На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 169 подписчиков

Свежие комментарии

  • александр муравьев
    Я сейчас уже ничему не удивлюсь. А под эту марку можно освободить кого угодно. Где ты видел чтобы у нас закон работал..."Амбрелла" - смер...
  • Светлана Митленко
    Жалко, но малолеток нашли, так же как и ангела у одного из них дома.Московские прогул...
  • Светлана Митленко
    Увы. Как только человек попадает в круг чиновников, то редко когда останется не замаранным. Система выстроена так, чт...В 1951 году 23 ра...

Древний Киев. Что? Где? Когда? Ч.1

После темы о захвате монголами Киева решила сделать тему о раскопках в городе и что было обнаружено археологами. И тут нашла совершенно замечательную тему жительницы самого Киева, которая это сделала довольно-таки подробно. Вот и я предлагаю ознакомиться с ее материалами и фото. Какие-то фото попытаюсь найти большего размера, какие-то будут оригинальными. Материал выложила пользовательница под ником agritura. Сейчас я сделаю 2 признания, буквально исторгну их из черных тайников своей души:
1) я обожаю диорамы;
2) у меня топографический кретинизм в крайней степени выраженности.

Первое необъяснимо, это просто факт - в музеях могу часами рассматривать макеты городов, что-то меня в них чарует неизъяснимо. Второе требует некоторых объяснений, тем более, что в некотором роде связано с первым. Кретинизм мой незамутненный, абсолютный, образцовый, а не "как у всех женщин". Все меняющиеся за окном моего автомобиля картинки я воспринимаю плоскими и изолированными, абсолютно не связанными друг с другом, а тем более с картой, это для меня - как смена живописных пейзажей, обрамленных в тяжелые золоченые рамы. Поэтому рассматривая диораму города, в котором я живу уже больше 30 лет, я ранее даже не пыталась связать ее с реальной местностью. До недавнего времени.


Для начала нам надо будет вспомнить, кто были эти ребята. Слева - киевский князь Владимир Святославыч, правнук самого Рюрика, посередине - его сын, Ярослав, прозванный Мудрым, справа - внук, Изяслав Ярославович. Они создали три архитектурных ядра древнего Киева - Город Владимира, Город Ярослава и Город Изяслава (см. ниже).

А может быть, все-таки рискнем? Вооружимся старыми картами, планами, книгами и описаниями города, попытаемся все-таки перевести в 3D формат плоские сухие схемы. Вдохнем в них жизнь, так сказать.

Скажу прямо, это мне очень помогло, но намного более полезной оказалась книга "Древний Киев" И.О.Иванцова, которую я купила недавно в "Академкниге". Я долга мудрила, пытаясь сопоставить план древнего Киева (его диораму) с нынешней застройкой, но это оказалось непосильной задачей для человека, которому не то что "север-юг" - неразрешимый ребус, а иногда путаются "право-лево".

В книге же на последней странице оказался (бинго!) чудесный план "Древний Киев и его сооружения" по М.К.Каргеру - дислокация древних строений (с датами раскопок, при которых они были обнаружены), нанесенная на современную застройку. Делался план еще при Союзе, поэтому на нем фигурирует ул. Героев Триполья вместо Спасской, наример, и "Жертв Революции" вместо Десятинной. Да что там рассказывать? Вот вам этот план. Откройте в новой вкладке, кликнув на слово "отсюда" и он увеличивается до безобразия:



отсюда

Итак, ниже результат того, в чем мне удалось частично разобраться:
Диорама "Киев 10-13 века" в Музее истории Украины. Сделана в 1977 году художником О.В.Казанским и консультантами-историками П.П.Толочко и Ю.С.Асеевым.
Тут больше  размер картинки
Прародители жили в Киеве давно - рядом полноводная река, гора (на самом деле в геологическом плане это даже не холм), делающая город почти неприступным с берега, вокруг леса, полные дичи. Для земледелия земля так себе, почвы кисловатые, зато вид красивый (если это вообще было для них важно). Самая древняя стоянка, обнаруженная в Киеве - Кирилловская, на территории нынешнего завода "Фармак" на ул. Фрунзе. Стоянка палеолитическая, ей больше 20 000 лет. Шалаш из костей мамонта в Музее Природоведения видели? Вот, он отуда.

