На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 172 подписчика

Свежие комментарии

Василий Зайцев. Снайпер от Бога

Как много действительно хороших снайперов помнит история? На самом деле – великое множество. Чаще всего, ни одна война после Второй мировой не проходит без них. Снайперы выполняют различные задачи, основная цель которых – уничтожить врага. Я ставила темы с портретами всех снапйперов, которые обнаружила в сети. А сейчас хочу рассказать подробнее об одном из них.
Василий Зайцев родился 23 марта 1915 года в простой крестьянской семье в Челябинской области (тогда это была Оренбургская губерния Российской империи). 

С раннего детства дед обучал его и старшего двоюродного брата Максима стрельбе. Уже на десятый день рождения дед подарил мальчику свой собственный лук, а на двенадцатый – охотничье ружье. Позже он вспоминал слова своего деда Андрея Алексеевича: «Стрелять надо метко, каждому зверю в глаз. Теперь ты уже не ребёнок». Отец мальчика, который и сам когда-то служил в императорской армии, сказал ему, что нужно расходовать патроны экономно и стрелять без промаха. Василий запомнил это на всю жизнь, а совет пригодился затем на войне.«Я был самым старшим и рос очень туго. В семье так и думали, что останусь колобком, аршин с шапкой. Однако деда не смущал мой маленький рост, и он вкладывал в меня весь свой охотничий опыт полной мерой, с нескрываемой любовью и пристрастием. Мои неудачи переживал почти со слезами. И, видя это, я платил ему старанием — делал всё так, как он велел», — рассказывает Зайцев в своей книге «За Волгой земли для нас не было. Записки снайпера» (1981). Конечно, у крестьянского сына образование было средним: всего семь классов школы, а затем – школа фабрично-заводского ученичества в Магнитогорске. Там он получил специальность арматурщика. Но это не мешало юному Василию мыслить нешаблонно. Несмотря на поразительные способности в стрельбе, в 1937 году Василий Зайцев был призван в Тихоокеанский флот обычным стрелком-пехотинцем. 
После того, как он проработал какое-то время писарем, его направили обучаться на военно-хозяйственные курсы. Затем он стал начальником финотдела одного из подразделений флота, где он и пробыл до 1942 года.К слову, уже к лету 1942 года он подал пять рапортов с просьбой отправить его на фронт. На Сталинградский фронт Зайцев в звании старшины 1-й статьи со своими товарищами-моряками был переброшен 21 сентября 1942 года — в разгар уличных боёв за город на Волге. Его зачислили во второй батальон 1047-го полка 284-й стрелковой дивизии (62-я армия под командованием генерал-лейтенанта Василия Чуйкова).

«И тут из-за кустов показались люди в штатском. Они шли, еле переступая, оборванные, грязные, перевязанные серыми от пыли бинтами. Это мирные жители Сталинграда направлялись в госпиталь. Моряки, ещё не видевшие ужасов войны, смотрели на них с болью. С опушки леса, в котором мы замаскировались, был виден Сталинград. Между нами и горевшим городом лежала Волга» — таково было первое впечатление Зайцева от военного Сталинграда.

После того, как вместе с товарищами он пошел подготовку к городским перестрелкам, его переправили через Волгу в Сталинград. Прежде чем стать снайпером, Василий Зайцев несколько раз ходил в атаку на немецкие позиции, вступал в рукопашные схватки. Как меткого стрелка-пехотинца, Василия заметили после того, как в один из дней он, «почти не целясь», убил немецкого связного и ещё одного солдата противника. И уже в первых боях стало очевидно: у Зайцева талант к стрельбе. 25 октября того же года командир батальона позвал Зайцева и показал в окно: в 800 метрах бежал фашист. Тогда снайпер прицелился, и раздался выстрел. Фашист был мертв. Через несколько минут рядом с немцем лежало еще несколько человек.И все это – из простой «трехлинейки». На тот момент на счету снайпера было уже 32 немца. Красноармейца наградили медалью «За отвагу» и вручили снайперскую винтовку с оптическим прицелом.

