На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Регина Толстоброва
    Огромное спасибо за такой прекрасный материал о наших воинах!Территория Героев...
  • Yvan
    Согласен, лихо сюжет закручен.Великие истории л...
  • Светлана Митленко
    Да ну? Я практически летала со всех аэропортов Москвы и очень многих аэропортов других городов, в том числе и зарубеж...Прогулки по Санкт...

Река Мойка

Прогуляться по Питеру — всегда приятно, особенно по набережным, переходя через мостики и восхищаясь красотой архитектуры. Но не всем это удается воочию. Зато никто не мешает окунуться в вирткальную реальность. Река Мойка в Петербурге — это настоящий путеводитель по историческим местам. На набережной гуляли и жили поэты и известные личности, оставившие след в истории. 

Исторические факты и легенды о названии

История реки Мойки восходит к началу XVIII века, когда Санкт-Петербург активно строился. Она была искусственно соединена с Фонтанкой, а также с Невой.  Изначально река носила название «Мья», что означало «грязь». Есть разные версии, почему река Мойка в Питере так называется. Она воспринималась как грязная речка из-за общественных бань, расположенных рядом в далёкие времена — одна из версий. Также название могло свидетельствовать о загрязнённости, тинистости и болотистости воды, а болот здесь было много. Ранее Мойка была городской границей. В 1720 году уже были созданы деревянные набережные, гранитные построены в конце XVIII — начале XIX веков.Река имеет длину 4,67 км, ширина — до 40 м. Глубина Мойки различается в отдельных местах, максимальная — составляет 3,2 м. Слева она впадает в Неву, а начинается — справа, от Фонтанки. Образовавшийся искусственный остров между Фонтанкой, Мойкой, Лебяжей канавкой и Невой официально именуется островом Летний Сад.

Конец 1890-х годов

Мосты через Мойку

Большинство петербургских мостов, перекинутых через Мойку, являются культурными и историческими памятниками. Всего их 15.

Мосты через реку Мойку 
1-й Инженерный мост
1-й Садовый мост
2-й Садовый мост
Мало-Конюшенный мост
Большой Конюшенный мост
Певческий мост
Зеленый мост
Красный мост
Синий мост
Фонарный мост
Почтамтский пешеходный мост
Поцелуев мост
Краснофлотский пешеходный мост
Храповицкий мост
Корабельный мост

Почтамтский мост висячего типа уникален. Его цепи закрепляются в пилонах, сверху виднеются золотые шары. Среди мостов Санкт-Петербурга есть 3 уникальных пешеходных висячих моста – Львиный и Банковский через канал Грибоедова и Почтамтский – через Мойку. И если у мостов через канал Грибоедова конструктивные элементы спрятаны в статуях львов и грифонов, то цепи Почтамтского моста укреплены в пилонах, увенчанных золотыми шарами.Только на Мойке построены цветные мосты. Идея покрасить ограждения появилась по причине близкого расположения мостиков, из-за чего их было легко перепутать.

Поцелуев мост является легендарным, самым романтическим. Он не слишком примечателен, но имеет большую историю, стал поводом для легенд. По одной из них, название связано с тем, что раньше здесь проходила граница Петербурга — поэтому провожающие целовались и прощались. Другая гласит о том, что тут скрывались пары, не выставлявшие свои чувства напоказ по определённым причинам. А вот более правдивая история: здесь был кабак «Поцелуй», названный в честь фамилии местного купца. Но легенды красивые. Благодаря названию и легендированию появились традиции. На свадьбе молодожены проезжают по мосту и целуются: чем дольше поцелуй — тем прочнее будет союз.

1-й Инженерный мост является, чуть ли, не самым главным украшением реки Мойки, через которую он и переброшен. Можно сказать, что Мойка начинается именно под этим мостом, так как здесь она ответвляется от Фонтанки. 1-й Инженерный мост относится к числу мостовых сооружений центра имперского Петербурга. С одной его стороны расположен знаменитый на весь мир Летний сад, а с другой – не менее известный  Михайловский замок, который ранее был дворцом  императора Павла.Название 1-го Инженерного моста связано с новым наименованием Михайловского замка, когда в 1823 году в нем разместилось Главное инженерное училище, и здание стало называться Инженерным.