С древности Киев было принято делить на собственно "Гору" (Старокиевская гора) и "Подол" - низменную прибрежную часть. Крепости, естественно, строили на возвышенности. Гора была, как я уже сказала, не гора, а холм, а точнее несколько холмов (от 7 до 15 при разных системах подсчетов), а если быть совсем уж точными, то это даже не холмы, а промежутки между оврагами. Затрудняет сравнение с древностью и то, что почва холмов была мягкая, она размывалась со временем, холмы уплощались, а некоторые были срыты людьми - как гора Уздыхальница, которую в 17 веке при поляках специально "понизили", чтобы она не возвышалась над Замковой, это создавало угрозу обстрелов последней.

Давайте теперь разберем то, что мы видим на рисунке повыше под римской цифрой I - Подол.

Тут еще  больше картинка 
Река Почайна - полулегендарная, от нее возникло название ул. Почайнинская. По некоторым предположениям, Владимир Великий крестил Русь вовсе не в Днепре, а в Почайне, и идолище языческого бога Волоса (Велеса) выкинули сюда же. Считается, что свои истоки река брала в болотах у Редькина озера (Министерское), и впадала в Днепр в районе Подола. Другие исследователи предполагают, что это был рукав Днепра. Мне кажется, Гугл-карта красноречива:
В 18 веке русло Днепра сильно изменилось, Почайна обмелела и местами полностью пересохла.

Сейчас от реки осталась только Гавань, на берегах которой разместились доки, судостроительный завод "Ленинская кузница", (владеет которой не Ленин, как можно было бы предположить, а как раз князь Петр Алексеевич), и часть порта.

Киевская Гавань (на заднем плане - Рыбальский мост, сейчас пешеходный, а я когда-то по нему и на машине ездила, на нем всегда была "тянучка").

Дальше река "заканчивается", прерывается, и на карте можно увидеть цепь из 7 оболонских озер Опечень, на берегу одного из них - Иорданского - живет моя сестрица (бывшее русло Почайны выделено красным пунктиром). Кстати, Оболонь в 10-13 веках была лужком с зеленой травкой, которая прекрасно росла здесь после весенних разливов. Так что было это отличное пастбище.

Прибрежная часть Подола в 10-13 веках, вероятно, была укреплена валом и деревянными стенами. Сейчас от них не осталось следа, до недавнего времени здесь ходил трамвай, теперь там красивая, совсем новая набережная:
Если судить по диораме, порт - "Притыка" - находился ближе к месту впадения Почайны, там где сейчас Гаванский мост, а не в месте нынешней Почтовой площади, куда спускался Боричев тик - улица, носившая то же имя, что и спуск. Где этот спуск находился, не совсем ясно, некоторые исследователи считают, что это мог быть нынешний Андреевский спуск, другие - что это место, на котором сейчас фуникулер:
А вообще в древнем Киеве существовало более 25 рек, и это, как и в случае с "горами", были никакие не реки в большинстве своем, а ручьи. Часть из них сохранились и доныне, они спрятаны в подземных коллекторах - это целый скрытый мир под нашими ногами, о существовании которого мы даже не догадываемся. Только кусочек Лыбиди "торчит" наружу, но лучше вам этого не видеть - канава канавой!

Нынешняя Воздвиженка - бывшее урочище Кожемяки. Здесь Киянка протекала - от ключей в районе нынешней Львовской площади...

...До нынешней Крестовоздвиженской церкви (вид из окна "Экспериментариума", слева нависает Замковая гора), здесь она впадала в Глубочицу.

Мы разбираем Подол, поэтому нам важно выделить реку Глубочицу (Глыбочица) - она начиналась на Лукьяновских высотах, протекала там, где сейчас Верхний и Нижний валы, название улицы происходит от двух реальных валов, которые насыпали в 17-18 веке, чтобы укрепить берега этой речки-вонючки - а именно такой она и была. Еще до войны посередине Валов была канавка, во время паводков она переполнялась водой. Сейчас на этом месте бульвар со скамеечками, где местная алкашня пьет пиво.

