На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

«Игрушки для взрослых». Трогательные кукольные миниатюры Ирины Верхградской

Число кукол в этой уникальной коллекции уже давно перевалило за тысячу. Миниатюрные, изящные, хрупкие, они поражают зрителя то своей пластикой, то выразительностью лица, то ювелирной техникой и виртуозностью исполнения, то педантичной продуманностью мельчайших деталей средневекового костюма, то схожестью с прототипами (в том случае, если кукла — портрет в миниатюре реального человека). ...Все эпохи, любые настроения и события, история и выдумка — все это воссоединяется в экспозиции, названной "Маленький мир". Но вопреки названию, именно здесь можно проникнуть во Вселенную Большого искусства, где живут дивные куклы, осененные талантом и любовью своего Творца — Ирины Верхградской.Ирина Верхградская сделала свою первую куклу еще в детстве, но затем, запутавшись в повседневной рутине, забыла о своем увлечении. Снова вернуться к любимому занятию женщине удалось лишь спустя 30 лет, когда у нее уже появились свои дети. Именно для них Ирина и сшила первых кукол.

Сейчас коллекция мастерицы насчитывает более 1,5 тысяч миниатюрных игрушек, и но мы посмотрим одну серию, над которой она работала в последнее время.

На этом фото вы можете видеть жительницу Новосибирска Ирину Верхградскую вместе с ее миниатюрными творениями. Недавно Ирина закончила работу над серией "Дорогие мои старики". Фото этих кукол попали в соцсети, растрогав людей. "Эти шедевры довели меня до слез", "Это просто чудо!", "Не могу поверить, что это сделано руками", – пишут комментаторы на странице Ирины Верхградской.– Я видела на выставке "Формула рукоделия" в Москве, как люди подходили, в лице менялись, некоторые действительно вытирали слезы, – рассказывает Ирина. – Потом мне в интернете отзыв женщина написала: они с мужем прошлись по всей выставке, в конце увидели моих кукол, стояли, смотрели. На корточки садились, фотографировали. Потом ушли, и уже на выходе муж ей говорит: "А пошли еще немножко там постоим?" Не знаю. Каждый, наверное, предчувствует… С возрастом приходит это понимание, что все равно в одиночестве придется встречать надвигающуюся старость. Даже если есть и дети, и внуки. Ну, скрасят они немного. Но, наверное, грустно все равно.  Приятно, когда пишут в интернете: "Очень трогательно… пойду обниму маму". Есть отклик, что надо как-то подбодрить, поддержать, порадовать. Хочется, чтобы обратили внимание на своих стариков или помогли соседям одиноким. Чтобы немного защемило в душе и люди осознали, что одиночество – это очень грустная вещь, если все забыли.Все новая коллекция умещается на небольшом столе. Стены маленького частного дома на окраине Новосибирска эти фигурки покидали лишь однажды, когда недавно Ирину пригласили в Москву, на выставку "Формула рукоделия".– В Москве у меня все спрашивали, где я выставляюсь в Новосибирске, и мне было стыдно говорить, что нигде. Я два раза выставляла своих кукол в начале 2000-х в нашем краеведческом музее, но потом у них пропал ко мне интерес. Мне бы хотелось проводить выставки, и до недавнего времени у меня это получалось. Правда, по регионам: Иркутск, Омск, Барнаул. Менеджера у меня нет, приходится самой договариваться, а хвалить себя – тоже как-то сложно...Идея создать миниатюры о жизни пожилых людей пришла случайно. И не было ни малейшего предчувствия, что именно эта серия станет такой популярной у интернет-аудитории:

– Я специально не стремилась углубляться в эту тему. Одну-две работы сделала, а в интернете очень сильный отклик пошел. Люди были очень благодарны. Все "мои" бабушки – это в какой-то степени образ моей мамы. Не на 100 процентов, но почти в каждой работе что-то есть. Это связано не с характером, не с ситуациями. Просто что-то во внешнем облике. Но одинокой она не была, я ее никогда не бросала, она прожила всю свою жизнь со мной и с внуками и командовала даже.Несмотря на то что многих так тронули работы Ирины, встречаются и такие комментарии: "А в чем бесподобность? Старость отвратительна, не вижу, что тут смаковать". Кстати, вы, наверно, часто и в сети замечали, как некоторые особи особенно стараются оскорбить именно по возрастному цензу, словно сами имеют элексир молодости и никогда не станут пожилыми людьми. Мастер на такие отзывы не обижается. "Для каждого свое восприятие. Одиночество – очень тяжелая вещь. Когда ждут и не дожидаются никого, кто бы приехал к этим бабушкам. Может быть, поэтому мне очень хочется проводить выставки вместе с волонтерами. И чтобы стоял куб, куда можно было деньги кидать. Я думаю, за неделю накидают на холодильник для дома престарелых".Одной из первых работ коллекции "Дорогие мои старики" была вот эта миниатюра, которую автор назвала "Разговор с дочерью". Это одна из самых любимых композиций Ирины Верхградской, возможно, потому, что какое время им пришлось жить с дочерью в разлуке – девушка переехала в Новосибирск, а мать оставалась в Казахстане.– Я три дня не могла завершить бабушку. Начинаю ее делать, и меня захлестывает, я начинаю плакать и не могу работать. Я проживаю с каждой фигуркой всю ее прошлую жизнь, думаю о ее судьбе, пропускаю все это через себя. Может быть, поэтому они получаются такие естественные.Образы из этой коллекции навеяны отчасти реальными людьми, которых Ирина встретила на улице, отчасти это фантазия художницы. О своих персонажах она думает постоянно:

– Это не уходит никогда. Ложусь спать, во сне приходят образы, утром встаю – о, придумала что-то! В автобусе, например, еду и вдруг вижу, какая колоритная бабушка. Надо запомнить образ!– Может быть, ваши куклы вызывают жалость и сочувствие еще и потому, что сам антураж, одежда –​ подчеркнуто скромные. Очевидно, что эти люди живут очень небогато. Как вы думаете, если бы вы создали коллекцию о пожилых на Западе, которые живут в комфортабельных домах, современно одеты и путешествуют, – разве вызывали бы они такие же чувства?– У них, конечно, другая жизнь, другие понятия, у них там в 16 лет уже дети отделяются. Но все-таки я живу здесь, эти старики мне дороже и роднее. Я их знаю и понимаю, какую они жизнь прожили. И необязательно они все несчастливые. В моей коллекции много радостных ситуаций. Вот, бабушка сидит в кресле, смотрит любимый сериал – не такая уж она несчастная. И они все – из разных времен, совершенно необязательно, что из сегодняшних дней. Какие-то – 20–30 лет назад, поэтому и антураж такой, из тех времен. Например, Басков на афише – явно не современный. Сейчас бы бабушка с такой любовью не смотрела на плакат, когда он такое вытворяет. Я стараюсь не вызывать какие-то искусственные эмоции, создавать душещипательные сцены. И с улыбками часто их изображаю. Даже, например, там, где бабушка сидит на кровати, а ее обнимает внучка-невеста, я специально поставила рядом тапочки. Чтобы было понятно, что бабушка посидит, а потом встанет, что не все фатально. Или халатик вешаю на спинку кровати. Дополнительная работа, но мне так самой спокойнее.Эскизы художница сначала рисует шариковой ручкой в потрепанной общей тетради, затем начинает лепить из запекаемого пластика голову и руки куклы – самые важные части миниатюры.