«Мне нравилось бить на выбор. После каждого выстрела казалось, будто слышу удар пули о голову врага. Кто-то смотрел в мою сторону, не зная, что живёт последнюю секунду...» — вспоминал Зайцев свои ощущения от новой профессии.
Битва за Сталинград показала, что в сложившихся условиях снайперы на вес золота: каждое здание и каждая руина становилась огневой точкой и опорой. В первую очередь стрелков интересовали офицеры: без них противник был дезориентирован, а управлять войском становилось сложнее.
И вот эта самая способность мыслить нешаблонно позволила Зайцеву стать одним из лучших. Он менял позицию после каждых двух-трех выстрелов, тщательно маскировался и делал «обманки», чтобы враг не понял, где настоящий снайпер. Часто, выслеживая других снайперов, он одевал манекен в советскую форму. Тогда противник велся, открывал огонь и раскрывал свою позицию. За неполные три месяца боёв в Сталинграде он ликвидировал 225 фашистских солдат и офицеров.Фотопортрет Василия Зайцева © Фотография из архива музея-заповедника «Сталинградская битва»

В один из дней группа Зайцева заметила в районе родника новый ход сообщения, который копали немцы, причем проложен он был неудачно: с советских позиций было удобно забросать работающих солдат гранатами. Вызвался снайпер Александр Грязнов. Когда он приблизился к удобному для броска месту и стал доставать гранаты, раздался выстрел. Это было ловушка: немецкий снайпер придумал, как выманить советского на расстрельную позицию.

Зайцев провел три дня у стереотрубы, ища противника. Немец был перед ним, то и дело он стрелял по красноармейцам, часто удачно, но бликов и вспышек не было. Вражеского снайпера подвел боец роты обеспечения, который принес ему на передний край горячую пищу. Когда Зайцев заметил немца с дымившимся котелком у разбитой зенитки, вокруг которой валялись десятки отстрелянных гильз, поиск вражеской позиции сузился до нескольких квадратных метров. Вскоре обнаружилось, что у одной из гильз нет дна. Оказалось, что немец смотрит в прицел через нее, поэтому оптика не бликует на солнце. Остальное было делом техники: напарник поднял над бруствером каску, немец выстрелил и Зайцев его убил попаданием через гильзу.

Так в Сталинграде началось противостояние, переписавшее все снайперские учебники и уставы. В постоянных боях тактика эволюционировала в ускоренном режиме, каждый день требовал свежих решений, шаблонность мышления наказывалась пулей в голову.

Немецкие снайперы придумали работать в тандеме с артиллерией и пулеметами. Они скрывали свои выстрелы в их грохоте, и красноармейцы долго не могли понять, что их убивает снайпер, а не случайные пули и осколки. А вступив в снайперскую дуэль, немец трассирующим (тогда говорили — запальным) выстрелом направлял артиллерийский огонь на позицию советского оппонента (правда, этим же выстрелом он выдавал собственное лежбище). Зайцев в ответ придумал «снайперский залп»: его группа занимала все доминирующие над местностью позиции, провоцировала немцев на открытие огня, а потом разом отстреливала сразу всех: и снайпера, и артиллеристов, и пулеметчиков.

Тогда немцы изменили свои основополагающие тактические привычки. С Первой мировой их снайперы предпочитали работать из своих окопов (советские обычно прятались на нейтральной полосе), но в Сталинграде они вдруг вынесли свои позиции за передний край и стали маскировать их множеством ложных лежбищ и манекенов, чем надолго сбили с толку советских снайперов и убили многих из них. А советские снайперы в это время придумали манок из консервных банок: ночью они развешивали их перед немецкими окопами и протягивали веревку к себе в траншею. Утром напарник за нее дергал, банки дребезжали, немецкий солдат выглядывал посмотреть, что там на нейтралке творится, и получал пулю в лоб.Снайперы подразделения старшего лейтенанта Ф.Д. Лунина ведут залповый огонь по самолетам противника

Все эти эволюции происходили не за месяцы, а за одну-две ноябрьские недели. К концу Сталинградской битвы противостояние с советскими снайперами настолько развило снайперское искусство в вермахте, что, когда в 1944 году союзники высадились в Нормандии, американцы, славившиеся своей меткостью, и англичане, достойно сражавшиеся с немецкими снайперами в Первой мировой, описывали происходящее двумя словами: снайперский террор. Однако немцы и близко не подошли к советскому уровню снайперского дела. Личные счета советских снайперов превосходят счета немецких настолько же, насколько немецкие танковые асы превосходили советских. Лучший немецкий снайпер Матиас Хетценауер (345 подтвержденных убийств) не вошел бы в первую советскую десятку.

Конечно, советские войска не могли обойти стороной талант Зайцева. Ему выделили учеников, которые ходили с ним на «групповые охоты»: в такой момент одну и ту же зону перекрывали с разных сторон три снайперские пары – по стрелку и наблюдателю в каждой.«Я взял шесть своих учеников и отправился „встречать“ пополнение противника, — писал в 1943-м Зайцев в статье „Каждую пулю — в немца!“. — Расположились, ждем. Видим — немецкая рота идет во весь рост. Мы и начали щелкать. Я убил 11 немцев. А все вместе мы уничтожили 40 фашистов».