Подол в древности - место торговое и ремесленное, сюда сбрасывали всякие "рыночные неликвиды" и "ароматные" отбросы дегтярного и кожевенного производства. Левый ее приток - Киянка. Она находилась между Замковой горой и Детинкой, пробегала по урочищу Кожемяки (нынешняя Воздвиженка) и в районе нынешней Крестовоздвиженской церкви впадала в Глубочицу. Вонь здесь стояла невероятная - как и везде, где выделывают кожу.

Теперь разбираем римскую цифру II - Торговище Подольское или Житний торг.
Ну или сюда, чтоб убрать дурацкую рекламу

Нынешний Житний рынок, там, где он сейчас расположен, - это совсем другое место. Подольское торговище располагалось там, где сейчас Контрактовая площадь.

Реконструированная церковь Богородицы Пирогощи. Первая церковь была построена в 1131 году Мстиславом Владимировичем, она упоминается в "Слове о полку Игоревом". 

Я поначалу решила, что она и была такого размера как сейчас, но оказалось, что намного больше! Справа - церковь Успения (Богородицы Пирогощи), сейчас реконструированная.

Посередине на диораме - я думала, что это храм, который стоял на месте собора Братского монастыря, где-нибудь здесь, где колокольня:

Слева на диораме, поначалу подумала я, - храм на месте церкви Киево-Могилянской академии здесь:
Но, изучив план Каргера, я поняла, что границы были намного дальше. На самом деле, посередине - это, вероятно, Михайловский Новгородский божник, каменная церковь серед. 12 века, фундамент которой обнаружили при земельных работах в 1955 году.

Находилась она на месте нынешней школы по улице Спасская, 16 (на углу с Волошской, этой дорогой я проезжаю пару раз в неделю, вожу сына на английский):
Школа строилась в 1936, а работы проводились в 1955, значит, церковь стояла или перед ней, или во дворе:

(эта и предыдущая фотографии - скрины с "просмотра улиц" Гугл-карты).

Вторая "неизвестная" церковь - Турова божница 12 века, на диораме она слева. Предположительно ее фундамент располагался на Борисоглебской улице перед перекрестком с Братской, (тоже обнаружен в 1955 году) здесь примерно:

Это тоже скрин Гугл-карты.

Соображаете, насколько больше в те времена была рыночная площадь?!
Еще одна церковь, которая в то время была на Подоле - Ильинская, ее вы можете видеть на кусочке диорамы "I - Подол", она, конечно, миллион раз перестраивалась, но ее имя, по крайней мере, сохранилось тем же. Вот она:

Ильинская церковь.

Нынешний храм построен в 17 веке, но на его месте до этого была деревянная Ильнская, а до нее, вполне возможно, и каменная. Есть предположение, что это вообще первый христианский храм на Руси, еще до Крещения, построенный для гостей-иностранцев и немногочисленной тогда местной общины. Он упоминается в летописях в 945 году: когда вернулись послы из Византии, они молились в "церкви Святаго Ильи, яже над ручаем… се бо бе соборная церков, мнози бо беша Варязи хрестияны".
Паки херувимы, в общем.

Церковь Николая Набережного

Эта красивая церковь возведена на месте старой деревянной в 18 веке. А первая деревянная здесь стояла еще в 11 веке, хоть я ее на диораме и не вижу. Она называлась так же - Николы Набережного. Была легенда, что рядом с этим местом в Почайне утонул ребенок, а нашли его перед иконой Николая Мокрого в Софийском соборе живым. В честь этого чуда и был возведен храм.

Вообще Подол неоднократно претерпевал испытания огнем и водой. Выгорал он полностью, так как преимущественно был деревянным, в последний раз в 1811 году - просто подчистую! В летописях упоминаются масштабные пожары 1111, 1124 и 1145 годов.

