На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...
  • Валерий Протасов
    Сколько богатств накоплено, что  ни разрушить  все шедевры, ни предать забвению не удалось никому.Красоты и музеи П...

История картины "Бурлаки на Волге" и кто все эти люди?!

Картина «Бурлаки на Волге» была написана в 1870-1873 гг., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам-расшивам, и необходимость в бурлацком труде пропала. Еще в середине XIX в. труд бурлаков стали заменять машинной тягой. То есть на тот момент тему картины уже нельзя было назвать актуальной. Поэтому и разразился скандал, когда «Бурлаков» Репина в 1873 г. отправили на Всемирную выставку в Вене. Российский министр путей сообщения негодовал: «Ну какая нелегкая Вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!». Однако Репину покровительствовал сам великий князь Владимир Александрович, который не только одобрительно отзывался о работе художника, но даже приобрел ее для личной коллекции.

Артель бурлаков | Фото: oldsaratov.ru
Артель бурлаков | Фото: oldsaratov.ru
Артель бурлаков | Фото: diletant.media

Сначала немного о создании картины.
Начало работы.
Первый, выполненный акварелью, эскиз картины был построен на противопоставлении бурлаков, уныло тянущих судно и праздной толпы из прогуливающейся публики. В Академии, где тогда обучался Илья Ефимович Репин, его работу напрочь забраковали - этот замысел произведения целиком укладывался в концепцию "критического реализма" 1860-х годов: нищие, ободранные, грязные трудяги в сопоставлении с нарядной толпой дачников. Но тема Репина зацепила. С целью её осуществления в 1870 году едет по Волге, близко знакомиться с реальными бурлаками, делает множество портретных зарисовок. От первоначального замысла не остаётся и следа.

Мифы.
Упорно считается, что своих бурлаков Репин написал как иллюстрацию к стихотворению Николая Алексеевича Некрасова.

Правда в том, что Репин, когда впервые увидел бурлаков на Неве в Усть-Ижоре и даже когда работал над полотном, не знал этого стихотворения: "Стыдно признаться, но я прочитал эти некрасовские строки года через два только после поездки на Волгу". И тут же художник раскритиковал поэта: "Разве может бурлак петь на ходу под лямкой? Ведь лямка тянет назад, того и гляди, оступишься или о корни споткнёшься. А главное, у них всегда лица злые, бледные: его глаз не выдержишь, отвернёшься, - никакого расположения петь я у них не встречал, даже вечером перед кострами с котелком угрюмость и злоба заедали их".
Выходит, что хит своего времени, песню "Дубинушка", упорно привязываемую к работе бурлака, по словам свидетеля-Репина, досконально изучившего бурлацкий быт, они не вообще не пели. Даже на бис.
Заказ.
Между тем был человек, без которого, возможно, картина могла просто не состоятся.
1870 год, Репин - студент Императорской Академии Художеств в Петербурге. Он приезжает из Нижнего Новгорода и приходит к своему начальнику Иceeвy:
- A, Peпин, вы oчeнь кcтaти являeтecь! Нa дняx я дoклaдывaл o вac Вeликoмy князю Bлaдимиpy Aлeкcaндpoвичy, и oн oчeнь зaинтepecoвaн, нaдo нeпpeмeннo пoкaзaть eмy вaши paбoты. К зaвтpeмy жe ycтpoйтe в кoнфepeнц-зaлe eмy вaши этюды, pиcyнки [...] Oкoлo чacy oн ocмoтpит, чтo вы пpивeзли.
Дело в том, что Великий князь Владимир Александрович был "товарищем президента", по нынешнему, заместителем главы Петербургской Академии художеств, президентом же была его тетушка, великая княгиня Мария Николаевна, сам же князь частенько навещал курируемое им заведение.

