На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

Дворец Юсуповой (на Литейном)

Мы с Вами уже побывали в юсуповском дворце на Мойке.

Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге, ч.1

Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге, ч.2

Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге, ч.3

Часть Юсуповского дворца, вошедшее в историю, благодаря убийству.

Но был еще один дворец, построенный позже. Дворец княгини Юсуповой на Литейном проспекте строился в тот период, когда Зинаида Ивановна осталась вдовой. Немного о самой Зинаиде, поскольку их две и можно запутаться.Дворец Юсуповой (на Литейном)Юсупова Зинаида Ивановна (1809-1893) урожд. Нарышкина.

Зинаида Ивановна происходила из младшей ветви Нарышкиных. Она родилась 2 ноября 1809 года в Москве. Её отцом был камергер Иван Дмитриевич Нарышкин, матерью — Варвара Николаевна Ладомирская, внебрачная дочь фаворита императрицы Екатерины II Ивана Римского-Корсакова и графини Екатерины Строгановой. Крестины состоялись 13 ноября. Родители приложили все усилия, чтобы Зинаида и её брат Дмитрий получили хорошее домашнее образование. Впоследствии княгиня Юсупова отличалась познаниями в поэзии и искусстве, именно она продолжила коллекцию картин, которую начали собирать предки её мужа.Дворец Юсуповой (на Литейном)Дворец Юсуповой (на Литейном)Дворец Юсуповой (на Литейном)Молодые супруги Юсуповы

Со своим будущим мужем князем Борисом Юсуповым фрейлина Зинаида познакомилась в Москве во время коронационных торжеств 1826 года. Он был единственным сыном Николая Юсупова и Татьяны Энгельгардт. К этому времени ему уже исполнилось тридцать лет, и в течение шести лет он был вдовцом (в 1820 году скончалась при родах его первая жена Прасковья Павловна Щербатова). Юсупова Зинаида Ивановна (1809-1893) урожд. Нарышкина

Пятнадцатилетняя Зинаида была одной из блистательных великосветских красавиц. Вспоминая о празднествах, граф В. А. Соллогуб писал:

« … в устах всех были слышны имена графини Завадовской, Фикельмон, фрейлины княжны Урусовой и девицы Нарышкиной, впоследствии княгини Юсуповой. Все четыре были красавицы писаные, все четыре — звёзды первой величины тогдашнего петербургского большого света

Дворец Юсуповой (на Литейном)Князь Юсупов был вынужден приложить немало усилий, чтобы добиться расположения родителей Зинаиды. К этому времени он уже предпринял несколько попыток сватовства, но несмотря на богатство и титул, везде получал отказ. 11 октября 1826 года состоялось обручение, А. Я. Булгаков писал брату:

« Вчера развозили карточки, объявляющие о помолвке сахарчика Бориньки с фрейлиной Зинаидой Ивановной Нарышкиной. Надобно будет ехать поздравить старика и жениха. Невеста сидела вчера в «Отелло» в юсуповской ложе вся в бриллиантах, вероятно, женихом подаренных. »Дворец Юсуповой (на Литейном)
Но свадьба была отложена из-за вмешательства княгини Татьяны Васильевны.

«Уезжая из Москвы, я надеялся вскоре быть счастлив, соединив свою жизнь с жизнью Зенеиды. Но маман, против воли которой я никогда не посмею пойти, просила отложить свадьбу. Огорчения мои были так велики из-за этой задержки, что я едва не заболел.»Дворец Юсуповой (на Литейном)Все так же кариатиды держат дом на своих плечах... или головах?
Пышное бракосочетание состоялось 19 января 1827 года в Москве, но не совсем благополучно. Юсупов поехал в церковь, забыв получить благословение отца, для чего ему пришлось вернуться домой. В церкви Зинаида Ивановна уронила кольцо, оно закатилось так далеко, что его не нашли и взяли другое. А. Я. Булгаков замечал, что у «необыкновенного жениха должны быть необыкновенные происшествия. В церкви невеста была очень весела, а жених задумчив и нахмурен».Дворец Юсуповой (на Литейном)Зинаида Юсупова-младшая с мужем Феликсом и сыновьями Николаем и Феликсом. Это уже следующее поколение.