Да и затапливало Подол постоянно. Я еще помню киевские наводнения, которые прекратились только в конце 1970-х после постройки дамбы ГЭС - уровень воды в Днепре стали регулировать.
Наводнение 1890-х
1907, ул. Почайнинская 
Эта и предыдущая фотографии отсюда, Там еще много такого "утопленного" добра разных лет.


С 9-го века люди на Подоле селились с непобедимым упорством, а основное активное заселение началось в 11 веке. Возможно, вал и стена частично защищали жилища от разливов Днепра, а может, разливы тогда не были такими сильными. Как вы видите на диораме, заселение очень кучное. Это было связано с тем, что как раз к тому времени славяне освоили речную навигацию и торговлю, близость реки была очень важна для торгового обмена и политических связей. Здесь жили, в основном, купцы и ремесленники. Кожевников и дегтярей я уже упоминала, а еще были гончары, плотники. Много было и иностранных купцов. Существовал армянский, новгородский и еврейский кварталы.

Хотела я сразу и про Детинец написать, но тогда целая диссертация получится. Предлагаю напоследок еще с горами разобраться (еще раз можете глянуть на всю диораму с обозначениями).

Через небольшой тоннельчик с Пейзажной аллеи мы спускаемся по такому вот пригорку - это гора Детинка.

Это вид на Детинку с "Пейзажки" уже ближе к Музею истории. Холм на заднем плане - Копырев конец. Сейчас там улица Смирнова-Ласточкина. Крупное серое здание - Больница Ученых. Светлые особнячки справа в яру - Воздвиженка.

Справа на холме - Музей истории. Там когда-то находился Киевский Детинец (город Владимира, мы о нем в следующий раз поговорим). Дома в яру - Воздиженка, на заднем плане - продолговатая Замковая гора (Флоровская, Киселевка). Слева вдалеке вышка - это гора Щекавица, ее с такого ракурса почти не видно.

Замковая гора со стороны Пейзажной аллеи. А на месте бывшего лужка на заднем плане выросло вон что. 

Замковая со стороны Флоровского монастыря (осенняя, как вы понимаете).

Воздвиженка, по сути, расположена в яру между несколькими холмами: Замковой горой (на заднем плане), Детинкой и склонами Копырева конца (здесь лето у нас). 

На склонах над Воздвиженкой много пешеходных дорожек. Вид с Детинца.

Есть еще одна гора - Уздыхальница, но она находится по другую сторону Андреевского спуска, за Замком Ричарда. Так что о ней в следующий раз.Архитектурная доминанта Города Владимира - Десятинная церковь (Ярослава - Софийский собор и Изяслава - Михайловский собор соответственно).

Идем дальше. Разберем теперь Гору, Верхний Киев.

Начнем с Детинца или Города Владимира. Да, да, это там, где Музей Истории, вы, конечно, знаете! Но ведь, по большому счету, кроме Музея, Липы, обозначений фундаментов и новодельной церкви, там ничего нет.

Согласно диораме, здесь было несколько каменных построек, более десятка (что немало для такой небольшой площади), и пара дюжин деревянных.

Как-то представляется, что Владимир должен был непременно жить в Здании Музея истории рядом с Десятинной церковью, тем более, что на территории Детинца раскопали как минимум три дворцовых постройки. Оказывается, никаких сведений по этому поводу не сохранилось, так что, возможно он жил и в другом месте. И название "Город Владимира" пошло не от того, что он здесь первый стал строить, а то буквально видится, как пришел откуда-то Владимир, поднял голову, увидел пустую гору и сказал: "Здесь и будем строить, отсюда Русь пойдет".

Гора была не пустая, конечно, тут, сорее всего, были резиденции Ольги, бабки Владимира, и ее предшественников, не исключая полулегендарного Кия - задолго до Владимира Святославыча. Обнаружены здесь в разное время и языческие капища - ведь первую половину своей "трудовой биографии" князь был язычником и творил в связи с этим всякие непотребства: как то - насиловал Рогнеду, убивал ее отца и братьев, держал гарем где-то в районе Вышгорода, молился идолищам поганым ну и т.п.
Всегда меня эта Лосенкина картина умлиляла. Вот интересно, это Владимир и Рогнеда "до" (он ей такой, вежливо: "Лягемьте в койку, душа моя!") или "после" ("Ах не печальтесь же, моя чаровница, будьте же теперь моей супрЮгой!"). И служанка такая, с осуждением: "О! Опять эта наша показная истерика!".


