На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • александр муравьев
    Я сейчас уже ничему не удивлюсь. А под эту марку можно освободить кого угодно. Где ты видел чтобы у нас закон работал..."Амбрелла" - смер...
  • Светлана Митленко
    Жалко, но малолеток нашли, так же как и ангела у одного из них дома.Московские прогул...
  • Светлана Митленко
    Увы. Как только человек попадает в круг чиновников, то редко когда останется не замаранным. Система выстроена так, чт...В 1951 году 23 ра...

Прекрасные пострадавшие. Мировые шедевры, искалеченные людьми

Памятники истории и культуры уничтожают по глупости, по незнанию и по политическим мотивам. Ставила я уже такие темы:

Самые известные случаи порчи и хищения экспонатов из российских музеев,

Шедевры, уничтоженные усердием, а также глупостью, тупостью и разгильдяйством 

и вот решила продолжить.Наши руки не для скуки, или Фараон на «эпоксидке»

Учёные-египтологи всего мира в настоящее время пребывают в состоянии глубокого шока. Одна из ценнейших археологических находок за всю историю изучения Древнего Египта получила повреждения, которые, по мнению большинства экспертов, устранению не подлежат.

Речь идёт о маске фараона Тутанхамона, обнаруженной при раскопках гробницы правителя Египта в 1922 году английским египтологом Говардом Картером. 10-килограммовая маска входит в десятку наиболее значительных символов за всю историю человечества.

Маска хранится в Каирском музее, крупнейшем собрании предметов древнеегипетского искусства. Во время революционных потрясений, происходивших в Египте, учёные всего мира переживали за судьбу бесценных раритетов, но маска Тутанхамона политические бури успешно пережила. Однако непоправимый вред экспонату сумели нанести сами музейные работники.Маска фараона Тутанхамона.

В сентябре 2014 года Каирский музей получил международные гранты на приведение экспозиции в порядок. Генеральная уборка коснулась и маски Тутанхамона. Когда все процедуры с ней были завершены и оставалось только поместить её в витрину, у сотрудников музея ослабли руки, и фараонова маска упала.

От шедевра, которому 3300 лет, откололась ритуальная борода из золота, инкрустированная серо-зелёным фаянсом. Это само по себе ЧП, но то, что произошло дальше, вообще не подлежит описанию. Сотрудники музея, решив избежать скандала, приклеили бороду на место… эпоксидным клеем.Мало того, что применение подобного клея недопустимо и наносит маске страшный вред. Само приклеивание было проведено неаккуратно, в результате клей потёк с одной стороны маски. «Горе-реставраторы» принялись соскребать подтёки скальпелем. В итоге борода приклеена под другим углом, слой эпоксидного клея заметен невооружённым глазом, царапины на маске убрать, по всей видимости, не представляется возможным.

Эксперты полагают, что даже частично улучшить состояние маски Тутанхамона будет очень сложно. Самое интересное, что, как утверждают египтологи, при профессиональной реставрации бороду можно было бы вернуть на место в кратчайшие сроки без каких бы то ни было последствий. Теперь же вандалы предстанут перед судом, но маске это уже не поможет.

Шлиман — археолог и вандал

К сожалению, случаев уничтожения памятников истории и культуры великое множество. Иногда по глупости, как в Египте, иногда по незнанию, а иногда и по политическим мотивам.Раскопки под руководством Генриха Шлимана и Вильгельма Дёрпфельда на холме Гиссарлык. На фото запечатлены каменные глыбы из стены, окружавшей Трою, описанную Гомером. 

Отцом современного исторического вандализма можно считать Генриха Шлимана. Археолог-самоучка, с детства заболевший идеей найти гомеровскую Трою, считается сегодня одним из основателей так называемой полевой археологии. В 1873 году Шлиман добился своей цели, найдя так называемый «клад Приама», или «золото Трои».

Вот только к успеху Шлиман двигался методами, которые иначе как варварскими назвать нельзя. Культурные слои римского или эллинистического периода археолог попросту уничтожал, поскольку они его не интересовали и мешали двигаться к главной цели. Шлиман в своих раскопках активно применял динамит, отчего многие древние ценности превращались в пыль.

До того как добраться до «клада Приама», Шлиман вёл раскопки в течение долгого времени, и позже сам признавал, что, скорее всего, часть Трои он сам и разрушил, в ходе работ не поняв, что добрался до того, что искал.

