На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 181 подписчик

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    Насчёт виртуальных путешествий верно. Это окно в мир.Архитектурные изы...
  • Виктория Иванова
    Очень интересно! Эти гении были обычными живыми людьми со всеми страстями, слабостями и недостатками, которые бывают ...Великие истории л...
  • Светлана Митленко
    Пожалуйста, Юлечка!Архитектурные изы...

Белая Лилия Сталинграда: Подвиги и тайны в судьбе знаменитой летчицы Лидии Литвяк

Трудно представить себе более мужское дело, чем война. Однако всегда находятся женщины, способные нарушить запрет, созданный самой природой, и встать на защиту Родины наравне с мужчинами. Лидия Литвяк официально считается самой результативной женщиной-летчиком Второй мировой войны. В течении всего лишь одного яркого года она была героем, прославляемым советской прессой, а затем на многие десятилетия ее имя было вычеркнуто из истории. Звание Героя Советского Союза и медаль «Золотая звезда» были присвоены Лидии только в 1990 году.

Родители Лидии перебрались из деревни в Москву по окончании Гражданской войны. Будущая лётчица родилась в 1921 году. По иронии судьбы 18 августа - день её рождения - вскоре стал отмечаться как день советской авиации. Звёзды сошлись удачно: юная Литвяк с детства болела небом. Благо 20-е и 30-е годы стали не только временем тяжёлых испытаний для страны, но и короткой эпохой надежд и безоглядной веры в прогресс. Имя Лида девочке почему-то не очень нравилось, и еще с детства она настаивала, чтобы ее звали не Лидией, а Лилией. Однако с нежным растением ее точно нельзя было равнять. Главным увлечением девочки с раннего детства стала авиация.  Авиацией увлекались многие, и когда четырнадцатилетняя Лидия поступила в аэроклуб, то ужаснула мать, но никого не удивила. А  год спустя, обогнав большинство парней, уже совершила первый самостоятельный полёт.Лиля Литвяк в детстве, ок. 1925 года

Дальше историки затрудняются точно сказать, почему в судьбе Лидии начинаются крутые «зигзаги». Сначала она записывается на курсы геологов и отправляется в экспедицию на Крайний Север, а затем поступает в авиационную школу лётчиков-инструкторов, но не в Москве, а в далеком Херсоне. По некоторым сообщениям, как раз в это время, в 1937 году, отец Лиды - Владимир Леонтьевич, был репрессирован, но документальных свидетельств этого факта не осталось.

После окончания летной школы Лидия Литвяк переезжает в г. Калинин (сегодня - Тверь) и начинает работать в Калининском аэроклубе. Согласно распространенной версии, она была летчиком-инструктором и за несколько лет до войны успела подготовить 45 курсантов. Однако этот факт плохо «стыкуется» с тем, что потом, чтобы попасть на фронт, она вынуждена была приписать себе 100 летных часов. В любом случае, к 1941 году 22-летняя девушка была опытным летчиком и с первых же дней войны начала проситься на фронт. Однако в первые месяцы сражений женских летных военных частей в нашей стране еще не было.

На самом деле, на тот момент их не было ни в одной армии мира. Кстати, даже к концу войны, когда необходимость заставила всех участников привлекать женщин-пилотов к службе, в Великобритании и США они служили во вспомогательных транспортных частях, а знаменитые «Валькирии Люфтваффе» в основном летали на бомбардировщиках или были испытателями. Наши женщины-истребители Второй мировой войны, среди которых и оказалась и Лидия Литвяк, до сих пор остаются уникальным фактом настоящего героизма и самоотверженности.

Однако в это время личное дело Лидии попалось на глаза живой легенде отечественной авиации - Марине Расковой. Раскова сама была неординарным персонажем. Одна из трёх первых женщин - Героев Советского Союза, воздушный штурман, лётчица с опытом полётов в экстремальных условиях, ставившая рекорды в небе. Опыт, энергия и квалификация принесли Расковой изрядный авторитет в воздушных силах, а её связи тянулись очень высоко, вплоть до личных контактов со Сталиным. С началом войны она предложила создать несколько женских авиационных частей. Энергия и связи Расковой позволили ей продавить эту идею, и осенью 1941 года началось формирование трёх женских авиаполков - 587-го бомбардировочного (будущий 125-й гвардейский), 588-го ночного бомбардировочного (знаменитые "ночные ведьмы") и, наконец, 586-го истребительного. Лидия Литвяк стремилась попасть именно в истребительную авиацию. Её желание вступить именно в этот полк было настолько острым, что она тайком приписала себе сто часов налёта. Быть может, это не самое ответственное поведение, однако эта хитрость оправдалась: советская авиация получила превосходного истребителя - энергичного и инициативного. Иной раз даже чрезмерно инициативного. Лидия отличалась своенравным и даже немного шпанистым характером. Впервые склонность к риску даже в обход приказаний в ней отметили ещё во время обучения на авиабазе неподалёку от Энгельса. С одним из самолётов произошла авария, ему требовалось привезти запасной винт. Из-за метели полёты были запрещены.