Посмотрим еще раз на диораму с подписями, которая была выше и напомним себе.

Мы будем рассматривать то, что под римской цифрой III - Детинец или Город Владимира:

Не понятно пока, где что, правда? Будем разбираться.

Начнем с того, что первая фиксация топографии Киева - это знаменитый план полковника Ушакова конца 17 века. До этого еще были гравюры Вестерфельда, на них сохранились только несколько видов Киева и его значимых построек. Так что понять, что и где располагалось на Старокиевской горе, теперь очень сложно. Удивительно, что влоть до ранних послевоенных годов раскопки на этой территории велись оживленно, но довольно странно и иногда хаотично, даже подробные описания и чертежи некоторых из них не все сохранились, а ведь можно было бы делать даже фотографии (они есть, но немного).
Фрагмент плана Ушакова (1695). Кликните сюда на полный размер - и "залипнете" на час! Все эти "пищали" и "раскаты" меня лично просто зачаровывают!
"Раскат" (или роскат), кстати, это бревенчатый настил - на мосту, например. Я так понимаю, отсюда "раскат грома" - когда по такому настилу проезжала телега, грохот должен быть стоять неимоверный. 

На плане, как бы прекрасен он не был, узнать можно только одно место - "Церковь Воздвижения", она же Крестовоздвиженская - на ее месте теперь стоит Андреевская. Киевские ворота - это верхняя часть Андреевского спуска.

Софиевские Ворота - перекресток Владимирской и Большой Житомирской. Между "Государевым двором" и "Приказной палатой" мы видим небольшую церковь, явно полу-деревянную. Насколько я понимаю, это церковь Петра Могилы, которую он воздвиг из материалов, оставшихся от древней Десятинной, об этом позже.

Так что, как видите, уже 320 лет назад на этом месте нельзя было найти практически ничего из того, что было построено в 11-13 веке - все было разрушено или постепенно пришло в упадок после татаро-монгольского нашествия в 1240 году.

Давайте тогда осмотрим, что здесь находится сейчас. Музей истории Украины располагается в здании, которое строилось, как Художественная школа. До 10 лет до постройки (в 1928 году) на этом участке было разрушено здание Десятинной церкви, тоже "новодельной", она простояла ровно 100 лет. Как по мне, уродлива она была до дрожи (что не означает, что ее обязательно было сносить). Советские "богоборцы" планировали ставить школу прямо на месте руин церкви, но автор проекта архитектор Каракис (очень талантливый, надо сказать) с огромным трудом отстоял другое место - ближе к обрывам, так, что заповедные "тени" Десятийной церкви сечас можем видеть и мы.
Музей истории Украины (1937-39). На мой взгляд, здание очень красивое - при всей его массивности, ему не откажешь в определенном изяществе и даже элегантности. Оно довольно деликатно вписано в панораму исторического холма, подчеркивая историческое значение и даже святость этого места.

Здесь было раскопано языческое капище. Форма характерная, здесь же нашли следы кострищ и сожженых костей животных. Хвойкина работа, любил он в окрестностях Киева порыться.
Это не единственное свидетельство пребывания язычников на Детинце. Некоторые авторы упоминают, что до Владимира все склоны были покрыты курганами с захоронениями. Когда строили град, насыпи срыли, но покойников старались не тревожить.

Раскопки капища Викентием Хвойкой (рисунок из какой-то книги).

Эту странную постройку, похожую на ДЗОТ, я даже не буду пространно комментировать. Буду кратка: на мой взгляд, это еще более возмутительная современная градостроительная наглость, чем сносы старых зданий. Помимо всего прочего, над Детинцом теперь постоянно раздается колокольный звон, так, что слышно на всех этажах музея.