Как «Талибан» казнил Будду

В Бамианской долине на территории современного Афганистана во II веке нашей эры возникли буддийские монастыри. В этот период в скалах были высечены гигантские статуи Будды, на создание которых ушло два столетия. Статуи высотой 55 и 37 метров, включённые в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, пережили множество войн, но приход к власти в Афганистане движения «Талибан» стал для них роковым.

Уничтоженная статуя Будды в Афганистане. 

Радикальные исламисты объявили статуи языческими идолами, подлежащими уничтожению. Как заявил лидер «Талибана» Мохаммед Омар, «они должны быть разрушены, чтобы не быть объектом культа ни сейчас, ни в будущем». Уничтожение статуй началось 2 марта 2001 года.

Сначала их подвергли расстрелу из зенитных орудий и артиллерии, что существенно повредило статуи, но не разрушило. Позднее талибы разместили противотанковые мины на дне ниши так, что, когда обломки скал упали от артиллерийского огня, статуи получили бы дополнительные разрушения на минах. Затем взрывчатку заложили в отверстия в статуях. Лицо одной из статуй уничтожили ракетным ударом.Мировая общественность выразила возмущение, но спасти исторический памятник это не помогло.

Военный лагерь в Вавилоне

Удивительно, но факт — главные борцы с «Талибаном», Соединённые Штаты Америки, на ниве исторического вандализма проявили себя почти так же, как и радикальные исламисты.

В 2009 году ЮНЕСКО опубликовало доклад, в котором говорилось, что руины древнего Вавилона серьёзно пострадали во время войны в Ираке. Причём виновником разрушений явился не Саддам Хусейн, а коалиционные силы во главе с США. Оказалось, что в 2003–2004 годах археологический комплекс Вавилон использовался американской армией и её союзниками как… военный лагерь на 2000 человек.Древний «Путь процессий», чей возраст составлял несколько тысяч лет, был разбит танками. Серьёзно были повреждены и так называемые «Ворота богини Иштар». На территории Вавилона активно рыли канавы для хозяйственных нужд, строили там укрепления из камней и почвы, взятых прямо на месте. А караван-сарай Хан Аль-Раба X века использовался как полигон для уничтожения оружия и боеприпасов иракцев, в результате чего здание было практически полностью разрушено.

И если на разрушение статуй Будды мировая общественность хоть как-то обратила внимание, то вандализм американской армии по отношению к Вавилону остался практически незамеченным.

«Даная» и шизофрения

Очень часто жертвами вандалов становятся уникальные картины. Причём мотив действий тех, кто покушается на шедевры, кажется, не всегда понятен даже самим вандалам.

Одной из жемчужин коллекции Эрмитажа является картина «Даная», созданная великим голландским художником Рембрандтом в XVII веке.

15 июня 1985 года в Эрмитаже появился неизвестный мужчина. Придя в зал Рембрандта, он поинтересовался у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. Получив ответ, он подошёл к «Данае», вытащил из-под полы склянку и плеснул содержимое в центр холста. Затем вандал выхватил нож и, прежде чем его схватили, успел дважды порезать картину.

Задержанным оказался 48-летний литовец Бронюс Майгис, объяснивший уничтожение картины политическими мотивами. Судом он был призван невменяемым и помещён в ленинградскую психиатрическую клинику. После шести лет нахождения там Майгис был переведён в Литву, где после распада СССР вышел на свободу. По всей видимости, диагноз «вялотекущая шизофрения», поставленный Майгису, касается в независимой Литве не только его.Картина Рембрандта «Даная». 

Специалисты установили, что картина уничтожена на 27 процентов. Многие считали, что шедевр утрачен безвозвратно. Специальная правительственная комиссия приняла решение восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись.Реставрация картины заняла 12 лет. С 1997 года «Даная» демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма картина защищена бронированным стеклом.

Как смыть 800 тысяч евро

Современному искусству тоже приходится несладко, но совсем по иным причинам. В 2011 году в немецком Дортмунде была безвозвратно утрачена работа художника Мартина Киппенбергера«Когда начинает капать с потолка». Она представляла собой инсталляцию, стоимость которой оценивалась в 800 тысяч евро.

«Когда начинает капать с потолка» — двухметровая, сколоченная из деревянных брусков башня. Одна из опор этой башни стояла в резиновом тазу. Таз был покрыт патиной — элементом инсталляции, имитирующим осадок от высохшей воды.Пришедшая на выставку уборщица, плохо разбиравшаяся в современном искусстве, тщательно вымыла таз, после чего художник заявил, что его творение не подлежит восстановлению.Инсталляция художника Мартина Киппенбергера «Когда начинает капать с потолка». 

