На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Художник Алексей Кившенко. Как крестьянский сын стал любимым живописцем Александра III

В октябре 1895 года скончался русский художник Алексей Данилович Кившенко – мастер исторической и батальной живописи. Лично я отнесла его творчество к славянистам, потому и ставлю о нем материал в цикл Художники-славянисты.

Самородок из Тульской губернии

Алексей Кившенко родился в селе Серебряные пруды Тульской губернии в 1851 году – за десять лет до отмены крепостного права в России. Его отец Даниил Васильевич служил семье графа Шереметьева. Несмотря на незнатное происхождение, крестьянин не только сам научился рисованию и игре на рояле, но и обучил этому сыновей. Алексей унаследовал отцовский талант к живописи. Уже в семилетнем возрасте он прекрасно рисовал природу и охотничьи сцены. В 1860 году Алексея Кившенко отправили на учебу в Петербургскую школу Общества поощрения художеств. Там будущий художник познакомился с творчеством Ивана Крамского, которое произвело на него неизгладимое впечатление.Псовая охота. Художник Алексей КившенкоПсовая охота. Художник Алексей КившенкоИсточник: peoples.ru

Спустя семь лет Кившенко собрался было предпочесть живописи естественные науки и поступил в Технологический институт, однако не проучился там и двух лет. В 1870 году подающего надежды молодого человека зачислили в Академию художеств по классу исторической живописи. На столичную жизнь Алексей Кившенко зарабатывал чиновничьей службой в Адмиралтействе – выполнял обязанности писца с жалованьем 12 рублей в месяц. В Академии он завел знакомства, во многом определившие его будущий стиль. Дружил с Суриковым и Савицким, писал первые картины под пристальным вниманием Маковского. Учеба давалась легко: Кившенко был уверен, что по окончании Академии художеств его ждет золотая медаль и стажировка за рубежом.

Триумф со второй попытки

В 1877 году Алексей Кившенко действительно удостоился высшей награды за картину «Брак в Кане Галилейской», однако получил критическое замечание от своего кумира Ивана Николаевича Крамского. «Знают ли конкуренты на Большую золотую медаль и особенно господин Кившенко, удостоенный этой медали, что-либо из истории искусства? Где он поместил своих пирующих на браке: в проходе ли нынешнего гостиного двора или в обстановке, возможной исторически?», – требовательно вопрошал живописец. Картина Кившенко была признана не вполне оконченной. Для получения права на поездку за рубеж Алексей Данилович должен был представить на суд комиссии другую работу, а ее тему выбрать на свое усмотрение.Алексей Данилович КившенкоАлексей Данилович КившенкоИсточник: liveinternet.ru

Кившенко решил на сей раз посвятить полотно истории России. Его новая картина получила название «Военный совет в Филях». При создании живописного произведения художник вдохновлялся не только реальными событиями Отечественной войны 1812 года, но и романом Л.Н. Толстого «Война и мир». По замыслу Алексея Кившенко, происходящее (так же, как и в книге) мы видим глазами крестьянской девочки Малаши, живущей в избе с родителями. На картине Малаша тоже присутствует: лежит на печи (в левом верхнем углу) и внимательно наблюдает за теми, в чьих руках находится судьба страны.Военный совет в ФиляхВоенный совет в Филях

«Военный совет в Филях» произвел настоящий фурор: коллеги высоко оценили работу Кившенко, а современники мигом раскупили репродукции картины. Алексей Данилович стал известен не только на родине, но и за ее пределами. На выставке 1886 года в Берлине посетители разве что не рукоплескали русскому живописцу за его шедевр. «Военный совет в Филях» и поныне считается одной из самых удачных картин Кившенко, сюжет которой пронизан тонким психологизмом. Внимательный зритель, рассматривая полотно, заметит напряжение, царящее между героями – решается ни много ни мало участь Москвы. Сегодня оригинал произведения хранится в Третьяковской галерее, а в фондах музея-заповедника «Бородинское поле» находится его копия, созданная в начале XX века неизвестным автором.

Страстный путешественник и любимец императорской семьи

В 1880 году Алексей Кившенко отправился в европейское путешествие. Четыре года он провел во Франции и Германии, занимаясь созданием новых картин. Полотно «Псарный двор» по возвращении на родину принесло ему звание академика. Но все же излюбленными темами Кившенко были ключевые сюжеты из истории нашей страны – художник пишет целую серию произведений «История России в картинах для школы и дома». Среди них: эпизоды, связанные со славными военными победами («Полтавская битва», «Чесменское сражение», «Вступление русской армии в Париж»), становлением государственности («Призвание варягов», «Вывоз вечевого колокола из Новгорода», «Избрание Михаила Романова на царство»), вехами духовной и культурной жизни («Крещение Руси», «Ломоносов и Екатерина II»).Вступление русских войск в Париж. Из серии «Отечественная история в картинах для школы и дома». Художник Алексей КившенкоВступление русских войск в Париж. Из серии «Отечественная история в картинах для школы и дома». Художник Алексей Кившенко

