На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 176 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Пожалуйста, Иван!Исторические и ре...
  • Светлана Митленко
    Предметы, похожие на виноградную гроздь, покрывающие грудь богини, традиционно принято интерпретировать как многочисл...5 главных статуй ...
  • Светлана Митленко
    Спасибо, Астон. Вас тоже с праздником!С праздником весн...

Жемчужные украшения эпохи Возрождения

Жемчуг всегда считался уникальным. Когда его начали привозить в Европу из Нового Света в XV веке, жемчуг сразу стал пользоваться огромной популярностью. Ведь это вещество отличалось от «обычных» бриллиантов, изумрудов и рубинов тем, что оно было «живым». Вспыхнула настоящая «Жемчужная лихорадка», которая почти довела до безумия богатых людей. Жемчуг стал чем-то вроде мерила статуса человек. Учитывая, что на жемчуг был бешеный спрос среди богатых и влиятельных людей, ювелиры начали делать не просто обычные ожерелья из жемчужин, а создавать настоящие произведения искусства.Подвеска в виде саламандры. Эмалированное золото с жемчугом и изумрудом, Западная Европа, конец XVI векаПодвеска в виде саламандры. Эмалированное золото с жемчугом и изумрудом, Западная Европа, конец XVI века

Фантазии ювелиров при создании подвесок не было предела. Женщины, катающиеся на морских коньках. Саламандры, пожирающие изумруды. Херувимы с жемчужными спинами. Боги, обезьяны, замки и буквально все, что только можно представить. Во многом это многообразие было обусловлено ростом гуманизма во времена Ренессанса. Среди знати стало популярным становиться кем-то вроде хиппи с высшим образованием, а также изучать древнегреческую философию, поэзию и т. п. В сочетании с пышностью эпохи Возрождения, это привело к появлению по всей Европе удивительно сложных и зачастую гротескных подвесок. Самым известным из множества подобных ювелирных украшений является «Драгоценность Каннинга» (1560) - подвеска, которая была подарена одному из индийских императоров Великих Моголов семьей Медичи.

Драгоценность Каннинга

«Драгоценность Каннинга» - потрясающая жемчужная подвеска в стиле барокко, сделанная из чистого золота и украшенная бриллиантами, рубинами и жемчугом. Торс бога морей Тритона в центре украшения сделан из крупной посеребренной жемчужины. Это был век исследования и просвещения.
Жемчужина попала в коллекцию Франческо Медичи, тосканского герцога, отца будущей королевы Франции Марии Медичи. У него к тому времени скопилось большое собрание ювелирных украшений, и морской царь занял в нем почетное место. Герцог не носил подвеску — для этого она была слишком громоздкой. Но частенько хвастался ею перед гостями.
Через несколько лет Франческо скончался вместе со своей второй женой Бьянкой Капелло — официальный вердикт врачей гласил «малярия», но современные исследования говорят об отравлении мышьяком. И первым подозреваемым называется Фердинандо, брат и наследник Франческо.Впоследствии жемчужина в виде морского царя перешло к императору Моголов. Как именно — неизвестно. Возможно, это был дар от одного из герцогов Медичи, возможно, индийцы выкупили ее у итальянцев. Так или иначе, украшение хранилось в Индии до середины девятнадцатого века. За прошедшие века оно стало больше – ювелиры приделали к тритону еще несколько подвесок из рубинов и жемчужин поменьше.
В 1860 году украшение перешло к британскому виконту Чарльзу Джону Каннингу. В то время он был вице-королем Индии. Сегодня Каннинг известен прежде всего своим участием в подавлении восстания сипаев. Увидев затейливое украшение, виконт оценил его ценность. Неизвестно, купил он жемчужину или получил ее в дар — так или иначе, Каннинг увез ее с собой в Лондон. И, несмотря на то, что владел он тритоном всего два года, украшение и сегодня известно под его именем.
После смерти виконта, его семья решила продать жемчужину — видимо, не нашлось ценителей, а может, просто были нужны деньги. Покупателем стал первый маркиз де Кланрикард. Позже украшение перешло к виконту Ласселю, будущему графу Харвуду. И в 1931-ом году украшение было выставлено на аукционе Сотби, где его купила миссис Эдвард Хакнес за 10 000 фунтов стерлингов. Через четыре года драгоценность была передана на хранение музею Виктории и Альберта, который находится в Лондоне. По сей день жемчужина там и находится.
Украшение Каннинга считается одной из самых известных драгоценностей эпохи позднего Ренессанса. И ее по праву называют «образцом ювелирного искусства того времени».
Иногда жемчугом просто украшали ювелирные изделия. В других случаях из него вырезали тела фантастических существ. Стоило это все, мягко говоря, недешево. К примеру, сегодня «Драгоценность Каннинга» оценивается более чем за полмиллиона долларов, а другие жемчужные подвески того времени также стоят целое состояние.Подвески времен французского ренессанса: русалка (слева) и замок на скале из жемчуга (справа)Петух и русалкаПодвеска с Тритоном, едущим на морском существе, похожем на единорога, примерно 1870–1895Подвеска с Тритоном, едущим на морском существе, похожем на единорога, примерно 1870–1895Украшение Неоренессанса XIX векаУкрашение Неоренессанса XIX векаПодвеска с Венерой и Амуром на дельфине, примерно 1865–1890 (слева) и подвеска с Фортуной, 1859–1907 (справа)Подвеска с Венерой и Амуром на дельфине, примерно 1865–1890 (слева) и подвеска с Фортуной, 1859–1907 (справа)Кулон XIX векаКулон XIX векаКулон в виде корабля, 1620-30 (слева) и кулон с женщиной верхом на морском коньке, изготовленный в Испании в конце XVI века. Подвеска-лев. Вторая половина XVI века.