Но думается, эту утрату человечество переживёт легче, чем потерю статуй Будды в Афганистане.

Разорванные полотна картин и сломанные фрагменты скульптур редко являются частью авторского замысла. Продолжим вспоминать, какие произведения искусства были случайно повреждены или даже уничтожены.Статуя Венеры Милосской.

Желание всерьёз прикоснуться к прекрасному, попытка сделать захватывающее селфи или следствие человеческой неосторожности — у каждой инцидента были свои причины. И далеко не все шедевры «отделались лёгким испугом». Причём от случайностей шедевры страдают ничуть не реже, чем от сознательных действий злоумышленников.

Вазы династии Цин в английском музее

Десять лет назад посетителю Кембриджского музея искусств и истории вручили Всемирную премию за глупость (в 2003–2008 годы ею награждали в Канаде за «наиболее выдающиеся достижения в области тупости и невежества»).42-летний Ник Флинн победил в номинации «Превращение глупой ситуации в наиглупейшую»: он наступил на шнурок собственного ботинка и разбил три китайские вазы времён династии Цин. Их общая стоимость оценивалась более чем в полмиллиона долларов. Посетитель спускался по лестнице, но внезапно запутался в шнурках и стал падать прямо на трёхсотлетние экспонаты. Формально Флинн сбил только одну вазу, но дальше всё произошло, как в кино: первая ваза опрокинула вторую, и все вместе они упали на третью.

Мужчина не растерялся и заявил, что сотрудники музея сами виноваты в случившемся, потому что не предусмотрели никакой защиты для этих предметов, да и вообще вазы стояли на подоконнике. Правда, они спокойно простояли там более 40 лет — до шнурков Флинна. Позднее Ник уверял, что музей должен быть ему благодарен за возросшее количество посетителей — многие приходили посмотреть именно на место инцидента.

Что же касается судьбы ваз, то они разлетелись на тысячи мелких осколков. Их даже собирали по музею несколько дней, а уж в возможность восстановления вообще никто не верил. Но спустя год экспонаты были отреставрированы. Флинн ограничился запретом на приближение к музею, и то лишь на несколько недель. Сам виновник инцидента заявил, что и этот запрет не соблюдал, приходил в музей и будет приходить в него ещё.

Статуя Девы Марии эпохи Возрождения

Три года назад в музее Флорентийского собора возник страшный переполох. Кто-то отломал палец у 600-летней статуи Девы Марии работы Джованни Д’Амброджо. «Вредителем» оказался 55-летний американец Патрик Бродерик, работающий в Коннектикуте хирургом: казалось бы, человек такой профессии должен быть особо острожным с чужим организмом.

Как впоследствии выяснилось, незадачливый турист во время экскурсии захотел «дать пять» памятнику эпохи Возрождения или, как утверждают другие источники, оценить размер ладони скульптуры. В результате мизинец каменной Девы Марии остался у него в руках. Что произошло дальше, доподлинно не известно. По одной версии, сотрудники музея заметили, что Бродерик чересчур приблизился к статуе, и они пытались его остановить, но было уже поздно. Согласно другому мнению, хирург оставил палец рядом с изваянием, а сам сделал вид, что ничего не произошло, и с равнодушным лицом медленно направился к выходу — и только там его остановила музейная охрана.Бродерика арестовали на глазах у жены и двоих детей и заключили под стражу. После допроса он был освобождён. Музей не потребовал даже уплаты штрафа. Бродерику повезло — отломанный мизинец не был оригинальным, скульптура ранее была на реставрации, и её пальцы были уже не мраморными, а гипсовыми.

Переносной стул Наполеона

А в феврале 2014 года конфузный случай произошёл на выставке «Наполеон в лагере», что проходила на Корсике, родине великого императора. Земляки легендарного Наполеона к его памяти отнеслись утилитарно: охранник сел в походное складное кресло Бонапарта и порвал его.Картина Адольфа Рона (Adolphe Roehn) «Ваграм» (1809), предоставленная для выставки Версалем.

Чем руководствовался музейный работник, как никто другой знающий, что к экспонатам стоит относиться бережно, — неизвестно: то ли хотел проверить стул на прочность, то ли почувствовать себя Наполеоном, императором. Так или иначе, кожа на кресле разорвалась, а дерево треснуло. Двести лет назад это кресло выдерживало «маленького капрала» при его росте около 170 см и весе примерно 80 кг, однако сначала его не пожалело время, а затем и охранник-земляк.