Но уже вскоре молодая супруга разочаровалась в браке, сообщив отцу, что «ей очень скучно в Петербурге». В письме брату от 2 мая 1827 года А. Я. Булгаков писал: «Да с Боренькой где не соскучишься, хотел я ему сказать в ответ». Борис Николаевич Юсупов

А. И. Тургенев, сравнивая её с «прикованным зефиром», отмечал, что «всё в ней ещё — поэзия. Только её муж напоминает презренную прозу».Дворец Юсуповой (на Литейном)Николай Борисович Юсупов (их сын)

В октябре 1827 года у супругов родился сын, названный в честь деда Николаем. Вскоре Зинаида родила дочь, умершую при родах. После этого она фактически разорвала брачные отношения, позволив мужу заводить любовниц. Согласно семейной легенде это произошло из-за родового проклятия Юсуповых, которого она опасалась.

Она влюблялась с очаровательной простотой и непосредственностью, она влюбляла в себя раз и навсегда, среди её поклонников были как офицеры, так и сам государь. Хорошо образованная, начитанная, умная, княгиня - настоящая “светская львица” - покоряла, очаровывала, завораживала. Княгиня отличалась самобытностью, и всегда имела своё мнение, не боясь, что оно может оказаться отличным от мнения большинства. Конечно, её положение в обществе гарантировало ей некоторую свободу, но всё же подобное поведение вызывало много вопросов и формировало неоднозначное отношение к личности княгини. При своей влюбчивости и кокетливости, она оставалась верной своим принципам и идеалам. И если кого-то выделяла, то многое делала для такого человека. Яркий пример: Зинаида Ивановна обожала Пушкина. Всегда защищала его в обществе, в частности и после злополучной дуэли. За что получила от поэта автограф в благодарность за такое участие.

Князь А. В. Мещерский называл княгиню Юсупову одной из «львиц» петербургского общества, отдавая ей пальму первенства. Современники отмечали её природную красоту и ум. Граф Соллогуб вспоминал, что она «была хороша собой, добра и приветлива». Мещерский пишет, что Зинаида «отличалась большою благосклонностью ко всем и вообще замечательною кротостью». Княгиня Юсупова пользовалась вниманием императора Николая I. Описывая её в 1829 году, Долли Фикельмон, отдавая дань красоте Зинаиды,Дворец Юсуповой (на Литейном)Николай Первый

« Высокая, тонка, с очаровательной талией, с совершенно изваянной головой, у неё красивые чёрные глаза, очень живое лицо с весёлым выражением, которое так чудесно ей подходит» при этом ревниво замечала, что «неизменная доброта императора и удовольствие, которое он испытывает, останавливая свой взор на красивом и изысканном лице, — вот единственная причина, которая заставляет его продолжать выказывать ей своё почтение».

В 1830 году у Зинаиды Ивановны начинается роман с кавалергардом Николаем Андреевичем Жерве (1808—1841). Графиня Фикельмон отмечала:

«Не менее заметен и чересчур затянувшийся и всепоглощающий флирт очаровательной княгини Юсуповой с Жерве, офицером Кавалергардского полка. Она вызывает всеобщий интерес, ибо молода духом, как впрочем, и годами, веселая, наивная, невинная. С удивительным простодушием отдалась она во власть своего чувства. Она словно не видит расставленной перед ней западни и на балах ведет себя так, будто на всем белом свете только они вдвоем с Жерве. Он очень молод, с малопривлекательным лицом, во всяком случае, незначительным, но очень сильно влюблен, постоянен в своем чувстве и, может, более ловкий, чем его считают. »

Вскоре о романе становится известно и супругу, Долли пишет в своём дневнике: «Ореол весёлости, окружавший его красивое и столь молодое лицо, вдруг разом исчез. Боюсь, что причина этому — Жерве».