Подвеска в виде сирены, примерно 1860Подвеска в виде сирены, примерно 1860Подвеска в виде охотничьей собаки,1560, золото, жемчугПодвеска в виде охотничьей собаки,1560, золото, жемчугНемецкий ягненок XVI-XVII вековНемецкий ягненок XVI-XVII вековПодвеска в виде сидящего кота, конец XVI - начало XVII векаПодвеска в виде сидящего кота, конец XVI - начало XVII века
Всеобщий ажиотаж был вызван также тем, что жемчуг являлся относительной новинкой. В средние века (причем, вплоть до XIX века) считалось, что он обладал исцеляющими дух и тело свойствами, а особо был хорош при болезнях, вызванных меланхолией. Принимали такое лекарство, растворяя жемчужину в уксусе, а затем добавляя в смесь немного молока и меда.Кулон «Воин среди трофеев», Нидерланды, 1590 г.Кулон «Воин среди трофеев», Нидерланды, 1590 г.
Королева Елизавета I просто обожала жемчуг, что практически на всех картинах ее изображали в жемчужном ожерелье. Это видно по парадному портрету. Мало того, что висят связки бус, но и вся прическа унизана жемжугом и платье им же расшито.
Даже когда она умерла, королеву похоронили в ее любимых туфельках с жемчужными медальонами. Италия, в которой работали ведущие ювелиры по золоту и жемчугу, торговала со всей Европой в 1400-х годах, и богачи выстраивались в очередь за драгоценными обновками. После того, как жемчуг начали завозить из Америки, он стал настолько популярным, что элита начала принимать законы о том, кто мог носить жемчужные украшения в высших эшелонах общества. Для очень многих людей «белые шарики» стали чем-то вроде валюты, которую можно было обменять на что-угодно. Не правда ли, похоже на биткойны эпохи Возрождения.
За время своего долгого правления Её Величество появлялась в бесчисленном количестве нарядов. Но на большинстве королевских приёмов с тех пор, как Елизавета II взошла на престол в 1952 году, её можно было увидеть с одним особым элементом гардероба — жемчужным ожерельем.
Испанский исследователь XVI века, Бальбоа, обнаружил в Панамском заливе потрясающую 200-граммовую жемчужину в форме груши, которую королева Испании назвала в честь своего любимого сокола «La Peregrina». Она веками хранилась среди сокровищ королевской короны. Затем, в 1969 году, Ричард Бертон купил эту жемчужину примерно за 250 тысяч долларов (по нынешним ценам) для Элизабет Тейлор.Жемчужное украшение в стиле барокко XVI векаЖемчужное украшение в стиле барокко
В XVI веке испанский невольник добыл в глубинах Панамского залива потрясающую 200-граммовую жемчужину в форме груши, которую королева Испании назвала «Ла Перегрина». Драгоценность была настолько крупна и великолепна, что за ее обнаружение невольник получил свободу.
Она веками хранилась среди сокровищ королевской короны. За несколько столетий реликвия сменила множество весьма титулованных владельцев и, наконец, в 1969 году ее купил примерно за 250 тысяч долларов (по нынешним ценам) на аукционе «Сотбис» актёр Ричард Бартон, чтобы подарить на Валентинов День своей супруге, легендарной актрисе Элизабет Тейлор.
По причине большого веса за всю свою историю «Перегрина» неоднократно выпадала из оправы. Однако ее неизменно находили. Широко известна история о том, как однажды Элизабет Тейлор обнаружила пропажу жемчужины в номере отеля и после отчаянных поисков нашла ее… в пасти своего щенка.
Кстати, жемчужину, которую так непринужденно пожевала собачка, современные американские эксперты оценивают в 40 миллионов долларов.
XVI векаЭлизабет Тейлор со знаменитой жемчужиной «Ла Перегрина» в фильме «Тысяча дней Анны» (1969)Элизабет Тейлор со знаменитой жемчужиной «Ла Перегрина» в фильме «Тысяча дней Анны» (1969)
Только на заре XX века жемчуг стал менее ценным благодаря тому, что его начали выращивать на специальных фермах. Тем не менее, в викторианскую эпоху часто появлялись гротескные драгоценности, похожие на те, которые создавали в эпоху Возрождения. Похоже, гротескный гламур окончательно не умер. Возможно, в наши времена былой интерес со стороны общества жемчуг может вернуть себе только с помощью возрождения того искусства эпохи Возрождения, на которое были способны лишь мастера Ренессанса. Если их современным последователям удастся создавать столь же диковинные шедевры из случайно найденных природных жемчужин, нет сомнений, что они будут цениться так же высоко. А пока нам остается лишь любоваться старинными реликвиями.
https://kulturologia.ru/blogs/070719/43589/

https://kulturologia.ru/blogs/290819/44010/
http://the-legends.ru/articles/272/ukrashenie-kanninga/
https://rzol.ru/news/paragon%20pearls
https://kulturologia.ru/blogs/070719/43589/

Картина дня

наверх