Однако Лидия просто запрыгнула в кабину и полетела на место аварии без приказа и дозволения. Руководитель авиашколы объявил ей выговор, зато Раскова заявила, что гордится такой ученицей. Кажется, Раскова видела в Лидии черты собственного характера. Иногда, впрочем, проблемы Лиды с дисциплиной проявлялись комичным образом. Так, однажды она срезала кусок меха с унтов, чтобы сделать из него модный воротничок к комбинезону. Тут Раскова уже не проявила снисхождения: Литвяк пришлось перешивать мех обратно. Правда, любви к мелкому украшению жизни она не потеряет даже на фронте, уже будучи опытным пилотом. Шарфики из парашютного шёлка, перешитые для большего удобства и изящества подшлемники - Лидия даже под огнём останется девушкой, а не только истребителем. А вот к уровню пилотажа претензий не было. Литвяк, как и остальные девушки, выдерживала бешеный темп обучения с двенадцатичасовыми тренировками каждые сутки. Свирепость подготовки объяснялась просто: лётчицам предстояло воевать против противника умного, жестокого и не прощающего ошибок. Пилотирование Яка Лидия сдала на отлично и отправилась на войну.

Уже к осени 1941 года советское командование принимает решение о создании женской военной авиации. 10 октября 1941 года Лидия Литвяк зачисляется в 586-й истребительный авиаполк.
Красноармейская книжка Л.В. Литвяк

Весну и лето 1942 года Лидия Литвяк, служа в составе полка, занимается патрулированием неба над Саратовской областью, но 10 сентября 1942 года восемь летчиц из первой эскадрильи авиаполка переводятся в состав мужской истребительной авиадивизии — в Сталинград. Именно там начинается славный боевой путь крылатой «Белой лилии». Существует легенда, что именно тогда Лидия попросила нарисовать на фюзеляже своего самолета белую лилию («Лилия» был и ее позывной), однако ни на одной фотографии тех лет эта деталь не видна, да и воспоминаний современников об этом факте не сохранилось. Однако в народной памяти белокурая юная летчица действительно осталась под этим красивым прозвищем.
Фотография Л.В. Литвяк в газете "Красная Звезда"

13 сентября во втором боевом вылете над Сталинградом Лидия сбила бомбардировщик Ю-88 и истребитель Me-109. Летчиком Me-109 оказался немецкий барон, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста. 27 сентября в воздушном бою с дистанции 30 метров поразила Ю-88. Затем в паре с Раисой Беляевой сбила Me-109. Вскоре её перевели в 9-й гвардейский истребительный авиационный полк — своеобразную сборную лучших летчиков. Всего за русской летчицей будет засчитано 11 воздушных побед.

…И лётчица опять хулиганит. После успешных вылетов Лида, если у неё оставалось топливо, не отказывала себе в удовольствии покрутить фигуры высшего пилотажа над родным аэродромом. Эти шуточки стали одной из её визитных карточек. Командир полка смотрел на эти развлечения сквозь пальцы. Боевые задачи она выполняла успешно, а количество звёздочек на фюзеляже медленно, но неуклонно росло. Полк нёс тяжёлые потери, но Литвяк оставалась в строю, неизменно показывая цепкость, напор и хорошее тактическое мышление. Из-под Сталинграда она ушла закалённым в огне пилотом-истребителем. Вскоре после Сталинградской битвы Литвяк впервые подбили. Она чуть не погибла, пойдя на вынужденную посадку на нейтральной полосе. Лидию спасли штурмовики, вместе с которыми она ходила на задание. Илы прижали огнём немцев, пытавшихся добраться до неё на земле, а затем один из "летающих танков" приземлился рядом. Литвяк влезла в кабину, и ильюшин благополучно ушёл от погони.

