Это жилой дом. У нас было про голубя над аркой идущего вдоль Москва-реки корпуса "А" высотки. А тут обнаружила, что ещё один голубь, точнее, голубёнок, есть и на рельефе на её корпусе "В". Он маленький и хорошо прячется в руке у девочки. Но тут попалось фото, где видно, что девочка что-то держит в руках...
И вот что обнаружилось при приближении.
Теперь пойдемся по Большой Якиманке. Там есть чайки и гуси. Будет только один дом. Увы, новодел старого. Стоит он на Большой Якиманке, почти напротив бывшего уже у нас дома Игумнова. Дом № 40.
Исходное здание было построено здесь в 1910-х годах. "Википедия" утверждает, что это был доходный дом Т.М. Зонова, и называет дату (1914 год) и архитекторов: С.Я. Яковлева и А.Н. Настовича (это к слову о всезнайстве этого ресурса!). Однако как сообщает "Хроника уничтожения старой Москвы: 1990-2006" (М., 2006): «Доходный дом, построенный в начале 1910-х годов, принадлежал тогда швейцарским гражданам. Память об этом обстоятельстве сохранял керамический фриз над вторым этажом, изображавший пейзаж этой европейской страны. Дом снесен в середине 1990-х годов, ныне заменен новоделом».
Но вернёмся к птицам. При возведении новодела в 1995 году прежние майоликовые панно над окнами второго этажа были воспроизведены с достаточно большой точностью, хотя теперь они тоже новодельные, и небольшие отличия от оригинала на них можно найти (см., например, тут или тут). Но, однако же, они есть.
И по-прежнему являют миру фламандские пейзажи с чайками над морем и гусями, пасущимися на лугах.
Чайки и гуси встречаются на панно во многих местах. На каждой картинке скомпановано несколько "птичьих" фрагментов панно.
Плюс по кадру: чайки и гуси крупно.
Теперь посмотрим самодеятельных птиц. Такие тоже есть.
Улица Авиамоторная, дом 30а, корпус 1. Здесь, на заднем дворе вечерней школы № 197, прячется совершенно изумительный Музей кочевых культур. Выглядит он примерно так,
хотя на снимок тут попала только небольшая часть экспозиции. Так вот, среди разнообразных юрт, чумов, яранг и бедуинских шатров там есть одна стационарная построечка: маленький хозблок-душевая. Раскрашенный дивными журавлями в восточном стиле.
Вторая точка будет на Пречистенке. Там, во дворе дома № 32, на углу с Малым Лёвшинским переулком, сохранились с XIX века странные дугообразные постройки городской усадьбы Степановых "с циркумференцией".
Внутри дуг построек идут крытые галереи с арками. И вот на той из них, что имеет номер 32/1 строение 7 (или 1/32, если смотреть по Малому Лёвшинскому), в глубине этой галереи, на ведущих внутрь здания больших дверях и на стенке рядом с ними, приделана разнообразная лепнина.
То ли мастерская там какая, то ли просто кому-то нравится. Лепнина явно современная, и среди прочего там фигурирует большой двуглавый орёл.
Думаю, что в подборку его всё же стоит включить. Хотя случай, конечно, на пределе.
Теперь навестим Орлов мехового холодильника
С улицы его не видно. Дом прячется во дворах, и попасть к нему с улицы можно сквозь подворотню-туннель в бывшем доходном доме А.М. Михайлова (дом 11, строение 1). Это здание первого в России (и, вроде бы, в мире) мехового холодильника, построенное в 1912 году по проекту инженера Н.Г. Лазарева для купца А.М. Михайлова, бывшего поставщиком Его Императорского Величества. Здание предназначено для хранения меховых вещей, платья и ковров. Это восьмиэтажный дом с огромными холодильными машинами, способными постоянно поддерживать в здании низкую температуру. Для сохранности мехов с третьего по восьмой этаж отсутствуют окна. Холодильник действует и поныне, почитать про него можно тут. Нас же интересует, что на фасаде здания были вновь появились лепные двуглавые орлы.
Я пишу "вновь появились", а не "были восстановлены", потому что, судя по старому снимку с рекламного объявления Мехового холодильника купца А.М. Михайлова, гуляющему по Сети, орлы на фасаде холодильника раньше действительно были, и именно два, но не совсем такие и не совсем там, где сейчас.