Виновник подвергся дисциплинарному взысканию. А повреждённый экспонат был немедленно отдан на реставрацию и восстановлен всего за несколько дней — быстрее, чем новость о случившемся распространилась по всему миру.

Статуя португальского короля XVI века и Архангела Михаила

Совсем недавно, весной 2016 года, в Лиссабоне серьёзно пострадала статуя португальского короля Себастьяна I, о личности которого в народе ходят необычные легенды. Дело в том, что король погиб в возрасте 24 лет во время крестового похода в Марокко, но его тело найдено не было. Именно поэтому существует поверье, будто бы в трудный для страны период Себастьян I вернётся и спасет её.А в апреле этого года некий юноша, по всей видимости, любитель селфи, взобрался на постамент памятника и собирался сфотографироваться вместе с ним. Внезапно фигура короля упала и разбилась вдребезги. Молодой человек предпринял попытку бегства, но был задержан сотрудниками полиции.Статуя была установлена у входа на лиссабонский вокзал Росиу 126 лет назад и находилась под защитой государства. Защита оказалась не слишком эффективной.

Сработал закон парности. Уже в ноябре 2016 года во время посещения Национального музея старинного искусства в Лиссабоне (Португалия) турист, который пытался сделать селфи, уронил на пол скульптуру начала XVIII века. 

Путешественник из Бразилии, имя которого не указано, пытался сделать автопортрет на фоне статуи архангела Михаила. Он попятился назад, чтобы сделать удачный кадр, но не рассчитал расстояние и случайно толкнул произведение искусства. Оно упало с постамента и раскололось на части. Один из свидетелей произошедшего Нано Мигель Родригес сфотографировал разбившееся произведение искусства.Заместитель директора учреждения Хосе Карвальо сказал, что это первый подобный случай за его долгую работу в музее. По заключению экспертов, после падения статую невозможно будет восстановить.

Картина Пикассо

В 2006 году американский миллиардер Стив Винн намеревался продать картину Пабло Пикассо «Сон», но сделка была сорвана — на полотне зияла дыра.За пару дней до продажи коллекционер устроил встречу с друзьями и решил «напоследок» показать им полотно — не смог отказать их настойчивым просьбам. Он подвёл всех к «Мечте», остановился неподалёку и стал рассказывать о творчестве Пикассо. Внезапно он совершил неловкое движение рукой и продырявил шедевр локтем. «Что ж, хорошо, что это сделал я, а не вы», — сказал миллиардер.

Есть мнение, что инцидент произошёл из-за глазной болезни Винна — пигментного ретинита: он приводит к сильному ухудшению периферийного зрения и его нечёткости. Миллиардер мог просто не оценить дистанцию до картины и не рассчитать масштабов своих движений.

Правда, существует версия о намеренных действиях Винна. Спустя семь лет «Сон» был отреставрирован и картина всё-таки продана за 155 миллионов долларов — даже по ещё большей цене, чем была установлена при первой сделке.Покупатель – Стивен Коэн, владелец инвестиционной компании SAC Capital Advisors, крупнейший коллекционер искусства и один из самых интригующих персон на Wall Street приобрел ее у Стива Винна за 155 миллионов, так как произошедший инцидент только увеличил стоимость картины за счет реставрационных работ!

Многострадальный Пикассо

Шесть лет назад в нью-йоркском музее «Метрополитен» была продырявлена ещё одна картина Пикассо — «Актёр». Вероятно, гостья была до того впечатлена почти двухметровым полотном, что не смогла сдержать своих чувств. Она потеряла равновесие и упала на полотно, оставив в нём 15-сантиметровую дыру. По словам реставраторов, ущерб не был настолько значительным, и восстановление заняло три месяца.

Руки Венеры Милосской

Ни один из ныне живущих людей не видел скульптуру Венеры Милосской целой: недаром она известна как «безрукая богиня».Скульптура, созданная примерно за сто лет до нашей эры, была найдена в 1820 году на острове Милос в Эгейском море. Её обнаружил французский моряк на месте античного театра. Тогда ещё у статуи были руки. Остров Милос тогда принадлежал туркам, а моряк, конечно же, захотел вывезти шедевр во Францию. Но местные турки тоже поняли ценность находки и начали за неё натуральную драку, в том числе дёргая и статую. В итоге выиграли французы, а проиграли турки, скульптура и весь мир — в процессе драки руки у статуи были оторваны.