До 1-го Инженерного моста, в 1780 году, здесь существовал деревянный мост, называемый Летним. Затем, в 1828—1830 годах, по проекту инженеров П. П. Базена и Б. П. Э. Клапейрона, вместо него был сооружен новый однопролетный арочный металлический мост, у которого основания под береговые устои были сделаны в виде ростверка на сваях. Каменные опоры моста имели облицовку из гранитных блоков чистой тески. Необходимые для конструкции сооружения металлические составные части, были изготовлены на заводе К. Н. Берда и на Александровском чугунолитейном заводе. Арочные фасады моста декорированы накладными отливками из чугуна, которые имеют вид античных щитов и шлемов. Изготовленные в виде пучков скрещенных копий, фонари, соединяются посередине переплетающимися венками. Нужно отметить, что такой конструкции характерна повышенная устойчивость. Выполненная по рисунку архитектора Л. И. Шарлеманя, решетка моста представляет собой короткие копья-дротики, соединяющиеся между собой горизонтальными тягами. Столбы решетки имеют вид ликторских пучков, на которых укреплены мечи и щиты с изображением головы Горгоны Медузы. Длина моста составила 27,8 метра, а его ширина – 9,5 метров. Во второй половине 19-го столетия Летний мост переименовали в Инженерный, а затем, в 1882 году мост получил название 1-й Инженерный, которое он носит и по сей день. 
В 1946 году, когда стало ясно, что опоры моста дали просадку, а его пролетное строение страдает  прогрессирующей деформацией, 1-й Инженерный мост закрыли для движения. В 1952—1954 годах была произведена капитальная перестройка этого мостового строения по проекту инженера Б. Б. Левина.  Художественное оформление 1-го Инженерного моста не претерпело изменений, и было восстановлено в прежнем, имеющем историческое значение, виде.  Также, по проекту архитектора А. Л. Ротача, были воссозданы и фонари, которые служат не только элементом декора, но и освещают мост. В 2002 году 1-й Инженерный мост вновь отреставрировали, отчего он стал как новенький.Говоря о 1-м Инженерном мосте, нельзя не упомянуть о памятнике Чижику-Пыжику, воспетом в смешной песенке. Этот памятник установлен на набережной Фонтанки как раз у 1-го Инженерного моста, и является самым миниатюрным скульптурным произведением  в Санкт-Петербурге. Появился Чижик-Пыжик, выполненный  петербургским архитектором Вячеславом Бухаевым и грузинским скульптором Резо Габриадзе, напротив здания бывшего училища правоведения, что на Фонтанке, в 1994 году, во время работы фестиваля юмора "Золотой Остап". В прошлом, будущие правоведы, получавшие образование в этом училище, носили желто-зеленые мундиры, отчего в народе их насмешливо прозвали "чижиками-пыжиками". Тогда же и родилась известная всем песенка: "Чижик-Пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил..." и в ней, к слову сказать, была очень большая доля правды, поскольку недалеко от училища, в полуподвале дома купца Нефедова, располагался кабак.

Певческий мост является продолжением Дворцовой площади. Рядом с мостом расположены Зимний дворец, Здание Главного штаба, Александровская колонна, музей-квартира А. С. Пушкина.
Выше по течению находится Большой Конюшенный мост, ниже — Зелёный мост.
Название официально присвоено 22 ноября 1840 года и происходит из-за того, что мост упирается в ворота Певческой капеллы. Первый деревянный балочный мост на этом месте был возведён в 1834 году по проекту архитектора О. Монферрана и предназначался для прохода на Дворцовую площадь войск, участвовавших в параде при открытии Александровской колонны.
В 1838—1840 годах, одновременно с завершением ансамбля Дворцовой площади, деревянный мост заменён чугунным однопролётным арочным, построенным по проекту инженера Е. А. Адама на основе «образцового» проекта В. Гесте. Кому принадлежит авторство решетки — точно не установлено. Предположительно, решетка выполнена по рисункам В. П. Стасова или К. И. Росси

