный певец, Эрни Форд (Ernest Jennings Ford, более известный как Tennessee Ernie Ford), знал о песне «16 тонн», услышав её в исполнении Мэрла Трэвиса на одном из праздников. Но именно благодаря Эрни Форду песня стала всенародной и внесла его имя в анналы.

В июле 1955 года песня в его исполнении прозвучала на Ярмарке в штате Индиана перед огромной толпой в 30000 человек. Успех был оглушительным. В октябре того же года звукозаписывающая компания Capitol выпустила пластинку с синглами «You don't have to be a baby to cry» и «Sixteen tons», причём последняя была на менее престижной B-side (стороне B), а в самой Capitol были асболютно уверены, что именно «You don't have to be a baby to cry» возглавит хит-парады. Ан нет, судьбу, как говорится, не обманешь: многие радиостанции по всей Америке начали ставить именно «Sixteen tons». И спустя всего лишь 11 дней после выхода песни на пластинке, было продано свыше 400000 экземпляров этого сингла. Через 24 дня было продано уже свыше 1 миллиона экземпляров, а к 15 декабря – свыше 2 миллионов. Таким образом, песня «16 тонн» стала самой успешной песней из когда-либо выпущенных в истории. Кстати, щелчки пальцами, которые слышны в той записи, остались там случайно, когда Эрни просто задавал темп аранжировщику, а звукооператоры забыли этот момент откорректировать.

В поздние годы, Мерл Трэвис, исполняя свою песню, изменил заключительную строфу на «я должен свою душу... Теннесси Эрни Форду»…

Еще хотелось бы  закрыть следующий вопрос относительно исполнителей песни "Sixteen tons". Речь идёт о Поле Робсоне (Paul Robeson).

Дело в том, что данный исполнитель вряд когда-либо пел эту песню, что отчасти подтверждается отсутствием какой-либо информации на некоторых уважаемых сайтах, например AllMusic  и Discogs. Кроме того, более дотошные, нежели я, исследователи также склоняются к аналогичной мысли. Одни путают Поля Робсона по вокальным данным с солистом группы «Platters» Хербом Ридом (Herb Reed), обладавшего колоритным басом "Sixteen tons":

Другие ошибаются исходя из созвучия имени с другим исполнителем из той же группы – Полом Роби (Paul Robi), а в некоторых источниках самого Поля Робсона даже отождествляют с группой «Platters», в которой его никогда не было. Пока не доказано обратное, предлагаю гипотезу о том, что Поль Робсон НЕ ИСПОЛНЯЛ песню "Sixteen tons", использовать в качестве основной.

Давайте послушаем популярных исполнителей.

Robbie Williams - Sixteen tons

Johnny Cash - Sixteen Tons

Tennessee Ernie Ford and Merle Travis - Sixteen Tons 1977

Jeff Beck and ZZ Top - Ernie Ford's SIXTEEN TONS

Адриано Челентано

16 Tons - arranged by "The Platters" на мой взгляд лучшее исполнение.

Кроме того, пользуясь случаем предлагаю ознакомиться с шикарным роликом по мотивам детско-русско-передаланной версии песни:

А также исполнение песни ансамблем ВВ МВД России в одной из передач «Что? Где? Когда?»:

В работе использованы материалы со следующих сайтов:

www.fortunecity.com/tinpan/parton/2/mines.html
www.ernieford.com/SixteenTons.htm
ru.wikipedia.org/wiki/Sixteen_Tons
en.wikipedia.org/wiki/Merle_Travis
en.wikipedia.org/wiki/Tennessee_Ernie_Ford
www.citizenarcane.com/index.php/archives/2005/06/10/sixteen-tons/

www.allmusic.com/cg/amg.dll?p=amg&sql=11:kifrxqw5ldhe~T21

 www.discogs.com/artist/Paul+Robeson

 zahar.livejournal.com/489787.html?thread=1968699

http://www.historyonesong.com/sixteen_tons_1/

Картина дня

наверх