Спасая Зинаиду от сплетен, Жерве покидает Петербург. В 1841 году князь Михаил Лобанов-Ростовский поведал о «меланхоличном Жерве»:Дворец Юсуповой (на Литейном)Феликс Юсупов с женой Ириной (тот самый, который участвовал в убийстве Распутина), правнук Зинаиды.

«У него такой вид, как будто он погибнет в первом же деле». Вскоре во время экспедиции в Большую и Малую Чечню Жерве был ранен и скончался после двухмесячной болезни. 7 августа 1841 года императрица Александра Фёдоровна писала своей подруге графине С. А. Бобринской:Дворец Юсуповой (на Литейном) Ирина Юсупова (Шереметьева, дочь Феликса и Ирины) с дочерью Ксенией

Узнав о смерти Жерве, императрица Александра Федоровна записала в своем дневнике: 
« Вздох о Лермонтове, об его разбитой лире, которая обещала русской литературе стать её выдающейся звездой. Два вздоха о Жерве, о его слишком верном сердце, этом мужественном сердце, которое только с его смертью перестало биться для этой ветреной Зинаиды»

Вскоре в свете обсуждали роман княгини с молодым народовольцем. Когда его заточили крепость, Юсупова договорилась, чтобы любовника отпускали к ней ночью. Есть легенда, что когда молодой человек умер, она наняла медиков забальзамировать его тело. Зинаида похоронила любимого в стене дома рядом со своей спальней. Княгиня пожелала, чтобы и после смерти любовник был рядом с ней.

Правнук Зинаиды, князь Феликс, писал в своих «Мемуарах»: «Прабабка моя была писаная красавица, жила весело, имела не одно приключение»Дворец Юсуповой (на Литейном)
В октябре 1849 года скончался князь Борис Николаевич, и вдова покинула Россию. По мнению Феликса Юсупова, это произошло из-за ссоры с императором. В конце 1850-х во Франции княгиня познакомилась с капитаном Генерального штаба национальной гвардии департамента Сена Луи Шарлем Оноре Шово (1829—1889), который был младше её на 20 лет.

7 мая 1861 года состоялось их венчание в домовой церкви особняка на Литейном. В свадебное путешествие молодожёны отправились в Швейцарию. Российский двор был недоволен этим мезальянсом. И Юсупова решила проблему, приобретя для мужа титул графа Шово и маркиза де Серр. С 1860 года он занимал пост генерального советника департамента Финистер округа Конкарно в провинции Бретань.Дворец Юсуповой (на Литейном)Ксения Сфири - потомок Юсуповых.

У Ксении одна дочь - Татьяна Сфири (р.1968), у которой двое детей - Марилия (р. 2004) и Жасмин-Ксения (р. 2006). Девочки не носят фамилию Юсуповых.Замок Кериоле

В 1889 году граф Шово скончался, завещав замок Кериоле, купленный в 1862 году Зинаидой Ивановной, своей сестре, и ей (Зинаиде) пришлось выкупать его за полтора миллиона франков. Последние годы Зинаида Ивановна проживала в основном в Париже. Феликс Юсупов оставил воспоминания о своих визитах к ней:Дворец Юсуповой (на Литейном)«...она жила одна с компаньонкой на Парк-де Прэнс… Так и вижу прабабку, как на троне, в глубоком кресле, и на спинке кресла над ней три короны: княгини, графини, маркизы. Даром, что старуха, оставалась она красавицей и сохраняла царственность манер и осанки. Сидела нарумяненная, надушенная, в рыжем парике и снизке жемчужных бус.»

В 1893 году Зинаида Юсупова мечтала посетить родину, даже получила высочайшее соизволение, но скончалась в том же году. По её завещанию тело было перевезено в Россию и погребено в Троице-Сергиевой Пустыни на Петергофской дороге, в нижнем пределе храма Св. Сергия Радонежского, который был построен архитектором А.Горностаевым на средства княгини Юсуповой. А теперь о том самомдоме доме на Литейном. 