Синий мост, самый широкий в Санкт-Петербурге, располагается через реку Мойку и, являясь мостом-площадью, служит составной частью Исаакиевской площади, перед Мариинским дворцом, воспринимаясь как ее продолжение. Именно обладая таким своим свойствам моста-площади, Синий мост может легко ввести вас в визуальный обман. По сути, едва ли не каждый гость Северной столицы, и тем более любой петербуржец, побывали на этом мосту, однако при том, большинство из них, скорее всего, признаются, что Синего моста они никогда не видели. Это уникальное строение-невидимку действительно можно не заметить, поскольку оно представляет собой одно целое с Исаакиевской площадью, тем самым просто растворяясь в ней. Современный Синий мост отличается от того строения, каким его знали  в прошлом. В 18 столетии он был типичным, для Петербурга того времени, узким деревянным подъемным мостом, выкрашенным в ярко-синий цвет.
Надо заметить, что на тот момент река Мойка, через которую он был переброшен, была известна своими «цветными» мостами, ведь кроме Синего ее берега соединяли Зеленый, Красный и Желтый мосты. Эти строения были одними из немногих ярких пятнышек в архитектуре Петербурга, в которой обычно преобладали строгие цвета, причем окраска зданий строго регламентировалась царскими указами. Разноцветная окраска мостов на Мойке была отнюдь не смелым дизайнерским ходом. Просто близко расположенные друг к другу мосты были так похожи, что горожане их часто путали. 
Свою знаменитость благодаря своей самой большой ширине, Синий мост, разумеется, получил не сразу. В начале 19 века, по проекту архитектора В. И. Гесте, вместо деревянного был возведен каменный мост. При этом его ширина, которая уже в то время была больше его 32-метровой длины, составила 41 метр. Немного позже, когда берега Мойкибыли укреплены, Синий мост расширили. Спустя еще несколько лет, после возведения на Исаакиевской площади Мариинского дворца, мосту  опять добавили несколько метров. Таким образом, ширина современного Синего моста составила чуть больше 97 метров, что является в три раза больше его длины.

Красный мост, выстроенный через реку Мойку, расположен по Гороховой улице Санкт-Петербурга и имеет статус историко-архитектурного памятника федерального значения. Если идти с моста по этой Гороховой улице к центру города, то можно выйти прямо к Адмиралтейству и Александровскому саду. Красный мост появился на Мойке в 1717 году, и первоначально представлял собой деревянную разводную конструкцию, именуемую в то время Белой, по цвету своей окраски. В 1737 году мост был перестроен. В ходе этой реконструкции в пролетном строении моста была сделана узкая, всего около 70 см, щель, которая закрывалась съемными щитами и предназначалась для пропуска мачтовых судов. Автором проекта столь оригинальной конструкции моста стал инженер Герман ван Болес. В 1778 году мост из Белого был переименован в Красный, так как приобрел красный оттенок своей расцветки. В конце 18 века Красный мост вновь подвергся реконструкции, и был переделан на трехпролетный. В 1808-1814 годах деревянный Красный мост превратился в чугунный, однопролетный и арочный, созданный по проекту инженера В. И. Гесте. Пролетное строение нового моста было выполнено из чугунных коробок, похожих на те, что были использованы при строительстве Зеленого, Певческого и других однотипных мостов Мойки. Металлические конструкции для нового Красного моста изготовили уральские заводы Н. Н. Демидова.В период с 1953 по 1954 года, по проекту инженера В. В. Блажевича, чугунные конструкции сооружения были заменены стальными, арочными. Пролетное строение моста составили двухшарнирные сварные арки, связанные между собой продольных связей и поперечных балок. Общая длина моста достигла 42 метров, а его ширина – 16,8 метра. К слову сказать, Красный мост, единственный из четырех однотипных мостов Мойки, сохранился до наших дней в первоначальном своем виде. Действительно, внешний вид Красного моста, что не мало важно для истории города, не был изменен. 

Свою историю Зеленый мост ведет с 1720 года. В это время через Мойку был перекинут незатейливый деревянный мост. Первоначально он был разводным. Сооружение имело зеленую окраску, что стало определяющим фактором для выбора названия. В процессе эксплуатации его не раз ремонтировали и улучшали. В 1842 году его расширили, чтобы облегчить движение. В народе мост стали называть Зеленым, впоследствии его именовали Полицейским и Народным, и все же, в конце концов, за ним закрепилось историческое название – Зеленый.Зеленый мост получился очень легким и изящным, благодаря чему его конструкция стала эталоном для остальных мостов, которые позднее были проложены через Мойку. Втрое расширение было осуществлено в 1904 году, когда по Невскому проспекту были запущена трамвайная линия. В 1938 году мост заасфальтировали, тогда как ранее он был покрыт мостовой плиткой. Зеленый мост поддерживается в порядке, периодически проводится косметический ремонт. Сохранена первоначальная конструкция моста, изменена только его ширина.
На сегодняшний день в городе осталось только три «цветных» моста – Красный и Синий, хотя, в сущности, они оба уже поменяли свои яркие цвета на более спокойные оттенки гранита. Зеленый же мост со временем был переименован в Полицейский, а Желтый – в Певческий. Хорошо, что Зеленому вернули название.