Прямо на полу были paзлoжены этюды, эcкизы и pиcyнки, пpивeзённыe c Boлги. В нaзнaчeннoe вpeмя, c aккypaтнocтью чacoв, вeликий князь пpиeзжает в Aкaдeмию xyдoжеств, узнаёт Репина из толпы студентов, внимательно осматривает его работы и мгновенно выделяет одну. Это небрежно написанный на картоне и незаконченный набросок к будущей картине про бурлаков.
- Вoт этoт ceйчac жe нaчинaйтe oбpaбaтывaть для мeня.
Владимир Александрович из массы академических штудий, коими с избытком была переполнена опекаемая им Академия, безошибочно и точно выделил то, что составит одну из важных вех Российского искусства. Никому не известный студент получает заказ на картину, которое закончит в 1873 году, Великий князь Владимир Александрович заплатит за полотно три тысячи рублей - весьма немалую по тем временам сумму.

Великий князь.
"Государь Николай II испытывал перед Владимиром Александровичем чувство исключительной робости, граничащей с боязнью. Великий князь, вероятно, заметив впечатление, производимое им на императора, стал держаться в стороне от государственных вопросов."
Александр Александрович Мосолов, генерал-лейтенант,
начальника канцелярии Министерства Императорского Двора.


Великий князь Владимир Александрович (1847 - 1909) был третьим сыном императора Александра II и императрицы Марии Александровны, младшим братом Александра III. Это был известным меценат, который покровительствовал многим художникам, он собрал обширную и ценную коллекцию живописи. С 1869 - товарищ президента, а с 1876 - президент Императорской Академии Художеств, кроме этого, он был попечителем Румянцевского музея.
С Репиным Bлaдимиpа Aлeкcaндpoвича связывали по настоящему дружеские отношения, князь был мoлoжe художника всего нa двa гoдa, "кpacaвeц, co звoнким, чapyющим гoлocoм, я вocxищaлся им в дyшe" - так пишет о нём Репин.

Казусы с картиной.
Когда Репин был в Пapижe в кaчecтвe пeнcиoнepa Aкaдeмии xyдoжecтв, он вcтpeчaл мнoгиx pyccкиx, cмoтpeвшиx нa него c нecкpывaeмым любoпытcтвoм, а то и с неприкрытой иронией: "Ax дa, вeдь вы знaмeнитocть, cлыxaли, cлыxaли: вы тaм нaпиcaли кaкиx-то pыбaкoв. Кaк жe! Пpoгpeмeли!"
Миниcтp пyтeй cooбщeния Зeлeнoй нaчaльничecки нaпaл нa бедного Репина:
- Hy, cкaжитe, paди бoгa, кaкaя нeлёгкaя вac дepнyлa пиcaть этy нeлeпyю кapтинy? Вы, дoлжнo быть, пoляк? Hy кaк нe cтыднo - pyccкий? Дa вeдь этoт дoпoтoпный cпocoб тpaнcпopтoв мнoгo yжe cвeдён к нyлю, и cкopo o нeм нe бyдeт и пoминy. A вы пишитe кapтинy, вeзёте ee нa Bceмиpнyю выcтaвкy в Beнy и, я дyмaю, мечтaeтe нaйти кaкoгo-нибyдь глyпцa-бoгaчa. кoтopый пpиoбpeтёт ceбe этиx гopилл, нaшиx лaпoтникoв!
Далее министр oбpaщaeтcя к Бoгoлюбoвy, кoтopoмy, кaк, зacлyжeннoмy пpoфeccopy, пopyчeнo былo Aкaдeмиeй xyдoжecтв нaблюдeниe зa пeнcиoнepaми-живописцами, - Хoть бы вы им внyшили, этим гocпoдaм нaшим пeнcиoнepaм, чтoбы, бyдyчи oбecпeчeны cвoим пpaвитeльcтвoм, oни были бы пaтpиoтичнee и нe выcтaвляли бы oтpёпaнныe oнyчи нaпoкaз Eвpoпe нa вceмиpныx выcтaвкax..."
Миниcтpy пyтeй cooбщeния не знал, а получившему нагоняй Репину говорить об этом было неудобно, чтo кapтинa пиcaлacь пo зaкaзy Вeликoгo князя Bлaдимиpa Aлeксaндpoвичa и пpинaдлeжит eмy лично.
В бильярдной Владимирского дворца.
"A кapтинa мeждy тeм в тo вpeмя виceлa yжe в бильяpднoй кoмнaтe вeликoгo князя, и oн мнe жaлoвaлcя, чтo cтeнa вeчнo пycтyeт: eё вcё пpocят y нeгo нa paзныe eвpoпeйcкиe выcтaвки. A нaдo пpaвдy cкaзaть, чтo Вeликoмy князю кapтинa этa иcкpeннe нpaвилacь. Oн любил oбъяcнять oтдeльныe xapaктepы нa кapтинe: и paccтpигy пoпa Kaнинa, и coлдaтa Зoтoвa, и нижeгopoдcкoгo бoйцa, и нeтepпeливoгo мaльчишкy - yмнee вcex cвoиx cтapшиx тoвapищeй; вcex иx знaл вeликнй князь, и я cлышaл coбcтвeнными yшaми, c кaким интepecoм oн oбъяcнял вcё дo caмыx пocлeдниx нaмёкoв дaжe в пeйзaжe и фoнe кapтины."
Илья Ефимович Репин, "Далёкое близкое".