Литейный дом княгини Юсуповой

Князья Юсуповы были очень состоятельными людьми. Они владели множеством домов и дворцов, в которых содержались ценнейшие коллекции предметов искусства. Дворцы их и поныне считаются гордостью архитектуры Петербурга, а художественные шедевры украшают прославленные музеи России.  Вот изображающая это здание акварель, сделанная вскоре после постройки и фотография наших дней:«Особняк графини З. И. Юсуповой». Рис. В. С. Садовникова, 1866Фасады украшают гербы Нарышкиных и Юсуповых.В середине XIX века новый особняк княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой (урожденной Нарышкиной) на Литейном, 42, производил сильное впечатление на петербуржцев. Сегодня фасад, покрытый патиной времени, впечатляет только, если в него пристально вглядеться и постараться не замечать ядовито-синих рекламных щитов, уродующих первый этаж.Портрет Зинаиды Ивановны Юсуповой

Литейный дом княгини Юсуповой в Санкт-Петербурге — был построен для Зинаиды Ивановны Юсуповой (1810—1893), урождённой графини Нарышкиной. На возведение и отделку особняка понадобилось семь лет — с 1852 по 1858 год, а прожила в нем княгиня всего чуть больше трех лет.

Литейный дом княгини Юсуповой выполнен в стиле необарокко. Правда, некоторые специалисты относят общую архитектурную стилистику здания к итальянскому Возрождению, с использованием элементов барокко. Фасад полностью облицован камнем — гатчинским песчаником, а декоративные элементы выполнены из песчаника бременского в известной в то время мастерской Трискорни. Здание декорировано скульптурами и лепными элементами, на верхней части фасада располагались гербы Юсуповых и Нарышкиных.После окончания строительства княгиня Юсупова специально заказала известному мастеру акварели В. С. Садовникову серию работ с изображением как фасадов дворца, так и его интерьеров. Серия из 30 акварелей была выполнена в 1859-1861 годах. Благодаря ей мы можем сравнить сохранившиеся интерьеры с тем, как они выглядели изначально.БиблиотекаБальный залМалахитовая гостинаяСпальня

Две причины заставили светскую львицу и звезду высшего петербургского общества 43-летнюю княгиню Юсупову отказаться от роскошного особняка на Мойке в пользу сына, Николая Борисовича Юсупова: его женитьба и смерть мужа, князя Бориса Николаевича Юсупова. Впрочем, ходили слухи, что к своему вдовству княгиня отнеслась довольно равнодушно и после смерти мужа на какое-то время покинула Россию.Вернулась она с женихом Луи Шово, который был младше ее на двадцать лет, — с ним она и обвенчалась в домовой церкви своего особняка на Литейном.Академик архитектуры - Людвиг Бонштедт (1822-1885)
Строительство началось в 1852 году и закончилось в 1858

Сначала проект дома разрабатывал художник и архитектор Гаральд-Юлиус Боссе. К началу 1850-х сорокалетний архитектор имел за плечами образование в Строительной школе Дрездена и Дармштадта, работу чертежником у знаменитого Брюллова, звание академика Российской академии художеств. Список работ Гаральда Боссе впечатляет: это особняки, доходные дома, церкви. За свою карьеру зодчий возвел девять храмов в Петербурге, Хельсинки, Дрездене, Перми.Муляж камина в кабинете. Оригинал таинственным образом исчез после войны.

Но эскизы нового дома и сметы Зинаиде Юсуповой не понравились, и проект был поручен молодому архитектору Людвигу Бонштедту. Петербуржец немецкого происхождения после окончания знаменитой и по сей день школы "Петришуле" получил архитектурное образование в Берлине. После он посещает Францию и Италию, а в 1843 году возвращается в Петербург. Знакомство с европейскими дворцами не могло не сказаться на стиле молодого зодчего, к 1851 году уже занимавшего должность старшего архитектора при дворе великой княгини Елены Павловны.