Главным заказчиком полотен Алексея Кившенко стал император Александр III, который по достоинству оценил талант живописца. В 1884 году царь предлагает художнику поехать в Закавказский край и собрать материал для картин о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Поручение государя было исполнено: Алексей Данилович посещает Болгарию и важные места былых сражений – Шипку, Плевну, Горный Дубняк и другие.Оборона ШипкиОборона Шипки

Самое сложное путешествие Алексея Кившенко состоялось в начале 1890-х годов. Вместе с археологической экспедицией Никодима Кондакова он отправляется в Палестину и Сирию, получив заказ от журналиста и книгоиздателя А.А. Суровина. Тот готовит к печати обширный путеводитель по святым местам и просит Кившенко об услуге подготовить подробные иллюстрации. За время путешествия Алексей Данилович создает около сотни зарисовок и этюдов, посвященных архитектуре, природе Ближнего Востока, быту и традициям местных жителей. Пишет он и портреты церковных служителей – архимандрита Антонина и патриарха Герасима. Половина блестящих работ Кившенко вошла в подарочное издание Палестинского альбома. К сожалению, сам Алексей Данилович не увидел книги, подготовленной Сувориным, – труд вышел спустя три года после смерти художника. Последние годы жизни Алексей Кившенко посвятил преподавательской деятельности. В своей альма-матер он руководил классом батальной живописи, передавая бесценные навыки новому поколению художников. Похоронен на Смоленском православном кладбище в СПб. В монастыре св. Саввы. Рисунок для палестинского альбома. Художник Алексей Кившенко

В монастыре св. Саввы. Рисунок для палестинского альбома. Художник Алексей Кившенко
                                                               Картины художника

                                                     4723908_82228996_28_1_ (385x20, 2Kb)

На псарнеОхота с гончимиВ степиНа токуНаперерез волкуПсовая охотаСпускает своруКочевье езидовСражение у Шипки-Шейново 28 декабря 1877 года. (1894).«Окрестности Мюнхена по реке Изор» (1881)Портрет девушки с печальными глазамиВ паркеЛестница в ЦвингереОлег прибивает щит к вратам Царьграда эскизЯрмарка на Украине. (1882)Переяславская рада. 1654 год. Воссоединение Украины. (1880) Центральный военно-морской ЧеревичкиЖнитво. (1878)Сортировка перьевПортрет В.Г. ЧертковаОхотаЗастреленный волк. (1891)Псовая охотаПо тетеревиным выводкамДмитрий Донской и Сергий РадонежскийВ степиПлотовщикиПокорение Казани - казанские старшины и воины перед Иваном IVПризвание князя — встреча князя с дружиной, старшинами и народом славянского города. IX векПокорение Сибири — битва казаков во главе с Ермаком с татарским войскомКрещение киевлян князем ВладимиромЧтение народу Русской Правды в присутствии великого князя ЯрославаПрисоединение Великого Новгорода — высылка в Москву знатных и именитых новгородцевВоззвание Козьмы Минина к нижегородцам. 1611 годПризвание на царство Романовых — Михаил Федорович (Депутация от Земского собора)Церковный собор. 1654 год. Начало расколаПереход русскими войсками Чертова моста. 1799 годДолобский съезд князей - свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком.«Князь Александр наносит рану шведскому военачальнику». 1833
(эпизод Невской битвы)Царь Иоанн III разрывает ханскую грамоту.Царь Борис Годунов и детиВоенные игры потешных войск Петра I под селом КожуховоПетр I за рулем парусного ботика на Яузе-рекеПолтавский бой. Шведы преклоняют знамена перед Петром I. 1709 годЛомоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работыЧесменский бой (Граф А. Орлов со штабом на верхней палубе линейного корабля «Три иерарха»)Сражение у Шипки-Шейново 28 декабря 1877 годаВступление русских и союзных войск в ПарижВозложение Николаем I на графа Сперанского орденской ленты Андрея ПервозванногоПалуба линейного корабля «Императрица Мария» во время боя при Синопе. 1853 годСражение на Шипкинском перевале 11 августа 1877 годаСдача Шамиля князю Барятинскому. 1859 годСдача Плевны (Раненый Осман-паша перед Александром II). 1878 годЧтение манифеста 1861 года Александром II на Смольной площади в Санкт-ПетербургеОсвящение народной школы в присутствии Александра IIВзятие Карса. ВъездНижегородские драгуны, преследующие турок по дороге к Карсу во время Аладжинского сражения 3 октября 1877 годаШтурм крепости Ардаган 5 мая 1877 годаШтурм Измаила (22 декабря 1790)Переход французов через БерезинуСамсон и ДалилаИерусалимГраф Ростопчин и купеческий сын Верещагин на дворе губернаторского дома в МосквеКутузов на Поклонной горе перед военным советом в ФиляхРостовы на псовой охоте в ОтрадномНаполеон и император Александр I на свидании в Тильзите.Штурм Горгохатанских высот 1 января 1878 г. 1886.Штурм Горгохатанских высот 1 января 1878 г. 1886. Фрагмент

https://histrf.ru/read/articles/hudozhnik-aleksey-kivshenko-...

http://petroart.ru/art/k/kivshenko/art1.php
https://www.liveinternet.ru/users/5031314/post418279598/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кившенко,_Алексей_Данилович http://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit10057.htm

Картина дня

наверх