Весной 43-го почти на всём фронте наступило затишье, но лётчиков оно не касалось. Вылеты на прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков, перехват немецких ударных самолётов. В апреле Литвяк получила серьёзное ранение в крайне сложном бою. Её Як вышел на перехват бомбардировщиков над Ростовом. Яки атаковали немцев, Литвяк свалила один из юнкерсов, но во время свалки пуля попала ей в ногу. На повреждённый самолёт начали заходить уже немецкие истребители. Лидия отреагировала в своей манере - она пошла в отчаянную контратаку и не отвернула. Ей удалось уничтожить один из атаковавших её мессершмиттов ценой второго ранения и измочаленного собственного самолёта. После боя Як едва дотянул до аэродрома, Литвяк отрапортовала об успешном выполнении задания - и тут же свалилась от боли и кровопотери. Госпиталь она вскоре покинула самым естественным для себя образом - сбежала. Ещё не оправившись от ранения, она сбивает два мессера подряд. Один из лётчиков попал в плен и попросил о встрече с пилотом, который его сбил. Немецкий авиатор не поверил, что его самолёт уничтожила девушка. Литвяк пришлось на пальцах показывать, как именно она заходила ему в хвост, чтобы рассеять сомнения незадачливого аса. Затем Лидия уничтожила необычную цель - аэростат-корректировщик. Немцы внимательно следили за тем, чтобы их драгоценный летательный аппарат не сбили, и Литвяк управилась с аэростатом хитростью - она спикировала на него со стороны солнца.

За эту победу она получила орден Красного Знамени. Несколько раз за она была ранена, но всегда возвращалась в строй, едва только встав на ноги.
Лучшие подруги и боевые товарищи - Екатерина Буданова и Лидия Литвяк

Досталось Лидии и короткое личное счастье. В марте 1943 года она вышла замуж за однополчанина капитана Алексея Соломатина, с которым воевала в связке (он — ведущий, она — ведомая). Литвяк и Соломатин сошлись характерами, и, по словам однополчан, были отличной парой. Интересно, что Соломатин служил в полку, куда Литвяк в своё время не взяли: эта часть часто ходила на разведку далеко за линию фронта, и комполка майор Ерёмин отказался от девушек-лётчиц - в случае плена им пришлось бы хуже, чем мужчинам.

После одного из полётов он подарил Лиле маленький с узорной ручкой нож, который девушка прицепила к поясу в кожаном чехле и больше никогда с ним не расставалась. В кабине своего истребителя Алексей пристроил Лилину фотографию, с которой она улыбалась ему одними глазами — Лидия Литвяк была очень серьёзной девушкой.В первом ряду (слева направо): В. А. Балашов, Н. И. Баранов, Б. Н. Ерёмин. Во втором ряду: А. В. Мартынов, В. Я. Скотной, М. Седов, А. Ф. Саломатин, И. И. Запрягаев, И. Федулов. Снимок сделан зимой 1941 — 1942 годов.

Всего лишь через два месяца Алексей погиб, причем не во время боевого вылета, а при тренировочном бое:

«В тот день вместе с Лилией Литвяк мы находились на аэродроме. Сидели рядом на плоскости самолета. Наблюдали за учебным воздушным «боем», который Алексей Соломатин вел с молодым летчиком, недавно прибывшим в часть. Над нашими головами выполнялись сложные фигуры. Вдруг один из самолетов вошел в отвесное пике и с каждой секундой стал приближаться к земле. Взрыв! Все бросились к месту падения самолета. Мы с Лилей тут же сели в полуторку, которая мчалась в ту сторону. Были уверены, что разбился молодой летчик. Но оказалось, погиб Алексей Соломатин. Трудно передать, в каком отчаянии находилась Лиля… Командование предлагало ей отпуск, но она отказалась. «Буду воевать!» - повторяла Лиля… После гибели Алексея с еще большим ожесточением стала вылетать на боевые задания». (из воспоминаний Инны Паспортниковой, однополчанки Л. Литвяк)Герой Советского Союза Алексей Фролович Соломатин

Старший лейтенант А. Ф. Соломатин совершил 266 боевых вылетов, провёл 108 воздушных боёв, лично сбил 12 и в группе 15 самолётов противника. Герой Советского Союза Алексей Фролович Соломатин похоронен на центральной площади хутора Павловка Гуковского горсовета Ростовской области. На здании гидромелиоративного техникума в Калуге установлена мемориальная доска.