Ключевой фигурой в развитии снайперского движения стал как раз Василий Зайцев. Старшина 1047-го полка проявил себя как талантливый инструктор и теоретик. Его учеников в полку ласково называли «зайчатами». В 1943 году Воениздат опубликовал первую статью Зайцева «Каждую пулю — в немца!». В ней он призвал советских снайперов действовать группами — «шестёрками», когда одну и ту же зону боя перекрывают огнём три пары стрелков и наблюдателей. Эта тактика до сих пор используется в российской армии.

За два месяца он подготовил 28 снайперов. В общей сложности бойцы 1047-го полка, где служил будущий Герой Советского Союза, уничтожили 1106 немцев. «Развитие снайперского искусства давало свои плоды. В период городских боёв в составе частей 62-й и 64-й армий действовали 985 снайперов. Они уничтожили порядка 30 тысяч солдат и офицеров вермахта. Это примерно две нацистские дивизии», — рассказала заместитель заведующего информационно-издательским отделом музея-заповедника «Сталинградская битва» Приказчикова. По состоянию на середину декабря 1942 года вторым по результативности после Зайцева был Павел Двояшкин, убивший 78 врагов. Для того, чтобы у учеников росла результативность, Зайцев приучил их вести специальные блокноты. В записях описывались ориентиры, дистанция до мест, откуда может появиться противник и удобные позиции для стрельбы на закрепленных за ними участках.Между собой снайперы обменивались такими наблюдениями и переписывали себе записи товарищей. Таким образом, они прекрасно знали местность, даже если не видели ее.
Врагов Зайцев старался бить в лицо, а не со спины. Таким образом, когда выживший враг тянулся за оружием своего товарища, он становился следующей жертвой снайпера. Старшина старался не вести огонь на закате дня: садившееся солнце могло отразиться на оптике, и выдать его местоположение. Зато на восходе солнце было видно на биноклях немецких командирах и на оптике вражеских снайперов.Всего Зайцев убил 242 фашиста, и 11 из них были снайперами. Вообще, на счету снайпера несколько успешных дуэлей, но самая примечательная из них – с немецким снайпером-асом. Его в своих мемуарах Зайцев называл командиром Берлинской школы снайперов майором Кенигом.
Правда, историки сомневаются, что такой человек существовал в действительности. По данным некоторых из них, в дуэли предположительно погиб начальник школы снайперов в Цоссене штандартенфюрер СС Хайнц Торвальд. А с другой стороны был и такой зафиксированный момент. Жена снайпера уже после его смерти в телеинтервью рассказала о поездке Зайцева в ГДР. Немцы сами его пригласили, захотели поговорить с ним о прошедшей войне. Визит закончился скандалом: из зала поднялась женщина и обвинила Зайцева в убийстве то ли ее мужа, то ли отца (жена Зайцева не запомнила точно), оскорбляла, выкрикивала угрозы. Советская охрана ветерана вывела, посадила в самолет и отправила в Союз. Самое интересное, что немка назвала имя, звание и воинскую специальность погибшего: майор Конингс, снайпер-ас. То есть легендарный поединок все же не выдумка.

«Было понятно, что перед нами действует опытный снайпер, поэтому решили его заинтриговать, но первую половину дня необходимо было переждать, потому что блеск оптики мог нас выдать, — вспоминал Василий Зайцев. — После обеда наши винтовки были уже в тени, а на позиции фашиста упали прямые лучи солнца. Из-под листа что-то заблестело — снайперский прицел. Меткий выстрел, снайпер упал. Как только стемнело, наши пошли в наступление, и в разгар боя мы из-под железного листа вытащили убитого фашистского майора. Взяли его документы и доставили их командиру дивизии».Интересен и другой факт из его снайперской биографии. В ноябре 1942 года вместе с напарником Зайцев выследил стрелка, который днем ранее тяжело ранил замкомбата и убил троих солдат. Немец и правда был хорош в своем деле: он прижал огнем советского снайпера к земле так, что тот лежал на спине и не мог пошевелиться. Казалось, все кончено. Но тут Василий нашел нестандартный выход из ситуации. Он крикнул напарнику, чтобы тот взял осколок и направил ему «зайчика» в глаза.
В итоге противник был ослеплен, а Зайцеву удалось выбраться из ловушки и подложить вместо себя переодетую куклу.Немцу показалось, что он убил противника. Но Василий с напарником выбрали позицию так, чтобы голова немца виднелась в просвет между колесами вагона, под которыми он укрывался. Когда стрелок пошел отдыхать и оставил свою лежку, он был убит с заговорившим с ним немецким солдатом.
В январе 1943 года немецкие войска в Сталинграде были разгромлены. Но Зайцев не мог насладиться победой, которая свершилась в феврале. В январе он получил тяжелое ранение и временно ослеп.