"В Петербурге с Симеоновского моста на Фонтанке, по направлению к Литейной, представляется глазам зрителя перспектива улицы, которая замыкается роскошно обделанным фасадом, грандиозные формы и пропорции частей и целого и сами части, или детали постройки в новейшем вкусе старинного стиля возрождения производят на зрителя приятное впечатление, нравятся артисту и профану, мужчине и женщине. Парадная лестница на акварели: А так выглядит сегодня

Матовый, беловатый цвет здания, игра теней и света в солнечное время и художественное выполнение всех архитектурных подробностей довершает полноту величественной композиции", — так писал в своих воспоминаниях один из современников.Бонштедт достиг намеченной цели. Среди современников не осталось равнодушных при виде этого творения. Оно и сейчас впечатляет богатством и красотой внешней и внутренней отделки.

Княгиня Юсупова З. И. многие годы жила за границей, и роскошный дворец обычно пустовал.

Дворец на Литейном проспекте был завещан не любимой внучке, названной в честь бабушки Зинаидой (та самая знаменитая Зинаида), но внуку князю Феликсу Феликсовичу Юсупову (до наследования - граф Сумароков-Эльстон). Он не любил этот дворец (жил во дворце на Мойке), и в свою очередь сдал здание театральному обществу "Театральный клуб при союзе драматических и музыкальных деятелей", почему и переделывает зимний сад в большой концертный зал. В рамках театрального общества, в зале выступал театр-кабаре "Кривое зеркало", под руководством актрисы Холмской, и один спектакль был поставлен театром "Лукоморье" под руководством молодого Мейерхольда. Мероприятия "Театрального общества" посещал весь цвет Петербурга эпохи "серебряного века", в том числе А. Бенуа и А. Блок.

В военные годы первой мировой, дворец, а точнее его парадно-танцевальная часть, был отдан под госпиталь и женская половина высшего света, включая членов императорской семьи, вместо балов и иных увеселений, работали сёстрами милосердия. В особняке князей Юсуповых на Литейном проспекте был устроен лазарет. Фото И. А. Оцупа. 1914-1917 годы.

Впрочем, архитектурное сообщество не удержалось от критики здания. "Дом княгини Юсуповой известен большинству  читателей. Он в натуре лучше, чем на чертежах..., но все-таки, несмотря на дорогой материал его фасада, сей последний нельзя назвать удачным. Бонштедт, как и все ему подобные таланты, трактовал все стили свободно и не стесняясь их особенностями и, если можно так сказать, их законами. Оттого, в данном случае, мягкий и пленяющий стиль французского ренессанса времен Людовика XV, вышел жестким и мертвым; много, конечно, виновато в том и самое исполнение, но главная вина, все-таки, в рисунке... Дворовые фасады стоят, в художественном отношении, выше лицевого" ("Зодчий", 1876, цит. по citywalls.ru).
Домовая церковь,не сохранилась

Имел особняк и еще одну важную особенность — собственную домовую церковь. Получить разрешение Святейшего Синода на пожизненное установление домового храма было не так легко — княгине "помогла" застарелая болезнь ног. Домовой храм располагался на третьем этаже южного служебного флигеля. Для стен были выбраны розовый и зеленый цвета с позолотой, резной золоченый иконостас выполнен по проекту художника и архитектора Алексея Горностаева. После Октябрьской революции деревянный купол был разобран, а убранство храма утрачено. Николай На портрете В. Серова, 1903Зинаида Ивановна Юсупова умерла в Париже 16 октября 1893 года, в возрасте 83 лет. Согласно завещанию княгини, Литейный дом перешел к ее правнуку, Феликсу Юсупову-младшему, впоследствии ставшему известным как участник убийства Григория Распутина.

В 1908 году здание было отдано, как уже говорилось,  в аренду Театральному клубу и стало первым пристанищем легендарного театра пародии "Кривое зеркало". В 1909 в особняке прошла выставка, посвященная Льву Николаевичу Толстому, а в 1910-м — выставка "Сто лет французской живописи", организованная редакцией журнала "Аполлон". В 1917 году дворец был передан строителям и стал "Домом строителей".Советский период истории особняка, к счастью, не принес зданию непоправимого ущерба. Через год в нём оказался "Польский дом просвещения", в 1940 году был отдан под "Лекторий городского комитета", а спустя ещё семь лет его заняло всероссийское общество "Знание", которое там размещается и по настоящее время. И только в 1995 году, указом президента, здание получило статус памятника истории и культуры федерального значения. Общество "Знание" располагается здесь  вместе с Институтом внешнеэкономических связей, экономики и права.Поэт Н.Агнивцев писал про этот дом:
"На Литейном, прямо, прямо,
Возле третьего угла,
Там, где Пиковая дама,
По преданию, жила."

