На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Александров
    Дорогая Света! Именно так и строят: «здание отдельно, а взлетную полосу отдельно»! Пассажиры в самолёты попадают либо...Прогулки по Санкт...
  • Светлана Митленко
    Ну извините, Виктор Александров.Роскошь Питера
  • Светлана Митленко
    Творческий человек ведь не  только создает руками. А как например быть с композиторами? Как с писателями? Они же не р...Иллюзорные галакт...

Воронежский Иван Грозный

На всю Россию, почти год назад, 25 мая прогремела новость о том, что житель Воронежа в Третьяковской галерее совершил покушение на картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Это произведение искусства известно на весь мир. Но немногие знают, что Репин написал две работы с одинаковым сюжетом, посвящённые Грозному и его сыну. И одна из них хранится в Воронеже. Посетители зачастую считают, что в воронежском музее хранится эскиз знаменитого полотна. На самом деде это авторское повторение картины, то есть второй вариант знаменитой работы.

Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (таково её полное название) хранится в Третьяковке. Как вспоминал Репин, работа над «Иваном Грозным» давалась ему тяжело. Картина, законченная в 1885 году, была представлена на выставке передвижников. Работа вызвала недовольство императора Александра III, он запретил её к показу. Но за неё вступились тогдашние деятели культуры, и запрет отменили.

Картину купил известный меценат и коллекционер Павел Третьяков. А спустя почти четверть века, в 1909 году, банкир Павел Рябушинский заказал художнику авторское повторение знаменитой картины.Илья Репин в своей мастерской в имении Пенаты недалеко от Петербурга

После революции картина Репина 1909 года из коллекции банкира была реквизирована и передана в Исторический музей. А в Воронеж в художественный музей полотно попало в 1926 году. В то время была распространена практика, когда из государственного музейного фонда произведения отправляли в провинциальные музеи, чтобы усилить их коллекции.

В Воронеже картина пережила эвакуацию во время Великой Отечественной войны, а потом снова вернулась в постоянную экспозицию. Помимо этой живописной картины в фонде музея хранится несколько графических работ Ильи Репина.Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» 1885 года. Третьяковская галереяКартина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» 1909 года. Музей им. Крамского

3 главных отличия картин про Ивана Грозного

РАЗМЕРЫ. Историческое полотно «Иван Грозный и сын его Иван» в Третьяковской галерее впечатляет размерами — 199,5 х 254 см. Авторское повторение 1909 года в 3 — 4 раза меньше и носит название "Сыноубийца".

КОЛОРИТ. Как отмечает искусствовед и учёный секретарь музея Наталья БАКИНА, четверть века — большой срок, поэтому и авторское повторение у Репина получилось иным.

— В картине 1909 года появились черты модерна, — говорит Наталья Бакина. — По колориту картина более красная. Она написана на меньшем формате, в ней появились черты модерна, есть акцент на восточной роскоши. Создается впечатление, что кровавое пятно расплывается на все пространство картины. Эта работа как будто продолжает предыдущую картину и показывает лицо Грозного, который полон раскаяния и горя. Это, пожалуй, главное отличие от произведения из Третьяковской галереи. Возможно, поэтому картина не выглядит такой устрашающей, как классическая версия.

ПОЯВИЛСЯ СВИДЕТЕЛЬ. Также в авторское повторение Репин добавил большей жанровости. В картине 1909 года появился свидетель — женщина, заставшая страшную сцену.

И о том, что картина «Сыноубийца» не эскиз, как может показаться в начале, говорит почти стершаяся надпись «Илья Репин 1909 год».Интересно, что во время нападения вандала на полотно, картина "Сыноубийца" тоже находилась в Москве, на выставке. Напомню, в мае воронежец Игорь Подпорин, будучи пьян, нанёс несколько ударов стойкой ограждения по картине, осколки защитного стекла прорвали холст в трёх местах на фигуре царевича, также пострадала авторская рама. Эксперты оценили ущерб в 30 млн рублей, сейчас картину реставрируют.

Несмотря на такое происшествие, в Воронеже особых мер по охране картины «Сыноубийца» предпринято не будет, она уже заняла своё привычное место в «репинском» зале. Многие ошибочно считают её эскизом, но это – полноценное произведение, пусть и меньшего формата.

Между созданием двух полотен прошла четверть века, и главное отличие между ними – эмоции Ивана Грозного. На первой картине Репин изобразил на его лице ужас и безумие, на второй – настоящее горе отца, оплакивающего смерть сына. Другие здесь и краски – менее насыщенные, контуры нечёткие.

Кроме того, художник добавил ещё одного персонажа, женщину, ставшую случайной свидетельницей убийства. Искусствоведы отмечают, художники всегда возвращаются к вечным темам.

– Это та же тема, те же волнения, те же страдания человеческие, потому что тема отцов и детей – она всегда волнует людей. И как мы знаем, разные отношения бывают между детьми и между отцами, тем более, если это связано с властью, если это связано с добром, если это связано со злом, если связано с человеческой натурой, – отметила главный хранитель Воронежского областного художественного музея им. Крамского Елена Пшеницына. Как вы думаете, может и правда не стоит охранять произведение искусства? Или не будем ждать очередного жаренного петуха и все-таки стоит?

http://umbra.media/specproject/kak-ilya-repin-izmenil-kartin...

https://moe-online.ru/news/culture/1016837

https://www.tripadvisor.ru/LocationPhotoDirectLink-g798124-d...

https://vestivrn.ru/news/2018/07/18/v-voronezhskom-muzee-kop...

Картина дня

наверх