Младший лейтенант Василий Зайцев узнал о награждении Золотой Звездой Героя СССР, лёжа на больничной койке. Весть о награждении Зайцеву сообщил его товарищ, услышавший объявление диктора по радио.

Звание Героя Советского Союза знаменитому снайперу было присвоено 22 февраля 1943 года. Золотую Звезду и Орден Ленина Зайцев получил после выписки из госпиталя. Награды вручил ему в Кремле председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин.

«Где-то на третьей или четвёртой неделе пребывания в госпитале я, по снайперской привычке, мог почти безошибочно определить расстояние до собаки, которая лаяла на окраине села. Расстояние по прямой прицельной линии. Даже подумывал: по линии звука можно вести прицельный огонь. Смешно, конечно, но тогда я никак не мог смириться с тем, что слепота, может быть, навсегда разлучила меня со снайперкой», — печалился Василий.В феврале зрение вернулось к Зайцеву. Его послали восстанавливаться в Москве, в поликлинике Наркомата обороны, и в тот же день он получил звание младшего лейтенанта. Врачи потратили немало усилий, чтобы его восстановить, но, к сожалению, стрелять с такой же точностью Зайцев уже не мог. Знаменитый снайпер стал обучать своему ремеслу новые поколения бойцов. А абсолютным рекордсменом среди советских военнослужащих времён Великой Отечественной войны является старшина 39-го стрелкового полка Михаил Сурков, убивший 702 фашиста.
В столице Зайцева зачислили на Высшие стрелковые курсы командного состава, там он познакомился с другими прославленными снайперами: с Владимиром Пчелинцевым, Людмилой Павлюченко и Григорием Гореликом.
На фронт Зайцев вернулся осенью 1943 года и принял участие в освобождении Восточной Украины. Правда, там он в основном обучал молодых снайперов – особенно успешным стал Виктор Медведев, который уничтожил суммарно 331 фашиста.Окончание войны Зайцев встретил в госпитале в Киеве. По рассказам вдовы снайпера Зинаиды Сергеевны, Зайцев несколько раз получал тяжёлые ранения. Два раза медсёстры вытаскивали еле живого снайпера из братской могилы. А однажды в рукопашной схватке немецкий штык вошёл Зайцеву в грудь и только чудом не задел сердце. После демобилизации он так и остался в Киеве. Закончил Всесоюзный институт текстильной и легкой промышленности по специальности «технолог», но все же не забывал о стрельбе: выпустил два учебных пособия по снайперскому искусству.
Затем он работал директором машиностроительного предприятия, а после стал руководителем швейной фабрики «Украина».

«Мне кажется, что Зайцев своей невероятной известностью обязан прежде всего педагогическому таланту. Мало кто из выдающихся снайперов был способен обучить товарищей и теоретизировать свои практические навыки и знания», — отметила в беседе с RT заместитель заведующего информационно-издательским отделом музея-заповедника «Сталинградская битва» Татьяна Приказчикова.

По мнению эксперта, всемирная известность пришла к Зайцеву с выходом голливудского фильма «Враг у ворот» в 2000 году, где роль советского снайпера исполнил Джуд Лоу. В то же время, как отметила Приказчикова, американская картина о Сталинградской битве не претендует на историческую достоверность.

Снайпер был почётным гражданином Волгограда и периодически приезжал в город-герой. В частности, 8 июля 1982 года он присутствовал на открытии музея-панорамы «Сталинградская битва» и увидел своё изображение на художественном полотне.

Скончался великий снайпер 15 декабря 1991 года, прожив 75 лет насыщенной жизни. Он завещал похоронить себя в Волгограде. Но изначально его похоронили в Киеве. На Мамаев курган его останки перенесли в 2006 году.
В пантеоне славы в Киевском музее истории Великой Отечественной войны (сейчас — Музей истории Украины во Второй мировой войне) имя и фамилия Зайцева высечены золотыми буквами.

https://goaravetisyan.ru/vasilii-zaicev-legendarnyi-snaiper-...

https://old.fishki.net/4060132-myslity-neshablonno-istorija-...

https://russian.rt.com/science/article/485126-shaiper-vasiiy...

https://www.maximonline.ru/longreads/get-smart/_article/vasi...

Картина дня

наверх