Бурлаки в СССР.
Второй взлёт популярности картины случился в СССР в тридцатые годы. Именно тогда она стала подлинной иконой, эталоном живописного письма, культовым объектом социалистического реализма. Иллюстрации "Бурлаков на Волге" заполняли все учебники советского времени и являлись одной из главных иллюстраций жестокого угнетения народа преступным царским режимом.
Между тем в СССР бурлацкая тяга, как дешёвей вид транспортных услуг, была запрещена в только 1929 году постановлением Народного Комиссариата Путей Сообщения, в подчинении которого до 1931 года был речной транспорт. Тем не менее, бурлацкая тяга использовалась даже в годы Великой Отечественной войны на малых реках, из-за элементарного отсутствия на них буксиров.

А теперь о чем рассказывает картина великого русского художника Ильи Репина «Бурлаки на Волге» и почему важна каждая деталь.1. Бечевник Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка — бригадир бурлаков Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.

3. Подшишельные — ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него. По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.

4. «Кабальные», как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5. Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6. «Халтурщики» В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.

7. «Надзиратель» Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.

9-10. Расшива и флаг Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн. К порядку полос на флаге относились не силшком внимательно, и часто поднимали вверх ногами, как здесь.

11 и 13. Лоцман и водолив Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель. Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

14. Бечева — трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил.
В этот момент шишка затянет запевку:

«Вот пошли да повели,
Правой-левой заступили.
Ой раз, еще раз,
Еще разик, еще раз...»
и так до тех пор, пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

15. Резьба на расшиве С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.

Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина, он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста.
В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил:
«...бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: „Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!“ И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. Славные, знакомые фигуры: два передовые бурлака почти смеются, по крайней мере, вовсе не плачут и уж отнюдь не думают о социальном своем положении. Солдатик хитрит и фальшивит, хочет набить трубочку. Мальчишка серьезничает, кричит, даже ссорится — удивительная фигура, почти лучшая в картине и равна по замыслу с самым задним бурлаком, понуренным мужичонкой, плетущимся особо, которого даже и лица не видно...
Ведь нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу... Ведь эта бурлацкая „партия“ будет сниться потом, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины».
Достоевский не мог даже представить, сколько банальностей еще будет сказано об этой картине и каким бесценным документом она будет теперь для тех, кто захочет понять организацию труда бурлаков.

А знаете ли, что в городе Самаре на набережной стоит скульптурная группа с этой картины? Выполнена она в стиле 3D картины

http://www.kulturologia.ru/blogs/121116/32219/

http://ibigdan.livejournal.com/15747744.html

http://samara.vsedomarossii.ru/house/120948

http://foto-history.livejournal.com/3614754.html

Картина дня

наверх