Вообще-то, во всех странах, даже не особенно, по нашим меркам, цивилизованных, такого уровня исторические памятники охраняет вооруженная полиция. Нигде бы не допустили такой Санты-Барбары.

Этот камень (левее и позади Музея истории) установлен в честь 1500-летия Крещения Руси. Пишут, что отсюда есть пошла Русская земля. И пошла есть.

Идолище поганое.

На этом месте находилась Ротонда (7) - довольно высокое дворцовое здание, круглое в плане, возможно, в 2 этажа, с винтовой лестницей. Не исключено, что это палаты княгини Ольги. Здание было сложено из нескольких слоев плинфы с забутовкой. Жалко, что у нас не делают стеклянных "колпаков" с возможностью осмотра аутентичного фундамента. Не исключено, что Ольга жила в другом дворцовом здании, отрытом неподалеку, в Десятинном переулке.

Сейчас сюда приходят современные язычники и молятся Яриле (честное слово, сама слышала!). Им бы на капище, но их, как я понимаю, оттуда гоняют.

Нуачо, поесть-попить принесли, детишки, все такое. Хорошо еще, что петухов не режут!
Люди, ущипните меня кто-нибудь!

Это остатки вала, вернее их символическая реконструкция.

...И с другой стороны.

Теперь, наконец-то, о самой Десятинной церкви (10. на фрагменте диорамы внизу). Фундаменты долго были за забором, я с ужасом ожидала, что на них построят какую-то халабуду, дескать, нате вам реконструкцию Десятинной церкви, сам Владимир нам во сне привиделся, макетик быстренько набросал.

На самом деле, они просто очередной раз покопали что-то и обновили план. Серым гранитом выложили фундамент самой старой "Десятинки", розовым - новой, которую в 1828 построили. Жаль, что убрали "колпак" с обзором старого фундамента. Вот прямо до слез жаль!



Абсидная часть.

Вы видите справа здание невыносимо салатового цвета, оно стоит в Десятинном переулке, примерно за ним был найден фундамент дворцовой постройки (12. на диораме с обозначениями ниже).

Это реконструкция древней "Десятинки".

Вы же знаете, да, как там все было? Нет? Напомню. Это всего лишь легенда, конечно.

В языческом Киеве жила семья варягов-христиан. Отца звали Феодор (Тур?), бы у него сын - юноша Иоанн. Жили среди язычников спокойно, пока не пришел какой-то праздник. "Праздник" довольно специфический - бросали жребий и выбирали, кого из юношей-девушек "замочить" в жертву богам. Жребий пал на Иоанна. Сидит себе парень дома с папой-мамой (а дом находился как раз там, где церковь потом поставили), а тут приходят косматые волхвы и заявляют: "Вам сегодня крупно повезло!...".
Убиение Феодора и Иоанна (миниатюра Радзивилловой летописи)

Иоанн приноситься в жертву вежливо отказался (и я его где-то понимаю), волхвы ушли, но потом вернулись и привели с собой разъяренную общину. Христиане закрылись в доме, Феодор из окна пытался проповедовать, но язычники подрубили сваи дома и убили обоих ("...и подсекли под ними сени, и так их убили").

Они стали первыми признанными на Руси святыми-мучениками (но они, напомню, были иностранцы). А Борис и Глеб, сыновья того же Владимира? Они первые "отечественные" мученики.

Потом Владимир крестился, женился на византийской принцессе Анне (а бедную Рогнеду выгнал - не особенно он был, все-таки, куртуазен), а история с невинно убиенными в его граде иностранцами ему не давала покоя (ох-хо-хонюшки, вот не спал, не ел, не пил). Именно на месте их смерти он и решил построить главную церковь своего княжества.
Церковь Владимира разрушил Батый, однако не до самого основания. Часть руинированных стен сохранялась довольно долго. Петр Могила в 1635 году аккуратно "достроил" церковь небольшой постройкой, сохранив древние стены. На картинке выше это плохо видно.