Вскоре убили её лучшую подругу Екатерину Буданову. За несколько недель Литвяк потеряла двух самых близких людей. Всё, что у неё осталось, - это самолёт, навыки воздушного боя и желание мстить. В ближайшие недели она уничтожает ещё два самолёта, получает новое ранение, но отказывается от госпитализации. Бои возобновились с прежним накалом, и ас двадцати одного года от роду участвует в них самым деятельным образом.

В конце июля 1943 шли тяжелые бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, закрывавшем дорогу на Донбасс. Военная авиация поддерживала наземные силы нашей армии. Особенно тяжелым оказался день 1 августа. За одни сутки Лидия Литвяк совершила 4 боевых вылета. Только за этот день она сбила два самолёта противника лично и один – в группе. Последний вылет оказался для нее последним.Л.Литвяк, весна 1943 года

Радистка Анна Скоробогатова рассказывала: 
Очень часто наши погибали буквально при посадке: ну вот родной аэродром рядом… 
Расслабленность такая… А тут из-за тучки или со стороны солнца: вжик - и всё… Поэтому говорили: при посадке будь до предела, не расслабляйся… 
Я с ними держала связь. 
Они говорят: - Все тут, всё благополучно! 
Но это не её голос, а ведущего. А она была ведомой. 
- Я - "Чайка-5", я - "Чайка-5". Пошла в атаку! 
Что такое? Я ослышалась? Я начала записывать. Тихо. Вдруг слышу такой крик. Знаете - такой крик, надрывом. 
- Пошла! 
И всё. 
Она не вернулась…
По словам напарника Литвяк Ивана Борисенко, восьмёрка Яков сцепилась с немцами, и лётчики потеряли друг друга в облаках. Он успел заметить, как из туч вывалился дымящийся Як, а уже на базе оказалось, что Лидия не вернулась на базу.

На немецкой стороне в этот день в этом секторе тоже погиб истребитель-ас: из вылета не вернулся Ханс-Йорг Меркле, он также пропал без вести. Кто его убил, неизвестно, но существует некая вероятность, что это был прощальный удар Лидии Литвяк: оба самолёта исчезли рядом с деревней Дмитровка под Шахтёрском.

Позднее Скоробогатова заметила, что, возможно, Лидия целенаправленно пошла в атаку, просто из бешеного желания отомстить. Так ли это, узнать невозможно, но такой поступок вполне в духе этой девушки.Печально, что смерть героической летчицы стала поводом для сплетен и непроверенных обвинений. Так как ее самолет просто не вернулся, появились слухи о том, что Лидия в плену у немцев «разъезжает с фашистами на машине». Из-за этого было отложено представлении Л.Литвяк к званию Героя Советского Союза. На много лет об этом имени просто забыли «до выяснения подробностей дела».

Несколько десятилетий Лидия считалась пропавшей без вести. Из-за того что ни обломков самолёта, ни тела не нашли, ходила даже байка о том, что девушка спаслась с парашютом - и её будто бы видели в немецком тылу в обществе германских офицеров. Учитывая обстоятельства её жизни и характера, это откровенно безумный слух. Однако ясности в этом деле не было до конца 80-х годов. Учительница-энтузиастка из Красного Луча В. И. Ващенко по своему почину занялась поисками, и в результате удалось обнаружить останки. Тело лётчика сохранилось плохо, но по остаткам белья стало понятно, что это была женщина. После изучения останков было установлено, что они принадлежат Лидии. Судя по сохранившимся костям, она погибла мгновенно от ранения в лоб. Эта девушка не изменила себе и в последний момент жизни шла навстречу тому, кто её убил.

Из-за такого стечения обстоятельств в первые послевоенные годы имя «Белой Лилии Сталинграда» не было увековечено. До сих пор в биографии Лидии есть большие пробелы, так как исследованиями ее судьбы историки занялись много позднее.

Конечно, огненный шар над миусской степью - это не тот финал, которого она заслуживала. Судьба Лидии - это судьба всего её поколения, великолепно одарённого природой - и принёсшего себя в жертву. Мемориальная плита на месте захоронения в с. Дмитровка Шахтерского района Донецкой обл.В мае 1990 года медаль «Золотая Звезда» № 11616 была передана на хранение родственникам погибшей героини.Памятник Лидии Литвяк в г. Красный Луч (ЛНР), поисковики из которого нашли место её захоронения.

https://schoolperspektiva.ru/literatura/propavshaya-v-oblaka...

http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/s/solomatin.htm

https://mikhael-mark.livejournal.com/777604.html

Картина дня

наверх