Конечно, Пиковая дама не могла жить в этом доме, ведь он был построен в 1850-х годах, через 20 лет после смерти Пушкина, однако история жизни княгини З.И.Юсуповой (урожденной Нарышкиной) достойна романа. Внутреннее убранство дворца не уступало фасаду. Поскольку дворец строился не для семьи, а для княгини лично, в нём нет деления на мужскую и женскую половины, более того, все помещения носят характер парадных. К огромному сожалению, интерьеры не сохранились - по большей мере, увидеть можно только великолепную лепнину, полы и картины.Эту дорогую отделку могла себе позволить только такая богатая заказчица. Здание декорировано колоннами и скульптурой.

Многочисленные парадные апартаменты были оформлены в разнообразных стилях. В доме находился великолепный зимний сад, редкая коллекция декоративно-прикладного искусства и западноевропейской живописи. Многие плафоны и медальоны выполнены художником Н. А. Майковым. Особенно красивы Библиотека, Портретный и Концертный залы.

Особое внимание привлекает библиотека, стены которой украшали панно работы Г. Робера, портретный и концертный залы, большая столовая. Первоначально во дворце располагался зимний сад - так хотела хозяйка. (Г. Боссе по какой-то причине не захотел потакать капризам заказчицы и отказался от создания самого большого по площади зимнего сада в столице России, и предлагал более скромное решение. Л. Боншед же полностью учёл все пожелания Зинаиды Ивановны). Сад был трёхуровневым, наверно, самым большим в городе. С водокачальной машиной, из которой по медным трубам поступала вода. С роскошными скульптурами и фонтанами. С любимыми княгиней Зинаидой Ивановной камелиями (48 сортов) и розами (более 20 сортов). В Европе в то время была мода на камелии - из-за романа Александра Дюма-сына “Дама с камелиями”. Мучительно жаль, что всё это мы увидеть, увы, не можем - ныне на его месте находится большой театральный зал.

Смогла отыскать несколько старых фотографий особняка

З.Н. Юсупова девочкой у стола
З.Н. Юсупова девочкой у стола Дом княгини З. И. Юсуповой на Литейном. Вид на северный и южный дворы от зимнего сада.
Дом княгини З. И. Юсуповой на Литейном. Вид на северный и южный дворы от зимнего сада.Дом княгини З. И. Юсуповой на Литейном. Внутренний двор. На дальнем плане дворовый фасад главного корпуса с богато декорированным фронтоном
Дом княгини З. И. Юсуповой на Литейном. Внутренний двор. На дальнем плане дворовый фасад главного корпуса с богато декорированным фронтономДом княгини З. И. Юсуповой на Литейном. Фрагмент плафона Парадной (Золотой) гостиной. Картина «Весна» (худ. Н.А. Майков)
Дом княгини З. И. Юсуповой на Литейном. Фрагмент плафона Парадной (Золотой) гостиной. Картина «Весна» (худ. Н.А. Майков)Дом княгини З.И. Юсуповой на Литейном. Картинная галерея. На стене слева собрание картин западноевропейских художников
Дом княгини З.И. Юсуповой на Литейном. Картинная галерея. На стене слева собрание картин западноевропейских художников

http://kommersant.ru/doc/2562153

https://vk.com/event50907758?z=photo-50907758_2999...album-50907758_171176187%2Frev

https://www.liveinternet.ru/users/4000579/post397229251

http://vm1.culture.ru/arkhangelskoye/catalog/

Сауткина Г. Н. Литейный дом княгини Юсуповой. — СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 1997. — 96 с.
Евреинов Н.Н. В школе остроумия: Воспоминания о театре «Кривое зеркало». — М.: Искусство, 1998. — 366 с. 

Картина дня

наверх