Красивые места на набережной — повсюду!

Прогулка по набережной Мойки становится поводом посмотреть самые интересные исторические и современные места.Достопримечательности реки Мойки начинаются сразу от Фонтанки, расположены на каждом шагу. Проходя по набережной или проплывая по воде в рамках речной экскурсии, вы постоянно встречаете то, что стоит внимания.

Верхняя часть набережной – это одно из удивительных мест Санкт-Петербурга и прогулка здесь будет интересна для гостей Северной столицы. Здесь расположены исторические здания и прекрасные уголки – Летний сад, Марсово поле и Михайловский сад.
Михайловский замок. Был возведен в конце XVIII - начале XIX века в качестве резиденции Павла I . Название получил в честь святого архангела Михаила, который и указал на место, где будет построен замок. Новое жилище государя строилось на месте Летнего дворца царицы Елизаветы.
Михайловский сад. Около реки Мойки находится самый благоустроенный парк Северной столицы. Привычный современному обывателю вид он принял во время правления Анны Иоанновны, которая наняла для его разбивки знаменитого архитектора Растрелли. Сегодня это очень популярное место отдыха.
Марсово поле. На набережной реки Мойки есть уникальное место, где проходили военные парады в XVIII веке. В 1919 году был проведен конкурс на перепланировку Марсового поля, и уже в 1926 году появился привычный для петербуржцев парк. В 1957 году здесь был зажжён Вечный огонь. В последние годы на Марсовом поле проводились различные массовые акции в защиту политзаключенных. С 2012 года площадь обретает статус места коллективного обсуждения общественно важных вопросов.

На набережной Мойки проживали А.С. Пушкин и М.Е. Салтыков-Щедрин, К.Ф. Рылеев и М.Ю.Лермонтов. В доме № 12 последние месяцы жизни жил А.С. Пушкин вместе со своей семьей и сестрами жены Александрой и Екатериной Гончаровыми. Отсюда 27 января 1837 года он уехал на дуэль с Дантесом и сюда его привезли смертельно раненого, а 29 января в 2 часа 45 минут в этой квартире А.С. Пушкин умер. Во дворе в 1950 году установлен бронзовый памятник А.С. Пушкину, выполненный скульптором Николаем Дадыкиным.
Дворец Юсуповых на Мойке является лишь одним из 57 имений одной из самых богатых семей российского государства, но именно он заслужено является визитной карточкой этого семейства. В 1830 году здание дворцы был приобретено Б.Н. Юсуповым и до 1917 года оставался во владении его семьи. За этот период дворец кардинально изменил свой внешний вид и внутреннее убранство.
В ночь на 17 (30) декабря 1916 года во дворце был убит Распутин. Князь Феликс Юсупов был сослан в своё имение «Ракитное» за участие в сговоре с целью убийства, а дворец был передан доверенным лицам.
Вот такая небольшая речушка и столько собрала достопримечательностей.

А напоследок хочу рассказать о трехмостье. Почему не влючила в раздел мостов? Судите сами. 
Тройной мост. В начале 19 века многие деревянные мосты в Петербурге перестраивались на каменные и металлические. Идея создать тройной мост принадлежит К. Росси, а архитектор Е.А. Адам разработал проект нового оригинального трехарочного моста. В одной опоре соединили Мало-Конюшенный мост через Мойку, Первоконюшенный (Театральный) мост через канал Грибоедова и Сухопутный мост-дамбу, называемый иногда Лже мостом (или Фальшь-мост), который не является мостом в прямом смысле слова и представляет Пешеходный (Сухопутный) мост-дамбу.

Мало-Конюшенный мост перекинут через реку Мойку в том месте, где из неё вытекает канал Грибоедова. В свою очередь, Театральный мост перекинут через канал Грибоедова том месте, где он вытекает из реки Мойки. А Сухопутный мост-дамба находится рядом с Театральным мостом - примыкает к таковому, являясь его неотъемлемой частью.

Вид на Мало-Конюшенный мост (справа на фото) и Театральный мост (слева на фото)Вид на Театральный (справа на фото) и Ложный мост (слева на фото) с Ново-Конюшенного моста через канал Грибоедова

Тройной или Трехарковый мост является излюбленным местом посещения молодоженов, также как Медный всадник, Стрелка Васильевского острова и Поцелуев мост.

Картина дня

наверх