...А вот здесь - хорошо. Хороший все-таки был человек - Петр Симеонович (скан из Фундуклеевского "Обозрения").
Этот рисунок руин Десятинной церкви (19 век) - якобы копия рисунка Авраама Вестерфельда, сделанного в 1651 году. 
Скорее всего, это подделка. Или Вестерфельд рисовал очень по памяти - ведь церковь Могилы стояла уже с 1635 года, а здесь мы видим руины.

А вот строители этой штуковины - не очень хорошие люди. То, что церковь безобразная (над ней даже путеводители тех лет глумились), еще можно простить, а вот за то, при постройке было снесено все, что так бережно сохранял Могила, надо было руки поотбивать. Перед постройкой этого монстра были проведены полу-любительские раскопки. Поговаривали, что было найдено несколько кладов, которые бесследно исчезли.

Почти все сохранившееся мы разобрали. Теперь посмотрим еще раз на детинец, уже с подписями.
Или идем сюда.
Вот как-то так все выглядело, по мнению реконструкторов; есть некоторые несовпадения с раскопками.
Цифра 9. на диораме.

В углу площадки, близкому к ул. Владимирской, мы видим намеченный фундамент дворцового здания. Судя по всему, Владимирскую немного заглубляли, когда прокладывали. Во всяком случае, раньше на этом месте рва или яра не было - дворцовое здание начиналось здесь, и заканчивалост там, где усадьба Трубецких (ее видно через дорогу). Это или дворец Владимира, или резиденция Ольги, или еще чья-то. При раскопках надписи "Здесь был Вова Р." не обнаружено.

Усадьба Трубецких

Территория усадьбы Трубецих - место многострадальное. Вокруг перекопали каждый сантиметр земли. Нашли много чего интересного. Например, нашли два погребения и еще одно капище. Может, это Феодор и Иоанн в погребении?

13. Примерно здесь находились ворота, через которые можно было попасть на Подол (Киевские).
На месте Андреевской церкви стояла Крестовоздвиженская (4). 

Фундамент Софийских (Батыевых) ворот (11) - угол Владимирской и Большой Житомирской.

Чего мы еще не нашли? Давайте теперь здесь посмотрим. Цифры на космической карте соответствуют таковым на диораме:

Синим пунктиром обозначены границы города Владимира.

2 - это Васильевская церковь, она стояла практически на месте МИДа. Место это, кстати, называлось Перунов холм. Она, конечно, да наших дней не сохранилась, на ее месте стояла перестроенная в 17 веке церковь, но ее снесли в 30-е годы 20-го века. А выглядела она так:
Васильевская (Трехсвятительская) церковь. При Владимире, конечно, совсем другая была.
Поначалу она была деревянной, каменную возвелв 1183 году князь Святослав Всеволодович. Как-то так это выглядело:


Васильевская церковь. Реконструкция Асеева.

Неподалеку (3) - Михайловские ворота, стояли у начала ул. Десятинной.

Мой ребенок вбегает в реконструкцию Михайловских ворот в Парке "Киевская Русь".

5
 - Андреевская церковь. Совсем не там, где нынешняя Андреевская, возле нее был Андреевский (Янчин) женский монастырь, для благородных женщин.

Еще был Федоровский монастырь (14)

Его руины изобразил Вестерфельд:
Вообще, жуткое это дело, конечно - одни руины остались после ужасной катастрофы.

Федоровский (или Вотч) монастырь был мужским. Церковь Федора построил в 1132 Мстислав Мономах. Тут его и похоронили со временем. Это была своего рода усыпальница князей.

Еще был Бабий Торжок - небольшой базар, где бабы торговали всякой всячиной. Был он там, где сейчас липа Петра Могилы, а может быть и здесь:

Ну вот, мы кажется все с вами нашли в городе Владимира. Мы с вами уже прогулялись Градом Владимира, прошлись по древнему Подолу, теперь нам надо разобраться, где у нас что в граде Ярослава. Будем бродить по городу и болтать, как обычно, но уже завтра. 

https://agritura.livejournal.com/202573.html

https://agritura.livejournal.com/202573.html

 

Картина дня

наверх