Основной инструмент Ирины – швейная иголка, когда образ готов, чтобы фигурка отвердела, она запекает ее в мультиварке. Работает в комнате, за обычным письменным столом, но сам творческий процесс снимать Ирина категорически запрещает, даже столешницу прикрыла листами бумаги. Для нее, говорит, это слишком личное.Занялась изготовлением кукол Ирина случайно. В школе увлекалась рисованием и шитьем, в студенчестве забросила. К рукоделию вернулась в перестроечные годы, когда поняла, что дети на Новый год остаются без подарка – в магазинах игрушек полки были пусты. А затем это ее затянуло настолько, что на творчество стало уходить все свободное время.Ирина Верхградская родом из Норильска, но когда в заполярном городе ухудшилась экологическая обстановка, решила уехать с маленькими детьми в Казахстан. Дети выросли, переехали в Новосибирск, два года назад решила вернуться в Сибирь и Ирина. Денег от продажи квартиры в Семипалатинске хватило на маленький дом на городской окраине, с трудом переоформила пенсию, которой хватает только на самое необходимое. Но работы свои продавать категорически отказывается.Предложения купить миниатюры приходят от коллекционеров из России и из-за рубежа, один израильтянин, вспоминает мастер, предлагал баснословную по ее меркам сумму за значительную часть коллекции, сколько, уже и не помнит. Кукол своих она никогда не оценивала.

– Я создала этот маленький мир как отражение настоящего большого мира, это его отражение, вот как его частями продавать? Словно по живому организму резать. А ведь это все наша история, может быть, она кому-нибудь потом пригодится, – объясняет Верхградская.Мастер даже готова бесплатно отдать всю свою коллекцию, которая насчитывает около 1600 работ, какому-нибудь музею, если ей гарантируют устройство экспозиции. Но пока таких предложений не поступало. В ее коллекции серии истории костюма, детской одежды, образы артистов и исторических персонажей. Сейчас уникальное собрание хранится в картонных коробках в доме художницы.Размеры этих кукол не превышают даже 15-20 сантиметров.Кукольная мебель и прочие атрибуты еще меньше. Только посмотрите на эти ручки и листочки бумаги!При помощи своих игрушек Ирина создает настоящие композиции, которым дает определенные названия.К примеру, на этом фото изображены куколки из коллекции «Дорогие мои старики». Так мастерица представляет себе общение между пожилыми женщинами и мужчинами в доме престарелых.

Еще одна куколка из той же серии демонстрирует нам, как бабушка заботливо укачивает в кроватке своего внука или правнука.На этой миниатюре пожилая супружеская пара с радостью принимает к себе приблудившегося щенка.Каждая работа Ирины имеет свою историю.Кроме того, все ее творения наполнены теплотой и нежностью.Только посмотрите, на этом фото девушка-подросток, читая любовный роман, на секунду задумалась о парне, который ей очень нравится.А тут старенькая бабушка пишет письмо своему сыну, который уже давно не живет дома.Ирина признается, что черпает вдохновение из собственного воображения, из историй, которые рассказывают ей знакомые, и собственного жизненного опыта.Каждая ее работа — маленькое произведение искусства. Чего только стоят эти крошечные детали — зубчики расчески, лежащей на трюмо, и пуговицы на халате женщины.Даже каждую пеленку в миниатюрной кроватке такого же миниатюрного младенца Ирина Верхградская делает собственными руками.Только посмотрите, ведь такую мебель действительно можно увидеть в квартире каждой бабушки!Миниатюра называется «Разговор с внучкой».Маленький патефон и пластинки с песнями любимых музыкантов. Разве много нужно для счастья?

  Махатма Ганди. Это тоже фигурка Ирины, но из другой серии. 

А какая миниатюра Ирины Верхградской понравилась вам больше всего?

Подружиться с героями Ирины Верхградской можно в группе:
https://vk.com/club10103817

http://pansionat-kurortniy.ru/pro-lyudku-i-malenkij-mir-irina-verxgradskaya-sozdaet-kukol-s-kotorymi-xochetsya-druzhit/

https://obiskusstve.com/1681344321293126654/igrushki-dlya-vzroslyh-trogatelnye-kukolnye-miniatyury-iriny-verhgradskoj/

http://baba-deda.ru/index.php/news/4747

https://www.sibreal.org/a/29814356.html

Картина дня

наверх