Концептуальная работа постмодерниста

 
Случай с картиной одного из основных художников постмодернизма Йозефа Бойса «Олень» напоминает анекдот. В 1986 году в немецкой Академии изобразительных искусств Дюссельдорфа была организована выставка, где «Олень» и предстал перед публикой. Однажды после закрытия экспозиции, в процессе уборки, сотрудник музея принял изображение на полотне за жирное пятно. Как ответственный работник, он тщательно оттёр его шваброй и не оставил от произведения современного искусства и следа.Ну...какое произведение,такое и отношение. Уничтоженный "шедевр" я не нашла, но и этот ничем не хуже. Йозеф Бойс. Олень при вспышке молнии.

Сатир с педикюром

В августе прошлого года забавную по форме, но совсем не безобидную по содержанию шутку вандалы сыграли со статуей Сатира в нижнем Голландском саду государственного музея-заповедника «Гатчина».

Утром 18 августа сотрудники и посетители музея-заповедника обнаружили на белоснежных каменных ногах Сатира аккуратный «педикюр» - кто-то накануне ночью раскрасил пальцы статуи красным содержащим ацетон лаком, который успел въесться в камень.Первый в истории педикюр, который оценили в 2,5 миллиона рублей.

Гости Голландского сада оценили шутку, сотрудники музея – тоже, но уже в денежном эквиваленте. Реставрационные работы были оценены в 2,5 миллиона рублей, поскольку смыть краску казалось невозможным и нужно было изготовить новую копию.

К слову, статуя Сатира в саду – не оригинал. Скульптуру установили лишь весной 2014 года, а вскоре напарницу Сатира Амазонку хулиганы разрисовали синим мелом.  Впрочем, через несколько дней после «нападения» на Сатира выход нашелся – реставраторы согласились восстановить статую бесплатно. Помочь вызвались специалисты реставрационной компании, которая в свое время изготовила для музея копии находившихся там скульптур.

Демонтировать скульптуру не пришлось, но с каждого пальца сняли солидный слой камня – около двух миллиметров.

Хулиганство и политика

Пример «идейного» хулиганства петербуржцы могли наблюдать совсем недавно – утром 10 июня горожане недосчитались одного из элементов мемориальной композиции о жертвах политических репрессий на Воскресенской набережной.

Напомню, на противоположном берегу от следственного изолятора «Кресты» в 1995 году был открыт памятник работы Михаила Шемякина и архитекторов Вячеслава Бухаева и Анатолия Васильева. Два бронзовых сфинкса обращены к жилым домам человеческими лицами, а к тюрьме – голыми черепами.Между ними на парапете набережной установлено стилизованное окно тюремной камеры с решеткой, под которым лежала мраморная книга.ФКнига эта символизирует список расстрелянных и погибших в ГУЛАГе. В ночь на 10 июня кто-то ее отсоединил от основания и унес.

Это можно было бы считать обычным странным воровством, но вандалы оставили на месте книги глубокомысленную картонку-записку, которая гласила: «Кто не помнит прошлого, обречен на его повторение».

Краденый  Чижик

Пожалуй, самый многострадальный памятник Петербурга – это фигурка Чижика-Пыжика. Из-за малых размеров украсть его проще, чем повредить. Этим и пользуются хулиганы из года в год: кто для бравады, кто на спор, кто ради продажи в металлолом. Чижик пережил уже около десятка нападений. 

Фигурку с набережной Фонтанки крали настолько часто, что, говорят, автора попросили заранее сделать несколько копий. В последний раз птичку похищали в 2003 году, и в ее истории эта кража стала шестой или седьмой. Трижды фигурку находили в пунктах приема цветного металла, но чаще она бесследно исчезала.Новые копии обычно изготавливают на средства спонсоров, привлекая для этого автора «исконного» Чижика.

https://www.mk.ru/culture/2015/01/22/egiptolog-o-skandale-s-maskoy-tutankhamona-boroda-otkololas-muzh-zavotdelom-prikleil-epoksidkoy.html

https://aif.ru/society/history/varvary_i_duraki_kto_razrushil_vavilon_i_otorval_borodu_tutanhamonu

https://costablancaclub.com/%D0%B2%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BD-%D0%BF%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD/

https://zen.yandex.ru/media/flb.ru/poslednee-razrushenie-vavilona-5c4a2efd96aa1b00ad653b40

https://artinvestment.ru/news/artnews/20130807_american_tourist_brokes_finger_of_florence_statue.html

http://politicapuraedura.blogspot.com/2016/05/estatua-de-d-sebastiao-na-estacao-do.html

https://stolicaonego.ru/news/363722/

Картина дня

наверх