Если сравнить с современным снимком (верхний в записи), то видно, что теперь орлы сместились вниз, на место исчезнувших надписей, и из чёрных стали белыми. Впрочем, не могу не признать, что нынешние орлы смотрятся на доме вполне органично.
Далее у нас будут лебеди будет с дома 10 по Большому Гнездниковскому переулку. Дом Нирнзее, в более поздние времена известный так же как Четвёртый дом МоссоветаНа снимке – тот, который громадный. Доходный дом с недорогими квартирами, построенный в 1912 году архитектором Э.К. Нирнзее. До 1930-х годов он был самым высоким зданием Москвы: 10 этажей! На крыше дома разместились столовая, маленький скверик для прогулок и смотровая площадка. А ещё там разместился аттик с керамическим панно (рапортом) с русалками и белыми лебедями. Вот только переулок узкий, дом высокий, и из самого Большого Гнездниковского переулка аттик попросту не виден. А увидеть его можно, например, с Тверского бульвара, где он переходит в Пушкинскую площадь, или, ещё лучше, из прилегающего к бульвару дворика между угловым домом и домом 26А.
Тут ещё одна интересная вещь есть. Мне это панно сразу, даже пока ещё деталей не рассмотрел, показалось родной сестричкой панно с гостиницы "Метрополь". Потом оказалось, что это просто его копия. Выполнены оба рапорта на московском заводе "Абрамцево" С.И. Мамонтова художником и театральным декоратором А.Я. Головиным, и они повторяют эскиз для декорации к поставленной при содействии С.И. Мамонтова опере "Русалочка". При этом, из-за особенностей технологии производства, цвета эмали на керамике на двух панно различаются, и картина на "Метрополе" выглядит более ночной.
Как я прочитала у Станислава Величко: "На доме Нирнзее есь лишние плитки, как составляющих окантовку этой картины, так и ее нижнюю часть, где по горизонтали введены более светлые плитки с растительным орнаментом. И по цвету обе картины отличаются. На доме Нирнзее панно более светлое, яркое. Три русалки и лебеди при "белой ночи" или на закате "беседуют". На Метрополе - ночь и облака ночные. Так что тут, как книжка-раскраска. Так же вышло и с рапортами-картинами в Лебяжьем переулке, где две одинаковые работы М.Врубеля, и еще одна на Юге России расписаны разными красителями по одним и тем же прорисовкам. Рисунок процарапывают по глиняному тесту, а затем заливают разных оттенков эмалью - а именно произведенными из окисей металлов. В зависимости от их концентрации и температурного режима в печах цвет (даже один и тот же) на керамике получается различным, и двух копий выполнить практически не возможно для керамических панно и рапортов.
И рапорт "в тимпане аттика" дома Эрнеста-Иоганна Карловича хоть и имеет брата-близнеца, но... На Метрополе в 1989 году все панно, кроме Врубелевской "Принцессы Грезы" заменили копиями, оригиналы отдали финам, и ныне они в Финляндии, а в Гнездниковском переулке - оригинал.
Панно это имеет маленькую историю. Его укрепили на такой высоте, что бы сам архитектор и владелец дома мог его видеть в подзорную трубу из своей знаменитой угловой "квартиры-голубятне", которая находилась на последнем этаже его же дома-тучереза в Трехпрудном переулке, 5, угол с Малым Козихинским пер. Для простых, смертных, Русалок лучше обозревать с угла Большой Бронной и Сытинского переулка.
Нирнзее часто использовал керамику в своих произведениях. И до революции эта картина была укреплена выше всех других в Российской империи".
Ну и очередные орлы-при-исполнении
Кроме большого орла на боковой стене там имеется и орёл меньшего размера над центральным входом.
2.Генеральная прокуратура РФ. Большая Дмитровка, дом 15а.
В отличие от главного здания Генпрокуратуры на Петровке, 14, орёл тут сидит не на собственно здании прокуратуры, а на выходящем на улицу домике-проходной. Зато он здесь именно такой, какой положен прокуратуре.
3. Небольшой орёл есть и на металлической эмблеме, украшающей "Президент-отель" на Большой Якиманке, 24. Служба у него тут не официально-государственная, а, скорее, представительская.
Само здание было построено в 1984 году (как гостиница "Октябрьская") большим коллективом архитекторов (Д.И. Бурдин, В.Г. Тальковский, И.А. Дьяченко, М.Г. Леонов, Т.С. Иткина, А.В. Арапов, Л.Б. Корнышева).
Свежие комментарии